Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

Поиск

Тот художественный метод, которым пользовался Гоголь, заложил основы критическому реализму, - говорят иногда. Он развил традиции Пушкина и в драматургии, и в прозе. В его произведениях были высмеяны пороки современного общества. Главное для Гоголя – нравственный эффект произведения. Это не только бичевание пороков, это прежде всего представление о том, какой должна быть жизнь, Россия, человек. У Гоголя обязательно будет представление о том, как должно быть. У него нет какой-либо школы, нет строгих последователей, он стоит особняком в русской литературе. Более полутора столетий не утихают споры о феномене Гоголя, о его искусстве.

Гоголь родился в 1809 году в селе Великие Сороченцы Миргородского уезда Полтавской губерни. Его родители были помещиками среднего достатка, у них было около 400 крепостных. Детство провел в родовом имении Васильевка. Рядом с этой Васильевкой находилась Диканька, которую он обессмертил в своей первой книге.
В 1821 году он поступил в только основанную гимназию высших наук в Нежине. Он учился семь лет, и именно к этому периоду относятся сведения о его первых литературных опытах. Он написал целый ряд произведений – баллады, трагедии, повести, но нам известно о них в основном по названиям. Была написана романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен». Мнительный и честолюбивый Гоголь возлагал большие надежды на свою поэму. Он написал стихотворение «Италия», он хотел уехать в Петербург и мечтал о том, что будет не сколько служить, сколько заниматься литературной деятельности. Ему казалось, что его поэма будет иметь успех.
Уехав в Петербург, Гоголь ищет место, но главное, чем он занят – публикацией своего стихотворения. Он потратил почти все деньги, чтобы издать отдельной книгой свою поэму под псевдонимом Алов. Никто эту поэму всерьез не воспринял, отзывы были отрицательными, и он скупил и сжег все экземпляры.

Гоголь уезжает заграницу, разбитый и огорченный, но в конце 1829 года вернулся, стал чиновником, его карьера закончилась на помощнике столоначальника.
Уже в 1831 году он покинул канцелярию. За это время он познакомился с писателями, по протекции Жуковского он стал преподавателем истории в патриотическом институте, а в 1834-35 годах занимал должность профессора петербуржского университета.
Основным его занятием был литературный труд. Он был честолюбив, и его первый неуспех вовсе не охладил пыла. Он работает много и напряженно.

Три периода творчества Гоголя:
1. 1829-1835 – Петербуржский период
После неудачи его ждет шумный успех, связанный с выходом «Вечеров на хуторе близ Диканьке» (1831-32 гг.)
В январе-феврале 1835-го вышли сборники «Миргород» и «Арабески».

Гоголь начал работать над тем, что хорошо знал. Он вел переписку с матерью и просил прислать описание различных легенд и обрядов. Он уловил, что в это время, когда массовым явлением стал романтизм, возрос интерес к истории, фольклору и мистике ужасного. Поэтому он написал произведение, которое имело шумный успех.
В Петербурге он познакомился с Дельвигом, Плетневым, Жуковским, Пушкиным (в 1831 году).

Гоголь постоянно искал свою дорогу в литературе. Самый первый отклик на ещё неопубликованную книгу он получил летом 1831 года.
Когда он явился в типографию, он заметил, что наборщики хохотали, и он узнал, что это из-за того, что те нашли его повести смешными, из чего он заключил, что его работы в духе черни.

Пушкин отметил в Гоголе два качества:
1. Настоящая веселость.
2. Чувствительность.

Гоголь, для которого это был шумный успех, был окрылен.
В 1832 году он издал вторую часть сборника. Первый сборник открыл романтический период его творчества. Это было обусловлено временем – тогда романтизм стал массовым, интересом к народной культуре и языку. Гоголь даже запишет про Петербург: «здесь так занимает всех всё малороссийское». Даже само название сборника соотносило его работу с принципами романтизма – циклизацией произведений на основе местности; наличие разных рассказчиков; есть издатель – пасечник Рудый Панько.
В сборник вошли восемь повестей, разных по проблематике, жанровым и стилевым особенностям, а материал для них – рассказы, байки, истории на разные темы, «лишь бы слушали да читали, а у меня наберется на десять таких книжек».

