Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная структура повестей Чехова («Палата №6», «Скучная история»).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Палата № 6». В пору самых безрадостных раздумий писателя написана повесть «Палата № 6». Чехов предпочитал «индивидуализировать», показывая, что жизнь в ее реальной сложности может вести к непредсказуемым поворотам в человеческих судьбах. В «Палате № 6» доктор Рагин, пассивный по отношению к злу, и его пациент Громов, отличающийся активным темпераментом и неприятием зла, противоположны только до известного предела, за которым начинаются их разительное сходство и общая судьба. Рагин, перед тем как быть перемещенным в палату № 6, говорит о «заколдованном круге», в который он загнан. И история заключения Громова в палату № 6 – это история метаний в «заколдованном круге, из которого нет выхода». Оба героя, спорящие и противопоставляющие себя друг другу, разбиты, раздавлены грубой жизнью, царящей в ней пошлостью, насилием, несправедливостью. И у того и у другого упования на будущее (одна из характерных черт российского интеллигента) – это форма самоутешения, бессильная хоть что-то изменить в действительности. Обоих ждет один конец. То, что предсказывает себе Громов: «… придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал», - буквально сбывается по отношению к Рагину: «Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги и отнесли в часовню». Грустной авторской иронией окрашены эти настойчивые указания на сходство между персонажами (которые склонны абсолютизировать то, что их различает). Эти указания составляют существеннейшую часть авторской позиции в одной из самых печальных и мрачных чеховских повестей. Ибо объективный вывод из истории двух героев, которые совершенно разными путями (и здесь принцип индивидуализации проведен последовательно) пришли к одному концу: кем бы ни был каждый из них, какие бы философские принципы ни взял себе в руководство каждый из этих людей, если он хоть немного отличается от царящей пошлости, она неминуемо загонит его в тюрьму, на каторгу, в сумасшедший дом, бросит под кулаки сторожа Никиты. В намерения автора входило вызвать у читателя это физическое ощущение обступивших его сил, враждебных естественным стремлениям человека, созданного «из теплой крови и нервов». В каждом его произведении есть указания на критерии, масштабы, точки отсчета, которые должны приниматься в расчет, чтобы постановка вопроса о «настоящей правде» могла считаться правильной. В первую очередь это требование полноты, максимального учета вех обстоятельств, «осложнений», связанных с тем или иным явлением, событием, проблемой. Часто такую функцию выполняет мотив красоты, богатства всех красок мира. Без учета красоты, присутствующей в серой и тусклой жизни, настаивал Чехов, не может быть правдивой, т.е. сложной, картины мира. В «Палате № 6», где символ действительности – тюрьма, утыканный гвоздями забор и сумасшедший дом и где нет места ни единому светлому пятну, вдруг в конце, в предсмертном видении Рагина, проносится «стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных».
В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там "воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец". В палате обитают пять человек. Первый - "худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами". Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Мойсейка, веселый дурачок, "помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская". Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьет больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному "из благородных" - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определенного момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвертый обитатель - "оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом". Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьет. Пятый и последний обитатель - "худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом". У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил "Станислава второй степени со звездой" или какой-то совсем редкий орден вроде шведской "Полярной звезды", но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь. После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него "тяжелая, грубая, мужицкая", но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, "богоугодное заведение" находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнесся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в свое право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. "Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?" От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идет домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает соленым огурцом или моченым яблоком. Потом обедает и пьет пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым. Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и "сонной одурью". Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит еще и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведется о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошел ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится. В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают "отдохнуть", т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы. Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идет извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится "больным". Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьет Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадежности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.
«Скучная история». Крупное проблемное произведение – повесть «Скучная история» - Чехов создал в месяцы, последовавшие за смертью его брата – художника Николая. В ней отразилась горечь первой семейной утраты, раздумья над исканиями русской интеллигенции, над важными проблемами человеческого бытия. Главное действующее лицо, старый профессор-медик, переживает душевную драму, во многом сходную с той, которую переживал герой «Иванова». Вновь разрабатывается «ивановская» ситуация: герой перешел из одной жизненной полосы в другую и пытается осознать, что с ним произошло, найти причину изменения своей жизни к худшему. Герой «Скучной истории» несравненно значительнее, чем просто «хороший человек» Иванов; жизнь его, долгая жизнь славного ученого, принесла немало добрых плодов науке и обществу. Писателя интересует, как человек осознает жизненную ситуацию, в которой он оказался; соотношение истинного и ложного в этом осознании; восприятие героя и его жизненной ситуации окружающими. Не в силах решить множество жизненных вопросов, нахлынувших на него в последние месяцы, герой повести приходит к выводу о том, что ему недостает «того, что называется общей идеей, или Богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Чехов предупреждал, что в суждениях, которые высказывает профессор, нельзя искать его, чеховских, мнений. Но многие читатели, критики увидели в словах старого профессора о необходимости «общей идеи» конечный авторский вывод. В таком истолковании «Скучная история» оказывалась вариацией на тему «Смерти Ивана Ильича» Л. Толстого. Однако различие между двумя писателями в трактовке сходной ситуации несомненно. Чехов показал человека, который ужаснулся, когда увидел, что в его жизни не было осознанного объединяющего начала. В «Скучной истории» Чехов дал глубокое истолкование комплекса причин – от общественных, исторических до сугубо медицинских, - которые приводят человека к скепсису, разочарованию, отказу от пройденного пути. Писатель не утверждает какой-либо «общей идеи» и оставляет вопрос о ней подчеркнуто открытым: нет той догмы или веры, которая могла бы удовлетворить героя и автора. Но читатель чувствовал подлинную заинтересованность автора в вопросах, которые герой, пусть ошибаясь и впадая в противоречия, пытается решить, - это заставляет видеть в повести исповедь автора, исповедь поколения. Авторская позиция в «Скучной истории» включает невозможность удовлетворятся всеми известными «общими идеями» и одновременно жажду жизни осмысленной и одухотворенной.
