Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие философской лирики в 1920-1950-е годы

6.1. Творчество О.Мандельштама зрелого периода.

Тема и образ времени, века в лирике 1920-1930-х гг. («Век», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Шерри-бренди»). Трансформация темы Петербурга. "Воронежские тетради": изменение тематики и черт поэтики. Гражданственность поэзии 1930-х гг. "Стихи о неизвестном солдате" как предчувствие грядущих трагедий века. Семантическая поэтика Мандельштама.

6. 2. Судьба и поэзия М. Цветаевой.

Романтические мотивы ранней лирики. Тема Москвы, России в творчестве Цветаевой. Годы эмиграции, драматизм судьбы поэта. Тема поэтического творчества ("Поэт ", "Стол"). Разнообразие мифологем в циклах, посвященных поэтам. Мотив жизни и смерти (цикл "Жизни"). Мотив тоски по Родине, вынужденной, насильственной разлуки в стихах "Родина", "Рас-стояния …", "Рельсы", "Тоска по Родине. Давно". Развитие традиций футуризма в поэзии М. Цветаевой, особенности ее поэтики зрелого периода. Своеобразие поэмного жанра («На красном коне», «Поэма Горы»). Проза М. Цветаевой ("Мой Пушкин", "Эпос и лирика современной России ", "Поэт и время ").

6.3.Творческий путь Б.Пастернака.

Творческие связи и искания молодого Б.Пастернака. Книга "Сестра - моя жизнь " как выражение его художественной философии. Своеобразие лирического героя, художественной картины мира. Поэтологические особенности книги. Поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт " как опыты эпического освоения современности. Позиция художника в 1930-е гг. Работа над романом "Доктор Живаго". Идея свободной личности в романе. Идея революции, неоднозначность восприятия ее героями романа и автором. "Стихи Юрия Живаго" как единое целое. Христианские мотивы в стихах и в романе. Цикл "Когда разгуляется ", пушкинские традиции, обретение простоты стиля.

6.4.Художественный мир А.Ахматовой

Судьба и творчество в советский период. Гражданственные мотивы в лирике послереволюционных лет. Образ эпохи в поэме "Реквием". Особенности художественной формы в поэме. Лирика военных лет ("Ветер войны", "Северные элегии"). Трагедийность бытия и мужество человека. "Поэма без героя" как главное произведение 1940-1960-х гг. Творческая история поэмы. "Зашифрованность" как способ воспроизведения исторической действительности. Философская проблематика поэмы. Художественное своеобразие (композиция, образность, строфика, звукопись). Послевоенная лирика ("Бег времени"), особенности поэтики. Тема творчества ("Тайны ремесла") и любви («Шиповник цветет»).

Творчество И.Бродского как «эпилог» классического этапа развития русской лирики.

Судьба поэта. Специфика поэтического осмысления пространства, времени и человека. Слово в художественном мире Бродского. Традиции О.Мандельштама, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Пастернака, их трансформация в поэзии И.Бродского.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Изучение курса «Русская литература (1920-1950-е гг.)» должноопираться в наибольшей степени на современные исследования и учебные пособия по истории русской литературы XX вв. и теории литературы. Нужно учитывать многообразие подходов к различным литературным явлениям, которое существует в научных трудах.

Поскольку пересмотр литературных явлений первой половины ХХ века находится на стадии продолжения, необходимо следить за новой научной и учебной литературой по курсу, за публикациями в научных журналах, рецензиями на вышедшие книги и знакомить студентов с их выводами.

Постоянно следует расширять научный и культурный кругозор студентов, воспитывать «вкус» к аналитической, критической деятельности, сопоставляя не только разные точки зрения ученых, но и интерпретации произведений литературы в киноискусстве, театральных постановках, в музыке и живописи.

Преподаватель должен стараться пробудить интерес студентов к просветительской деятельности: выступлению с докладами перед студентами, школьниками, читателями библиотек, участию в литературных вечерах, дискуссиях.

Важно находить новые методы и формы работы со студентами, совершенствовать формы текущего и итогового контроля, в том числе применяя индивидуальный подход к студентам.

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

№ п/п Раздел дисциплины Самостоятельная работа (часы и форма сам. работы)
1. Революция и интеллигенция. Становление новой культуры и ее развитие в условиях тоталитарной системы. 2 Чтение научной литературы, ее реферирование.
2. Публицистика первых лет революции.   4 Чтение и осмысление публицистической литературы.  
3. Поэзия 1920-х годов.
   
3.1. А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». 10 Чтение научной литературы. Чтение художественных текстов. Подготовка к ПЗ, к тестированию. Ответ на проблемный вопрос о развитии жанра поэмы.
3.2. Судьба и творчество В.Маяковского.
3.3. Творческий путь С.Есенина.
4. Драматургия 1920-х годов 4 Чтение научной литературы. Чтение художественных текстов. Подготовка к ПЗ. Составление тестовых заданий по драматургии.
4.1 Революция и театр.
   
5. Типология и динамика эпических жанров в литературе 1920-1950-х годов 26 Чтение научной литературы. Чтение художественных текстов. Подготовка к ПЗ, к коллоквиуму, участие в проекте  
5.1. Проза о Гражданской войне.
5.2. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы».
5.3. Творчество М.Горького-прозаика и драматурга
5.4. Судьба и творчество М.Булгакова  
5.5. Проза А.Платонова как отражение поиска правды
5.6. Творчество А.Толстого  
5.7. Пути развития романного жанра в 1920-1930-е годы  
6. Развитие философской лирики в 1920-1950-е годы Чтение научной литературы. Чтение и анализ художественных произведений. Подготовка к ПЗ. Участие в «круглом столе» по творчеству А.Ахматовой
6.1. Творчество О.Мандельштама зрелого периода  
6.2. Судьба и творчество М.Цветаевой  
6.3. Творческий путь Б.Пастернака  
6.4. Художественный мир А.Ахматовой  
7. Творчество И.Бродского как «эпилог» классического этапа в развитии русской лирики Чтение и анализ художественных произведений

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Освоение материала начинается на лекциях, посещение которых обязательно, поскольку на них даются установки, в каком ключе следует изучать литературу данного, чрезвычайно противоречивого периода истории русской литературы. Осваивая затем тему самостоятельно, следует внимательно перечитать конспект лекции, потом обратиться к учебнику и рекомендованной литературе с целью расширения и углубления того материала, который рассматривался лекционно. Следует помнить, что точка зрения того или иного автора в критической литературе может не совпадать с позицией автора учебника или преподавателя, излагающего курс. Поэтому нельзя механически соединять в одном ответе все, что почерпнуто из разных источников. Читая, надо постараться выделить основные положения, излагаемые автором статьи, книги, учебника или лектором, разобраться в их аргументах, а при ответе обязательно указать, чьи точки зрения вы излагаете, в чем они сходны, а в чем противоречат друг другу. Обязательным является изложение вашей собственной точки зрения.

Следует внимательно воспринимать звучащие на лекциях тексты и образцы их анализа, которые дает преподаватель, а также образцы анализа текстов, содержащихся в рекомендованной литературе. Затем следует результаты своих наблюдений применить в самостоятельном анализе иных текстов. Не предпринимая самостоятельных попыток анализа, научиться анализировать текст невозможно.

Контроль.

 

В течение семестра преподаватель проверяет тетради для самостоятельной работы, приглашает для собеседования по прочитанным художественным текстам и критической литературе, проводит тестирование, в часы самостоятельной работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.008 с.)