ТОП 10:

Тема: Русские писатели-собиратели и исследователи фольклора (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, Н.М. Языков, П.В. Киреевский как фольклористы-собиратели).



Задание:

1. Познакомьтесь с записями фольклора и собирательской деятельностью названных писателей в книге «Литературное наследство» Т. 79, ред. Д.Д. Благой, А.С. Бушмин и др. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. – М.: Наука, 1968.

2. Прочитайте вступительные статьи и комментарии к записям текстов песен.

3. Проанализируйте принципы собирания песен писателями.

4. Подготовьте выступление групп по темам:

1) А.С. Пушкин как фольклорист.

2) Н.В. Гоголь и фольклор.

3) А.В. Кольцов – собиратель народных песен.

4) П.В. Киреевский и его собрание народных песен.

5) Песни, собранные Языковыми, в собрании П. Киреевского.

К темам докладов подобрать библиографический список, оформить на карточках.

 

Литература:

1. Песни, собранные писателями. Новые материалы. Из архива П.В. Киреевского. Литературное наследство / Под ред. Д.Д. Благой и др. – М.: Наука, 1968. – Т.79.

2. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. – Л.: Наука, 1997. – Т.1.

3. Гоголь Н.В. 1. О малороссийских песнях. 2. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности. В кн. Н.В Гоголь. Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1978. – Т.6. – С.102-110; 332-372.

4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. – М., 1958. – Т.1.

5. Соймонов А.Д. П.В. Киреевский и его собрание народных песен. – Л., 1971.

6. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина: Уч. пособие. – М., 1998.

7. Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. – Москва: Издательство «Таганка», 2009.

8. Смолицкий В.Г. А.С. Пушкин – собиратель фольклора // Живая старина. – 1999. – №2. – С.39-40.

 

Тема: Поэтика обрядового фольклора

Задание:

1. Прочитайте в словарях о термине «поэтика», продумайте, как соотносится этот литературоведческий термин с анализом фольклорного текста.

2. Прочитайте по учебным пособиям разделы «Календарно-обрядовая» и «Семейно-обрядовая поэзия».

3. Познакомьтесь со сборниками обрядовой поэзии, дайте одному из них полную характеристику в Вашем читательском дневнике по плану: полное название сборника, сведения о составителях и собирателях (время, место записи и исполнители), годы изданий, переизданий, состав сборника, характер материала, принципы его композиции, достоинства и недостатки.

4. Изучите лек. 5 «Жанрообразование» в кн. В.П. Аникин. Теория фольклора. Курс лекций. – М.: КДУ, 2004. – С.93-115. Составьте план.

5. Прочитайте тексты обрядовой поэзии и описание обряда в хрестоматии, выучите наизусть образцы обрядового фольклора (по выбору студента), дайте комплексный анализ этих текстов. Для этого необходимо разделить тексты на смысловые отрезки, проследить, какими смыслами организованы обрядовые произведения, как развиваются смыслы в текстах. Что объединяет разные смыслы обрядового произведения? Обратитесь к языку обрядовых песен, проанализируйте связи между отдельными частями текста через «жизнь» слова в нем.

Как определено пространство и время в обрядовой поэзии? Какое дополнительное семантическое содержание приобретают обычные обозначения времени года, периоды человеческой жизни. Каково назначение рефренов в обрядовых стихах? Найдите в тексте ключевые слова, раскрывающие развитие основных смыслов текста. Проследите за способами создания ритмов в обрядовых текстах.

 

Сделайте вывод: Что является определяющим в организации текста обрядового фольклорного произведения? Как его композиция связана с семантикой обряда, к которому относится текст?

План занятия:

I. Календарно-обрядовая поэзия:

1. Колядка как жанр фольклора, ее место в календаре русского народа.

2. Темы, образы и поэтика подблюдных песен.

3. Народные масленичные песни и их поэтика.

4. Песни весеннего и осеннего календарных циклов, их поэтика.

II. Поэзия семейно-обрядовых ритуалов: свадебные величания, корильные песни, свадебные причитания, похоронные причитания, родильно-крестильный фольклор.

III. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и христианизация Руси.

IV. Темы для самостоятельного размышления:

* Какие черты ментальности русского народа выражаются в обрядовом фольклоре?

** Сравните обрядовый фольклор русского народа с обрядовым фольклором народа, язык которого Вы изучаете.

Литература:

1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Уч. пособие. – М., 1970.

2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991.

3. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.

4. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М., 1990.

5. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – Вып. 1, III / Сост., подготов. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

6. Обрядовая поэзия / Сост., вст. ст. подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

7. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – Л., 1957.

8. А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994. – Гл. 3 – С.135-206.

 

Тема: Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц

Задание:

1. Прочитайте главу по учебнику.

2. В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Изучите комментарии последующих издателей сборника. Из 3-х - 5-и разделов сборника выпишите по три пословицы, выучите их наизусть.

Подберите подобные по смыслу пословицы в фольклоре народа изучаемого языка**. Составьте план статьи М.А. Рыбниковой «Содержание и форма пословицы и поговорки». В книге С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1971. – С.335-342.

План занятия:

1. Предполагается выступление по вопросам в аудитории:

1) Определение жанра пословиц. Тематика пословиц.

2) Пословицы и поговорки, сходство и различие между ними.

3) Художественный стиль пословиц, средства их поэтической образности: символика, ритмичность, роль звуковых повторов, особенности композиции.

4) Собирание и изучение русских пословиц. Рецензия Н.А. Добролюбова на сборник Ф.И. Буслаева.

5) В.И. Даль – выдающийся знаток и собиратель русских пословиц.

6) Источники сборника пословиц Даля.

7) Принципы распределения пословиц в сборнике.

8) Группы пословиц, выделяемые В.И. Далем.

 

 

Литература:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследования и тексты. Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1957.

2. Аникин В.П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В.И. Даля / Под общей ред. Б.П. Кирдана. – М., 1987. – С.637-648.

3. Лингвоведческий словарь // Под ред. В.П. Фемецына, Ю.Е.Прохорова. – М., 1979.

4. Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия // Сост. В.Н.Морохин. – М., 1979.

 

Сообщения на тему:

1) Из истории русской фольклористики. В.И. Даль (биографический очерк).

2) В.И. Даль – собиратель и издатель пословиц.

Литература к докладу:

1. М.Я. Бессараб. Владимир Даль. – М., 1968.

2. В.П. Порудоминский «Даль». – М.: «Молодая гвардия», 1971.

 

 

Тема: Поэтика былин

Задание:

1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике.

2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.

3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).

4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.

План занятия:

1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.

2) Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.

3) Периодизация и классификация русских былин.

2. Прочитайте, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:

1) роль вступления к былине;

2) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;

3) герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;

4) главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;

5) средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);

6) язык былины, былинный стих (строфемы).

На все вопросы подберите примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.

Литература:

1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).

2. Глава по учебнику.

3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.

4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.

5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.

6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.

7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.

8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.

9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172.

 

Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.011 с.)