Гоголь очень свободно обращается со временем, он путает века и располагает события произвольно. Его цель – рассказать о национальном характере. Время действия в повестях «Сорочинская ярмарка» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» - современность. В других повестях – «Майская ночь или утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» - 18 век. В «Вечере накануне Ивана Купалы», «Страшной мести» - 17 век. Гоголь использует такой прием: в его книге постоянно встречаются прошлое и настоящее. Что касается прошлого, то это ореол чудесного, сказочного. Гоголь действительно использует фольклорные традиции. Он использовал поверие о папоротнике, который расцветает в ночь накануне Ивана Купалы, или известный сюжет о продажи души черту. Присутствуют оборотни, ведьмы, русалки – поэтика ужасного. Вся эта нечисть искушает людей, пытается помешать им, в произведениях множество фантастических происшествий. Ещё один прием – переплетение реальности и фантастики. И герои произведения, и рассказчики верят, что их местность действительно населена нечистью, черти и ведьмы только и делают, что дурачат людей и вмешиваются в их жизни.
Наша нечисть в произведениях литературы не оче5нь страшная, своя. В этом произведении Гоголь нарочно изображает нечисть в бытовом обличии. На пропавшей грамоте ведьма играет в дурачка, в повести «Ночь перед рождеством» черт выглядит как уездный стряпчий. Гоголь, мастер деталей, таким образом рисует ироничную ситуацию, создается комический эффект.

В переплетении фантастики и реальности четко разделены добро и зло, понятны отношения между людьми. Как правило, герои побеждают зло. Человек торжествует над нечистью, добро побеждает зло. При этом Гоголь постоянно балансирует на понятиях страшного и смешного. Он использует этот прием и в начале, и в конце повестей, и часто у него присутствует прием: при казалось бы предопределенном печальном финале всё кончается хорошо, и, напротив, «Сорочинская ярмарка», самая веселая повесть, кончается грустно, а «Страшная месть» - веселыми песнями.

С этим связана ещё одна особенность построение вечеров – повторяющиеся мотивы. Мотивы повторяются те же, но с противоположными знаками. Например, история с кладом показана трагически в «Иване Купале», комически в «Заколдованном месте».
Над всем этим царствует смех Гоголя. Здесь его смех именно юмористический. Этакий чистый народный юмор, ироничный взгляд на жизнь, который позволяет справиться с любыми обстоятельствами.
Все произведения в этом сборнике романтические кроме повести про Ивана Федоровича Шпоньку.

В романтических повестях важен нравственный эффект, как и всегда у Гоголя, поэтому романтический идеал рисуется следующим: люди должны быть едины, между ними должны быть дружелюбные отношения. Идея единства, созданная на малороссийском материале, превращает «Вечера» в этакую утопию. Гоголь пишет о том, какая должна быть жизнь народа, каким должен быть человек.

А вот реалистическая повесть показалась читателям одной из самых таинственных. Здесь действие перенесено из народной среды в сферу поместного быта. Время – современность, а не условные, давно прошедшие времена. Эта повесть в большей степени связана с последующим творчеством Гоголя. В ней проявляются художественные приемы, которыми активно пользуется Гоголь в последствие. Например, Шпонька разговаривает незаконченными предложениями, частицами. В этой повести Гоголь рисует Диканьку, которая перестала быть самой собой, она лишена сказочности и доброго отношения к жизни. Даже свадьба, которая должна быть легкой, веселой, кажется практически кошмаром. Внутренний мир героев ограничен, они – небокоптители, их жизнь скучна, внутренний мир скукожился.
Эта повесть закладывает новые замыслы Гоголя. Происходило изменение в его художественном методе, в тех задачах, которые он перед собой ставил.

«Вечера» сделали Гоголя знаменитым, он мог бы пожинать лавры. Но у Гоголя наступает чуть ли не творческий кризис – 1833 год. Он недоволен характером смеха, который был именно юмористическим. Гоголю кажется, что нельзя смеяться для развлечения самого себя. Он считает, что настоящий, истинный писатель должен делать добро. Это значит, что смеяться даром, без какой-то нравственной цели – предосудительно. В 1833 году, когда Гоголь думает о том, что смех должен значить гораздо больше, вызывать желание человека измениться, автор ищет выход из творческого тупика.

