Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Судьба Лермонтова была не такой простой. Ему не было двух с половиной лет, когда умирает его мать. С этого времени неприязнь между бабушкой, богатой и именитой, которая была против брака дочери с отцом Лермонтова, и отцом доходят до накала. Лермонтов с детства чувствовал, что два самых близких ему человека не любят друг друга.
Лермонтов писал стихи для себя, не планируя их публиковать. Поэтому многие стихотворения, которые не включены им самим в первый сборник, имеют исповедальный характер. В ранних стихах много подражательного, он переиначивал приемы и строчки, ищет свой стиль.
Его творчество делят на три периода:
1. 1812-1832 – время ученичества, поиск себя, своего мира. Основные темы – природа, дружба, любовь. 2. 1832-1836 – период, когда Лермонтов определил темы, которые его волнуют. У него много философских стихов. В его лирике звучат типичные для романтика мотивы одиночества, несчастной любви, но философская составляющая всегда сильна. 3. 1836-1841 – почти каждое стихотворение- поэтический шедевр.
1827 год – бабушка отдаёт Лермонтова в благородный пансион при Московском Университете. 1830 – Лермонтов зачислен в студенты московского университета. Университет ему закончить не удалось. Потом Лермонтов поступает в Школу юнкеров, привилегированное заведение, где учились сыновья из знатных семейств. Лермонтов окончил школу юнкеров, он был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка, который стоял в Царском селе.
Знаменитым Лермонтов станет в один день, в 1837 году, после написания стихотворения «Смерть поэта» к смерти Пушкина. За это его отсылают на Кавказ. Но в 1838 году его возвращают, и с 1839 года в печати начинают появляться его стихи.
В апреле 1840 года он приговорен ко второй ссылке на Кавказ из-за дуэли, и в 1841 бабушка просит, чтобы Лермонтов приехал на два месяца, потому что она была очень больна, и ему дают это разрешение. По возвращении он был убит Мартыновым на дуэли.
30-е годы, когда творил Лермонтов, нельзя назвать временем только реакции, но и время, когда подводился итог. Люди, составлявшие цвет русской литературы, много об этом думали. Лермонтов, точно также, как и Баратынский и Венивитинов, был, безусловно, поэтом мысли, начиная с самой ранней лирики. Лермонтов не собирался публиковать свои стихотворения, поэтому прежде всего бросается в глаза исповедальный характер лирики. Это можно назвать лирическим дневником. Даже в ранней лирике, которая была в чем-то ученической, появлялись темы, которые останутся постоянными, несмотря на то, что поэт развивался. Появлялись более глубокие стихотворения, продуманные, с большим жизненным опытом и сложенным мировоззрением, но темы оставались, хотя и рассматривались с иных точек зрения.
Если Пушкин – это постепенное восхождение, прежде всего, поиск гармонии, то Лермонтов – поэт-романтик, что чувствуется не только в стиле, но и в мировосприятии. Причем воюет он не только с окружающим миром, но и с самим собой, это личность, которая ощущает свою двойственность, пытается познать самого себя. Лишь во втором или третьем периоде появляется не «я», а «мы» - причисление себя к числу людей, решающих философские проблемы.
Темы будут оставаться теми же, но глубина проникновения в тему будет различаться. Лермонтов – поэт-философ, многие темы из лирики перейдут в прозу. «Герой нашего времени» - ответ на вопросы, которые поэт себе задаёт.
Если творческий путь Пушкина можно сравнить с прямой, направленной вверх, то Лермонтов – это путь спирали. Но Лермонтов остаётся романтиком, и темы, свойственные этому течению, будут присутствовать в его лирике и поэмах.
Чтобы дать представление о лирике Лермонтова, нужно сказать, что если ранняя лирика почти всегда автобиографическая и психологический разбор, то во второй период это будет уже лирический герой, создан будет образ современника, его мыслей и чаяний. Если же говорить о необходимых для любого романтика тем, как, например, любовь, то и в них будут прослеживаться автобиографичные мотивы. Стихотворения «К Н.И.» посвящены Наталье Ивановой, были ещё стихотворения Екатерине Сушковой, и на протяжении всей жизни он посвящал стихотворения Варваре Лопухиной. Для Пушкина любовь – светлое чувство, то для Лермонтова характерны мотивы измены, обмана, начиная с юности любовь у него окрашена в мрачные тона. У Лермонтова любовь – всегда трагическое чувство, всегда страдание. В ней невозможно найти счастье. Постоянно звучит мотив неразделенной, безнадежной любви. «Пусть я кого-нибудь люблю, она не красит жизнь мою». Любить на время не стоит, а вечная любовь безнадежна (стихотворение «И скучно, и грустно», где сформулированы ценности). Яркое стихотворение «Нищий», в котором он сравнивает себя и свою любовь с нищим, которому вместо подаяния положили камень.
