Романтические поэмы Лермонтова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романтические поэмы Лермонтова



Романтизм-как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности, поиск идеала, внутренней и внешней свободы. Существует два типа романтизма: немецкий — созерцательный, философский и английский — активный, мятежный, богоборческий.

В нашей стране романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIX века. У его истоков стояли Батюшков, Жуковский, последователи немецкой традиции романтизма. В России это направление развивалось в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтический герой.

В творчестве Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 20—30-х годов: от романтизма к реализму. Однако овладение методом реализма не привело Лермонтова к отказу от романтизма. Оба художественных метода в творчестве Лермонтова выступают в сложном своеобразном синтезе. И пример этому поэмы: “Мцыри” и “Песня про царя Ивана Васильевича...”

“Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы.

“Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он — сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

 

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

 

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:

 

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

 

В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя.

Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является поэмой, написанной в народном духе. Лермонтов воссоздает стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Поэт вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров.

“Песня...” — не целиком романтическое произведение, но в поэме имеется много романтических черт. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, возвышались и поэтизировались. Калашников — это мятежный, борющийся романтический герой.

В “Песне...”, как и в “Мцыри”, вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития.

Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Автор любуется Степаном Парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду, но эта идея Калашникова не тождественна идее всего произведения. Смысл поэмы не исчерпывается протестом, бунтом Калашникова, смысл “Песни...” заложен в ее народности.

Таким образом, в творчестве Лермонтова романтизм является основным направлением. Он не связан с каким-либо хронологическим этапом в жизни поэта. Романтические черты мы можем выделить в каждом произведении Лермонтова, причем романтизм не мешал поэту обращаться и к другим художественным методам, например реализму. Во многих произведениях Лермонтова мы видим синтез этих двух направлений. В “Песне...”, написанной в 1837 году, романтические черты переплетаются с чертами фольклорной поэтики. А в “Мцыри” нет ни одной реалистической черты. Эту поэму можно считать классическим образцом романтической поэмы.

Ранние поэмы М. Лермонтова

В ранних поэмах Лермонтова (конец 1820-х – начало 1830-х гг.) преобладает историческая («Олег», «Литвинка», «Последний сын вольности») и экзотическая кавказская тематика («Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи»). Поэмы написаны под сильным влиянием Дж. Г. Байрона и А. С. Пушкина.

Поэма «Черкесы» (1828)

Первая из всех написанных Лермонтовым поэм.

В качестве эпиграфа ей предпослана строка из эпилога пушкинской поэмы «Кавказский пленник». Наличие эпиграфа указывает на возможную связь поэм Лермонтова и Пушкина, однако в данном случае связь прослеживается только на уровне тематическом – Лермонтов избрал в качестве основы сюжета эпизод из Кавказской войны, нападение черкесов на русскую крепость с целью освобождения взятого в плен брата черкесского князя. В точности такой сюжет у Пушкина нигде не встречается, однако тема кавказской войны присутствует в «Кавказском пленнике».

Явное влияние байронизма прослеживается в изображении боя русских и черкесов: сражение показано как вспышка безудержных страстей, как апогей человеческого существования.

Поэма «Кавказский пленник» (1828)

Название поэмы четко указывает на источник, из которого Лермонтов черпал вдохновение – это одна из «южных поэм» А. С. Пушкина. Если в «Черкесах» влияние пушкинского «Пленника» выразилось лишь косвенно, то «Кавказский пленник» повторяет, с небольшими изменениями, пушкинский сюжет. Внесенные Лермонтовым изменения представляют интерес с тех позиций, что эти модификации усиливают общее романтическое звучание поэмы, уничтожая присутствующий у Пушкина намек на разрушение романтической традиции, и одновременно делают сюжет более шаблонным, сходным с другими образцами жанра. Если у Пушкина поэма завершается гибелью Черкешенки и спасением Пленника, отказавшегося умереть вслед за возлюбленной, то Лермонтов, следуя романтическому шаблону, описывает смерть пленника от руки отца черкешенки и последовавшее за этим самоубийство девушки. Кроме того, Лермонтов исключает из своей поэмы эпилог – его поэма заканчивается типично романтическим мотивом скорби: отец черкешенки сокрушается по поводу смерти дочери.

Поэма «Корсар» (1829)

Название поэмы заимствовано у Дж. Г. Байрона – в состав «Восточных поэм» входит одноименное произведение. Байрон подсказал Лермонтову концепцию характера главного героя, который после смерти любимого младшего брата ушел к пиратам, воевал с турками и влюбился в прекрасную девушку, спасенную с тонущего корабля. Образ жизни главного героя, столкновение с турками и мотив любви заимствованы у Байрона. В то же время в поэме прослеживается связь с поэмой Пушкина «Братья-разбойники» за счет наличия мотива братской любви и бегства от общества.