Он пишет повесть, совершенно непохожую на прежние.
1834 – «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем».
Этот год очень продуктивен, написаны «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий». Все они вошли в сборник «Миргород» (1835 год).
Этот сборник – важная веха в творческом развитии Гоголя. Теперь веселая Диканька уступила место очень прозаичному уездному городу, главная достопримечательность которого – огромная лужа, а фантастический персонаж –бурая свинья Ивана Ивановича.
В самом названии города заключен иронический смысл. Миргород – не только захолустный город, это замкнутый мирок. В этом замкнутом мирке, который, кажется, никак не связан с другой жизнью и имеет свою собственную, всё наоборот. Между людьми нет добрых, приятельских отношений, здесь скорее какая-то вражда, причем на пустом месте. Здесь нет дружбы, отношения фальшивы. Прием, который Гоголь использует ещё не раз – обилие деталей, и вещи как бы вытесняют человека. В результате вещи становятся чуть ли не главными действующими лицами.
Но в Миргороде есть и романтики, героика прошлого. Есть и страшное – повесть Вий.
Второй сборник прозы Гоголя, в отличие от первого, был четко композиционно продуман. Он делится на две части, в каждой две повести, и они объединены по контрасту. Антитеза бытовой повести «Старосветские помещики» с героической поэмой «Тарас Бульба», нравоописательная повесть «О том, как поссорились…» - со страшным Вием, который, кажется, построен как в «вечера на хуторе», но радикально отличается.
В этом сборнике нет издателя, а позиция автора выражена в том, какая ситуация выбрана для героев и как они изображаются. Все повести «Миргорода» о внутреннем мире человека, о пределах человеческого духа.
Восприятие повестей Гоголя может быть противоположным. Например, в «Старосветских помещиках», казалось бы, естественная, упорядоченная, естественная жизнь. Повесть написана в сказовой манере, и повествователь и мы, читатели, впадаем в прошедшие времена. Кто-то скажет, что жизнь главных героев – святость, а кто-то – что распад, бессмысленное и пошлое существование. Споры о том, что это – отсутствие духовности или же незаметная, но очень глубокая, высокая любовь – не прекращаются. Это прямо противоположное понимание даёт возможность задуматься, а что считать духовностью, что должно связывать людей и почему такие разные трактовки. Что лежит в основе любви стариков? Сила привычки, сложившаяся годами? Сам Гоголь пишет в повести: «что бы то ни было, но в это время мне казались детскими все эти страсти против этой долгой привычки». Эта фраза вызвала полемику у критиков: сделала ли жизнь стариков святыми или пустыми, и вообще, в чем суть любви. Фраза Гоголя о привычке вызвала страстную критику. Например, Шиверев ополчился на Гоголя, и говорил, что надо вымарать убийственную мысль о привычке, которая разрушает нравственное впечатление о картине. А Белинский сказал, что он никак не может понять страха и робости перед истинной.
Рядом с такой повестью находится Тарас Бульба. Они действительно противоположны по своей наполненности, кажется, речь идёт о полярных возможностях человеческого духа. Если брать Тараса Бульбу, то речь идёт о товариществе, братстве, о том, что человек живет по высоким законам долга, может брать на себя ответственность, он способен на поступок. В этой повести торжество духовности, прежде всего в Тарасе Бульбе: широта натуры, верность убеждениям. Тарас Бульба стал самой знаменитой из повестей «Миргорода». В ней идёт речь не только о семейных отношениях, но и о борьбе украинцев с иноземцами. Выходит, что Бульба – национальный герой.
А рядом с ней – пустая ссора двух Иванов. Это два небокоптителя из захолустного города. Гоголь вводит мир вещей для характеристики человека, говоря, что головы Иванов похожи на редьку хвостом вниз и вверх.
Вий – одна из самых загадочных повестей. В примечании к ней Гоголь указывал, что эта повесть – лишь народное придание, и что он передал его, как слышал, почти ничего не изменив. Но такого придания нигде нет. Образ Вия – загадка, каких только не было предположений, от индоевропейского до осетинского бога. Ясно одно – это бог зла. Вия по-украински – ресница. Или же Гоголь просто создал обобщенный образ зла. В этой повести вновь реальность сплетается с нереальным. Герой живет как бы в двух измерениях. Есть реальная жизнь, в повести описаны заботы и переживания, и тут же существует мир фантазии – Паночка-ведьма. Мир нереального вторгся в обычную, повседневную, реальную жизнь, и совершенно её изменил. Линия Паночки связана с миром зла. Немаловажную роль играет вопрос красоты. Внешняя красота может быть мертвой, за ней ничего не стоит. У Паночки именно такая демоническая красота. Она несет не свет, а пламя, в котором сгорает главный герой. Кажется, этот мир нереального, который открылся главному герою, даётся ему от седьмого чувства, но фантастическая жизнь отбирает земную. Мысль Гоголя: мир, который противостоит человеку, страшен и враждебен, и нельзя пускать зло в душу, иначе перед ним не устоять. Фома погиб потому, что забоялся, но не только. Здесь смысл гораздо глубже.

