Гражданский романтизм. Творчество поэтов-декабристов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданский романтизм. Творчество поэтов-декабристов



Лекция №1; 06.09.12

11-12 марта 1801 г. – убит император Павел I.
Среди заговорщиков было много высокопоставленных лиц. Смерть императора вызвала всеобщую радость. Люди возлагали надежды на нового монарха, Александра Павловича, в том числе на издание либеральных реформ.
Личный произвол -> строгая законность.
Вопрос о просвещении был весьма важен.

Сперанский – ближайший советник императора. Радикальные реформы взвали отзыв высших слоев, сильную оппозицию.

В 12-ом году Сперанский был отлучен от должности.
В 1812 году в Европе огромную власть приобретает Наполеон. Отечественная война (такое название потому, что в войне участвует всё население). 12 июля 1812 года французские солдаты перешли в наступление.
17 августа – Кутузов становится главнокомандующим.
26 августа – сражение под Бородино. Второго сентября Наполеон вступил в Москву, пробыл здесь до 6 октября. «Такой прием вас ждет везде». Писал Тургенев: «Наполеон не нашел в России ни врагов, ни предателей». Почти у каждого писателя было произведение о войне. Слово «Родина» произносится с особым чувством. Война оказывает влияние не только на судьбу России, но и на судьбу Европы. Территориальные приобретения России после войны. Воинство надеется на дальнейшие преобразования. Но в этот момент политика Александра меняется: военные поселения, Аракчеев, недовольство среди офицеров.

1-ое тайное общество, союз Спасения 1816 год. Цели: ликвидация крепостного права и самодержавной власти + конституция; 1818 –союз благоденствия (Глинка, Федор Толстой, Муравьев). Пропаганда идей по средствам литературы.

Появляются два общества, северное (Петербург) и Южное (Москва – Русская правда).

19 ноября 1825 года умирает Александр I. Первоначально и армия, и государство присягнули Константину, но Константин отказался, должна была произойти переприсяга. Именно на это время заговорщики планировали переворот. Главным был Трубецкой. 14 декабря 1925 происходит восстание декабристов на Сенатской площади. Всего участвовало около трех тысяч восставших. Трубецкой на площадь не явился. Декабристы захвачены, арестованы, пятеро человек казнены.

Началась вторая четверть 19 века. Литература всегда была тесно связана с общественной жизнью, но всегда развивалась по своим законам.
Романтизм – основное литературное направления первой четверти XIX века. Появляются черты реализма.

 


Периодизация

I период – 1801-1815 гг.
II период – 1816-1825 гг. Последние 10 лет правления декабриста Александра I; расцвет романтизма, появляется реализм; начальный этап творчества Пушкина.

Стало гораздо больше читателей. Умели и любили писать письма. Важную роль играли салоны. Это было время общения, оно очень много значило.

Общая характеристика классицизма:

1. Рационализм: утверждение человеческого разума. Очень важна была идея служения государства, идея гражданского долга. Надо смотреть на природу.

2. Художественные принципы. К такой литературе привыкло общество. Шишков: Литература в России не должна заимствовать. Шишков организует общество «Беседа любителей русского слова» до 1816 года. Сентиментализм – школа Карамзина.
Журнал «Вестник Европы» 1802 год Карамзина. В его творчестве видны черты предромантизма.
Во всем бывает мода, даже в литературе.

3. В 1815-1818 году образуется общество «Арзамас». Его цель – литератураная борьба с «Беседой», с классицизмом. Его члены – Батюшков, Блудов, Вяземский, Пушкин и пр.
Дружеское объединение. Подготовили появление романтизма.
Романтизм пришел из Западной Европы.
Идея романтизма – столкновение личности и общества. Романтизм появляется во время переломного момента в истории.
Вольное общество любителей российской словесности (1816-1825 гг.)
Гражданские романтики говорили о социальной роли литературы. Рылеев («Думы»): рассказ о подвиге ради Родины.

Лекция №2; 13.09.2012

Иван Андреевич Крылов
(1769-1844)

Точная дата рождения неизвестна, что связано с тем, что Крылов не любил рассказывать о себе. Когда он стал знаменит, его попросили написать автобиографию. Он был человек ленивый и отказался. Тогда Каменский написал его биографию, Крылов прочитал её и не стал выправлять и поправлять её, потому как «не было времени». Ему было всё равно, что про него пишут.

