Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологизм в поэтике «Войны и мира».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поэтика - (от греч. poietike - поэтическое искусство), раздел теории литературы, изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы в целом, в узком - с исследованием языка художественного произведения. Термином поэтика" обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта, направления, нации, эпохи (напр., поэтика русского реализма"). По мнению Выготского Л.С. существуют два значения слова психологизм — широкое и узкое. В широком смысле под психологизмом подразумевается всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную характерность жизни людей, искусство и, в частности, литература создаёт не только общественные, но прежде всего психологические типы. А между тем за термином психологизм в литературоведении прочно закрепилось другое, более узкое значение, согласно которому психологизм является свойством, характерным не для всего искусства и не для всей литературы, а лишь для определенной их части. При этом подчеркивается, что "писатели-психологи" изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении. ПСИХОЛОГИЗМ - это способ изображения душевной жизни персонажа в произведении; воссоздание и изображение в художественном произведении внутренней жизни человека; художественное выражение глубокого интереса писателя к динамике внутренней жизни человека, смене его душевных состояний, свойствам его личности. Творчество Л.Н. Толстого — высшая точка аналитического, объясняющего психологизма XIX века. Одно из основополагающих открытий Толстого — это открытие нового отношения между текучим и устойчивым началом душевной жизни. Психологический анализ пользуется разными средствами. Он осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа героев, или косвенным образам – в изображении их жестов, поступков, которые должен аналитически истолковать подготовленный автором читатель. Среди всех этих средств анализа особое место принадлежит внешней и внутренней речи персонажей. Их поведение, переживание писатель переводит на язык слов, тогда как, изображая речь человека, он пользуется той же системой знаков, и средства изображения тождественны тогда изображаемому объекту. В прямой речи действующих лиц таятся, поэтому особые возможности непосредственного и как бы особенно достоверного свидетельства их психологических состояний. Слово персонажа может стать до предела сжатым отражением его характера, переживаний, побуждений своего рода фокусом художественной трактовки образа. 1 портрет как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Прочитав роман – эпопея "Война и мир" Льва Николаевича Толстого, мы заметили, что Толстой уделяет большое внимание изобразительному средству - как портрет, для раскрытия глубины внутреннего мира. Дополняют психологический портрет героя его впечатления от окружающего мира. Причём у Толстого это передаётся нейтральным рассказчиком через чувства и переживания героя. Так, эпизод Бородинской битвы читатель видит глазами Пьера, а Кутузов на военном совете в Филях передаётся через восприятие крестьянской девочки Малаши. 2 Жест как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Ещё очень важной психологической деталью у Толстого является: взгляд, жест, улыбка – указывает внимательному читателю на душевное состояние или мгновенное внутреннее движение героя. 3 Внутренний монолог как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Приёмом возникновения в психологию действующего лица художественного произведения является – внутренний монолог – размышления, думы, персонажа. Толстой же часто внутренний монолог сочетает с несобственно-прямой речью, т.е. вторгается в потаённые мысли героя, перебивает их, разъясняет, ищет причины тех или иных поступков, от себя передаёт впечатление персонажа. По мнению Лидии Гинзбург привлекательность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключается именно в том, что они страстно хотят понять, что такое жизнь, в чём её высшая справедливость? Отсюда – непрерывное движение мыслей и чувств, движение как столкновение, борьба ("диалектика") разнообразных решений. Открытия, которые делают герои,- это ступени в процессе их духовного развития. Лидия Гинзбург различает два типа внутреннего монолога: задача одного из них – аналитически расчленить переживания героев. Задача другого – исследовать процесс внутренней речи в соответствии полусна, явление действительности. Одна из задач толстовского психологизма – обусловленность и целенаправленность слова персонажей, этого микрокосмоса характеров, свойств, побуждений, событий, ситуаций. 4 Диалог как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Диалектика душевных движений отражаются в диалогах: собеседники перебивают друг друга, речь одного вклинивается в речь другого, - и это создаёт не только естественную прерывистость разговора, но и живое смешение мыслей. Что и помогает Толстому раскрыть внутренний мир своих героев. В диалогах раскрывается или полное взаимопонимание, или противоборство мыслей и чувств. Бездушному слову с его, "грубой точностью" Толстой противопоставлял слово интуитивное, иррациональное, открывая в нём бесконечную смысловую перспективу.
