Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказкахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание: 1. Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику. 2. Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308); 3. Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику. 4. Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект. План занятия: 1. Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории: 1) Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность. 2) Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979). 3) Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур. 4) Герои и поэтика каждой из этих групп сказок. 2. Проведите идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376). Для анализа продумайте вопросы: 1. Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке? 2. Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке. 3. Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке. 4. Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое). 5. Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами. 6. Язык сказки. 7. Народные идеалы и мечты в сказке. Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.
Литература: 1. «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. – М., 1957. «Народные русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1977 или В.П. Аникин «Русская народная сказка». – М.: Просвещение, 1977; В. Порудоминский «А рассказать тебе сказку…». – М., 1970. 2. Русские сказочники. Сост. Э.В. Померанцева. – М., 1976. 3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М., 1969. 4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. – СПб., 1996. 5. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984. 6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976. 7. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975. 8. Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993.
Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен Задание: 1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен. 2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания. 3. Познакомиться с классическими песенными собраниями. 4. Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?
План занятия: Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам: 1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара; 2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов): а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии? б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале? в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации. г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль. Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен? 3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания. Литература: 1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957. 2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965. 3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984. 4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959. 5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»). 6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962. 7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977. 8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.
Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.
Тема: Народный театр. Народная драма Задание: 1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику. 2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии. 3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий. План занятия Подготовьтесь к выступлению в аудитории: 1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез? 2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения; 3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры: а) скоморошьи представления на Руси; б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»; 4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности: а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность); б) судьбы народной драмы. Литература: 1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953. 2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991. 3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89. 4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100. 5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988. 6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.
Тема: Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов Задание: 1. Познакомьтесь с журналами и периодическими изданиями, освещающими проблемы фольклористики: «Русский фольклор», «Живая старина», «Русская литература», «Традиционная культура» «Вопросы литературы», «Русская речь» и др., составьте картотеку статей no фольклористике (не менее 10 названий). 2. Составьте план-конспект двух статей, поднимающих проблемы фольклористики. Выясните точку зрения автора статьи на ту или иную проблему, жанр, классификацию и т.п. 3. Подготовьтесь к высryплению в аудитории на тему: «Проблемы фольклористики (в журнале и в статье no выбору студента)». 4. Познакомьтесь с учебными пособиями нового поколения по народной культуре для школьников: § Н.С. Воловник. У истоков русского фольклора. Учебно-методическое пособие. – М., 1994. § А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X-XI кл. – М., 1994. § Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцова. Путешествие в «чужую» страну. Пособие no лит. Для 5 кл. – М., 1994. § Е.С. Абелюк. Миф или сказка. Экспериментальное учебное пособие. – М.,1995. § Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Фольклор и родное слово: Пособие no русской словесности для учащихся 5-6 кл. сp. школы. – М., 1995. Подберите учебные пособия последнего десятилетия для школы и вуза, изучите их структуру и содержание. Сделайте выводы по темам: «Проблемы фольклористики на современном этапе», «Фольклор в школьном изучении», «Современные учебники по изучению народной культуры».
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ФОЛЬКЛОРУ 1. Народные песни в современном фольклоре (по материалам экспедиций). 2. Обрядовый фольклор (по материалам экспедиций). 3. Бытование частушек в … крае (по материалам экспедиций). 4. Принципы разработки проблем фольклоризма литературы. 5. Труды В.П. Адриановой-Перетц и проблемы фольклоризма древней русской литературы. 6. Особенности фольклоризма древней русской литературы XVII века. 7. Устно-поэтическая традиция и «Повесть временных лет». 8. Фольклоризм «Слова о полку Игореве». 9. Былинные сюжеты в литературной обработке. 10. Проблема народности литературы XVIII века и ее связи с устным народным творчеством. 11. М.В. Ломоносов и фольклор. 12. Жанры русского классицизма и народная поэтическая традиция. 13. Фольклор в творческой деятельности (одного из писателей XVIII века: М.Д. Чулкова, М.И. Попова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина и др.). 14. Сентиментальная поэзия конца XVIII в. и проблемы фольклоризма. 15. В.А. Жуковский и фольклор. 16. Баллады А.С. Пушкина и их народно-поэтические источники. 17. А.С. Пушкин и народные сказки. 18. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин и проблема жанра литературной сказки. 19. А.С. Пушкин и народная песня. 20. М.Ю. Лермонтов и фольклор. 21. Народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. 22. Героическая народная эпопея «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. 23. А.В. Кольцов как поэт-песенник. 24. Проблемы изучения деятельности кружка П.В. Киреевского. 25. Народные песни литературного происхождения в XIX веке. 26. К. Аксаков-фольклорист. 27. Фольклоризм Н.М. Языкова. 28. А.М. Горький и фольклор. 29. Фольклор в творчестве А.И. Куприна. 30. Русские художники-иллюстраторы народных сказок и былин. 31. Фольклорные сюжеты в лубочных картинках. 32. Народные сказки в операх Н.А. Римского-Корсакова. 33. Фольклорно-мифологические основы творчества В.В. Высоцкого. 34. Фольклор в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов». 35. Д.С. Лихачев и проблемы фольклористики. 36. Жанровая специфика и проблемы классификации (один из жанров фольклора). 37. Поэтика фольклорных жанров (на примере анализа одного из произведений).
НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ 1. Современный фольклор (по материалам экспедиций). 2. Фольклор и литература. См.: А.М. Новикова, Е.А. Александрова. Фольклор и литература. Семинарий. – М., 1978. 3. Фольклор и русское искусство. 4. Мифология и фольклор. 5. Культурология и проблемы фольклористики. 6. Проблемы фольклористики: собирание и изучение фольклора в XVIII-XX веках. Выдающиеся фольклористы. Школы и теории в фольклористике. 7. Система жанров устного народного творчества. Поэтика фольклорных жанров. Историческая поэтика. 8. Русский фольклор и проблемы взаимоотношения с фольклором других народов. 9. Проблемы славянского фольклора в русской фольклористике.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.007 с.) |