Уже современники Крылова говорили о его заслугах перед литературой, его все любили и называли хранителем традиций. Народ с удовольствием читал Крылова и называл его «дедушкой Крыловым». Белинский назвал Крылова «народным поэтом».

Он родился в Москве в семье военного. Когда его отец умер, его мать осталась одна с малолетними детьми в Твери. Он вынужден был подрабатывать, разносить бумаги. Он не мог получить образования. Мать договорилась, чтобы он занимался с детьми помещика Львова, но Крылов учился с неохотой. Потом (1783) семья переехала в Петербург, он служил в казенной палате, в это время он и начал писать.

Два этапа творчества:
1. 1780-е-1790-е – писатель и журналист.
Свою первую комедию он написал в четырнадцать лет.

После смерти матери Крылов заботился о брате, он называл его «тятенькой». Он надеялся зарабатывать издательской деятельностью, поднакопив денег и выйдя в отставку. В 1789 году он начал издавать «Почту духов». В это время проявился сатирический дар Крылова, его умение подметить абсурдность в тех явлениях, которые для многих были нормой. Но августовский номер «Почты» вышел после взятия Бастилии, в разгар революционных событий, поэтому издание пришлось прекратить.

Тогда Крылов пытается заработать, издавая театральные афиши и пр.

1791 – основывает издательство, с 1792 начинает выпускать журнал «Зритель».

Крылову казалось, что с помощью издательства он сможет приобрести независимость идеи, но он ошибался, потому что такое было время. Был произведен обыск, и журнал был закрыт.

В следующем году начал издавать «Санкт-Петербургский Меркурий», и его тоже закрыли.

К этому периоду Крылов был хорошо начитан и образован, хотя и не получил систематического образования. Он знал английский, немецкий, французский и итальянский, знал математику и теорию музыки, играл на скрипке и рисовал.

Уже тогда о нем ходило много анекдотов, потому что Крылов для издательской деятельности, требовавшей активности, он был слишком ленив и апатичен, стеснителен. Крылов никогда не отрицал, смеялся над анекдотами, которые рассказывали ему же.
Была история о том, как Крылов пришел в гости к Дмитриевскому, но забыв, что он переехал в другую квартиру, лег спать в чужом доме. Ещё одна история – как он гостил у Татищева, и, увлекшись идеями Жан Жака Руссо, пытался единиться с природой, не стригся, не брился и ходил голышом.

Крылов возвращается в Москву, начинает вести активную литературную деятельность, сотрудничает с Карамзиным, но он ещё не прощен Екатериной. Тогда Крылов уезжает к князю Голицыну репетитором к его детям и секретарем. В этот период он мог спокойно писать, он написал шуто-трагедию «Трумф». Эта пьеса Крылова считается сатирическим шедевром. Она носила антиправительственный характер, её нельзя было публиковать. Этот период важен для становления Крылова как человека творческого.

Крылов начинает ощущать неодолимую тягу к литературе и не может работать секретарем. С появлением Александра I Крылов возвращается и начинает с нуля. Он возвращается с комедией «Пирог», которую ставят и в Петербурге, и в Москве.

2. Второй этап творчества 1805-1844 гг.

В первые годы он создает три комедии, и все три комедии были поставлены. Это триумф Крылова-драматурга. Имя Крылова становится известным в литературных кругах. На этом фоне очень скромно выглядела публикация трех переводов басен Лафантена, появившаяся в журнале «Московский зритель». Кто бы мог подумать, что именно с неё начнется слава Крылова-баснописца.

Басня к этому времени уже давно сложилась как жанр. Её история уходит в глубь веков, она очень популярна. В России к жанру басни обращались. Княжнин, Ломоносов, Майков, Хемницер, но общепризнаным баснописцем был Иван Дмитриев. Басня как сложившийся жанр – краткий рассказ, чаще всего в стихах, сатирического характера с предельно простой композицией и моралью, которая нередко отделяется от эпизода или вообще отсутствует, может быть выражена в виде афоризма, нравоучения и пр., а сценка должна иметь очень четкую композицию с динамическим действием.

Первые басни Крылов сочинил в 80-е годы, они были очень слабые, он не включал их в собрания сочинений.

