Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лирика последнего года жизни М. Ю. Лермонтова

Поиск

1. Основные события биографии и черты духовной жизни Лермонтова в 1841 году История Тетради В. Ф. Одоевского. См.: Лермонтовская энциклопедия.

2. Композиция и основные мотивы неоконченного сборника 1841 г. Композицию можно рассмотреть по публикации стихотворений в академических собраниях сочинений, где она сохранена в разделе за 1841 год.

3. Стихотворение «Родина». Патриотический пафос стихотворения и своеобразие его воплощения на фоне предшествующей литературной традиции. Лирический хронотоп стихотворения и новые патриотические символы.

4. Стихотворение «Листок». Коннотации мифа о «мировом древе». Философская символика произведения.

5. Стихотворение «Сон» и мотивы пророчеств и прозрений в лирике Лермонтова

А) «На буйном пиршестве задумчив он сидел…», 1839 Образ пророка, субъектная структура стихотворения

Б) «Как часто пестрою толпою окружен…», 1840. Элегическая ситуация, особенности ее развития

В) Два пророческих сна в стихотворении «Сон» и смысл их совпадения. Лирический хронотоп стихотворения.

6. Стихотворение «Пророк» и развитие темы поэтического творчества в лирике Лермонтова

 

А) Основные события духовной «биографии» героя. Поэтика названия.

Б) новая, по сравнению с пушкинской, лирическая ситуация стихотворения

В) евангельские мотивы и их роль в стихотворении

 

7. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу»

А) Особенности субъектной организации

Б) Лирический хронотоп

В) космизм мироощущения лирического героя

Литература:

Тексты произведений читать по собраниям сочинений, используя комментарии

1. Белинский В.Г. Стихотворения Лермонтова (любое издание) Лермонтовская энциклопедия. М.: 1982.

2. Соловьев В.Лермонтов // Соловьев Вл.С. Философия искусства и литературная критика. М.:1991. С.379-398.

3. Максимов Д. Е. О двух стихотворениях Лермонтова. // Русская классическая литература. Разборы и анализы. М.: 1969. С. 121 – 142.9»Родина», «Выхожу один я на дорогу»)

4. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М.:1985. С.179-183 (Листок и ветка).

5. Ходанен Л. А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск: 2000.С.137-149. («Пророк»).

 

Дополнительная литература:

1. Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. М.: 1976.

2. М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Санкт-Петербург, 2002.

3. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики. Кемерово, 1995.

4. Ходанен Л.А. Мотивы и образы сна в поэзии русского романтизма.// Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 1997, №2. С.47-52.

 

.

Практическое занятие №7

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Вариант 1. Жанровая поэтика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1.Творческая история романа. Движение от цикла повестей к роману.

2. Смысл названия и его реализация в художественной структуре романа (единый герой, споры о герое времени). Роль Предисловий к роману и к Журналу Печорина.

3. Жанровая поэтика кавказской повести и повесть «Бэла»

А)Традиционный романтический мотив бегства в мир естественных людей, любви к героине патриархального мира и его развитие у Лермонтова.

Б)Особенности повествования и роль Максима Максимыча в повести

3. «Княжна Мери» и традиции «светской повести»

А)Жанровая поэтика «светской повести» (хронотоп, любовный треугольник). Сравнить с повестями А.А.Бестужева_Марлинского «Испытание», «Фрегат «Надежда».

Б)Печорин – герой светской повести и автор дневника

В)Сюжетные линии «Печорин и Вера Лиговская» и «Печорин и доктор Вернер», их роль в повести

4. «Фаталист» и традиции философской новеллы

А)Смысл спора героев и роль «эксперимента» в его разрешении

Б)Фаталист ли Печорин?

В)Почему «Фаталист» – эпилог романа?

 

 

Литература:

 

1.Белинский В.Г. Роман М.Лермонтова «Герой нашего времени»(любое издание).

2.Мануйлов В.А. О.В.Миллер. Роман «Герой нашего времени». Комментарий. Спб., 1996.

2.Лермонтовская энциклопедия. М.:1982.

3.Эйхенбаум Б.М.Статьи о Лермонтове. М.: Л.: 1961.С.258-286, или в кн: Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л, 1986. С.317-337.

4.Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М.:1987. С.7 – 49.

5.Тамарченко Н.Д. Философская новелла М.Ю.Лермонтова «Фаталист». // Русская словесность. 1994, №2.

6.Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: 2002.С.198-205.

 

Дополнительная литература:

1. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. Т.43-44. М.:1941. С.564-626.

2. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. М:1976. С.5-31, 104-120.

