Художественная структура повестей Чехова («Палата №6», «Скучная история»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная структура повестей Чехова («Палата №6», «Скучная история»).



«Палата № 6».

В пору самых безрадостных раздумий писателя написана повесть «Палата № 6». Чехов предпочитал «индивидуализировать», показывая, что жизнь в ее реальной сложности может вести к непредсказуемым поворотам в человеческих судьбах.

В «Палате № 6» доктор Рагин, пассивный по отношению к злу, и его пациент Громов, отличающийся активным темпераментом и неприятием зла, противоположны только до известного предела, за которым начинаются их разительное сходство и общая судьба. Рагин, перед тем как быть перемещенным в палату № 6, говорит о «заколдованном круге», в который он загнан. И история заключения Громова в палату № 6 – это история метаний в «заколдованном круге, из которого нет выхода». Оба героя, спорящие и противопоставляющие себя друг другу, разбиты, раздавлены грубой жизнью, царящей в ней пошлостью, насилием, несправедливостью. И у того и у другого упования на будущее (одна из характерных черт российского интеллигента) – это форма самоутешения, бессильная хоть что-то изменить в действительности. Обоих ждет один конец. То, что предсказывает себе Громов: «… придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал», - буквально сбывается по отношению к Рагину: «Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги и отнесли в часовню».

Грустной авторской иронией окрашены эти настойчивые указания на сходство между персонажами (которые склонны абсолютизировать то, что их различает). Эти указания составляют существеннейшую часть авторской позиции в одной из самых печальных и мрачных чеховских повестей. Ибо объективный вывод из истории двух героев, которые совершенно разными путями (и здесь принцип индивидуализации проведен последовательно) пришли к одному концу: кем бы ни был каждый из них, какие бы философские принципы ни взял себе в руководство каждый из этих людей, если он хоть немного отличается от царящей пошлости, она неминуемо загонит его в тюрьму, на каторгу, в сумасшедший дом, бросит под кулаки сторожа Никиты. В намерения автора входило вызвать у читателя это физическое ощущение обступивших его сил, враждебных естественным стремлениям человека, созданного «из теплой крови и нервов».

В каждом его произведении есть указания на критерии, масштабы, точки отсчета, которые должны приниматься в расчет, чтобы постановка вопроса о «настоящей правде» могла считаться правильной. В первую очередь это требование полноты, максимального учета вех обстоятельств, «осложнений», связанных с тем или иным явлением, событием, проблемой.

Часто такую функцию выполняет мотив красоты, богатства всех красок мира. Без учета красоты, присутствующей в серой и тусклой жизни, настаивал Чехов, не может быть правдивой, т.е. сложной, картины мира. В «Палате № 6», где символ действительности – тюрьма, утыканный гвоздями забор и сумасшедший дом и где нет места ни единому светлому пятну, вдруг в конце, в предсмертном видении Рагина, проносится «стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных».

 

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там "воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец". В палате обитают пять человек. Первый - "худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами". Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Мойсейка, веселый дурачок, "помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская". Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьет больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному "из благородных" - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определенного момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвертый обитатель - "оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом". Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьет. Пятый и последний обитатель - "худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом". У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил "Станислава второй степени со звездой" или какой-то совсем редкий орден вроде шведской "Полярной звезды", но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него "тяжелая, грубая, мужицкая", но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, "богоугодное заведение" находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнесся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в свое право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. "Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?" От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идет домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает соленым огурцом или моченым яблоком. Потом обедает и пьет пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и "сонной одурью". Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит еще и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведется о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошел ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают "отдохнуть", т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идет извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится "больным". Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьет Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадежности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

 

«Скучная история».

Крупное проблемное произведение – повесть «Скучная история» - Чехов создал в месяцы, последовавшие за смертью его брата – художника Николая. В ней отразилась горечь первой семейной утраты, раздумья над исканиями русской интеллигенции, над важными проблемами человеческого бытия.

Главное действующее лицо, старый профессор-медик, переживает душевную драму, во многом сходную с той, которую переживал герой «Иванова». Вновь разрабатывается «ивановская» ситуация: герой перешел из одной жизненной полосы в другую и пытается осознать, что с ним произошло, найти причину изменения своей жизни к худшему. Герой «Скучной истории» несравненно значительнее, чем просто «хороший человек» Иванов; жизнь его, долгая жизнь славного ученого, принесла немало добрых плодов науке и обществу. Писателя интересует, как человек осознает жизненную ситуацию, в которой он оказался; соотношение истинного и ложного в этом осознании; восприятие героя и его жизненной ситуации окружающими.

Не в силах решить множество жизненных вопросов, нахлынувших на него в последние месяцы, герой повести приходит к выводу о том, что ему недостает «того, что называется общей идеей, или Богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Чехов предупреждал, что в суждениях, которые высказывает профессор, нельзя искать его, чеховских, мнений. Но многие читатели, критики увидели в словах старого профессора о необходимости «общей идеи» конечный авторский вывод. В таком истолковании «Скучная история» оказывалась вариацией на тему «Смерти Ивана Ильича» Л. Толстого. Однако различие между двумя писателями в трактовке сходной ситуации несомненно.