 

Он обладал даром изображать бытовые сценки, давать краткие характеристики героям, юмористически изображать характер, умение вести диалог. Крылов переводит ещё три басни и приносит их Дмитриеву, известному баснописцу. Сказал, что они не лишены дарования и авторы стоит продолжать писать, и Крылов его послушал. Он стал писать басни, и на светских вечерах он их зачитывал. В то время был развит жанр письма, и в письмах современники хвалили Басни Крылова. Если поначалу он делал вольные переводы басни, то потом он стал сочинять свои собственные басни, например, Ларчик.

1808 – он публикует сборник басен, среди которых «Музыканты», «Слон и моська» и пр.
С этого времени начинается слава Крылова-баснописца.
В 1809 выходит новое издание, с 23 баснями.

 

Первый сборник открывала «Ворона и лисица», сюжет, присутствовавший ещё в античной басне. Но до Крылова не один автор в стихотворной форме не выражался так просто, доступно и метко. Там были самые обычные, расхожие мысли, но вместе с тем Крылов пополнил наш язык множеством афоризмов. Именно язык делает их выдающимся явлением, он стоит у истоков литературы 19 века. Он меняет размер, играет с ямбом, это позволяет сделать речь динамичной и реалистичной.
Вторая особенность Крылова – мораль. Она часто превращается из поучающей сентенции в мораль массовую, практическую, этакую вековую мудрость народа. Она может звучать обыденно или высоко торжественно, он может обобщить рассказанное в одну фразу.

В первое десятилетие 19 века (1809 год) Жуковский пишет рецензию на басни Крылова. Он обращает внимание на самобытность басен, сравнивает его с Лафонтеном. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник».

В 1811 году Крылов вступает в клуб любителей русского слова, но к пышным заседаниям относился с иронией.

Крылову было трудно определить литературных единомышленников, потому как его стиль и язык не соответствовали ни чьим взглядам. В его баснях язык народный, разговорный, огромную роль играет интонационная гибкость русской речи. Это черты реализма. Крылов стремится сделать художественное слово как можно более близким к предмету, отсюда такие четкие и точные характеристики. Таким образом, Крылов и хранитель традиций, и создатель нового.

Каждые два-три года выходят новые сборники басен Крылова. Его слава становится всероссийской.

Басни можно разделить по темам:

Басни на общественные и политические темы
Крылов был человеком очень умеренных политических взглядов. Он считал устройство общества разумным. Он критикует недостатки и пороки, существующие во власти, но не предлагает её поменять. Ряд басен посвящен соотношению сословий, он утверждает, что все они важны для общественного древа (басня «Листы и корни», 1811 год, листы хвалятся своей густотой и зеленостью, и говорят, что без них бы ничего не было, а корни говорят, что без них не обойтись; он говорит о недопустимости презрения между сословиями, им нужно жить во взаимопонимании).

Крылов обладает широкой образной системой. Вместе с людьми в баснях могут действовать животные, растения, предметы, явления природы, на которых перенесены характеры человека. Обычно герои составляют пару, даны в антитезе, воплощают стороны оппозиции, по которой и называются басни (например, «Ум и глупость», «Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок»). Например, в «Волке и ягненке» дана аллегория общественному устройству, противопоставление силы и слабости, «у сильного всегда бессильный виноват» - выносится мораль в начало. Чем искренней и убедительней оправдывается ягненок, тем скорее приходит его смерть, ибо это бесполезно.

Наиболее острой сатирой была басня «Рыбья пляска». Она соотносится с реальной ситуацией. Во время одного из путешествий по России Александр I остановился в губернаторском доме. Он уже готовился к отъезду, и тут увидел, что по площади к дому идет большое число людей. Он поинтересовался, что это значит, губернатор говорит, что это депутация от жителей, которые хотят принести благодарность за процветание края, Александр отказался от благодарности, а на самом деле жители хотели пожаловаться на губернатора. А в басне рассказывалось, как мужик объясняет льву, что рыбы, которых он жарит, бьют хвостом, потому что рады видеть правителя, и лев уходит. Но т.к. цензура не пропустила басню, Крылов создаёт второй вариант, где лев, не стерпев лжи, наказывает подчиненных. Здесь очевидна параллель со сказкой.
Причиной общественных бед может быть неумение правителей взглянуть на беды народа. Сатира басен направлена против негативных явлений, таких, как взяточничество, кумовство и пр. Крылов писал басни о пользе просвещения, хотя, в басне «Ларчик» осуждается излишнее мудрствование.
У Крылова есть басни против духа вольтерианства, помещая сочинителей развратных произведений в Ад к разбойникам, причем их наказывают страшнее, чем разбойников.