Лермонтов подвергает сомнению все ценности, о которых пишут другие. Некоторые из них отрицаются его жизнью. Он пишет о великих чувствах, которые поднимают человека ноа новый уровень, но они приводят к трагедии: двое не могут понять друг друга, оценить.
Большинство стихотворений любовной лирики – послания, элегии и даже стансы – жанр, утвердившийся в русской литературе, которому свойственны размышления.
Тема дружбы также очень похожа на тему любви. Дружеские послания Лермонтова можно противопоставить Пушкинским. Дружба представляется герою столь же непостоянной, сколь и любовь. Ему не свойственны мысли о братстве, опоре и поддержке. «Послание к П. (етерсону)» (1929 год) – «навряд ли кто-нибудь из нас страну узрит, где дружба дружбу не обманет». Опять звучит мотив обманутой дружбы. Очень редко звучит мотив благодарности другу. Может, и есть истинные друзья, но это такая редкость в жизни. «Я думал, в свете нет друзей, нет дружбы светлой, постоянной, но появился гость незваный, и вновь мне возвратил…» В поздних стихотворениях звучит мотив пиров с друзьями. Таковы любовная и дружеская лирика, которые на всем протяжении творчества звучит именно так.
Ещё один мотив – мотив поколения 30-х и его противопоставления прошлому поколению. Лермонтов создаёт образ современника. Этот мотив звучит по-разному. Ранний Лермонтов в стихотворении «Монолог» (1929) пишет «поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете», он пишет, что познание, жажду славы, талант его поколение не способно употребить. Это стихотворение показывает человека в светской жизни, восприятие собственных возможностей. Это и характеристика общества, и рассуждение о том, какими качествами должен обладать человек. Вновь ценности, которые должны быть вечными, полностью подвергаются сомнениям, они не нужны. Мотив противопоставления звучит в стихотворении «Бородино» (1937), к 25-летию Бородинской битвы. Кстати, это стихотворение Лермонтов хотел показать Пушкину, но не успел – тот был убит на дуэли. Белинский: «вся идея выражена во втором куплете, эта мысль – жалоба на нынешнее поколение и зависть к поколению прошедшему». Стихотворение – ответ старого солдата юному вопрошающему. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя, богатыри не вы». Появляется мотив богатырского, яркое, пышное описание великого сражения, определяющего историю войны и России в целом. В стихотворении используется сниженная лексика, свойственная старому солдату. Лейтмотивом через всё стихотворение проходят слова: «вам не видать таких сражений». Стихотворение заканчивается словами: «да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри не вы». Прошлое поколение готово к великим свершениям, это были богатыри, а нынешнему не видать сражений, они – не богатыри. Четко звучит мотив противопоставления прошлого и нынешнего поколений. Центральное стихотворение этого мотива – «Дума» (1938), написанное в жанре дума. В думах Рылеева тот брал какое-то важное место в истории России, и писал о ярком образе, поэтому думы – жанр гражданско-философской лирики, свойственный декабристам. Лермонтов берет этот жанр, и пытается осмыслить место своего поколения в истории. Лермонтов говорит от первого лица о себе и своём поколении, осуждая современников он судит и себя, он тоже из этого поколения и ощущает связь с современниками. Он использует довольно любопытную композицию. Первые четыре и последние 8 строк создают обрамление по смыслу, речь идёт о будущем. Три другие части, центральные – это жизнь современника от рождения до смерти. Первая же строка должна вызвать шокирующее чувство: «Печально я гляжу на наше поколение, его грядущее иль пусто, иль темно», «в бездействии состарится оно». Его поколение не умеет действовать, поэтому название «Герой нашего времени» звучит иронично, ибо «герой» негероичного поколения. Затем прослеживается жизнь современника. У поколения нет цели, оно ни к чему не стремится. «К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы, перед опасностью – позорно малодушны, а перед властью – презренные рабы». Горькое, даже трагическое восприятие своего поколения. «Мы иссушили ум науками бесплотно». Современник – это образ трагический, в нем есть что-то хорошее, но он не проявляет это, потому что не верит, что найдет отклик. Таким образом, современник прячет и скрывает свои лучшие качества. «Мечты поэзии, создания искусства восторгом сладостным наш ум не шевелят». Лермонтов называет «бесполезным кладом» лучшие чувства. «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви». Таким образом, вся жизнь проходит мимо. И в результате современник так и приходит к могиле. Автор – скептик, осуждает и себя в том числе. Образ, нарисованный в «Думе» - это и есть Печорин. Белинский о «Думах»: «Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни в сто раз ужаснее смерти».
