Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: русские писатели-собиратели и исследователи фольклора (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, Н. М. Языков, П. В. Киреевский как фольклористы-собиратели).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание: 1. Познакомьтесь с записями фольклора и собирательской деятельностью названных писателей в книге «Литературное наследство» Т. 79, ред. Д.Д. Благой, А.С. Бушмин и др. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. – М.: Наука, 1968. 2. Прочитайте вступительные статьи и комментарии к записям текстов песен. 3. Проанализируйте принципы собирания песен писателями. 4. Подготовьте выступление групп по темам: 1) А.С. Пушкин как фольклорист. 2) Н.В. Гоголь и фольклор. 3) А.В. Кольцов – собиратель народных песен. 4) П.В. Киреевский и его собрание народных песен. 5) Песни, собранные Языковыми, в собрании П. Киреевского. К темам докладов подобрать библиографический список, оформить на карточках.
Литература: 1. Песни, собранные писателями. Новые материалы. Из архива П.В. Киреевского. Литературное наследство / Под ред. Д.Д. Благой и др. – М.: Наука, 1968. – Т.79. 2. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. – Л.: Наука, 1997. – Т.1. 3. Гоголь Н.В. 1. О малороссийских песнях. 2. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности. В кн. Н.В Гоголь. Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1978. – Т.6. – С.102-110; 332-372. 4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. – М., 1958. – Т.1. 5. Соймонов А.Д. П.В. Киреевский и его собрание народных песен. – Л., 1971. 6. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина: Уч. пособие. – М., 1998. 7. Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. – Москва: Издательство «Таганка», 2009. 8. Смолицкий В.Г. А.С. Пушкин – собиратель фольклора // Живая старина. – 1999. – №2. – С.39-40.
Тема: Поэтика обрядового фольклора Задание: 1. Прочитайте в словарях о термине «поэтика», продумайте, как соотносится этот литературоведческий термин с анализом фольклорного текста. 2. Прочитайте по учебным пособиям разделы «Календарно-обрядовая» и «Семейно-обрядовая поэзия». 3. Познакомьтесь со сборниками обрядовой поэзии, дайте одному из них полную характеристику в Вашем читательском дневнике по плану: полное название сборника, сведения о составителях и собирателях (время, место записи и исполнители), годы изданий, переизданий, состав сборника, характер материала, принципы его композиции, достоинства и недостатки.
4. Изучите лек. 5 «Жанрообразование» в кн. В.П. Аникин. Теория фольклора. Курс лекций. – М.: КДУ, 2004. – С.93-115. Составьте план. 5. Прочитайте тексты обрядовой поэзии и описание обряда в хрестоматии, выучите наизусть образцы обрядового фольклора (по выбору студента), дайте комплексный анализ этих текстов. Для этого необходимо разделить тексты на смысловые отрезки, проследить, какими смыслами организованы обрядовые произведения, как развиваются смыслы в текстах. Что объединяет разные смыслы обрядового произведения? Обратитесь к языку обрядовых песен, проанализируйте связи между отдельными частями текста через «жизнь» слова в нем. Как определено пространство и время в обрядовой поэзии? Какое дополнительное семантическое содержание приобретают обычные обозначения времени года, периоды человеческой жизни. Каково назначение рефренов в обрядовых стихах? Найдите в тексте ключевые слова, раскрывающие развитие основных смыслов текста. Проследите за способами создания ритмов в обрядовых текстах.
Сделайте вывод: Что является определяющим в организации текста обрядового фольклорного произведения? Как его композиция связана с семантикой обряда, к которому относится текст? План занятия: I. Календарно-обрядовая поэзия: 1. Колядка как жанр фольклора, ее место в календаре русского народа. 2. Темы, образы и поэтика подблюдных песен. 3. Народные масленичные песни и их поэтика. 4. Песни весеннего и осеннего календарных циклов, их поэтика. II. Поэзия семейно-обрядовых ритуалов: свадебные величания, корильные песни, свадебные причитания, похоронные причитания, родильно-крестильный фольклор. III. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и христианизация Руси. IV. Темы для самостоятельного размышления: * Какие черты ментальности русского народа выражаются в обрядовом фольклоре? ** Сравните обрядовый фольклор русского народа с обрядовым фольклором народа, язык которого Вы изучаете. Литература: 1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Уч. пособие. – М., 1970. 2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991. 3. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.
4. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М., 1990. 5. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – Вып. 1, III / Сост., подготов. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997. 6. Обрядовая поэзия / Сост., вст. ст. подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997. 7. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – Л., 1957. 8. А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994. – Гл. 3 – С.135-206.
Тема: Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц Задание: 1. Прочитайте главу по учебнику. 2. В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Изучите комментарии последующих издателей сборника. Из 3-х - 5-и разделов сборника выпишите по три пословицы, выучите их наизусть. Подберите подобные по смыслу пословицы в фольклоре народа изучаемого языка**. Составьте план статьи М.А. Рыбниковой «Содержание и форма пословицы и поговорки». В книге С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1971. – С.335-342. План занятия: 1. Предполагается выступление по вопросам в аудитории: 1) Определение жанра пословиц. Тематика пословиц. 2) Пословицы и поговорки, сходство и различие между ними. 3) Художественный стиль пословиц, средства их поэтической образности: символика, ритмичность, роль звуковых повторов, особенности композиции. 4) Собирание и изучение русских пословиц. Рецензия Н.А. Добролюбова на сборник Ф.И. Буслаева. 5) В.И. Даль – выдающийся знаток и собиратель русских пословиц. 6) Источники сборника пословиц Даля. 7) Принципы распределения пословиц в сборнике. 8) Группы пословиц, выделяемые В.И. Далем.
Литература: 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследования и тексты. Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1957. 2. Аникин В.П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В.И. Даля / Под общей ред. Б.П. Кирдана. – М., 1987. – С.637-648. 3. Лингвоведческий словарь // Под ред. В.П. Фемецына, Ю.Е.Прохорова. – М., 1979. 4. Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия // Сост. В.Н.Морохин. – М., 1979.
Сообщения на тему: 1) Из истории русской фольклористики. В.И. Даль (биографический очерк). 2) В.И. Даль – собиратель и издатель пословиц. Литература к докладу: 1. М.Я. Бессараб. Владимир Даль. – М., 1968. 2. В.П. Порудоминский «Даль». – М.: «Молодая гвардия», 1971.
Тема: Поэтика былин Задание: 1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике. 2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников. 3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116). 4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект. План занятия: 1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории: 1) Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса. 2) Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.
3) Периодизация и классификация русских былин. 2. Прочитайте, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы: 1) роль вступления к былине; 2) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции; 3) герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов; 4) главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений; 5) средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.); 6) язык былины, былинный стих (строфемы). На все вопросы подберите примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме. Литература: 1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия). 2. Глава по учебнику. 3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи. 4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964. 5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99. 6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975. 7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988. 8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958. 9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172.
Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.011 с.) |