2. Басни на исторические темы
Они тесно примыкают к первому пункту. Например, в басне «Квартет» даётся сатира на государственный совет, где между известными государственными деятелями разделялись места, и их несколько раз пересаживали, чтобы они получше работали. Все эти басни написаны по конкретному поводу, но забылись поводы, осталась лишь их аллегоричность.
Особое место у басен, посвященных войне 1812 года. «Волк на псарне» отражает положение французской армии, когда Наполеон пытается заключить мир с Кутузовым. Жена прислала Кутузову эту басню Крылова, он прочитал эту басню вслух и всем она понравилась.
Басни издавались на дешевой бумаге, их мог купить каждый.
По просьбе Оленина Крылов стал сотрудником императорской публичной библиотеки и проработал там 30 лет. Он много сделал для того, чтобы составить фонды славянских и русских книг. Эта библиотека стала научным и литературным центром.
В 1817 году он стал членом вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

3. Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу.
Уже в первый сборник включена басня «Парнас», вызвавшая бурный отклик. Сатира Крылова направлена против бездарности, мнящей себя значительной. Стадо ослов, попав на Парнас, решает составить свой хор. Крылов напоминает невеждам, что «если голова пуста, главе ума не придадут места».
Одной из самых популярных стала басня «Демьянова уха». Она высмеивает графа Хвостова, члена «Беседы», который мог написать стихотворение по любому поводу и всех мучил своими сочинениями.
Басня «Кукушка и петух» также посвящена конкретным историческим личностям.
К 1819 году его басни переведены на многие языки, его ставят в один ряд со знаменитыми писателями, ему присудили золотую медаль. Но его разбил удар паралича, он долгое время прикован к постели. В этот момент прекрасно проявляют себя друзья Крылова, своё участие высказывает мать-императрица, его поклонница, она приглашает его в свою загородную резиденцию, вызывает лучших врачей, что помогает облегчить состояние Крылова. В следующем году умирает брат Крылова, это тяжкий удар для него.
В 1825 году выходит издание басен в семи книгах, Крылов знаменит, его постоянно сравнивают с Дмитриевым, и при этом первенство отдают то одному, то другому. По этому поводу высказываются многие люди, в том числе и Пушкин.

4. Бытовые басни.
«Дмитриев вывел басню во дворец, а Крылов вывел её на площадь». Басни были для всех.
Автор осознает себя частью массового сознания, часто объединяет себя и читателя, пишет «мы».
Последняя басня написана в 1834 году, басня «Вельможа». Она прочитана на маскараде по поводу десятилетия правления Николая I.

Крылов стар, он устает от службы и людей, просит об отставке в библиотеке (1841, после 29 лет службы). Он умер в 76 лет, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, похоронен рядом со своим ближайшим другом Гнедичем.

С 1809 по 1843 год было продано 77 тысяч экземпляров басен Крылова.

Крылов стоит особняком от писателей, которые в большей степени относились к тому или иному литературному направлению.

 

Лекция №3

Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852)

В допушкинский период развития литературы Жуковскому принадлежит первое место. Он первый русский романтик, сыгравший выдающуюся роль в формировании этого направления. Вся лирика Жуковского носит личный характер. Например, о своем раннем творчестве он пишет «для меня в то время было жизнь и поэзия одно». Именно эта особенность, исповедальность лирики, относящаяся ко всей его поэзии, характеризует творчество Жуковского. Белинский отмечает это как абсолютно новое явление в литературе. Для понимания творчества Жуковского необходимо знать его биографию.

Лирика Жуковского носит глубоко личностный характер.

Жуковский родился в 1783 году, был

Образование получил в Московском благородном пансионе, где учился четыре года. В этом пансионе большое значение придавали знакомству воспитанников с литературой, поощралось самостоятельное творчество. Там он подружился с братьями Тургеневыми, один из которых организовал литературное общество.

В 1802 году он уезжает из Москвы в Мишинское, в 1805 он начинает давать уроки своим племянницам. Там он увлечется Машей Протасовой, у них были взаимные чувства, но брак был недопустим при кровном родстве. Мечта Жуковского о семейном счастье неосуществима.

