Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблематика ранней прозы М. Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце начального периода творчества Лермонтов переходит к созданию широкого прозаического полотна — исто-рического романа «Вадим». Он был начат в 1832 г. еще в Москве, в бытность Лермонтова студентом Московского уни-верситета. Работа над ним продолжалась и в Петербурге, куда поэт переехал в августе 1832 г., но роман так и не был закончен, хотя написано было немало — 24 главы. Симптоматично одновременное (и независимое друг от друга) обра-щение к теме Пугачевского восстания Пушкина, работавшего над «Капитанской дочкой» в 1833—1836 гг., и еще никому не известного Лермонтова. В его романе пугачевщина, представленная колоритными массовыми сценами, рисуется без непосредственного изображения Пугачева. В центре повествования — романтический мститель Вадим. Но картины кре-стьянского бунта имеют в нем и самостоятельное идейно-художественное значение. Лермонтов, как и Пушкин, не зату-шевывает жестокости восставших в их расправе с помещиками, подчеркивая вместе с тем историческую закономерность возникновения ненависти крестьян к своим вековым поработителям. романтическом по методу и стилю «Вадиме» немалое место занимают и элементы реализма (особенно в изображении семейного быта помещика Палицына, массовых сцен с участием взбунтовавшихся крестьян). Поэт ставит не только острые социально-исторические, но и этико-философские проблемы, предваряя их углубленную разработку в своих будущих зрелых произведениях. «Вадим» — это первая попытка Лермонтова нарисовать развернутую картину общества в его сложной социальной структуре, в конфликтах личностного и социально-исторического характера. В «Княгине Литовской» Лермонтов вплотную приблизился к открытию феномена, названного впоследствии Толстым «текучестью» человеческого характера, которая обнаруживается прежде всего в психологизированном портрете главных героев романа. Противоречивость психики главных героев получает мотивированное реалистическое объяснение как результат взаимодействия характеров и конкретно-исторической социальной среды. Тем не менее и «Княгиня Литовская» не была завершена, возможно, из-за недостаточно полного раскрытия в романе психологии главного героя изнутри. Его сложнейшая психика не поддавалась чисто объективному, «стороннему» показу. Овладев принципами и приемами объективно-реалистического изображения, Лермонтов, не исчерпав возможностей романтизма, настойчиво ищет пути их самостоятельного развития и взаимообогащающего единения. Эти тенденции отчетливо проявятся в последнем периоде его творческого пути. «Княгиня Литовская» (1836) – незавершенный роман в прозе. В нем впервые появляется Григорий Александрович Пе-чорин, которого не следует отождествлять с Печориным из последнего лермонтовского романа. Это две различные ступе-ни в развитии единого замысла. В «Княгине Литовской» социально-детерминированное изображение персонажей стано-вится определяющим художественным принципом. Вобравший в себя немало автобиографического, роман насыщается большим художественно обобщенным жизненным содержанием. Молодой писатель идет по горячим следам современно-сти. Действие происходит в Петербурге, в годы, совпадающие с созданием романа. Роман отличается сложной компози-цией, разветвленной сюжетной структурой. Отчетливо выделяются три сюжетные линии, объединяемые образом главно-го героя: Печорин и Лизавета Николавна Негурова, перед которой герой разыгрывает роль влюбленного; Печорин и Вера Литовская с их давним и глубоким взаимным чувством, на пути которого и замужество героини, и свет, и взаимное непонимание; и, наконец, Печорин и Станислав Красинский, молодой чиновник из обедневшего дворянского рода. За счет последнего сюжетного ответвления Лермонтов расширяет социальные рамки повествования. Кроме светской жизни, наполненной блеском и роскошью гостиных, будуаров, театральных представлений, изысканных обедов и бесед, в поле авторского зрения входит жизнь мелких чиновников, обитателей непарадного Петербурга. В романе перемежаются приметы и приемы светской повести и повести о бедном чиновнике, социально-психологического романа и очерковых описаний, Насыщенный событиями и коллизиями, роман