Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданский романтизм. Творчество поэтов-декабристов↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция №1; 06.09.12 11-12 марта 1801 г. – убит император Павел I. Сперанский – ближайший советник императора. Радикальные реформы взвали отзыв высших слоев, сильную оппозицию. В 12-ом году Сперанский был отлучен от должности. 1-ое тайное общество, союз Спасения 1816 год. Цели: ликвидация крепостного права и самодержавной власти + конституция; 1818 –союз благоденствия (Глинка, Федор Толстой, Муравьев). Пропаганда идей по средствам литературы. Появляются два общества, северное (Петербург) и Южное (Москва – Русская правда). 19 ноября 1825 года умирает Александр I. Первоначально и армия, и государство присягнули Константину, но Константин отказался, должна была произойти переприсяга. Именно на это время заговорщики планировали переворот. Главным был Трубецкой. 14 декабря 1925 происходит восстание декабристов на Сенатской площади. Всего участвовало около трех тысяч восставших. Трубецкой на площадь не явился. Декабристы захвачены, арестованы, пятеро человек казнены. Началась вторая четверть 19 века. Литература всегда была тесно связана с общественной жизнью, но всегда развивалась по своим законам.
I период – 1801-1815 гг. Стало гораздо больше читателей. Умели и любили писать письма. Важную роль играли салоны. Это было время общения, оно очень много значило. Общая характеристика классицизма: 1. Рационализм: утверждение человеческого разума. Очень важна была идея служения государства, идея гражданского долга. Надо смотреть на природу. 2. Художественные принципы. К такой литературе привыкло общество. Шишков: Литература в России не должна заимствовать. Шишков организует общество «Беседа любителей русского слова» до 1816 года. Сентиментализм – школа Карамзина. 3. В 1815-1818 году образуется общество «Арзамас». Его цель – литератураная борьба с «Беседой», с классицизмом. Его члены – Батюшков, Блудов, Вяземский, Пушкин и пр. Лекция №2; 13.09.2012 Иван Андреевич Крылов Точная дата рождения неизвестна, что связано с тем, что Крылов не любил рассказывать о себе. Когда он стал знаменит, его попросили написать автобиографию. Он был человек ленивый и отказался. Тогда Каменский написал его биографию, Крылов прочитал её и не стал выправлять и поправлять её, потому как «не было времени». Ему было всё равно, что про него пишут. Уже современники Крылова говорили о его заслугах перед литературой, его все любили и называли хранителем традиций. Народ с удовольствием читал Крылова и называл его «дедушкой Крыловым». Белинский назвал Крылова «народным поэтом». Он родился в Москве в семье военного. Когда его отец умер, его мать осталась одна с малолетними детьми в Твери. Он вынужден был подрабатывать, разносить бумаги. Он не мог получить образования. Мать договорилась, чтобы он занимался с детьми помещика Львова, но Крылов учился с неохотой. Потом (1783) семья переехала в Петербург, он служил в казенной палате, в это время он и начал писать. Два этапа творчества: После смерти матери Крылов заботился о брате, он называл его «тятенькой». Он надеялся зарабатывать издательской деятельностью, поднакопив денег и выйдя в отставку. В 1789 году он начал издавать «Почту духов». В это время проявился сатирический дар Крылова, его умение подметить абсурдность в тех явлениях, которые для многих были нормой. Но августовский номер «Почты» вышел после взятия Бастилии, в разгар революционных событий, поэтому издание пришлось прекратить. Тогда Крылов пытается заработать, издавая театральные афиши и пр. 1791 – основывает издательство, с 1792 начинает выпускать журнал «Зритель». Крылову казалось, что с помощью издательства он сможет приобрести независимость идеи, но он ошибался, потому что такое было время. Был произведен обыск, и журнал был закрыт. В следующем году начал издавать «Санкт-Петербургский Меркурий», и его тоже закрыли. К этому периоду Крылов был хорошо начитан и образован, хотя и не получил систематического образования. Он знал английский, немецкий, французский и итальянский, знал математику и теорию музыки, играл на скрипке и рисовал. Уже тогда о нем ходило много анекдотов, потому что Крылов для издательской деятельности, требовавшей активности, он был слишком ленив и апатичен, стеснителен. Крылов никогда не отрицал, смеялся над анекдотами, которые рассказывали ему же. Крылов возвращается в Москву, начинает вести активную литературную деятельность, сотрудничает с Карамзиным, но он ещё не прощен Екатериной. Тогда Крылов уезжает к князю Голицыну репетитором к его детям и секретарем. В этот период он мог спокойно писать, он написал шуто-трагедию «Трумф». Эта пьеса Крылова считается сатирическим шедевром. Она носила антиправительственный характер, её нельзя было публиковать. Этот период важен для становления Крылова как человека творческого. Крылов начинает ощущать неодолимую тягу к литературе и не может работать секретарем. С появлением Александра I Крылов возвращается и начинает с нуля. Он возвращается с комедией «Пирог», которую ставят и в Петербурге, и в Москве. 