Ведущие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.



Лирическое творчество М. Ю. Лермонтова крайне богато тематически, однако при этом можно выделить несколько ведущих мотивов, которые мы находим, читая и любовную лермонтовскую лирику, и произведения, наполненные гражданским пафосом, и пейзажные поэтические зарисовки. Ведущие мотивы лирики М, Ю. Лермонтова — непреодолимое (онтологическое) одиночество лирического героя, его отчужденность от окружающего мира; мотив трагической любви, трагедия которой вызвана безответностью чувства любящего, непониманием, являющимся следствием того же онтологического, изначально предопределенного одиночества человека в земном мире; мотив тоски по идеалу, который не имеет конкретного образа, а потому с такой силой томит душу лирического героя, а также другие мотивы. В. Г. Белинский, пожалуй, наиболее близко подошел к загадке личности и творчества Лермонтова в своих критических статьях. По мнению известного критика, творчество поэта проникнуто пафосом отрицания, однако для Лермонтова отрицание не является самоцелью, он отрицает ради утверждения. Это выражение можно трактовать следующим образом: отрицая явления окружающей жизни, которые не имеют права на существование в мире, хоть сколько-нибудь приближенном к идеальному, поэт тем самым утверждает ценности, которые, по его мнению, являются истинными. Одной из ведущих тем лермонтовской лирики является тема родины и судьбы современного поэту поколения. Вспомним такие поэтические произведения, как "Прощай, немытая Россия...", «Дума» и другие. М. Ю. Лермонтов жил и творил в сложное время — последекабристскую эпоху, «мрачное десятилетие». После неудачного восстания 1825 года на Сенатской площади иллюзии и надежды, которые питали силы молодого поколения, в миг исчезли. Отчаяние, пессимизм, нежелание и неумение действовать во имя достижения целей, неумение ставить перед собой цели, постоянный страх, чувство внутренней несвободы — вот те черты, которыми характеризуется поколение 30-х годов XIX века. Принадлежал к тому же поколению и имея в себе те же черты, М. Ю. Лермонтов, тем не менее, нашел в себе мужество в своих произведениях определить и осудить эти пороки. Стихотворение 1838 года -Дума» рисует поколение, лишенное цели и смысла жизни, в стихотворении определяется его страшная перспектива: «под бременем познанья и сомненья, в бездействии состарится оно». Причину столь печальной участи собственного поколения М. Ю. Лермонтов видит в безверии в способность быть счастливыми, в неспособности найти для себя идеал, цель, которая наполнит существование смыслом; в бездействии, которое вызвано скепсисом, сомнениями в истине, в возможности ее познания. Поэт не приемлет бездействие, отрицает значимость и пользу знания, оторванного от реальной действительности, называя его "тяжким бременем", причиной преждевременной старости ума. Тема родины в поэзии М. Ю. Лермонтова переплетена с темой природы. Любовь к родине для поэта и героя его лирики тождественна любви к ее простому народу, природным богатствам славной истории России (стихотворения «Бородино», «Родина», «Жалоба турка» и другие). В стихотворении 1841 года «Родина» поэт называет свою любовь к России "странной" и дает объяснение своему чувству: для Лермонтова источником любви является родная природа, лишенная ярких красок, но прекрасная и величественная в своем «холодном молчаньи», простой народ, живущий в естественных условиях и видящий цель своей жизни в крестьянском труде, лишенный амбиций и стремления выслуживать для себя государственные награды и почести. В стихотворении противопоставляется естественная любовь к родине, ничем не оправданная, за исключением сердечной привязанности («Но я люблю — за что, не знаю сам...»), и официальный патриотизм. Образ родины в стихотворении лишен идеализации, за непритязательным пейзажем, картиной «печальных деревень» встают горести и сложности жизни русского народа. И даже эти беды и горести являются источником безграничной любви поэта к родине, отсюда «странность» лермонтовского патриотизма. Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова наполняется трагическим содержанием. Любовное чувство лирического героя представляет для него источник душевных мук и переживаний, оно с наибольшей силой раскрывает одиночество человека, неспособность быть понятым окружающими и понять самому. Однако любовное чувство лермонтовского героя имеет синтетическую природу: к нему примешивается горечь отверженности, уязвленная гордость, злость и даже ненависть, испытываемая по отношению к объекту любви. Для любовной лермонтовской лирики характерен также мотив предательства со стороны возлюбленной. Стихотворения «Опасение», «Разлука», «Нищий» вскрывают огромную пропасть между миром иллюзий и реальными взаимоотношениями людей, отказывая, таким образом, земной любви в истинной ценности. Еще одна крайне важная тема для лирики М. Ю. Лермонтова — тема творчества и предназначения поэта. Эта тема имеет давнюю традицию в отечественной литературе, к ней обращались предшественники Лермонтова Г Р. Державин, А. С. Пушкин и другие. Теме поэта и поэзии посвящены лермонтовские стихотворения «Поэт», «Не верь себе», «Пророк». Поэт М. Ю. Лермонтова — «осмеянный пророк», поэтический талант — это, с одной стороны, божий дар, но с другой, он накладывает на поэта огромную ответственность и ограничения. Чтобы творить, поэт не должен оглядываться на толпу, он не должен прислушиваться к ее мнению, его талант призван не развлекать, а «воспламенять бойца для битвы». Отверженность часто становится платой за талант, однако, по мнению М. Ю. Лермонтова, это плата достойная, поскольку чернь не способна понять поэта и не заслуживает быть его спутником. Итак, тематика лермонтовской лирики крайне разнообразна. В своих поэтических произведениях М. Ю. Лермонтов обращается к теме родины и природы, теме любви и дружбы, теме поэта и поэзии, характерны для его лирики и гражданские мотивы. Однако при всем разнообразии тем, для лирического творчества М. Ю. Лермонтова характерны единые мотивы, ведущие из которых — мотив одиночества и непонимания, отчуждения от окружающих, мотив тоски по небесному идеалу, мотив отрицания ради утверждения.

Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта - это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики. Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание ("Жалобы турка", 1829; "Умирающий гладиатор", 1835; "Прощай, немытая Россия...", 1840). Главный образ темы отрицания - образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота ("Исповедь", 1831; "Как часто, пестрою толпою окружен...", 1840; "Из-под таинственной, холодной полумаски...", 1841). В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на первый план выходи тема гордого одиночества, непонятности ("Одиночество", 1830; "Исповедь", 1831; "Чаша жизни", 1831; "Парус", 1832; "Узник", 1837; "Никто моим словам не внемлет... я один...", 1837; "Сосед", 1837; "Соседка", 1837; "Пленный рыцарь", 1840). Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности ("И скучно и грустно", 1840; "Из Гёте" ("Горные вершины..."), 1840; "Выхожу один я на дорогу...", 1841). Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения ("Монолог", 1829; "Дума", 1838). Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей ("Новгород", 1830; "Поле Бородина", 1831; "Бородино", 1837; "Родина", 1841). Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни ("Кавказ", 1830; "Вечер после дождя", 1830; "Когда волнуется желтеющая нива...", 1837; "Дары Терека", 1839; "Тучи", 1840; "На севере диком стоит одиноко...", 1841; "Утес", 1841). Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания ("К друзьям", 1828; "Ужасная судьба отца и сына...", 1831; "Я не люблю тебя ; страстей...", 1831; "Подражания Байрону", 1831; "Памяти А. И. Одоевского", 1839; "<М. А. Щербатовой>", 1840; "А. И. Смирновой", 1840; "Нет, не тебя так пылко я люблю...", 1841). Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность - центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его ("Мой демон", 1829, 1831; "Молитва", 1829; "Небо и звезды", 1831; "Земля и небо", 1831; "Когда б в покорности незнанья...", 1831; "Ангел", 1831). Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона - ("Наполеон", 1829; "1830. Мая 16 числа"; "Отрывок", 1831; "Св. Елена", 1831; "Нет, я не Байрон; я другой...", 1832; "Воздушный корабль", 1840; "Пророк", 1841). Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы - мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях ("Я жить хочу! Хочу печали...", 1832; "Смерть поэта", 1837; "Кинжал", 1837; "Поэт", 1837; "Журналист, Читатель и Писатель", 1840; "Пророк", 1841).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.011 с.)