Эта тема поднимается и в других стихотворениях, например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» (1940, 1 января). 1 января дворянским собранием давался новогодний бал, на этом балу Лермонтов увидел Тургенева. Тургенев вспоминал о том, как все лезли к Лермонтову, а он оставался равнодушным. В этом стихотворении опять же противопоставление, на этот раз – света детству. Свет, общество – это нечто холодное, неискреннее, фальшивое. Герой не погружается в этот мир, присутствует в нем лишь внешне. Но детство – всё самое светлое, хорошее. Это стихотворение и о том, что современник бесконечно ощущает себя одиноким. Именно такое восприятие – одинокий, непонятый среди бездушных людей – безусловно отразится на теме поэта и поэзии. Эта тема важна для каждого поэта, но понимают они её каждый по-своему.
У Лермонтова она возникает как продолжение тем, которые берут старшие поэты, исследуя миссию поэта и назначение искусства, но Лермонтовская трактовка имеет свои существенные особенности. У Пушкина есть стихотворение «Поэт» («пока не требует поэта…») 1927 года, у Лермонтова – «Поэт» 1928-го. Эти стихотворения очень похожи, в них поднимается тема творчества, личности поэта. Та же мысль: «вдохновение – это озарение». Но если у предшественников творчество – это наслаждение, то у Лермонтова творчество – это мука, поэтический труд – это очень тяжелая работа, которая требует напряжения всех физических сил. «Я жить хочу, хочу печалей» (1932) – стихотворение, важнейшее в этой теме. «Что без страданий жизнь поэта?» Лермонтов пишет, что ценою муки поэт покупает свою славу поэта. Поэт соглашается на эту муку, потому что он – избранник, он не может иначе. Тема избранничества начинает звучать в этом стихотворении. «Нет, я не Байрон» («… я другой, ещё неведанный избранник, как он гонимый миром странник, но только с русскою душой») (1932). Поэт понимает свою избранность, ему подвластны мысли высокие, глубокие, он наделен божественным откровением. Поэту дана высокая оценка, возникает тема высокого назначения поэта. Центральным стихотворением в теме является стихотворение «Поэт» 1838-го года. Здесь трактовка миссии поэта совершенно иная, чем у Пушкина. Лермонтов делит стихотворение на две части. В первой части он описывает кинжал, и постоянно подчеркивает, что кинжал – это боевое оружие, разящее, мощное, что подчеркивается от четверостишья к четверостишью. А потом он говорит, что теперь кинжал висит на стене, а как только кинжал висит на стене, он превращается в безделушку. «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, своё утратил назначение?» - пишет Лермонтов потом. Поэт – это трибун, он должен бичевать пороки, его назначение, как у кинжала, в битвах, а не в праздности. Как только кинжал становится игрушкой, он утрачивает своё назначение, также и поэт. У Лермонтова появляется мотив осмеянного порока, когда никто не верит в его пророчества. Эта тема звучит крайне трагично. Если у Пушкина поэт гонит толпу, но у Лермонтова толпа гонит поэта. Он одинок, его никто не хочет слушать, никто не считает его пророком. У Лермонтова толпа всегда враждебна поэту. Прославится Лермонтов стихотворением «Смерть поэта», которое он напишет после смерти Пушкина. Оно не могло быть опубликовано, но оно распространилось в списках. Сначала у стихотворения появилась первая часть. После чего в обществе обсуждали гибель Пушкина и появилось много клеветнических толков о Пушкине. Тогда Лермонтов пишет вторую часть. Эти части различаются и по тематике, и по пафосу, и по жанру, и по стиху. Это стихотворение написано высоким стилем, в нем много риторических вопросов. Первая часть – это эпитафия Пушкину, вторая – политический памфлет. В нем звучат традиционные мотивы трагической судьбы поэта, тема поэта и толпы. В первой части Лермонтов делает отсыл к Ленскому, хотя Пушкин и не похож на него. В образе поэта он объединил Аполлона, покровителя искусства, и Христа, объединив терновый и лавровый венок. Во второй части Лермонтов говорит, что «жадная толпа» будет наказана, ведь есть высший суд. Этот же мотив непонимания поэта будет звучать и в других стихотворениях. В конце творчества Лермонтов пишет стихотворение «Пророк» (1941). Лермонтовский пророк начинается с того мгновения, когда заканчивается Пушкинский. «С тех пор, как вечный судия дал мне всеведение пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Вслед за Пушкиным Лермонтов изображает поэта как всеведающего пророка, но тот неспособен выполнить своей миссии, потому что никто хочет его слушать. Но истинный поэт всё равно не изменит своей миссии, ведь он должен сеять истину.