Чехов показал человека, который ужаснулся, когда увидел, что в его жизни не было осознанного объединяющего начала.

В «Скучной истории» Чехов дал глубокое истолкование комплекса причин – от общественных, исторических до сугубо медицинских, - которые приводят человека к скепсису, разочарованию, отказу от пройденного пути. Писатель не утверждает какой-либо «общей идеи» и оставляет вопрос о ней подчеркнуто открытым: нет той догмы или веры, которая могла бы удовлетворить героя и автора. Но читатель чувствовал подлинную заинтересованность автора в вопросах, которые герой, пусть ошибаясь и впадая в противоречия, пытается решить, - это заставляет видеть в повести исповедь автора, исповедь поколения. Авторская позиция в «Скучной истории» включает невозможность удовлетворятся всеми известными «общими идеями» и одновременно жажду жизни осмысленной и одухотворенной.

 

Повествование ведется от первого лица главным героем произведения, заслуженным профессором Николаем Степановичем, известнейшим человеком. Он неизлечимо болен и по собственным прогнозам жить ему осталось не больше полугода. Николай Степанович размышляет о своей судьбе, волей которой, он обречен на смерть, пытается понять себя, описывая обычное течение своей жизни. Жена Варвара, когда-то страстно им любимая и дочь Лиза, раздражают его, кажутся ему мелочными и пустыми. Общение с сотрудниками прозектором Петром Игнатьевичем и швейцаром Николаем, не приносят Николаю Степановичу никакой радости. Преподавание, которое раньше было для него источником высшего наслаждения, теперь тяготит его, он знает, что из-за болезни не может читать лекции с прежним блеском и талантом, что справедливо было бы уступить своё место человеку молодому и здоровому. Но не в силах этого сделать. Наука - единственное что по-настоящему занимает Николая Степановича, отказаться от нее для него все равно что быть похороненным заживо.

Николай Степанович думает о том, что его известное имя, с достоинством и толком прожитая жизнь не освобождает его от теперешних мук, душевных и физических. Николай Степанович много времени проводит с Катей, дочерью своего покойного, товарища, окулиста. В своем завещании тот назначил опекуном Кати Николая Степановича и до десяти лет девочка жила в его доме, пока не была отдана в институт. Катя, в юности восторженная и наивная, с чистым сердцем и страстной любовью к театру, теперь ленивая и отчаявшаяся, искалеченная судьбой, девушка. Она пробовала стать актрисой, разочаровалась в профессии, была предана любимым человеком и похоронила своего ребёнка. Об этом она писала Николаю Степановичу в своих письмах, просила совета, он отвечал, сознавая, что в сущности ни чем не помогает ей. Николай Степанович и Катя любят друг друга как отец и дочь. Варя и Лиза напротив ненавидят Катю, как это, по мнению Николая Степановича, только женщины умеют. Катя же презирает их так же сильно.

Ежедневные семейные обеды утомляют и раздражают Николай Степановича. Помимо жены и дочери на них присутствует и некий Александр Адольфович Гнеккер, поклонник Лизы, который не симпатичен Николаю Степановичу и внушает ему недоверие. Жена же периодически заводит с Николаем Степановичем разговор на предмет того, что тот непременно должен съездить в Харьков, откуда Гнеккер родом, навести справки о его состоянии и семье. Николай Степанович не хочет ехать в Харьков, но жалея жену, соглашается. Вечерами Николай Степанович ходит к Кате. С ней ему хорошо и уютно. Помимо него у Кати бывает еще один гость-филолог Михаил Федорович, влюбленный в Катю и не решающейся ей признаться.

Однажды вечером к Николаю Степановичу, мучимому своей постоянной бессонницей, приезжает Катя, умоляет его взять у неё деньги и поехать лечиться. Николай Степанович отказывается принимать деньги. Катя, расстроенная, уезжает. Николай Степанович, отправляется в Харьков. Там он пытается навести справки о Гнеккере, но о нем в городе никто не знает. Вскоре Николай Степанович получает от жены телеграмму, из которой узнаёт, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой. Это сообщение никак не будоражит его, удивляясь собственному равнодушию,Николай Степанович продолжает размышлять о своей искалеченной, парализованной душе в гостиничном номере.Неожиданно раздаётся с тук в дверь. Николай Степанович, удивлённый, видит перед собой Катю, которая приехала к нему. Она плачет, говорит, что Николай Степанович ей как отец и только он может ей помочь. Она умоляет его ответить на вопрос что же ей делать. Она повторяет вопрос много раз, но Николай Степанович не знает, что ей ответить, как помочь и лишь утешает общими словами, просит успокоится и позавтракать с ним. Катя, поняв, что не услышит ответа, сообщает, вытираю слёзы, что уезжает в Крым. «Значит, на похоронах у меня не будешь?» — хочет спросить Николай Степанович. Но Катя уже не смотрит на него. Они прощаются. «Прощай, моё сокровище!» — слова, которыми автор заканчивает своё произведение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.01 с.)