5 Авторский комментарий как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Авторский комментарий дополняет психологическое состояние героя. Приведём яркий пример. Внутренний монолог Николая Ростова: " Что это за люди?...Неужели ко мне бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" Этот монолог автор комментирует: " Ему вспомнилось любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. (т.I.ч. вторая,II) 6 Сон как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Нередко использует писатель такое средство психологической характеристики героев как сон. Это помогает раскрыть тайны человеческой психики, процессы, не контролируемые разумом. Во сне Петя Ростов слышит музыку, наполняющую его жизненной силой и желанием совершать великие дела. И смерть его воспринимается читателем как оборвавшийся музыкальный мотив. 7 Дневник как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Один из важнейших приёмов раскрытия внутреннего мира героев. Дневник – это личные записи, в которых герой ведет себя предельно откровенно, открыто. 8 Пейзаж как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Очень важной психологической деталью является пейзаж, через которое читатель может понять внутреннее состояние героев. Ярчайшим примером является весенний дуб, который первоначально показывает разочарования в жизни Андрея Болконского. Но второй раз, когда Андрей Болконский проезжает мимо дуба, этот дуб подчёркивает "воскрешение" князя, его душевные волнения. Этот дуб нужен для того, чтобы показать возрождённого Андрея, его внутренний мир, любовь к жизни. 9 Прямая речь как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа Ещё одной из основных форм психологизма является прямая речь. В прямой речи своих персонажей Толстой обнажает скрытые – иногда от самых разговаривающих – мотивы и прослеживает личную тему. 10 Принципы, выражающие психологическую характеристику героев Принцип контраста, противопоставления, антитеза – определяющей в художественной структуре "Война и мир" – выражен и в психологических характеристиках героев. Как по – разному называют солдаты князя Андрея " наш князь", Пьера - "наш барин", как по-разному герои ощущают себя в народной среде. Восприятие людей "пушечным мясом" не один раз возникает у Болконского в противовес единению, слиянию Безухова с солдатами на Бородинском поле и в плену.
31.Образ Платона Каратаева в "Войне и мире" Л.Н. Толстого. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории. Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми... Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества”. Л. Н. Толстой говорил, что в “Войне и мире” он любил “мысль народную”. Эти слова отнюдь не случайны. Они выражают центральную идею не только романа, но и времени — шестидесятых годов XIX века. Русские писатели стремились разгадать тайну национального характера, понять русскую душу. Л. Н. Толстой — один из первопроходцев на этом пути. Воплощением авторского представления о человеке из народа, олицетворением “духа простоты и правды” стал Платон Каратаев.
32. Художественная структура романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"
Социально-философские, этические, эстетические искания, характеризующие творческий путь Толстого, достигают мучительно напряжения в 70-е годы. Толстому становится ясен переломный характер современной ему эпохи: "переворотился" вековой крепостной строй, начал "укладываться" новый, капиталистический порядок вещей. Художественные принципы романа: что все было красиво, коротко, просто и ясно. "Роман о современности", "свободный роман". Авторская отстраненность, отсутствие прямого вмешательства (автор – холодный наблюдатель картин жизни и человеческих переживаний). Мощный отпечаток на стиль романа наложила поэтика прозы Пушкина. Простота и строгость стиля существуют в сложнейшей композиции многолинейного повествования. Пушкинские черты: отказ от авторских рассуждений и оценок; строгая соразмерность частей, глав, образов, зеркально отражающихся друг в друге, драматически быстрое, прерывистое, намеченное как бы пунктиром развитие сюжета. "Диалектика души" также испытывает пушкинское влияние: движения души выражаются в жесте, взгляде, реплике, диалоге, сцене, преобладают над внутренним монологом или диалогом. Нет лирических, философских или публицистических авторских отступлений, характерных для «Войны и мира» и «Воскресения». Создавая художественные образы, писатели 1870х гг. не удовлетворялись "правдой", а стремились раскрыть тайны бытия, обнаружить скрытые пружины, связи и законы. Образ становился и символическим знаком. В «Анне Карениной» их множество: железная дорога и вообще железо, предзнаменования и вещие сны, изменения на небесном своде. История "потерявшей себя, но невиноватой" женщины, поставленная в центре романа, внутренне соотносится с атмосферой пореформенной русской жизни. Больше всего страдают от болезней эпохи люди с чистым сердцем и большим умом - Анна и Левин. Анна ищет истинную, правдивую