В каждой из тем, на которые пишет Лермонтов, звучит мотив одиночества. В раннем творчестве она показывается как основная в темах дружбы и любви. Мотив одиночества проходит абсолютно через все темы. Все попытки преодолеть одиночество тщетны, потому что оно неизбежно и в любви, и в дружбе, и в жизни. У романтиков одиночество – важнейший мотив, но характер Лермонтова и его личная жизнь сделали эту тему такой близкой ему. У Лермонтова будет собственная трактовка этой темы: одиночество-изгнание-странничество. И как бы не гнала его толпа, он выбрал это одиночество добровольно. Мир отвергает героя, но и он отвергает мир. Этот мотив звучит и в стихотворениях, посвященных поэту и поэзии. Поэт всегда одинок, он противопоставлен обществу. Мир настроен враждебно, поэтому герой уходит от этого мира. Поэт будет писать об одиночестве поэта в свете, среди множества людей, которые кажутся ему лицемерными, пустыми, он нигде не встречает родной души. Одиночество у Лермонтова приобретает космический масштаб, герой одинок во всем мире. Этот мотив виден в стихотворениях «Тучи», «Листок», «На севере диком». Поэт пишет, что одиночество – вечный спутник человека, оно неизменно. Своеобразный итог этой темы – «И скучно, и грустно» («…и некому руку подать в минуту душевной невзгоды»).
Прежде всего в лирике Лермонтова интересует личность и её связь с миром, внутренний мир личности. События духовной жизни интересуют его в момент свершения, когда они происходят, ему важно, что чувствует человек. Лермонтов убежден, что события, которые происходят в жизни каждого человека, не случайны, и они формируют судьбу. Всему внутреннему строю Лермонтова соответствует бунтарский, байроновский романтизм. Это культ личности, избранника, культ борьбы с роком, высокой судьбы, тяга к миру и его познанию, но при этом не быть равнодушным и не быть с равнодушными. Душа и личность интересуют Лермонтова прежде всего. На творчество Лермонтова оказали влияние Шеллинг (единство противоположных начал) и Фихте. С идеями этих философов личность у Лермонтова предстаёт одинокой, мятежной, ищущей жизни в борьбе, буре, при этом полной противоречий. «Парус» (1932) – манифест Лермонтова-романтика. В этом стихотворении сталкиваются статика и действие. В нем вырисованы мятежность, вечная борьба противоположностей и борьбы с судьбой. Пушкин утверждает, что бороться с судьбой не надо, ведь эти законы неизменны, а Лермонтов призывает бороться, вести себя так, будто судьбы нет.
В лирике Лермонтова всегда присутствуют два философских начала, добра и зла. У Лермонтова в поэме «Демон» демон постоянно варьируется. По Лермонтову в душе человека всегда будут бороться два начала, добро и зло. Идеала нельзя достигнуть, но надо стремиться к нему. Человек от рождения будет стремиться к доброму и высокому, искать истину, в этом и заключается жизнь, в вере и надежде. Но добро и зло существуют в двуединстве, от самого человека зависит, что он изберет. Это стремление к истине или же наоборот, к пороку. Философски эта тема осмысливается в стихотворении «Июня одиннадцатого дня» (1831). В это стихотворении Лермонтов предсказывает свою собственную судьбу. «Лишь в человеке встретиться могло священное с порочным». В этом стихотворении множество философских тем. Несмотря на трагическое мировосприятие у Лермонтова остаётся жажда светлого. «Жизнь скучна, когда боренья нет», «жажда бытия во мне сильней страданий». Это связано с отношением Лермонтова к року, к судьбе: хоть они существуют, человек должен бунтовать, потому что жизнь коротка, есть только миг. Если у Пушкина миг – частица вечности, то у Лермонтова миг – тот промежуток, в который надо много совершить, оставить след на земле.