1808 – возвращается в Москву, в его лирике появляются трагические мотивы. Любовь к Маше вызывала самые грустные и болезненные переживания. События в личной жизни сильно повлияют на мировоззрение.

Большое значение имеют события 1812 года. Он был офицером в московском ополчении, был в резерве на Бородинском поле. Результатом участия в ополчении стала ода «Певец восстания русских воинов».

Известность Жуковскому приносят исповедальная лирика, романтические баллады и патриотические стихи. Он переезжает в Петербург, становится секретарем Арзамасова, редактирует «Вестник Европы» Карамзина, ведет полемику с шишковистами. Его патриотические баллады вызывают интерес в царской семье, он был воспитателем Александра Второго и чтецом при императрице. Он формирует собственную. Педагогическую программу, основанную на гуманных, просветительских идеалах, уделяет много внимания наукам.

Жуковский – монархист, возражал против программы декабристов, осуждал восстание на Сенатской площади, но в то же время он поддерживал и пытался им помочь. Он защищал при дворе Пушкина, Баратынского, Гоголя, Герцена и прочие. При дворе его даже прозвали «главой либералов». В 1841 году он уезжает в Германии, выполнив все обязанности наставника. Последние годы жизни он проводит в Германии, где болеет, слепнет и умирает. В последние огоды своей жизни он был религиозен до фанатизма.

Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Баден. Его тело было перевезено в Россию.

Три периода творчества

1. 1797-1807 годы.

2. 1808-1833 – расцвет творчества.

3. 1834-1852

Первый период

Жуковский входит в литературу в самый разгар борьбы классицизма и сентиментализма. В благородном пансионе изучалась классицистская литература, и Жуковский, учась там, пытается подражать Ломаносову и Державину в своих первых работах. Все эти оды отличали явные классицистские приметы: высокий стиль, дидактизм, богатые сравнения, архаичный стиль. Жуковский усваивает этот стиль, но очень скоро ему становится в нём тесно. Жуковский испытывает большое влияние Карамзина, который навсегда останется ему авторитетом. В результате, в его творчестве проявляются и классицистские, и сентиментальные черты.

1797 год - первое стихотворение, появившееся в печати – «Майское утро». Начинается оно как классицистское, торжественное, отвлеченное описание природы, но потом оно переходит в камерный, лиричный масштаб.

Классицизм для Жуковского был выражением явно подражательных исканий, то сентиментализм – проявление свойственных ему черт.

У Жуковского появляется ряд стихотворений, написанных по канонам сентиментализма, занимается самообразованием. Вскоре Жуковский противопоставляет культ разума культ чувства, основным жанром его лирики становятся элегия – стихотворение, представляющее собой грустное размышление. Перевод «Сельского кладбища» в 1802 году в «Вестнике Европы» приносит ему известность. Это было одновременно и переводное, и оригинальное произведение. Юноша, пришедший на кладбище, размышляет о жизни, бренности бытия. Эти размышления – главный предмет повествования. Отличительная особенность Жуковского – описание не жизни, а чувств и мыслей, ей порожденных. Этот перевод произвел впечатление на читателей, прежде всего, меланхоличным тоном, теплотой чувств и совершенством поэтического языка – музыкой стиха. Нельзя сказать о тонком психологическом анализе в первых элегиях, это скорее анализ этический, интерес к нравственному сознанию. Это следствия убеждения, что лирика должна иметь дидактический оттенок. Белинский: не Пушкин, а Жуковский первый выговорил эллигическим языком жалобу человека на жизнь.

