Проблематика ранней прозы М. Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблематика ранней прозы М. Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»).



В конце начального периода творчества Лермонтов переходит к созданию широкого прозаического полотна — исто-рического романа «Вадим». Он был начат в 1832 г. еще в Москве, в бытность Лермонтова студентом Московского уни-верситета. Работа над ним продолжалась и в Петербурге, куда поэт переехал в августе 1832 г., но роман так и не был закончен, хотя написано было немало — 24 главы. Симптоматично одновременное (и независимое друг от друга) обра-щение к теме Пугачевского восстания Пушкина, работавшего над «Капитанской дочкой» в 1833—1836 гг., и еще никому не известного Лермонтова. В его романе пугачевщина, представленная колоритными массовыми сценами, рисуется без непосредственного изображения Пугачева. В центре повествования — романтический мститель Вадим. Но картины кре-стьянского бунта имеют в нем и самостоятельное идейно-художественное значение. Лермонтов, как и Пушкин, не зату-шевывает жестокости восставших в их расправе с помещиками, подчеркивая вместе с тем историческую закономерность возникновения ненависти крестьян к своим вековым поработителям. романтическом по методу и стилю «Вадиме» немалое место занимают и элементы реализма (особенно в изображении семейного быта помещика Палицына, массовых сцен с участием взбунтовавшихся крестьян). Поэт ставит не только острые социально-исторические, но и этико-философские проблемы, предваряя их углубленную разработку в своих будущих зрелых произведениях. «Вадим» — это первая попытка Лермонтова нарисовать развернутую картину общества в его сложной социальной структуре, в конфликтах личностного и социально-исторического характера.

В «Княгине Литовской» Лермонтов вплотную приблизился к открытию феномена, названного впоследствии Толстым «текучестью» человеческого характера, которая обнаруживается прежде всего в психологизированном портрете главных героев романа. Противоречивость психики главных героев получает мотивированное реалистическое объяснение как результат взаимодействия характеров и конкретно-исторической социальной среды. Тем не менее и «Княгиня Литовская» не была завершена, возможно, из-за недостаточно полного раскрытия в романе психологии главного героя изнутри. Его сложнейшая психика не поддавалась чисто объективному, «стороннему» показу. Овладев принципами и приемами объективно-реалистического изображения, Лермонтов, не исчерпав возможностей романтизма, настойчиво ищет пути их самостоятельного развития и взаимообогащающего единения. Эти тенденции отчетливо проявятся в последнем периоде его творческого пути.

«Княгиня Литовская» (1836) – незавершенный роман в прозе. В нем впервые появляется Григорий Александрович Пе-чорин, которого не следует отождествлять с Печориным из последнего лермонтовского романа. Это две различные ступе-ни в развитии единого замысла. В «Княгине Литовской» социально-детерминированное изображение персонажей стано-вится определяющим художественным принципом. Вобравший в себя немало автобиографического, роман насыщается большим художественно обобщенным жизненным содержанием. Молодой писатель идет по горячим следам современно-сти. Действие происходит в Петербурге, в годы, совпадающие с созданием романа. Роман отличается сложной компози-цией, разветвленной сюжетной структурой. Отчетливо выделяются три сюжетные линии, объединяемые образом главно-го героя: Печорин и Лизавета Николавна Негурова, перед которой герой разыгрывает роль влюбленного; Печорин и Вера Литовская с их давним и глубоким взаимным чувством, на пути которого и замужество героини, и свет, и взаимное непонимание; и, наконец, Печорин и Станислав Красинский, молодой чиновник из обедневшего дворянского рода. За счет последнего сюжетного ответвления Лермонтов расширяет социальные рамки повествования. Кроме светской жизни, наполненной блеском и роскошью гостиных, будуаров, театральных представлений, изысканных обедов и бесед, в поле авторского зрения входит жизнь мелких чиновников, обитателей непарадного Петербурга. В романе перемежаются приметы и приемы светской повести и повести о бедном чиновнике, социально-психологического романа и очерковых описаний, Насыщенный событиями и коллизиями, роман Лермонтова, будь он завершен, явился бы новым словом и в развитии психологизма.