В творчестве Лермонтова природа предстаёт как часть вечности. «Когда волнуется желтеющая нива» - это не только тема природы. Как бы не стоило сражаться с судьбой, человек всё равно будет стремиться к гармонии. Составной частью в эту тему входит мотив противопоставления поколений. Для Лермонтова поэт – это прежде всего трибун, бичеватель пороков, поэтому в его лирике так много стихотворений о современном ему обществе. Но отношение Лермонтова к Родине нельзя назвать негативным. У него просто была своеобразная трактовка. У Лермонтова множество стихотворений посвящено Кавказу – это духовная родина у Лермонтова, воспоминания детства, первой любви, он проводил там детские годы, лечился от болезней. Когда речь заходила о России, он говорил о современном обществе и современнике, но в то же время судил и себя. Когда встречались стихотворения, посвященные именно России, то может быть впервые звучит тема малой родины. Самая острая политическая характеристика – «Прощай немытая Россия» (1841). Здесь тоже звучит мотив странничества, изгнанничества. Тема малой родины звучит в стихотворении Родина» (1841 год). Давая характерстику 30-м годам, нельзя обойти концепцию «Православие-самодержавие-народность». Стихотворение Лермонтова начинается со строчки, которая должна шокировать: «Люблю отчизну я, но странную любовью, не победит её рассудок мой». Лермонтов изначально хотел назвать стихотворение «отчизна», но потом изменил название на «родина», потому что «отчизна» - термин официальный, а «родина» для каждого человека – это личное отношение к стране, где живешь. Он подчеркивает, что отношение к отчизне должно быть нерассудочным. А потом он отрицает идею официального патриотизма. Человек любит родину не за боевые заслуги, не за былые дела, не за славу – он отрицает первым отрывком официальную версию. Как во второй строчке стихотворения он отрицает рассудочность, так во втором отрывке он говорит, что любит родину не за что-то, просто так. Затем он описывает то, что запомнилось ему сильнее всего – и такое описание у каждого своё. У каждого свои субъективные впечатления о том месте, где родился, и это личное чувство, и оно неизменно, что бы ни происходило, любовь останется. Так и возникла тема малой родины, но от этого отношения к родным местам. Родину мы любим, что бы ни происходило. Поздняя лирика, несмотря на отрицание вечных ценностей и одиночество, тесно примыкает к философской лирике, просвечиваются редкие религиозные мотивы. Последние можно найти в стихотворении «Ангел» (1831 год). Это стихотворение о рождении человека, появлении души в мир «печали и слез». Отзвук песни ангела, светлой, чистой, останется в душе у человека, «без слов, но живой». Таким образом, изначально мы рождаемся в мир для добра. Воспоминание о том, что мы рождаемся для счастья, сохраняется в памяти несмотря на все мрачные моменты жизни. Ещё одно стихотворение на религиозную тему – «Молитва» (1837 год). Оно любопытно тем, что странник обращается к божьей матери с молитвой не о себе. «Не за свою молю я душу, пустынную, за душу странника». Он просит о той, которая ему близка и дорога. Для женщины, которую он любит, он просит счастья, «сопутников, полных внимания» (друзей и близких), «молодость светлую», «старость покойную», «лучшего ангела», чтобы он воспринял душу прекрасную. В зрелых стихотворениях Лермонтов говорит о ценностях, которые мечтал бы обрести лирический герой, которые были бы ему близки, хотя до этого он ставил их под сомнение. Стихотворение, которое может завершать философскую лирику – «Выхожу один я на дорогу» (1841). Оно очень непростое и безусловно относится к философской лирике Лермонтова. С первой строчки задан мотив одиночества, дорога – символ жизненного пути человека. Лермонтов создаёт удивительную картину мира, в который выходит человек, он даёт космический охват, представляет человека перед миром. Сомнение, размышление, во имя чего стоит жить. Вечность по Лермонтову всегда мудра и истина, и человек, представ перед нею, не знает, чего ему желать. Лермонтов называет главными ценностями свободу и покой: «я ищу свободы и покоя». Можно сравнить с Пушкиным: «на свете счастья нет, но есть покой и воля». Свобода – возможность человека жить в соответствие с собственными убеждению, покой – состояние души, когда жизнь не противоречит внутренним убеждениям. Таким образом, у Пушкина и Лермонтова ценности оказываются одинаковыми, хотя шли они к ним разными путями. А далее даётся образ вечной природы. Также упоминается любовь, как ещё одна ценность, ради которой стоит жить. В конце мы встречаем образ вечнозеленеющего темного дуба (который встречается вплоть до «Войны и мира»). Человек – частичка вечности, человек должен бороться с судьбой, жить, будто её нет. Таким образом, Лермонтов приходит к тем ценностям, которые отрицал. Образ современника очень двойственен. С одной стороны, это человек, скрывающий свои лучшие побуждения, бездеятельный, бесцельный, но с другой стороны, он мечтает о любви, дружбе, свободе и покое.
