Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ведущие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лирическое творчество М. Ю. Лермонтова крайне богато тематически, однако при этом можно выделить несколько ведущих мотивов, которые мы находим, читая и любовную лермонтовскую лирику, и произведения, наполненные гражданским пафосом, и пейзажные поэтические зарисовки. Ведущие мотивы лирики М, Ю. Лермонтова — непреодолимое (онтологическое) одиночество лирического героя, его отчужденность от окружающего мира; мотив трагической любви, трагедия которой вызвана безответностью чувства любящего, непониманием, являющимся следствием того же онтологического, изначально предопределенного одиночества человека в земном мире; мотив тоски по идеалу, который не имеет конкретного образа, а потому с такой силой томит душу лирического героя, а также другие мотивы. В. Г. Белинский, пожалуй, наиболее близко подошел к загадке личности и творчества Лермонтова в своих критических статьях. По мнению известного критика, творчество поэта проникнуто пафосом отрицания, однако для Лермонтова отрицание не является самоцелью, он отрицает ради утверждения. Это выражение можно трактовать следующим образом: отрицая явления окружающей жизни, которые не имеют права на существование в мире, хоть сколько-нибудь приближенном к идеальному, поэт тем самым утверждает ценности, которые, по его мнению, являются истинными. Одной из ведущих тем лермонтовской лирики является тема родины и судьбы современного поэту поколения. Вспомним такие поэтические произведения, как "Прощай, немытая Россия...", «Дума» и другие. М. Ю. Лермонтов жил и творил в сложное время — последекабристскую эпоху, «мрачное десятилетие». После неудачного восстания 1825 года на Сенатской площади иллюзии и надежды, которые питали силы молодого поколения, в миг исчезли. Отчаяние, пессимизм, нежелание и неумение действовать во имя достижения целей, неумение ставить перед собой цели, постоянный страх, чувство внутренней несвободы — вот те черты, которыми характеризуется поколение 30-х годов XIX века. Принадлежал к тому же поколению и имея в себе те же черты, М. Ю. Лермонтов, тем не менее, нашел в себе мужество в своих произведениях определить и осудить эти пороки. Стихотворение 1838 года -Дума» рисует поколение, лишенное цели и смысла жизни, в стихотворении определяется его страшная перспектива: «под бременем познанья и сомненья, в бездействии состарится оно». Причину столь печальной участи собственного поколения М. Ю. Лермонтов видит в безверии в способность быть счастливыми, в неспособности найти для себя идеал, цель, которая наполнит существование смыслом; в бездействии, которое вызвано скепсисом, сомнениями в истине, в возможности ее познания. Поэт не приемлет бездействие, отрицает значимость и пользу знания, оторванного от реальной действительности, называя его "тяжким бременем", причиной преждевременной старости ума. Тема родины в поэзии М. Ю. Лермонтова переплетена с темой природы. Любовь к родине для поэта и героя его лирики тождественна любви к ее простому народу, природным богатствам славной истории России (стихотворения «Бородино», «Родина», «Жалоба турка» и другие). В стихотворении 1841 года «Родина» поэт называет свою любовь к России "странной" и дает объяснение своему чувству: для Лермонтова источником любви является родная природа, лишенная ярких красок, но прекрасная и величественная в своем «холодном молчаньи», простой народ, живущий в естественных условиях и видящий цель своей жизни в крестьянском труде, лишенный амбиций и стремления выслуживать для себя государственные награды и почести. В стихотворении противопоставляется естественная любовь к родине, ничем не оправданная, за исключением сердечной привязанности («Но я люблю — за что, не знаю сам...»), и официальный патриотизм. Образ родины в стихотворении лишен идеализации, за непритязательным пейзажем, картиной «печальных деревень» встают горести и сложности жизни русского народа. И даже эти беды и горести являются источником безграничной любви поэта к родине, отсюда «странность» лермонтовского патриотизма. Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова наполняется трагическим содержанием. Любовное чувство лирического героя представляет для него источник душевных мук и переживаний, оно с наибольшей силой раскрывает одиночество человека, неспособность быть понятым окружающими и понять самому. Однако любовное чувство лермонтовского героя имеет синтетическую природу: к нему примешивается горечь отверженности, уязвленная гордость, злость и даже ненависть, испытываемая по отношению к объекту любви. Для любовной лермонтовской лирики характерен также мотив предательства со стороны возлюбленной. Стихотворения «Опасение», «Разлука», «Нищий» вскрывают огромную пропасть между миром иллюзий и реальными взаимоотношениями людей, отказывая, таким образом, земной любви в истинной ценности. Еще одна крайне важная тема для лирики М. Ю. Лермонтова — тема творчества и предназначения поэта. Эта тема имеет давнюю традицию в отечественной литературе, к ней обращались предшественники Лермонтова Г Р. Державин, А. С. Пушкин и другие. Теме поэта и поэзии посвящены лермонтовские стихотворения «Поэт», «Не верь себе», «Пророк». Поэт М. Ю. Лермонтова — «осмеянный пророк», поэтический талант — это, с одной стороны, божий дар, но с другой, он накладывает на поэта огромную ответственность и ограничения. Чтобы творить, поэт не должен оглядываться на толпу, он не должен прислушиваться к ее мнению, его талант призван не развлекать, а «воспламенять бойца для битвы». Отверженность часто становится платой за талант, однако, по мнению М. Ю. Лермонтова, это плата достойная, поскольку чернь не способна понять поэта и не заслуживает быть его спутником. Итак, тематика лермонтовской лирики крайне разнообразна. В своих поэтических произведениях М. Ю. Лермонтов обращается к теме родины и природы, теме любви и дружбы, теме поэта и поэзии, характерны для его лирики и гражданские мотивы. Однако при всем разнообразии тем, для лирического творчества М. Ю. Лермонтова характерны единые мотивы, ведущие из которых — мотив одиночества и непонимания, отчуждения от окружающих, мотив тоски по небесному идеалу, мотив отрицания ради утверждения. Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта - это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики. Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание ("Жалобы турка", 1829; "Умирающий гладиатор", 1835; "Прощай, немытая Россия...", 1840). Главный образ темы отрицания - образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота ("Исповедь", 1831; "Как часто, пестрою толпою окружен...", 1840; "Из-под таинственной, холодной полумаски...", 1841). В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на первый план выходи тема гордого одиночества, непонятности ("Одиночество", 1830; "Исповедь", 1831; "Чаша жизни", 1831; "Парус", 1832; "Узник", 1837; "Никто моим словам не внемлет... я один...", 1837; "Сосед", 1837; "Соседка", 1837; "Пленный рыцарь", 1840). Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности ("И скучно и грустно", 1840; "Из Гёте" ("Горные вершины..."), 1840; "Выхожу один я на дорогу...", 1841). Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения ("Монолог", 1829; "Дума", 1838). Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей ("Новгород", 1830; "Поле Бородина", 1831; "Бородино", 1837; "Родина", 1841). Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни ("Кавказ", 1830; "Вечер после дождя", 1830; "Когда волнуется желтеющая нива...", 1837; "Дары Терека", 1839; "Тучи", 1840; "На севере диком стоит одиноко...", 1841; "Утес", 1841). Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания ("К друзьям", 1828; "Ужасная судьба отца и сына...", 1831; "Я не люблю тебя; страстей...", 1831; "Подражания Байрону", 1831; "Памяти А. И. Одоевского", 1839; "<М. А. Щербатовой>", 1840; "А. И. Смирновой", 1840; "Нет, не тебя так пылко я люблю...", 1841). Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность - центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его ("Мой демон", 1829, 1831; "Молитва", 1829; "Небо и звезды", 1831; "Земля и небо", 1831; "Когда б в покорности незнанья...", 1831; "Ангел", 1831). Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона - ("Наполеон", 1829; "1830. Мая 16 числа"; "Отрывок", 1831; "Св. Елена", 1831; "Нет, я не Байрон; я другой...", 1832; "Воздушный корабль", 1840; "Пророк", 1841). Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы - мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях ("Я жить хочу! Хочу печали...", 1832; "Смерть поэта", 1837; "Кинжал", 1837; "Поэт", 1837; "Журналист, Читатель и Писатель", 1840; "Пророк", 1841).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.65 (0.009 с.) |