Незаконченный роман «Княгиня Лиговскáя» (ударение указано в рукописи) был впервые опубликован в 1882 г. в журнале «Русский вестник» (т. 157, № 1, с. 120 — 181). Треть рукописи романа — автограф Лермонтова, остальной текст записан его другом С. А. Раевским и родственником А. П. Шан-Гиреем (с авторскими поправками).

Роман был начат в 1836 г., когда Лермонтов жил в Петербурге вместе с С. А. Раевским, служащим Департамента го-сударственных имуществ. У него Лермонтов мог почерпнуть сведения о быте и нравах чиновников, материал для харак-теристики Красинского. В письме к С. А. Раевскому от 8 июня 1838 г. Лермонтов говорит: «Роман, который мы с тобою начали, затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились, а я, знаешь, не могу в этом случае отступить от истины» (наст. том, с. 409). В материалах В. Х. Хохрякова, в 1850-х годах расспраши-вавшего С. А. Раевского о совместной с Лермонтовым работе над романом, сохранилась запись: «Св<ятослав> Аф<анасьевич> говорит, что писал только под диктовку Лермонтова» (М. Лермонтов. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1953, с. 456). В январе 1837 г. работа была прервана в связи с гибелью Пушкина и последовавшими за ней событиями в жизни Лермонтова. В феврале открылось дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермантовым и о распространении оных губернским секретарем Раевским». Оба участника этого дела оказались в ссылке. Личные «обстоятельства» поэта, отразившиеся в романе, действительно круто переменились.

Автобиографическую основу имеют обе сюжетные линии романа: отношения Печорина с Лизой Негуровой и с княги-ней Верой Лиговской. В первой линии повествования преломились обстоятельства «приключения», по собственному оп-ределению Лермонтова, с Е. А. Сушковой (ср. письмо к А. М. Верещагиной, написанное весной 1835 г. — наст. том, № 18, с. 389; рассказ Е. А. Сушковой в кн.: Е. А. Сушкова-Хвостова. Записки. Л., 1928, с. 201 — 218; см. также статью А. Глассе «Лермонтов и Е. А. Сушкова» в кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, с. 80 — 121). Во второй сюжет-ной линии нашло отзвук чувство Лермонтова к В. А. Лопухиной, в 1835 г. вышедшей замуж за Н. Ф. Бахметева (см.: Воспоминания, с. 36; а также письма поэта к М. А. Лопухиной и А. М. Верещагиной 1832 — 1835 гг.). Отношения Лер-монтова с В. А. Лопухиной отразились в стихотворениях «Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою», по-священии 1838 г. к поэме «Демон», послании «Я к вам пишу случайно; право» и др., а также в драме «Два брата», напи-санной незадолго до романа «Княгиня Лиговская», и в повести «Княжна Мери», где героиня выступает тоже под именем Веры Лиговской.

Роман «Княгиня Лиговская» объединил в себе традиционные черты «светской повести» 30-х годов и «физиологизма» произведений зарождавшейся «натуральной школы». Продолжая социальную и психологическую проблематику «Маска-рада» — тему нравственных пороков современного общества, тему сильной личности, роман «Княгиня Лиговская» сохра-нил и своеобразное сочетание сатирического и лирического начал повествования, но лирическое начало в новом произ-ведении расширяется в своей функции. Роль главного героя как бы делится между аристократом Печориным и бедным чиновником Красинским. Возникает новая для Лермонтова тема уязвленной гордости униженного человека, активно влияющая на стилистический строй романа и предвосхищающая «Бедных людей» Достоевского. Сохраняется и влияние Пушкина в ориентации на изображение современной русской жизни. Ориентация на Пушкина сказалась, в частности, на выборе имени Печорин, впервые появляющемся в «Княгине Лиговской» и закрепленном в «Герое нашего времени»: ассоциативно это имя связывалось с Онегиным — по названию северных русских рек. Поэтика «Княгини Лиговской» несет в себе и явственный отпечаток влияния «Арабесок» Гоголя. Собственно лермонтовский элемент в незаконченном романе представляет собой поиски путей проникновения в мир индивидуально-личностной и социально-групповой пси-хологии. В этом и заключается основное значение романа, вплотную подводящего к художественным задачам «Героя нашего времени».

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.007 с.)