2. 1835-42 – время работы над «Ревизором» и поэмой «Мертвые души».
Начало периода – первая редакция «Ревизора», завершение – первый том «Мертвых душ».
В январе 1843 выйдет четырехтомник Гоголя.
В эти годы Гоголь в основном жил заграницей, иногда приезжал в Россию для устройства своих литературных дел.

Этот период открывается «Петербургскими повестями»: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет». Эти три повести Гоголь объединил в сборник «Арабески». Сам Гоголь пояснил сборник «сумбур, смесь, каша». Кроме повестей в сборнике были различные статьи.
Потом Гоголь написал две повести, и они создали связь между двумя периодами творчества.
1836 – Нос.
1841 – Шинель (опубликована в 1842)

Впечатления о Петербурге отразились в этих повестях. Они различны по сюжетам, тематике, героям, объединены местом.
У Гоголя, как и у Пушкина в «Медном всаднике», Петербург двулик. Это место приложения разных сил и способностей человека, и в то же время это город меркантильный, который губит человека, развращая его роскошью, губя всё наивное и светлое. Гоголь создаёт образ-символ города. И вновь это город и реальный, и призрачный. В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. У Гоголя Петербург как бы оторван от всей России. Он живет своей особой жизнью, очень мало связанной с остальным пространством. В этом городе возможны любые метаморфозы. Вновь Гоголь идёт к излюбленному приему: живое превращается в вещь, вещь или часть тела становятся даже не персоной – лицом. Мысль Гоголя: город искажает добрые качества людей, меняет их облик, обезличивает.

В «Невском проспекте» Гоголь создал блистательный портрет Невского проспекта в разное время суток. Он становится то деловым, то педагогическим, то «главной выставкой лучших произведений человека». Невский проспект – модель чиновного города, движущаяся столица, где существуют не отношения между людьми, а отношения между чинами. То, как человек выглядит и какой у него чин – главнее личных качеств. Без чина, без должности человек – «черт знает что». Гоголь создаёт образы кукол, марионеток. У него идёт не люди, а бакенбарды, усы, и это механическое собрание шествует по проспекту. В основе повести судьбы двух петербуржцев – Пескарева и Пирогова. Сюжет распространенный: история гибели художника в столкновении с пошлой действительностью. Петербург убивает художника и благосклонен к чиновнику. Вот таким предстает город: в нем возможна трагедия жизни, в нем возможен фарс. Вывод напрашивается сам собой: Невский проспект, как и сам город, лжив в любое время.

Ещё один образ художника – Портрет. Гоголя волнует проблема искусства истинного и ложного. Сюжетно повесть строилась как история бедного, но честного и одаренного художника Черткова, в котором есть страсть к искусству. Но ему нужны деньги. В какой-то момент он предает высокое искусство и начинает создавать светские портреты, чтобы заработать. Но создать светский портрет – значит, отказаться от истины, ведь он не может написать, что видит, заказчик диктует условия: «облегчить все изъянцы». Вместо того, чтобы поймать подлинность, художник вынужден писать льстивый портрет. Художник становится знаменитым, у него появляются деньги, но вместе с тем он теряет свой талант создать подлинное произведение искусства. В результате он начинает питать злобу и ненависть к искусству, к чему-то прекрасному. Он начинает уничтожать произведения искусства – город-обольститель погубил художника деньгами, легкой славой. Появляется образ схимника, который очень серьезно относится к искусству. Такая антитеза между жизнью истинной и жизнью поддельной.

В следующей повести «Записки сумасшедшего» столица увидена глазами теряющего рассудок титулярного советника Поприщева. Откуда взялся бунт против действительности, почему он начинает сходить с ума, хотя он сам часть чиновного мира – непонятно. В этой повести очень удачно найдена Гоголем та грань, когда комизм приходит к трагизму. То, что в начале вызывает смех, перерастает в ужас, а в конце вызывает сострадание. «Записки сумасшедшего» - дневниковые записи. Вначале Поприщев благоговеет перед начальство, завидует взяточникам, забавно рассуждает о политических событиях. Это вызывает комический эффект. Но потом вдруг видно, как человек теряет рассудок, он представляет себя испанским королем Фердинандом VIII. В итоге он оказывается в сумасшедшем доме. Больное сознание героя, которое постоянно подставляет его на чужое место, издаёт мольбу: «за что они мучают меня?» Эта идея, что человек теряет своё лицо, желая наград и возвыситься, продолжает доминировать.