Поэмы Лермонтова
Все поэмы Лермонтова, которые мы изучаем – романтические.
«Песня про купца Калашникова» была напечатана в 1838 году. Это романтическая поэма, но написана она в фольклорной традиции. Лермонтов называет своё произведение песней, и действительно, она открывается запевом («ой ты гой еси царь Иван Васильевич…»), потом идёт зачин (то есть, о чем пойдет речь), затем следует повествование и завершается всё это исходом («гей вы, ребята удалые»). Композиционно Лермонтов пытается вписать работу в жанр песни, поэтому встречается обилие старинной лексики («восплакала», «супротив»), пользуется постоянными эпитетами («сабля вострая»), сравнения («смотрит сладко, как голубушка»), довольно много повторов («пир пировать», «плачем плачут»). Использовав такой жанр, Лермонтов берет и типичный фольклорный конфликт и типичное его разрешение: тот, кто прав, борется с тем, кто не прав, и правда побеждает. Главные герои – Киребеевич, Калашников и Грозный. Калашников – предельно обобщенный образ русского национального характера: цельный, героический, устремленный к правде, смелый, достойный, с крепкими моральными устоями, верный муж, добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, человек чести. Калашников защищает не только свою жену, но и народное представление о святости обывчаев и традиций. Алена Дмитриевна – чужая жена, и даже если в неё влюблен любимый опричник царя, он не имеет права вторгаться в чужую семью. Менее всего Лермонтов стремился к подлинным приметам времен Ивана Грозного, хотя описание кулачного боя и пира подробны. Острый конфликт между Киребеевичем и Калашниковым – главное, что есть в поэме. Именно к мужу обращается за помощью Алена Дмитриевна, и Калашников готов выступить, даже понимая, против кого. Не зря описывается пир у Ивана Грозного, где любимый опричник Ивана Грозного грустит. По описанию, которое он даёт Алене Дмитриевне, понятно, что он – человек страстей, хотя и храбрый воин, преданный царю. Киребеевич, рассказывая о своей любви, утаил главное – то, что девушка замужем. Образ Грозного фактически олицетворяет судьбу. Киребеевич – самолюбец, привык добиваться своей цели и закрывать глаза на условности, «буйный молодец». Калашников выходит на бой: «поклонился прежде он царю грозному, после Кремлю да святым церквям, а потом народу русскому». Это свидетельствует о ценностях Калашникова, он выходит защищать и народные традиции, и семейные устои. Когда царь спрашивает, кто он и зачем, Калашников говорит, что он честный человек. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Калашников осознает, что этот бой – его последний. Ему никогда не получить прощения за то, что дрался с любимым опричником царя. «Чему быть суждено, то и сбудется, постою за правду до последнего». Первым ударяет Киребеевич, и получается, что его удар пришелся посреди груди Калашникова, и крест защищает молодца – вера защитила. А вот удар Калашникова был смертелен для Киребеевича. Это типично фольклорное разрешение конфликта: побеждает правда. Но судьбу олицетворяет Иван Грозный, и хотя Калашников скрывает причины убийства, Грозный не может его простить. Образ Грозного противоречив: в нем сочетаются жестокость и благородство (он милует детей и жену, заботится о них). Таким образом, тема судьбы играет решающую роль, и судьба грозная. Концовка – народное сочувствие герою, его схоронили меж трех самых многолюдных дорог. В памяти останется именно Калашников, как человек, защитивший устои.