Лермонтова, будь он завершен, явился бы новым словом и в развитии психологизма. Незаконченный роман «Княгиня Лиговскáя» (ударение указано в рукописи) был впервые опубликован в 1882 г. в журнале «Русский вестник» (т. 157, № 1, с. 120 — 181). Треть рукописи романа — автограф Лермонтова, остальной текст записан его другом С. А. Раевским и родственником А. П. Шан-Гиреем (с авторскими поправками). Роман был начат в 1836 г., когда Лермонтов жил в Петербурге вместе с С. А. Раевским, служащим Департамента го-сударственных имуществ. У него Лермонтов мог почерпнуть сведения о быте и нравах чиновников, материал для харак-теристики Красинского. В письме к С. А. Раевскому от 8 июня 1838 г. Лермонтов говорит: «Роман, который мы с тобою начали, затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились, а я, знаешь, не могу в этом случае отступить от истины» (наст. том, с. 409). В материалах В. Х. Хохрякова, в 1850-х годах расспраши-вавшего С. А. Раевского о совместной с Лермонтовым работе над романом, сохранилась запись: «Св<ятослав> Аф<анасьевич> говорит, что писал только под диктовку Лермонтова» (М. Лермонтов. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1953, с. 456). В январе 1837 г. работа была прервана в связи с гибелью Пушкина и последовавшими за ней событиями в жизни Лермонтова. В феврале открылось дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермантовым и о распространении оных губернским секретарем Раевским». Оба участника этого дела оказались в ссылке. Личные «обстоятельства» поэта, отразившиеся в романе, действительно круто переменились. Автобиографическую основу имеют обе сюжетные линии романа: отношения Печорина с Лизой Негуровой и с княги-ней Верой Лиговской. В первой линии повествования преломились обстоятельства «приключения», по собственному оп-ределению Лермонтова, с Е. А. Сушковой (ср. письмо к А. М. Верещагиной, написанное весной 1835 г. — наст. том, № 18, с. 389; рассказ Е. А. Сушковой в кн.: Е. А. Сушкова-Хвостова. Записки. Л., 1928, с. 201 — 218; см. также статью А. Глассе «Лермонтов и Е. А. Сушкова» в кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, с. 80 — 121). Во второй сюжет-ной линии нашло отзвук чувство Лермонтова к В. А. Лопухиной, в 1835 г. вышедшей замуж за Н. Ф. Бахметева (см.: Воспоминания, с. 36; а также письма поэта к М. А. Лопухиной и А. М. Верещагиной 1832 — 1835 гг.). Отношения Лер-монтова с В. А. Лопухиной отразились в стихотворениях «Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою», по-священии 1838 г. к поэме «Демон», послании «Я к вам пишу случайно; право» и др., а также в драме «Два брата», напи-санной незадолго до романа «Княгиня Лиговская», и в повести «Княжна Мери», где героиня выступает тоже под именем Веры Лиговской. Роман «Княгиня Лиговская» объединил в себе традиционные черты «светской повести» 30-х годов и «физиологизма» произведений зарождавшейся «натуральной школы». Продолжая социальную и психологическую проблематику «Маска-рада» — тему нравственных пороков современного общества, тему сильной личности, роман «Княгиня Лиговская» сохра-нил и своеобразное сочетание сатирического и лирического начал повествования, но лирическое начало в новом произ-ведении расширяется в своей функции. Роль главного героя как бы делится между аристократом Печориным и бедным чиновником Красинским. Возникает новая для Лермонтова тема уязвленной гордости униженного человека, активно влияющая на стилистический строй романа и предвосхищающая «Бедных людей» Достоевского. Сохраняется и влияние Пушкина в ориентации на изображение современной русской жизни. Ориентация на Пушкина сказалась, в частности, на выборе имени Печорин, впервые появляющемся в «Княгине Лиговской» и закрепленном в «Герое нашего времени»: ассоциативно это имя связывалось с Онегиным — по названию северных русских рек. Поэтика «Княгини Лиговской» несет в себе и явственный отпечаток влияния «Арабесок» Гоголя. Собственно лермонтовский элемент в незаконченном романе представляет собой поиски путей проникновения в мир индивидуально-личностной и социально-групповой пси-хологии. В этом и заключается основное значение романа, вплотную подводящего к художественным задачам «Героя нашего времени».
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.009 с.) |