«Нос» был опубликован в 1836 году в Пушкинском Современнике. Он считается одной из вершин Гоголевской фантастике. Все злоключения майора Ковалева – сплошная фантастика. Вначале Гоголь хотел представить всё так, что майору всё приснилось, но отказался от этой идее. Опять вещный мир выходит на передний план. Нос ведет себя так, как подобает вести себя чиновнику. Он молится в Казанском соборе, прогуливается по Невскому проспекту, наносит визиты, собирается уехать в Ригу. Никого не волнует, откуда он взялся. Вроде бы это реальный нос майора Ковалева, а с другой - вроде как чиновник с самостоятельной жизнью. Этот нос – обобщение о Петербурге. Этот образ Носа раскрывает феномен Петербурга по Гоголю. Смысл повести не в том, что нос стал человеком, а в том, что он стал чиновником пятого класса. Нос для окружающих вовсе не нос, а штатский генерал. То есть, человека никто не видит, все видят чин. Подмена совершенно незаметна: человек ли пришел или нос. Нос чиновника покоряет Петербург, и это никого не смущает. Мысль Гоголя в том, что чиновники теряют лицо, человеческую сущность. В этом фантастическом сюжете Гоголь именно это и показывает.

«Шинель» была закончена в 1841, опубликована в 1842. Последняя из петербуржских повестей. В ней представлены основные темы и идеи цикла. Сюжет был основан на реальном происшествии. По Петербургу ходил анекдот, что один чиновник, который долго купил на дорогое охотничье ружье и наконец его купил, утопил его на первой охоте. Гоголь создаёт повесть с хроникальным сюжетом. В центре повести важнейшее событие в жизни главного героя – приобретение шинели. Она становится смыслом его жизни. Повествование ведется в сказовой манере, чувствуется авторская субъективность, присутствуют многочисленные замечания. Композиционно повесть распадается на две части: история шинели и фантастический эпилог. Главный образ повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Образ Башмачкина вызывает и смех, и сострадание, они не отделимы друг от друга. Гоголь всячески подчеркивает типичность Башмачкина: «в одном департаменте служил один чиновник». Он человек немолодой, ему за 50, он очень некрасив, неухожен, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, с небольшой лысиной на лбу. Гоголь словно бы нанизывает характеристики одна на другую. Получается эффект заурядного, незначительного, несимпатичного человека. В департаменте к нему нет никакого уважения: сторожа не обращали на него внимания, будто пролетела муха. Вставляя такие замечания о том, как его никто не замечает, Гоголь тем подробней описывает его: одежду, речь, жилье. Речь Акакия Акакиевича – частицы, наречия и междометия, которые ничего не значат, то есть, он даже не может выразить мысль. Над ним все смеются, и когда его особенно замучают, он говорил: «Оставьте меня? Зачем вы меня обижаете?», и в этих проникающих словах звучали слова «Я брат твой» (как в «Записках сумасшедшего») Изображая вечного титулярного советника, заурядного чиновника, автор показывает, что нельзя не обращать внимания на человека. Кажется, прорвался гуманистический пафос сострадания. Но тут же из многочисленных описаний создаётся образ человека ограниченного, примитивного. Да, он с большим старанием переписывает бумаги, но в его жизни ничего кроме этого нет. Он действительно ограничен. Это маленький мирок со своими бедами (например, мороз), и его заветная цель – новая шинель. Мечта о шинели – самая огромная мечта Башмачкина, мечта жизни. Она пробуждает в нем человека, наполняет смыслом его жизнь. Гоголь использует высокую, ироничную лексику: «мелькали дерзкие мысли… не положить ли куницу на воротник». Самая счастливая минута жизни – обретение шинели. Она меняет всё, он счастлив. Словно бы вся жизнь наполнилась смыслом. Но по возвращении из гостей его шинель крадут, и словно бы крадут жизнь. Для Башмачкина это катастрофа, трагедия, он совершенно несчастен. Он пытается её искать, обращается к значительному лицу. Значительное лицо – важный образ в произведениях Гоголя, это сатирическое олицетворение власти. Это не конкретный персонаж, это обобщенный образ чиновника высшего ранга, обязанность которого – заботиться о чиновниках низшего ранга. И вроде бы сам по себе он неплохой человек, но «электричество чина» сделало его надменным. Гоголь пишет, что в основном разговор значительного лица состоял из «Как вы смеете?», «Знаете ли вы, с кем говорите», «Понимаете ли вы, кто перед вами стоит?» А тут ещё к нему явился товарищ, и ему хочется «попонтоваться». Поэтому он долго держит Башмачкина в приемной, а потом распекает его ни за что. Он думает о том, какой эффект произведет на товарища. Акакий Акакиевич не перенес этого и умер. Но его смерть ничего не изменила в этом мире. На следующий день его место занимает другой чиновник, всё, что о нем можно сказать – он выставлял буквы другим почерком.
Но потом появляется фантастический эпилог. Якобы в Петербурге появился какой-то призрак в виде чиновника, который срывает шинели со всех без разбора. Часть критики говорила о том, что это справедливое возмездие значительному лицу за то, что он обидел маленького человека. Но смысл гораздо глубже. Фантастический призрак срывает шинель не со значительного лица, а со всех. Когда власть запаздывает со справедливостью, она может вызвать бунт ограниченных людей, и этот будет может быть страшным. Именно запоздание власти, отсутствие мыслей о маленьком и ограниченным человеком – причина такого конца. Хотя, об этом эпилоге ведется множество споров до сих пор.