Самая значимая эллегия Жуковского – стихотворение «Вечер» Грея (1807 год). Начало – лирическая картина вечера, в описании которой ярко проявляется поэтический дар Жуковского. Как правило, в стихотворениях был запечатлен зрительный ряд, и у Жуковского он присутствует, но он вводит звук («стенание соловья» и пр.), обонятельные и осязательные ощущения, даже мнимовкусовые. Такое описание природы даст необычную утонченность восприятию окружающего мира и душевным переживаниям. В результате при таком тонком и многогранном восприятии природы можно увидеть последний луч зари, почувствовать трепет ивы. До Жуковского так не писал никто. Он не сколько описывает природу, сколько говорит о состоянии человека, который наблюдает за природой. Поэтому Жуковский и считается первым романтиком, отсюда появится Пушкин. Если до этого был разумный классицизм, то у Жуковского всё было иначе. Акцент переносится на внутренний мир с внешнего. Природа не только вызывает какой-то эмоциональный отклик, есть возможность размышлять о собственной жизни, вспоминать. Воспоминания имеют для Жуковского философский и этический смысл. Они - средство преодолеть быстроту времени. Воспоминания о лучших людях, с которыми свела его судьба, дают ему нравственную опору. Но не любое воспоминание подходит, а только чистое, доброе, светлое. Воспоминания побуждают задуматься о собственной судьбе. Это позволяет переходить с темы на тему, от поэта и поэзии к дружбе, от дружбе – к любви и т.д. Сочетание традиций сентиментализма с индивидуальным мировоззрением определяет сущность поэзии Жуковского уже в первых элегиях, которые отражают внутренний строй его души. Его элегии имеют экспрессивную выразительность, окрашены звукописью.

Второй период

В это время созданы самые значительные произведения – элегии, песни и баллады. Всероссийскую известность принесут ему именно последние, он даже прозван «балладником». Он сращивает поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, в результате этот жанр станет характерным знаком романтизма в начале 19 века. В западно-европейской литературе романтическая поэма представляла лиро-эпическое произведение. Чаще всего баллада будет связана с фольклором, который – основной источник баллад. Благодаря этому, переводя баллады, Жуковский расширяет знания народной литературы, причем для перевода он выбирает именно романтические произведения.
Ранние русские баллады, которые писали Карамзин и Каменев, прошли незамеченными, т.к. в них не было романтизма.
1808 – появление «Людмилы» в «Вестнике Европы» (перевод «Линоры» Бюргера). Из немецких народных приданий Жуковский пытается создать русскую атмосферу. Однако, сюжет не приобрел русского колорита. Зато фантастический сюжет раскрывает русскому читателю неизвестный прежде романтический мир. Людмила не дождалась своего любимого с поля брани, она ропщет на судьбу и бога, мать успокаивает её, призывает быть послушной провидению, но Людмила не хочет смириться, она готова даже смерти. Среди ночи появляется жених, но только мертвый. В балладе проявляются атрибуты поэзии ужасного (жених увозит невесту в полночь, встречается черный ворон, привозит любимую к дому-могилу), за отступление от веры Людмила наказана, она соединяется с любимым в могиле, а не в вечной жизни.
Такие ужасы для русского читателя были в новинку. В то время это было так необычно, захватывающе, страшно. Поэтому стихи Жуковского поразили читателя, пленили его. Жуковский постоянно обращается к звукописи. В результате расширение границы обыденного – черта творчества Жуковского. Хотя, дидактизм по-прежнему является важнейшей составляющей баллады. Белинский: «Стихи этой баллады не могил не удивить всех своей легкостью, звучность, своим складом, совершенно новым, небывалым и оригинальным».
Но сам Жуковский хочет написать русскую балладу, и в 1813 году печатает Светлану, балладу на тот же сюжет, которая обрела огромную популярность. Посвящена баллада Александре Войейковой, младшей сестре Маше Протасовой.
Светлана очень похожа на Людмилу, но радикально отличается от неё. Он любит свою героиню, называют её милой, девицей. Он воспроизводит изящный девичий мир, в котором значимы гадания. Жуковский хотел создать русскую балладу, так что для него важен национальный колорит. Сюжет баллады связан с фольклором, окрашен русской обстановкой, вводятся имитации песен, просторечные слова и пр. Если та баллада окрашена в черные цвета, то здесь, несмотря на атрибутику ужасного, есть белый снег и белый голубок, и все ужасы исчезают. У баллады счастливый конец: Светлана просыпается, возвращается жених и всё хорошо.
Эта баллада не только рассказывают об эпизоде жизни, она представляет внутренний мир героини. Жуковский хотел изобразить русский женский тип, подчеркнуть мягкость, верность, покорность судьбе, поэтичность, нравственную чистоту девушек.
Пафос баллады романтический: атрибутика ужасного и пр. Но в этой балладе Жуковский нарушает жанровые традиции. В балладе нет мистицизма, он только придает характер фантастичности обычному эпизоду. Он отказывается от ужасного, мистического, вводит элементы шутки, он идеализирует конец (несчастье возможно только в конце, если ты хороший). Эта баллада самая светлая у Жуковского.