Другая поэма – «Демон». «Демон» Лермонтов писал не один год, была не одна редакция. Образ демона не был новым, на него писал Мильтон, Байрон и другие. Лермонтов также создаёт своего демона. В основе Лермонтовского сюжета любовь демона к смертной женщине. Первая редакция поэмы – 1929 год. В этой первой редакции демон сознательно решает погубить земную женщину. Во второй и третьей редакции (1830/1831 год) образ демона даётся более психологически проработанным, становится ясно, кто такой демон: это не сам сатана, а его сподвижник, который не остался с ним и бродит один среди миров, но он не один из рядовых бесов. Лермонтов пишет «Демона» с большой буквы, это становится его именем собственным, выделяет из «легиона». Конечно, ему свойственны все черты злого духа, но далеко не только это. Демон влюбился в монахиню, и в её келье столкнулся с ангелом-хранителем, который защищает девушку. Демон вступает в единоборство со светлым началом, но и со своим собственным внутренним миром. Он – дух зла, и ничто светлое его не трогает, и людей он презирает, и он привык творить зло, и вдруг впервые за столетия почувствовал укол любви, чего ран не было. Он попадает на свидание, и скажет: «и слишком горд я, чтобы просить у бога вашего прощения, я полюбил свои мучения и не могу их разлюбить». Для романтика не может быть жизни без страдания. Монахиня, которая видит необычного демона и необычные речи слышит из его уст, не может вынести этого напряжения, и умирает от этого напряжения. И демон, пролетая над могилой, горько упрекает творца. Такова вторая и третья редакции. В четвертой редакции вдруг появляются совершенно новые мотивы. Появляется лирическое вступление. В этом вступлении демон завидует людям: «у них надежда есть на искупление». Появляется мотив, что в земной жизни есть преимущество перед жизнью небесной: есть страсти, переживания, любовь. Потом эта тема проявится в поэме Мцыри, где монастырь ассоциируется с неволей. Это было открытие в литературе: получается, что демон хотел бы изменить свою участь, но изменить эту участь можно лишь обратившись к земным переживаниям. 1833 год – пятая редакция. В этой пятой редакции появляются географические приметы, восточные, южные. В пятой редакции меняется образ монахини Тамары: она не может противиться искусителю и погибает от поцелуя. И опять же Демон упрекает творца. 1837 год – действие вставляется в Грузии. 1838 – появляется шестая редакция с глубоким философским содержанием. Ещё более прорисованы детали. Появляется соперник – жених Тамары. Но свадьба не сулит счастья Тамары. Жених предан сладостным мечтам, мечтает о свадьбе, но автор говорит, что это будет несчастный брак. Демон делает всё, чтобы расстроить эти мечты жениха. По традиции, если встречаешь часовню, надо помолиться, но жених так спешил к невесте, что он пренебрег этим – и погиб. Здесь видно противоречие: Тамара готова услышать речи Демона. Она слышит их и боится их, они поражают её, увлекают, она боится поддаться искушению и уходит в монастырь. В этой редакции Демон просто выгоняет Ангела. Он устал от одиночества, устал от зла, и ему кажется, что он выстрадал право на любовь земной девушки. Любовь к Тамаре его преобразила: «я всё былое бросил в прах, мой рай, мой ад – в твоих руках». Ему кажется, что образ Тамары был у него с начала мира. Демон хочет сделать Тамару своей подругой вечной, на земле лишь преступления и казнь, а Демон презирает и то, и другое. Демон обещает Тамаре весь мир, от неё он хочет лишь любви. Но зло остаётся злом, и девушка умирает от поцелуя с отчаянным криком, в котором «было всё». В эт редакции было подробное описание Тамары, она была прекрасна и в жизни, и после смерти, и у неё была загадочная улыбка, в которой было что-то непонятное, может, «с небом горькая вражда». Это окончание восхитило Белинского. Это, безусловно, ультраромантчиеская поэма, где Тамара приобретает демонические черты. Лермонтов собрался печатать поэму, но опасался цензуры. Была создана седьмая редакция. Тамара описывается как существо не от мира сего, убраны последние крамольные слова. Демон хочет примирения с богом. Восьмая редакция предназначалась для чтения при дворе. Возможно, поэтому там нет диалога о боге. В этой редакции Лермонтов словно бы специально идёт к отказу от демонизма. Его Демон искренне пытается примириться с небом. Он настолько желает этого и переживает, что его слеза прожигает камень. Он в келью к Тамаре входит готовый любить, с душой, открытой для добра. Путь к небу лежит для него через любовь к Тамаре. Ему скучно зло, скучно всё, главное – Тамара. Вместо света Демон обещает Тамаре открыть тайны бытия. В этой редакции не совсем понятно, сознательно ли он убивает Тамару. Он летит в рай, требует Тамару себе, но лишив жизни Тамару, он вновь стал духом зла, поэтому примирения добра и зла не происходит – вечный конфликт. Демон превращается в того, кем был прежде, и Тамара прижимается к ангелу, и, пройдя жестокое испытание, остаётся с ангелом. Для Лермонтова, слабо верившего в способность женщин любить, любовь может оправдать любого человека, даже очень грешного. Демон остаётся один во вселенной, несчастный, и в этом его беда – не получилось примирения с небом. Образ Демона мятежен и многогранен. Он находится в сложных отношениях с самим собой, у Лермонтова всегда присутствует такая противоречивость.