***

К драматургии Гоголь обратился в 1835 году, часто вершиной его драматургии называют «Ревизора». Сюжет ему подсказал Пушкин (как и у «Мертвых душ»).
4 декабря, всего за два месяца, комедия была написана и поставлена в Петербурге, а потом и в Москве.
Пьеса имела большой успех, но недоволен остался сам Гоголь. Он считал, что пьесу не поняли. Он писал пьесу о Хлестакове, а играли пьесу о Городничем. Гоголь стал дорабатывать «Ревизора», он внес значительные изменения, написал прозаические пояснения.
В целом работа над Ревизором закончилась лишь в 1851 году.
В Ревизоре не всё так просто. Изображен социальный образ уездного города, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Гоголь на протяжении всего повествования подчеркивает связь города с центром государства – Петербургом. Он изобразил «сборный город всей темной стороны».
Любая комедия построена на комических несоответствиях. В основе сюжета лежит обычное комедийное несоответствие – человека принимают ни за того, кого он есть, в литературоведении – «миражная интрига» или «ситуация заблуждения». Банальное несоответствие, но решено совсем иначе. Обычно герои сами выдают себя за важных особ. Но Хлестаков ни за кого себя не выдает. Нет внешнего, навязанного комизма, происходит самообман. Этим и обуславливается развитие действия. Основной импульс развития действия – страх чиновников. Они ждут приезда ревизора, и они принимают за него Хлестакова. Даже если взять первую встречу Городничего и Хлестакова никто ни кем не прикидывается, они просто не слышат друг друга. Городничий уверен, что перед ним стоит ревизор, а Хлестаков видит перед собой чиновника, который должен отправить его в тюрьму.
Кроме центрального несоответсивя можно выделить много других, например, несоответствие чиновников занимаемым ими должностям, между поведением и мнением, между тем, что они думают, и тем, что они говорят.
Гоголь создаёт новый тип комедии – общественную. Здесь совершенно нет любовной линии, кроме двух комических сценок объяснения Хлестакова с дочерью и матерью Городничего. Это пародия на любовный треугольник: обеим он говорит одно и то же.
Завязка комедии должна совпадать с завязкой любовной интриги, но ведь её совершенно нет. Фактически отсутствует экспозиция. Действие у Гоголя завязывается с первой же фразой Городничего.
В своей статье «Театральный разъезд» Гоголь так объяснил суть своего замысла: «всё изменилось на свете, теперь сильнее завязывает драму стремление достать выгодное место и т.п.» Завязкой комедии может быть событие, которое касается всех. Завязка обнимает почти всех действующих лиц. Это и соответствует представлению Гоголя о том, что должно быть в общественной комедии. «Завязка должна обнимать все лица, тут всякий герой, а завязать может всё – самый ужас, страх ожидания, гроза идущего вдали закона».
Поэтому Гоголю для завязки абсолютно не нужен Хлестаков. Достаточно дать почувствовать страх чиновников. Хлестаков же появляется во втором действии, хотя он – главный герой. Завязывая действие таким образом, Гоголь использует своё любимый прием – ставит всех героев перед лицом одного события, здесь он использован трижды: известие о приезде ревизора, чтение письма Хлестакова и приезд настоящего ревизора.
Новаторство в образной системе – здесь нет ни одного положительного героя. А положительный, честный герой тут один – смех, о котором Гоголь так долго думал, через него проявляется авторская позиция.
Цель: «произвести в зрителе яркое благородное отвращение». Зритель должен задуматься, нет ли в нем хлестаковщины. Поэтому единственная фраза Городничего отнесена в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

