Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская лирика Соловьева

Поиск

Творчество Короленко

В. Г. Короленко сформировался как личность, как гражданин под могучим воздействием 60-ков: Добролюбов, некрасов, Шевченко, Тургенев были для него высшими нравственные авторитеты. Атеистом он стал под влиянием тургеневского Базарова. В рассказе «Фантазии тени» остро поставлен вопрос о соотношении веры, дающей силу и сомнения, двигающего мысль. Рассказ написан в жанре мениппеи:на пути в Тартар ведут спор философ Сократ и богатый кожевник-афинянин Елпидий. Елпидий верит в силу и благочестие олимпийских богов, в общепринятые ценности. Высоко чтит богатство. Его убеждения – вера, ставшая инстинктом, против которой бессильны любые доводы разума. Сократ – воплощенное сомнение, он умело расрывает несостоятельность веры Елпидия, хотя поколебать его не может. В конце рассказа, когда спутники встречают самого громовержца Кронида, позиция Сократа освещается по-новому: его вечные события верховный бог называет «мертвой пустыней», лишающей чел-ка «живого духа». По логике Кронида вера, пусть и устаревшая, все же дает людям силы и понимание добра и зла, а сомнение заводит их в тупик. Сократ защищает право свое на безостановочную критику. В рассказанной Елпидию притче о сыне, потерявшем отца и всю жизнь искавшем его, не желавшем признать родными людей, которые дарили ему очаг и заботу о нем, - Сократ в иносказательной форме высказал мысль о живущей в человеке неугасимой потребности в идеале, в истине, незаменимой никакими удобными утешительными верованиями. Та же мысль, только по логике «от противного», звучит в философском рассказе «Парадокс». 2 маленьких мальчика ловят в бочке с затхлой водой рыбу, веруя в свою удачу. Лакей Павел высмеял их детские мечты. Во второй части происходит еще одно столкновение мечты и действительности. Заезжий уродец Ян Криштоф Залуский, лишенный обеих рук, ногой выписывает парадоксальный для него афоризм:«человек создан для счастья, как птица для полета». Смысл рассказа Кор-ко разъяснил так: жизнь кажется ему проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье, а если нет счастья, то исключение все равно не опровергает правило. Нет своего - есть чужое. И все же общий закон жизни – стремление к счастью и все более широкое его осуществление, только это он и пытался сказать своим парадоксом.

Реалистическое творчество Короленко всем своим содержанием противостояло упадочной буржуазной литературе предреволюционной эпохи. Оно отразило народный протест против буржуазно крепостнических порядков царской России, против национального неравенства и угнетения. В 1907 году В. И. Ленин назвал Короленко "прогрессивным писателем". Демократический характер его творчества отмечало в 1913 году ленинская "Правда". Указав на то, что Короленко "стоит в стороне от рабочего движения", "Правда" в то же время писала: "Мы чтим в нём и чуткого, будущего художника, и писателя-гражданина, писателя-демократа". Высоко оценивая общественное и художественное значение творчества Короленко, ставя его как писателя в пример молодым литераторам, М. Горький писал: "Мне лично этот большой красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не мог сказать".


Короленко отличный мастер рассказов, очерка, повести. Пользуясь обширным жизненным материалом, развёртывая даже в небольшом произведении сложное действие он всегда остаётся в естественно складывающиеся композиции. Стремясь к более точному воспроизведению жизни, Короленко охотно вводил в свои рассказы и повести элементы публицистики. На эту особенность нередко указывают подзаголовки из его рассказов: "Эскизы из дорожного альбома", "Из записок репортёра", "Из записной книжки путешественника" и т. д. Короленко выдающийся художник слова, его искусство высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький. Короленко оказал значительное влияние на писателей вышедших из народной среды. "В ранние годы на меня сильно повлиял Короленко", - писал А.С. Сирофимович. Реалистический метод Короленко сыграл положительную роль в развитии украинской, белорусской, литовской, латышской, якутской прозы. Произведения Короленко переведены на многие языки народов Советского Союза. В связи с 25-летием со дня его смерти исполнившимся в 1946 году, Совет Министров СССР постановил увековечить память выдающегося русского писателя целым рядом мероприятий. Творчество Короленко, замечательное разносторонним богатством содержания, благородством замыслов, совершенством художественной формы, занимает видное место в истории русской классической литературы.

 

Бедные люди” Достоевского и натуральная школа.

О натуральной школе.

Понятие литературной школы, таким образом, определяется не личным ее составом, не указанием на литературную физиономию включенных в нее поэтов, а выделением общих особенностей в сюжетах, архитектонике и стиле однородной цепи близких по времени объектов литературного изучения.

Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846, но был полемически переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании литературной «школы» Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму, Белинский развил раньше: в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» 1835 года. Основной доктриной «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Здесь нельзя не усмотреть аналогий с философией деятелей французского Просвещения, провозгласившей искусство «зеркалом общественной жизни», в обязанности которого вменялось «обличение» и «искоренение» пороков

Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Панаев, Евгений Гребёнка, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «Натуральной школы»

 

«Бедные люди» - первый роман Ф.М.Достоевского. После выхода романа в свет в 1846 году в «Петербургском вестнике» все заговорили о Достоевском, как о крупнейшем писателе натуральной школы. Белинский назвал этот роман «первой попыткой у нас социального романа».