В этот период Жуковский создает 39 баллад, приобретает славу создателя романтизма.
Баллады были разные, одни основаны на античной мифологии (самая известная из них – «Кассандра»), часть – на истории средневековья, культе любви и рыцарских турнирах, ещё – национально-исторические. В балладах Жуковского основные темы – темы судьбы и нравственного выбора человека.
Художественный мир баллады строится на двух полюсах – добро и зло, и победить должно добро. В балладах очень важен мотив справедливого возмездия за зло, поэт верит, что порочны поступок обязательно будет наказан, ведь это нравственный закон. Во многих балладах основная тематика – любовная. Но чаще всего любовь окрашивается в трагические тона, как правило, это утрата любимого (любимой). Часто звучит мысль, что на земле любящим не быть счастливыми, но они встретятся в ином мире. В балладах сложится особая философия жизни и любви. Он постоянно подчеркивает, насколько хрупка и нежна любовь, поэтому часто её и разрушает злая сила. Эта любовь часто гибнет, что навеяно биографическими событиями.
Содержание этих баллад во многом философское.

Баллады –не единственный жанр этого периода.
«Певец восстания русских воинов» - пафос, многочисленные восклицания, старославянизмы.
Сюжет: певец поднимает кубок на пиру и вспоминает различных героев, от Святослава до Суворова. Он поднимает кубок за Отчизну. Следуют портреты героев войны 1812 года, от Раевского до Кутузова. Живых певец призывает отомстить.
Элементы оды сочетаются с элементами и чертами элегии (певец запивает песню на бранном поле в свете луны). Привычные черты дидактизма.
Этот гимн Жуковского получил широкое признание в армии, облетел всю Россию.

Создал множество элегий.
Одна из важнейших тем – тема одиночества, страдания человека, быстротекущее время, потеря близких. Тема воспоминаний звучит очень часто. Жуковский воспроизводит диалектику чувств и воспоминаний. Герой вспоминает о прежних днях и говорит, что лучше их совсем позабыть (период отчаяния), ведь их не вернуть, но большее несчастье – их позабыть (период осознания). Жуковский говорил, что воспоминания – двойник нашей совести, жить без них всё равно что без совести. Помнить о друзьях – быть благодарным, и пр.
Элегии создали особый эстетический мир, главный признак которых – меланхолия. Это особое эстетическое переживание. Жуковский давал определение меланхолии, и не один раз, например «это непонятное очарование, которое придает неизъяснимую прелесть нашему мучению» или «счастье любви есть наслаждение меланхолическое» или «любовь необходимо соединена с меланхолией». Меланхолия, рожденная любовью – грустное чувство, без которого любовь утратила бы прелесть.

Ещё одна черта – темы смысла жизни. Поэт утверждает, что лишь духовные ценности важны, они останутся воспоминаниями. Ненужно далеко ходить за счастьем, оно в самом человеке.

Это период мистического романтизма Жуковского. Началом нового лирического цикла считается стихотворение 1819 года «Невыразимое». Философское стихотворение – жанр. Стихотворение затрагивает вопрос о пределах земного языка и искусства, можно назвать литературным манифестом Жуковского-романтика. Искусство призвано передавать внутреннее, а не внешнее, что не важно и даже не объективно.

Пейзаж Жуковского называли часто пейзажем души. Как и у других романтиков, пейзаж связан с миром высокого, возвышенного. Самый яркий пример – элегия «Море» (1822 год).
Вначале идет пейзажная зарисовка, но за ней стоит иносказание, идея романтического двоемирия – зависимость моря от неба. Подобно тому, как море отражает лазурь звезд, так и человек не может существовать без высокой мечты, цели, стремления вверх, к лучшему, светлому, глубокому. Жуковский пишет о том, что если в жизни есть возвышенное начало, то она будет очень глубокой, интересной и насыщенной.

В середине 20 годов завершится период мистического романтизма, на этом и прекращается лирическое творчество Жуковского. Он пишет отдельные лирические стихотворения, но они редки. Жуковский обращается к эпической литературе, пишет сказки, например, «Спящую царевну». Это необычно для Жуковского как литератора.

3 период

Поэмы, повести в стихах, то есть, большие повествовательные произведения. Как правило, это переводы и переработки. Это может быть древняя поэзия. В этот период раскрывается дар Жуковского-переводчика. «у меня всё или чужое, или по поводу чужого, но всё же моё». Он переводит лишь то, что ему интересно, созвучно, ему важно сотворчество, родство душ, сопереживание. Он переводил и сочинял на мотивы литератур разных народов.