Особенность композиции Ревизора – повторяющиеся сцены.
Например, несколько раз повторяется сцена дачи взяток Хлестакову разными чиновниками или несколько признаний в любви. Это нужно Гоголю для постепенного усиления комизма. Гоголь доводит происходящее до гротеска.


Автор проявил новаторство и в развязке. В комедии две развязки: разоблачение Хлестакова и немая сцена. При этом никто из чиновников не раскаялся в своих деяниях, да они и не могли, ведь для них такая жизнь – норма. Их больше интересует, сколько у кого заняли денег и что про них написали Тряпичкину. Эта развязка вполне логична.
Вторая развязка – сообщение о прибытии настоящего ревизора. Это сообщение – заслуженное наказание чиновников. Такая развязка не мотивирована ходом развития сюжета, это скорее принципы Гоголя-морализатора (зло должно быть наказано). Этому служит и немая сцена. Она дана в антитезе ко всему действию, потому что действие развивается очень динамично. Впервые в русском театре использован прием паузы, то есть, все люди захвачены одним событием. Каждый воспринял это действие по-своему.
Вторую развязку Гоголь объяснял тем, что добро должно восторжествовать, а плохой чиновник должен быть наказан. Но в первой версии комедии 1835 года групповой портрет чиновников – это люди, которые не соответствуют занимаемым ими местам. Чиновники порочны в целом, они знают о делишках друг друга – и покрывают их. Беспредел, взяточничество, коррупция – тот портрет, который создал Гоголь. Поэтому развязка с грядущим наказанием не мотивирована.

Постановками Гоголь был недоволен потому, что пьесу играют о городничем, а должны играть о Хлестакове. В последствие Гоголь даже испытывал раздражение, когда речь заходила о Ревизоре.

 

Хлестаков – это центр пьесы, в то время как второй центр – Городничий. Но ставить пьесу о плуте, который всех обманул – неверно. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько глуповат, и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Речь его отрывиста, слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем больше он выиграет» (примечание Гоголя для господ актеров).
Хлестаков ни разу ничего не сделал по собственному почину, это городничий и чиновники вовлекают его в игру, видя в нем «инкогнито проклятое». Он ухаживает за Марьей Андреевной и Анной Антоновной потому, что они сами к нему пристают. Он уезжает потому, что его насильно увозит Осип. Он берет взятки потому, что ему дают.
О Хлестакове мы знаем лишь то, что он служил мелким чиновником, ничего не выслужил, всё прокутил, и отец требует его домой. Но попадая в уездный город, он начинает выдумывать себе невероятную судьбу, потому что его слушают. Он начинает врать, причем он постоянно проговаривается. И врет он по нарастающей, начиная с того, что он не только переписывает, а на дружеской ноге с начальником, а заканчивает тем, что его произведут с фельдмаршалом. Сцена вранья, в которой совершенно нет фантазии (так, он ест арбуз, но за 700 рублей, вызывает жуткий страх у чиновников несмотря на совершенную его неумелость. В сцене вранья есть сблова, которые абсолютно объясняют природу этой лжи, как заметил Лотман: «основа его вранья – бесконечное презрение к самому себе», выдумывая, он самоутверждается. Ведь он – всего лишь чиновник для письма, которого он в ходе своей речи и унижает. Хлестаков – человек ничтожный, неинтересный, всеми попрекаемый, им постоянно командует слуга Осип, он беден и не может никак этого изменить. Но при этом он убежден в том, что случай, может, представится – и жизнь моментально изменится. Это и позволяет ему чувствовать себя значительным лицом, воплощаться в директора департамента. Мир, где он живет, для него непонятен. Ему кажется, что Пушкин или директор департамента – такие же Хлестаковы, которым просто повезло.
Что интересно, чиновники, которые его слушают – люди неглупые. Тот же городничий выслужился из самых низов. Будь на месте Хлестакова плут, его бы мигом раскусили. А Хлестакову верят, потому что считают, что ему повезло. Разница между Хлестаковым и чиновниками в том, что первый совершенно глуп, а все чиновники уверены, что так устроена жизнь, и глупость не мешает получить высокий чин. Сами чиновники тоже врут, хотя их вранье и не так феерично. К примеру, в больнице «люди как мухи выздоравливают», а лечат там честностью и порядком, а унтер-офицерская вдова сама себя высекла. В каждом из персонажей есть хлестаковщина, поэтому изображается не плут и мошенник, а отображена вся система чиновничества и их мировоззрения. Черты Хлестакова присущи каждому человеку в какой-то мере. Каждый на минуту или несколько минут делается Хлестаковым.
Самой яркой иллюстрацией Хлестакова служат мечты городничего, который надеется на высокий пост в Петербурге после того, ка кони породнились с Хлестаковым. Он и его жена представляют себе такую роскошь, которая была бы шикарней, чем его нынешняя жизнь, не слишком-тол и плохая. Городничий в своих мечтах также унижает городничих. Представления Хлестакова и городничего о роскоши похожи. Но этого и не поняли первые режиссеры и постановщики «Ревизора».