Повествование ведется от первого лица главным героем произведения, заслуженным профессором Николаем Степановичем, известнейшим человеком. Он неизлечимо болен и по собственным прогнозам жить ему осталось не больше полугода. Николай Степанович размышляет о своей судьбе, волей которой, он обречен на смерть, пытается понять себя, описывая обычное течение своей жизни. Жена Варвара, когда-то страстно им любимая и дочь Лиза, раздражают его, кажутся ему мелочными и пустыми. Общение с сотрудниками прозектором Петром Игнатьевичем и швейцаром Николаем, не приносят Николаю Степановичу никакой радости. Преподавание, которое раньше было для него источником высшего наслаждения, теперь тяготит его, он знает, что из-за болезни не может читать лекции с прежним блеском и талантом, что справедливо было бы уступить своё место человеку молодому и здоровому. Но не в силах этого сделать. Наука - единственное что по-настоящему занимает Николая Степановича, отказаться от нее для него все равно что быть похороненным заживо. Николай Степанович думает о том, что его известное имя, с достоинством и толком прожитая жизнь не освобождает его от теперешних мук, душевных и физических. Николай Степанович много времени проводит с Катей, дочерью своего покойного, товарища, окулиста. В своем завещании тот назначил опекуном Кати Николая Степановича и до десяти лет девочка жила в его доме, пока не была отдана в институт. Катя, в юности восторженная и наивная, с чистым сердцем и страстной любовью к театру, теперь ленивая и отчаявшаяся, искалеченная судьбой, девушка. Она пробовала стать актрисой, разочаровалась в профессии, была предана любимым человеком и похоронила своего ребёнка. Об этом она писала Николаю Степановичу в своих письмах, просила совета, он отвечал, сознавая, что в сущности ни чем не помогает ей. Николай Степанович и Катя любят друг друга как отец и дочь. Варя и Лиза напротив ненавидят Катю, как это, по мнению Николая Степановича, только женщины умеют. Катя же презирает их так же сильно. Ежедневные семейные обеды утомляют и раздражают Николай Степановича. Помимо жены и дочери на них присутствует и некий Александр Адольфович Гнеккер, поклонник Лизы, который не симпатичен Николаю Степановичу и внушает ему недоверие. Жена же периодически заводит с Николаем Степановичем разговор на предмет того, что тот непременно должен съездить в Харьков, откуда Гнеккер родом, навести справки о его состоянии и семье. Николай Степанович не хочет ехать в Харьков, но жалея жену, соглашается. Вечерами Николай Степанович ходит к Кате. С ней ему хорошо и уютно. Помимо него у Кати бывает еще один гость-филолог Михаил Федорович, влюбленный в Катю и не решающейся ей признаться. Однажды вечером к Николаю Степановичу, мучимому своей постоянной бессонницей, приезжает Катя, умоляет его взять у неё деньги и поехать лечиться. Николай Степанович отказывается принимать деньги. Катя, расстроенная, уезжает. Николай Степанович, отправляется в Харьков. Там он пытается навести справки о Гнеккере, но о нем в городе никто не знает. Вскоре Николай Степанович получает от жены телеграмму, из которой узнаёт, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой. Это сообщение никак не будоражит его, удивляясь собственному равнодушию,Николай Степанович продолжает размышлять о своей искалеченной, парализованной душе в гостиничном номере.Неожиданно раздаётся с тук в дверь. Николай Степанович, удивлённый, видит перед собой Катю, которая приехала к нему. Она плачет, говорит, что Николай Степанович ей как отец и только он может ей помочь. Она умоляет его ответить на вопрос что же ей делать. Она повторяет вопрос много раз, но Николай Степанович не знает, что ей ответить, как помочь и лишь утешает общими словами, просит успокоится и позавтракать с ним. Катя, поняв, что не услышит ответа, сообщает, вытираю слёзы, что уезжает в Крым. «Значит, на похоронах у меня не будешь?» — хочет спросить Николай Степанович. Но Катя уже не смотрит на него. Они прощаются. «Прощай, моё сокровище!» — слова, которыми автор заканчивает своё произведение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.236 (0.014 с.) |