любовь, Левин - правдивую жизнь. Но искания Анны замкнуты в кругу личного счастья, счастья "для себя", а это, на взгляд Толстого, логически порочный круг. Левин ищет всеобщую правду. Параллельность, независимость развития судеб Анны и Левина - кажущаяся, композицию романа определяет не параллельное развертывание двух сюжетных линий, а связывающее эти линии единство его основной мысли. Левин и Анна приходят к одинаковому выводу: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» На протяжении всего романа Левин приближается к истокам общего бытия (к добру), а Анна самым роковым образом шаг за шагом от них отходит. Мрачный общий фон, исполненный зловещих предчувствий, разрывается, когда изображается мир крестьянской жизни и труда, строй символических образов становится светлым и жизнеутверждающим. Художественная форма: акцент в "диалектике души" делается не на связи эмоций и размышлений, а на борьбе противоположных чувств и мыслей. Для внутренней жизни героев "Анны Карениной" характерен напряженный драматизм (за счет контрастов душевных проявлений). Сочетание эпоса и трагедии. Первостепенное значение принадлежит не фабульной завершенности положений, а «творческой концепции», которая определяет отбор материала и в просторной раме "современного романа" представляет свободу для развития сюжетных линий. "Анна Каренина" - стержневое произведение, обладающее художественным единством. Основной принцип построения - принцип концентричности расположения больших и малых кругов событии в романе. Толстой сделал «круг» Левина значительно более широким, чем «круг» Анны. История Левина начинается гораздо раньше, чем история Анны и заканчивается уже после гибели героини. Книга завершается не гибелью Анны (часть седьмая), а моральными исканиями Левина и его попытками создать положительную программу обновления частной и общественной жизни (часть восьмая). Концентричность сюжетных кругов характерна для романа «Анна Каренина». Сквозь круг отношений Анны и Вронского «просвечивает» пародийный роман баронессы Шильтон и Петрицкого. История Ивана Парменова и его жены становится для Левина воплощением патриархального мира и счастья. Сюжетные круги в романе располагаются таким образом, что внимание сосредоточивается на моральном и социальном стержне произведения. Незримый «замок» - общий взгляд автора на жизнь, естественно и свободно трансформирующийся в мысли и чувства героев, «сводит своды» с безукоризненной точностью. Нет экспозиции, внимание с самого начала направлено на события, в которых и проясняются характеры героев. Главы романа расположены циклами, между которыми существует тесная связь как в тематическом, так и в сюжетном отношениях. Каждая часть романа имеет свой «узел идеи». Опорными пунктами композиции являются сюжетно-тематические центры, последовательно сменяющие друг друга. Циклы, следуя один за другим, постепенно расширяют сферу действия романа, обнаруживая закономерности развития конфликтов. Толстой выдерживает соразмерность циклов по объему, что создает ритмичность смены эпизодов и сцен. Первая часть - «крутая романическая завязка». Сюжетно-тематический центр - изображение «путаницы» семейных и общественных отношений, превращающих жизнь мыслящего человека в мучение и вызывающих желание «уйти изо всей мерзости, путаницы, и своей, и чужой». Вторая часть - «пучина жизни», перед которой в смятении останавливаются герои, пытаясь освободиться от «путаницы». Действие приобретает драматический характер, круги событий более широкие, смена эпизодов идет в более быстром темпе. «Мост» и «пучина», «искусственная жизнь» и «сама жизнь» - в этих категориях выявляется внутренний конфликт. Символика обобщающих образов, дающих пророческое указание на будущее, гораздо яснее, чем в первой части. Третья часть романа изображает героев после пережитого ими кризиса и накануне решительных событий. Четвертая часть романа состоит из трех основных циклов: жизнь Карениных в Петербурге, встреча Левина и Кити в Москве в доме Облонских; последний цикл, посвященный взаимоотношениям Анны, Вронского и Каренина, имеет два периода: счастье прощения и разрыв. В пятой части романа в центре внимания - судьбы Анны и Левина. Герои романа достигают счастья и избирают свой путь. Жизнь переменилась, хотя каждый из них остался самим собой. В каждой части романа есть повторяющиеся слова - образы и понятия,- представляющие собой ключ к идейному смыслу произведения («пучина», «путаница», «паутина лжи», «таинственное общение», «избрание пути»). Композицию романа «Анна Каренина» сравнивали с архитектурным строением. Прием «перекрестных характеристик» (как у Пушкина, например, в «Евгении Онегине»): Толстой показывает своих героев в оценке и восприятии различных персонажей, с помощью чего достигается особая правда, глубина и многогранность изображения.
Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Семейный роман. Роман социальный, психологический. Черты эпопеи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.191 (0.014 с.) |