Поэма «Две невольницы» (1830)

Первоисточником послужила поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», откуда Лермонтов позаимствовал сюжетную схему (любовный треугольник в стенах гарема). Также можно отметить отголоски поэмы Байрона «Гяур», где действие тоже разворачивается в гареме на Востоке. Лермонтов практически не видоизменял пушкинский сюжет, только сменил национальность героев (крымский хан превратился в султана, полячка в гречанку, грузинка в испанку) и несколько уточнил мотивы их поступков (Заира отказывает султану Ахмету в любви из-за того, что верна своему предыдущему возлюбленному, оставшемуся на родине). В целом, близость данной поэмы к пушкинскому оригиналу достаточно велика, несмотря на другое название, однако у Лермонтова, как и в «Кавказском пленнике», полностью отсутствуют признаки разрушения романтизма, представленные у Пушкина.

38. Художественные открытия Пушкине в драме «Борис Годунов»

Драма «Борис Годунов» представляет интерес сразу с нескольких точек зрения. С одной стороны, это первое значительное историческое произведение Пушкина (из числа предшествующих работ можно назвать только «Заметки по русской истории XVIII в.»), позволяющее судить о восприятии писателем исторического процесса. С другой стороны, «Борис Годунов» как историческое произведение, создаваемое на заре реалистической эпохи, устанавливает принципиально новые правила воссоздания исторической действительности в художественном произведении. Кроме того, «Борис Годунов» в соответствии с авторским замыслом подрывает устоявшуюся традицию классицистической драмы.

 

Исторические взгляды Пушкина, отраженные в драме «Борис Годунов».

 

Историческая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов:

 

- бессистемная фиксация отдельных фактов без сортировки по важности (локальная история);

 

- попытка систематизации по произвольному принципу, определяемому самим историографом («интересность», «значимость», связь с определенным лицом), появление более значительных фактов, которые можно отнести к сфере национальной или мировой истории;

 

- концепция средневекового провиденциализма (исторический процесс целиком находится в воле Бога);

 

- рационалистический подход в эпоху Просвещения (построение причинно-следственных моделей);

 

- историософские концепции, предполагающие применение философских методов и подходов в сфере истории.

 

Теоретическая база для восприятия истории в философском ключе была подготовлена работами Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) и Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854) (он был наиболее популярен в России). Историософские концепции перечисленных авторов, несмотря на наличие расхождений, строятся на нескольких общих основополагающих пунктах:

 

1. История не управляется чье-то единой волей, будь это воля человека или сверхсущества.

 

2. Историю создают массовые движения.

 

3. Законы истории познаются только в масштабе истории всего человечества. История отдельной страны или отдельной эпохи не дают возможности увидеть общие закономерности.

 

4. Развитие человечества имеет свою цель, оно поступательно, несмотря на производимое впечатление хаотичности.

 

5. Цель развития не достижима мгновенно. Человечество не может мгновенно перенестись вперед, к конечному результату, пропустив промежуточные этапы. В истории нет бесполезных этапов, необходим каждый из них.

 

6. Движение к цели направляется высшей силой, которая, однако, не персонифицирована, беспристрастна и не обладает субъективностью. По сути, это безликая Высшая Необходимость, которая вбирает в себя все случайности, организуя их на пути к цели.

 

7. Конечная цель развития человечества – гармоничное общество, где каждый человек абсолютно полно проявляет свою индивидуальность, при этом не затрагивая свободу других. Национальные границы уничтожены.

 

8. Движение истории – сочетание свободы (случайные поступки каждого отдельного человека) и необходимости (закономерность, вбирающая в себя все случайности и направляющая человечество по пути к цели).

 

Концепция Пушкина, представленная в драме «Борис Годунов», ближе всего именно к историософии. Пушкин отказывается от достаточно популярной в русской историографической традиции религиозной точки зрения на события Смуты и судьбу Бориса Годунова (в летописях Смута трактовалась как своеобразная «Божья кара» всей Руси, а участь Годунова ставилась в прямую зависимость от якобы совершенных им многочисленных грехов; аналогичную позицию занял и Н. М. Карамзин, чья «История государства Российского» послужила Пушкину одним из основных источников). Кроме того, в драме Пушкина происходящее не зависит от воли конкретного человека – наоборот, индивидуальные стремления и желания оказываются поглощены движением народных масс. При этом исторический процесс у Пушкина не выглядит бессмысленным, в нем есть своя логика, определяющаяся прежде всего «народным мнением», т.е. духовным складом народа.

 

Представления Пушкина об историческом художественном произведении нового типа:

 

Пушкин в драме «Борис Годунов» отрицал предшествующую традицию, наиболее ярко воплотившуюся в романтическом понимании историзма: в произведениях на историческую тему романтической поры не предусматривалась точность фактического материала. Первостепенное значение имел субъективный взгляд автора, который трактовал историю как ему заблагорассудится.

 

Традицию сломал Вальтер Скотт, который в своих романах показывал «историю в вымышленном повествовании». Продолжая традицию Скотта, Пушкин предлагает концепцию «вымысла в рамках исторического правдоподобия». Художественное произведение подразумевает наличие в нем авторского вымысла, однако Пушкин реализовал в своей драме принцип ограничения авторской фантазии рамками того, что не произошло, но могло бы произойти в действительности, потому что соответствовало духу времени и характерам действующих лиц. Сам Пушкин, чтобы соблюсти это требование, обстоятельно изучал факты, положенные в основу произведения. В дальнейшем подготовительный этап, посвященный работе с документальными источниками, всегда был неизбежен при создании исторических произведений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 5894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.037 с.)