Роман имел не менее двух че рновых редакций, первая из которых, законченная в ноябре 1844 г., была в декабре коренным образом переработана. Вторая редакция подверглась в феврале-марте 1845 г и позднее, после ее переписки набело, в период с середины марта по начало мая, новым исправлениям. Лишь к 4 мая 1845 г роман был наконец закончен. В этот день Достоевский сообщал брату: «Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем. Я вздумал его еще раз переправлять, и, ей-богу, к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл. Но уж теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрогиваться». Здесь же Достоевский писал, что намерен отдать роман в «Отечественные записки», а затем перепечатать его на свой счет отдельным изданием.

Обращение Достоевского к разработке в романе образа бедного чиновника и его социальной трагедии наряду с «Записками сумасшедшего» и «Шинелью» было подготовлено развитием массовой повествовательной и очерковой литературы на эту тему, занявшей к 40-м годам значительное место в русских журналах. Под воздействием повестей Гоголя, статей Белинского, идей русской и западноевропейской демократической и социалистической мысли 1840-х годов Достоевский ставит в центр «Бедных людей» двух «париев общества» (если воспользоваться позднейшим его определением из редакционного предисловия к переводу во «Времени» «Собора Парижской богоматери» В. Гюго (1862)) — полунищего чиновника и девушку, ставшую жертвой социального неблагополучия. Но в отличие от Гоголя с его обобщенными характеристиками лиц и обстановки действия Достоевский, опираясь на традицию физиологического очерка, насыщает свою повесть описаниями различных районов Петербурга, отмеченными печатью своеобразной строгой «документальности», проводит перед взором читателя целую вереницу сменяющихся социальных типов — от уличного нищего до ростовщика и от департаментского сторожа до «его превосходительства». Это позволяет писателю обрисовать взаимоотношения и судьбу главных героев на широком, тщательно выписанном фоне повседневной жизни столицы, и в особенности ее демократических кварталов, густо заселенных различным мелким людом. Достоевский окружает также фигуры главных героев романа рядом их социально-психологических «двойников», история каждого из которых дает как бы еще один типический, возможный «поворот» судьбы центральных персонажей, подчеркивая тем самым общественную закономерность и всеобщность их трагической социальной судьбы (отец и сын Покровские, Горшков, Емельян Иванович, двоюродная сестра Вареньки Саша и Др.). «Аналитический» характер построения «Бедных людей» (в отличие от «синтетического» метода повестей Гоголя) был замечен уже Белинским.

Авторы «физиологических» очерков изображали каждый раз лишь один из многочисленных «типов» населения столицы. Молодой Достоевский же, пользуясь материалом столичной «физиологии», строит на этой основе роман с единой, развивающейся фабулой — И при этом он хочет не только обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, но и предельно полно выразить их внутренний мир. Это побудило Достоевского избрать для своего первого произведения форму романа в письмах, которая давала автору. возможность объединить в нем описательный, «физиологический» материал с эмоциональным, лирическим тоном изложения, глубоким психологическим раскрытием души «бедных людей»

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Достоевский не зря выбрал форму эпистолярного романа - она в большой степени соответствовала его идейному замыслу. Желая обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, писатель смог с помощью этого жанра наиболее наглядно и полно раскрыть внутренний мир героев, передать тонкие нюансы их психологии, отношение героев к окружающему миру.

Основной идеей романа Достоевского стала «бытие для всех и бытие для себя», то есть человек должен жить не только для себя, он должен любить всех близких людей, помогать им, сочувствовать. Эту основную идею романа писатель доказывает каждой строчкой своего произведения.

Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» признал основной, сквозной мыслью произведения Достоевского «боль о человеке», защиту достоинства и прав человеческой личности, что любой человек, из каких - бы социальных слоев не происходил, достоин уважения, достоит жизни и счастья. Гуляя по гороховой улице, видя разряженных дам и их кавалеров, Девушкин задается вопросом: «Отчего это так всё случается, что вот хороший-то человек в запустенье находится, а к другому кому счастие само напрашивается»?, хотя оно и незаслуженное, по словам того же Макара. Отчего им, богатым все можно: и косо посмотреть, и насмехаться? А Варенька сирота, бедная, оттого и беззащитна.

Но если человек родился и суждено ему жить, то жить надо с достоинством. Девушкин в своем письме описывает нищего шарманщика, встреченного им на улице Петербурга: «Он милостыни просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина, - вот, дескать, чем могу, принесу удовольствие».[1] Макар считает его благородным нищим, шарманщик трудится, доставляет людям удовольствие музыкой.

Созданные автором образы «маленьких людей», проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, когда одни имеют все, а другие обречены прозябать в нищете, есть сухой хлеб и принимать унижения от сильных мира сего, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Как ни старается Макар Девушкин оправдать существующий строй, когда он пишет в своем письме, что «всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах…а такому-то безропотно и в страхе повиноваться», тем не менее, он, сам того не желая, развивает тему социальных противоречий, осуждая богатых и сочувствуя бедным труженикам.

У героя есть развитое чувство своей личности, лишь болезненно обостренное не бедностью самой по себе, а «до уничижения» доводящей человека нищетой и порожденной этим уничижением мнительностью. Он сознает свое право на личность «...и я не хуже других... что сердцем и мыслями я человек» - вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским.

Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делает ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читая роман, мы не просто проникаемся состраданием к героям, но и видим их равными себе. Быть человеком «не хуже других» - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа. По мнению Ф. М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек - высшая ценность.

Значение «Бедных людей» очень велико для нашей русской литературы. До Достоевского русские читатели уже имели представление о жизни простого петербургского люда и мелких чиновников. Достоевский дал новую концепцию личности: он изобразил не только характеры своих героев, показал не только их психологию, он раскрыл их самосознание, показал, что и обиженный, оскорбленный Маленький человек также имеет право жить, имеет право на свои амбиции и на простое человеческое счастье.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.136.121 (0.008 с.)