В сороковые годы он переводит «Одиссею». Он понимал, что для «Одиссея» нужна другая манера, чем для «Иллиады», он старался сделать так, чтобы гомеровский стиль не искажался и не искажал язык. Этот перевод произвел огромное впечатление на критиков, Пушкин называет его гением перевода. Он хотел перевести и «Иллиаду», но умер.

Значение Жуковского для развития русской литературы очень велико, его романтическая лирика –предшественница романтической лирики Пушкина. Важно то, что он заглянул в нравственные глубины человеческой души, это утверждение самоценности личности, а не только силы разума. Его творчество очень самобытно несмотря на связь с европейскими источниками. Мимо опыта Жуковского нельзя пройти, если говорить о литературе первой четверти 19 века.

Близким другом Жуковского был Константин Николаевич Батюшков.

Лекция 4

Константин Николаевич Батюшков
(1787-1855)

 

Его прозвище было «Ахилл», которое произносилось «Ах, хил», потому как он был болезненным. Но несмотря на это он участвовал во многих сражениях. Батюшков создал легкую поэзию. Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор по-разному оценивают его художественнй метод: одни считают, что он – классицист, другие, в том числе Веселовский, считают его сентименталистом, третьи считают его предромантистом. Белинский написал: «Направление поэзии Батюшкова противоположно направлению поэзии Жуковского», однако, сам считал его романтиком. Батюшкова всегда сравнивали с Жуковским. Его всегда ставили вторым, а надо считать его просто другим. Он формировался как поэт с собственным стилем и художественным методом.

Батюшков родился в Вологде, он принадлежал к старинному, давно обедневшему роду. Мать Батюшкова вскоре после рождения сына умерла. У них в семье было наследственное заболевание по линии матери – лишение рассудка. Отец Батюшкова очень переживал за сына, Батюшков воспитывался в лучших петербургских пансионах. Влечение к литературе проснулось в нем рано. За Батюшковым приглядывал Муравьев, в чьем доме он встречался с Державиным, Капнистом и пр. В 1805 году он был принят в вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В этот период начали появляться его первые стихи.

 

Три периода творчества

1. 1804-1811

2. 1812-1814

3. 1815-1821

Первый период

Творчество - общение с близкими людьми. Потому популярне жанр послания.

Нередко стихи посвящены женщинам, но с условными именами (к Лизе, к Маше и т.п.). В этих сихах поэт разговаривал с близкими людьми.

Батюшков писал и басни. В жанре послания он натренировал диалогический стиль, воссоздавать ощущение разговора.

Писал надписи, эпиграммы, юмористические послания. Тогда же появились элегии, которые станут ведущим жанром. Батюшков видел свою заслугу в создании легкой поэзии.

Он был признанным эпикурейцем в то время. Эпикурейские мотивы – важнейшие в его ранней лирике. Эпикурейская философия жизни связана с его представлениями, он ставит знак равенства между юностью и радостью, пишет: «умру – и всё умрет со мной», что входит в противоречие с мистическим романтизмом. Он даже может создать пейзаж в духе Жуковского, но он никогда не станет искать покоя, скажет, что радость в другом, не в покое. Он призывает отбросить призрачные мечты о славе и наслаждаться.

Трудно найти поэта, более скромного в описании женской красоты, чем Батюшков. Он создаст в лирике не какой-то индивидуализированный портрет, женский образ, он создаст обобщенный образ идеала женской красоты: «кудри золотые и очи голубые». И вот эта идеальная дева в его лирике всегда предстает верной подругой, он всегда говорит о женской красоте словами восхищения, и даже страсть с женщинам наполнена очень высоким восхищением, как перед богиней. Например, в одном из посланий он так расскажет о женщине: «душа небесная во образе прекрасном».

Многие послания посвящены друзьям, дружбу ставит также высоко, как любовь. Дружество – всегда поддержка, радость за чужие победы. Любовь и дружба – непреходящие ценности бытия.

Счастье в любви, дружбе, мирной (неразлучной с совестью) жизни – всё, что надо. Не надо особого богатства, призрачной славы, нужны верные друзья и верная подруга.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.035 с.)