3. М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Санкт-Петербург, 2002.

Вариант 2.

Герой и поэтика психологического романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1.Замысел писателя написать роман о современном герое. Предисловие к роману и его полемичность

2.Особенности композиции романа и формы повествования о современном герое

А)Печорин и Максим Максимыч. Герой в оценке «простого» сознания.

Б)Печорин и странствующий офицер. История рукописи.

В)роль предисловия к Журналу Печорина в создании романной биографии героя

3.Печорин – герой и автор романтической новеллы «Тамань»

А)романтическое и обыденное в «Тамани»

Б)литературные параллели к событиям и героям новеллы на страницах дневника как формы иронии героя

4.Печорин – автор и герой дневника в психологической повести «Княжна Мери»

А)Соотношение поступка и внутреннего побуждения в развитии любовной интриги повести

Б)Мери и Вера в дневнике Печорина. Анализ и самоанализ героя.

В)Категории воли, памяти, этапы развития познания и самопознания в Журнале Печорина

5.Какой мировоззренческий вопрос представлен в споре Печорина и Вулича и почему им завершается роман?

 

Литература:

1.Белинский В.Г. Роман М.Лермонтова «Герой нашего времени»

2.Лермонтовская энциклопедия. М.:1982.

3. Эйхенбаум Б.М.Статьи о Лермонтове. М.: Л.: 1961.С.258-286, или в кн: Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л, 1986. С.317-337.

4.Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М.:1987. С.7 – 49.

5.Тамарченко Н.Д. Философская новелла М.Ю.Лермонтова «Фаталист». // Русская словесность. 1994, №2.

6.Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: 2002.

 

Дополнительная литература:

 

1. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. М:1976. С.5-31, 104-120.

2. М.Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Санкт-Петербург, 2002.

3. Уразаева Т.Т. Лермонтов: история души человеческой. Томск, 1995. С.88-144.

4. Эткинд Е.Г. Психопоэтика. Внутренний человек и внешняя речь. Статьи и исследования. СПб.: 2005. С.86-101.

5. Иеромонах Нестор (Ю.В. Кумыш) Пророческий смысл творчества М.Ю.Лермонтова. СПб.:2006. С. 166-209.

 

 

Практическое занятие №8

Вариант I

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

 

1. Творческая история. Первая постановка комедии «Ревизор».

2. Состав действующих лиц комедии авторские характеристики

система персонажей и образ «Сборного города» (Ю.В.Манн).

3.Конфликт Завязка конфликта. Ситуация ревизии. Страх как пружина развития конфликта Мотив взятки.

4. Хлестаков и развитие «миражной интриги». Реальный и мнимый ревизор. Особенности комизма. Диалог с городничим. Любовная ситуация. Полилог в III действии (сцена с просителями) Хлестаков и Осип.

5. Развязка конфликта. Две развязки. Смысл и поэтика «немой сцены» в трактовке современных исследователей.

6. «Приложения» к комедии «Ревизор»: Предуведомление.Развязка Ревизора. Театральный разъезд. Смысл изменений. Трактовка образов персонажей. Хлестаков.

 

 

Литература:

 

Текст комедии читать, используя академические издания с комментариями:

Гоголь Н.В. Полн. Собр. соч. и писем. В 23 тт. М.:2003. Т.4.

Гоголь Н.В. Собр. соч. в 9-ти тт. Т.3-4. М.:1994.

 

1. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.:1978. С. 177-242.

2. Манн Ю.В. «Ужас оковал всех..»: О немой сцене в «Ревизоре» Гоголя // Вопросы литературы. 1989, №8. С.223-235.

3. Воропаев В.А. Над чем смеялся Гоголь. О духовном смысле комедии «Ревизор»// Русская словесность. 1998, №4. С.6-12.

4. Лебедева О.Б. Состав текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: эстетическая и жанровая функция «Приложений»// Гоголь и славянский мир. Выпуск 2.Томск, 2008. С.124-134.

 

Дополнительная литература:

1. Берковский Н.Я Комедия империи // Берковский Н.Я. Литература и театр. М.:1969.

2. Маркович В.М. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л.:1988. С.132-152.

3. Синявский А.Д.Два поворота серебряного ключа в «Ревизоре» // Театр. 1990, №10 или в кн.: Синявский А.Д Собр. соч. в 2-х тт. Т.2. М.:1992. С.98-99.

4. Винницкий И.Н. Н.Гоголь и Угроз Святовостоков (к истокам «идеи ревизора») // Вопросы литературы. 1996, №5.

 

 

Вариант II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.221 (0.009 с.)