В «Горе от ума» по мысли Чацкого собрались какие-то чудовища, монстры. Он говорил о мерзавцах, он приводит жуткие факты, например, о том, как проигрывают людей в карты. А Гоголевские герои не совершают чего-то жуткого, они очень будничны, их жизнь простая и немудреная. Но это-то и страшно, потому что этот уездный город подобен всей России, а ни одного честного и порядочного чиновника нет. Никто даже не стыдится. То, к чему привыкли, ужасно, чиновник должен быть не таким – на это и указывает Гоголь.

Позже Гоголь говорит, что будет небесный, страшный суд, и каждый должен задуматься, нет ли в нем подобной грязи. Он считал, что нравственный эффект смеха над пьесой лучше, чем при чтении.

1835 – «Мертвые души».
К 1841 году был готов первый том. Гоголь возвращается в Россию для его публикации. В декабре он отдал рукопись в московскую цензуру, там книгу не пропустили. Тогда Гоголь спешно забирает рукопись и передает её Белинскому, который отправляется в Петербург. А в Петербурге был прекрасный интеллектуал-цензор Никитенко, который помог пройти цензуру рукописи.
В апреле 1842 года Гоголь получил рукопись с цензурной визой и письмо от Никитенко: «сочинение это, как вы видите, прошло цензуру благополучно», он сказал, что произошло несколько несущественных изменений. На самом деле, изменения были существенны. Во-первых, было изменено название «Похождения Чичикова или мертвые души», что оставляло лишь одно значение, а во-вторых, была выкинута «Повесть о капитане Копейкине». Гоголь согласился переписать её, лишь бы не выкидывать.
в 1842 году поэма увидела свет.
Гоголь хотел, чтобы темой Мертвых душ стала вся современная ему Россия. Он задумывал три тома: в первом он хотел обрисовать Россию с одного боку, «в потрясающих картинах торжествующего зла и страждущей невинности». Это будет связано с эстетической и нравственной позицией Гоголя. Он был убежден, что в его время нельзя иначе устремить общество или всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину настоящей мерзости.
Своё произведение Гоголь создавал по аналогии с «Божественной комедией». Он хотел написать три тома, подобных Аду, Чистилищу и Раю Данте. Гоголь стремился показать пороки действительности, создать Ад современной российской действительности.
Определив жанр как «поэму», Гоголь подчеркнул равноправие эпического и лирического в своём произведении. Но эти две составляющие отличаются по целям, которые ставит перед собой писатель. Задача эпической части – показать Русь с одного бока, а лирическая – идеал автора о том, какой должна быть Россия. В произведении был обличающий пафос, но одновременно и возвеличивающий, что определило стилевую особенность.
Оригинальность произведения выразилась и в построении: у Гоголя очень четкая композиция. Все части объединены одним героем – Чичиковым. Сюжет «Мертвых душ» Гоголю подсказал Пушкин, и сказал, что с героем-путешественником есть возможность объездить всю Россию. Кажется, что произведение носит черты романа-путешествия и нравоописательного романа.

В первой главе набрасывается эскизная характеристика губернского города, перечислены основные действующие лица. Чичиков налаживает знакомства и обещает навестить помещиков. Следующие пять глав, со второй по ш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.77 (0.023 с.)