Мцыри – тоже романтическая поэма. 1839 год. Одно из главных произведений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с темами свободы и воли, важными в творчестве Лермонтова, и в то же время тема одиночества и изгнания. Типично романтический конфликт, сталкиваются два противоположных начала – Мцыри, стремящийся вернуться на родину, и монастырь, который воплощает в себе несвободу. Первые две части поэмы – это вся экспозиция, весь рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь. Все остальные части поэмы (двадцать три) – это исповедь, поэма-монолог, поэма-исповедь. Уже во второй части завязка: «как вдруг однажды он исчез осенней ночью». Далее следует рассказ священнику о трех днях вне стен монастыря. Вся атрибутика романтического: романтическое писание природы, бури, боя с диким зверем. За это время Мцыри словно бы прожил целую жизнь, которой у него не было в монастыре. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил». Природа тождественна внутреннему состоянию Мцыри, он словно слит с родной природой, поэтому и убегает во время бури. Стоит отметить, что Мцыри убегает из монастыря не от безверия, это протест против наложенных на него оков, он хочет вернуть свою судьбу, которую решили за него. Человек сам должен выбирать свой путь – кредо Лермонтова. Мцыри – апофеоз романтизма Лермонтова. Это могучая личность, которая готова бросить вызов судьбе и миру. К тому же, действие происходит на Кавказе. За это время Мцыри вспомнил детство и ощутил себя ребенком («и вспомнил я отцовский дом», вспоминает он прежде всего отца, такого же гордого и непреклонного, мужчину-воина), был влюблен (в молодую грузинку, не решившись к ней подойти, но запомнив ту песню, которую она пела). Он не может остановиться, он должен идти вперед, стремится к родине. Этот повтор звучит на протяжении всех двадцати трех частей. Далее следует бой – он ощутил себя воином. Но ощутив волю, Мцыри должен вернуться в свою тюрьму. Для Мцыри духовная связь с родиной – главная черта, определяющая весь его образ. Он несет образ героя, неотделимого от своего отечества, готовый пожертвовать жизнью ради возвращения домой. Время в монастыре – лишь цепочка томительных часов, а три дня – истинная жизнь, свобода. В образе Мцыри все романтические черты призваны усилить, довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя. У него даже нет имени, Мцыри означает «послушник». Мцыри обессилен, и ему снится сон, и, как всегда у Лермонтова, проявляется двойственность, противоречивость. Мцыри только что проявил себя как воин, а во сне думает, что «заслужил я жребий мой, на мне печать свою тюрьма оставила, таков цветок темничный, вырос одинок, и бледен он меж плит сырых», но луч зари обжог во тьме выросший цветок. С одной стороны, вызов судьбы, с другой, мнение, что он свою судьбу заслужил. В этом трагедия героя. Единственная просьба Мцыри – похоронить меж двух кустов, откуда виден Кавказ. Белинский о Мцыри: «что за огненная душа, что за исполинский дух у этого Мцыри», «это любимый идеал Лермонтова».
Герой нашего времени
Лермонтов задумал роман в 1837 году. Основная работа велась в 1838 году, была завершена в 1839. Роман публиковался отдельными частями, как и Онегин. Публиковался в «отечественных записках», был полностью издан в 40-ом году.Критика встретила роман неоднозначно, завязалась острая полемика. Белинский восхищался: «произведение, представляющее совершенно новый мир искусства», отметил «богатство содержания, оригинальность». Были критики, не принявшие роман, и прежде всего это было связано с образом главного героя. Многим критиком Печорин показался клеветнической карикатурой. Роман не понравился Николаю I: поначалу он решил, что Максим Максимыч и есть главный герой, и расстроился своей ошибкой, назвав Печорина «гадким». Это заставило автора дополнить роман предисловием и предисловием к дневнику Печорина. Оба эти предисловия играют важную роль и объясняют авторскую концепцию. Все образы романа подчинены раскрытию центрального образа. Это социально-психологический и философский роман. Социальная проблематика связана с водяным обществом, Печорин исследуется как социальный тип, психологическая проблематика связана с раскрытием личности (есть психологический портрет, самоанализ, внутренний монолог), философские проблемы – рок и судьба, добро и
|