2. Второй этап творчества 1805-1844 гг. В первые годы он создает три комедии, и все три комедии были поставлены. Это триумф Крылова-драматурга. Имя Крылова становится известным в литературных кругах. На этом фоне очень скромно выглядела публикация трех переводов басен Лафантена, появившаяся в журнале «Московский зритель». Кто бы мог подумать, что именно с неё начнется слава Крылова-баснописца. Басня к этому времени уже давно сложилась как жанр. Её история уходит в глубь веков, она очень популярна. В России к жанру басни обращались. Княжнин, Ломоносов, Майков, Хемницер, но общепризнаным баснописцем был Иван Дмитриев. Басня как сложившийся жанр – краткий рассказ, чаще всего в стихах, сатирического характера с предельно простой композицией и моралью, которая нередко отделяется от эпизода или вообще отсутствует, может быть выражена в виде афоризма, нравоучения и пр., а сценка должна иметь очень четкую композицию с динамическим действием. Первые басни Крылов сочинил в 80-е годы, они были очень слабые, он не включал их в собрания сочинений.
Он обладал даром изображать бытовые сценки, давать краткие характеристики героям, юмористически изображать характер, умение вести диалог. Крылов переводит ещё три басни и приносит их Дмитриеву, известному баснописцу. Сказал, что они не лишены дарования и авторы стоит продолжать писать, и Крылов его послушал. Он стал писать басни, и на светских вечерах он их зачитывал. В то время был развит жанр письма, и в письмах современники хвалили Басни Крылова. Если поначалу он делал вольные переводы басни, то потом он стал сочинять свои собственные басни, например, Ларчик. 1808 – он публикует сборник басен, среди которых «Музыканты», «Слон и моська» и пр.
Первый сборник открывала «Ворона и лисица», сюжет, присутствовавший ещё в античной басне. Но до Крылова не один автор в стихотворной форме не выражался так просто, доступно и метко. Там были самые обычные, расхожие мысли, но вместе с тем Крылов пополнил наш язык множеством афоризмов. Именно язык делает их выдающимся явлением, он стоит у истоков литературы 19 века. Он меняет размер, играет с ямбом, это позволяет сделать речь динамичной и реалистичной. В первое десятилетие 19 века (1809 год) Жуковский пишет рецензию на басни Крылова. Он обращает внимание на самобытность басен, сравнивает его с Лафонтеном. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник». В 1811 году Крылов вступает в клуб любителей русского слова, но к пышным заседаниям относился с иронией. Крылову было трудно определить литературных единомышленников, потому как его стиль и язык не соответствовали ни чьим взглядам. В его баснях язык народный, разговорный, огромную роль играет интонационная гибкость русской речи. Это черты реализма. Крылов стремится сделать художественное слово как можно более близким к предмету, отсюда такие четкие и точные характеристики. Таким образом, Крылов и хранитель традиций, и создатель нового. Каждые два-три года выходят новые сборники басен Крылова. Его слава становится всероссийской. Басни можно разделить по темам: Басни на общественные и политические темы Крылов обладает широкой образной системой. Вместе с людьми в баснях могут действовать животные, растения, предметы, явления природы, на которых перенесены характеры человека. Обычно герои составляют пару, даны в антитезе, воплощают стороны оппозиции, по которой и называются басни (например, «Ум и глупость», «Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок»). Например, в «Волке и ягненке» дана аллегория общественному устройству, противопоставление силы и слабости, «у сильного всегда бессильный виноват» - выносится мораль в начало. Чем искренней и убедительней оправдывается ягненок, тем скорее приходит его смерть, ибо это бесполезно. Наиболее острой сатирой была басня «Рыбья пляска». Она соотносится с реальной ситуацией. Во время одного из путешествий по России Александр I остановился в губернаторском доме. Он уже готовился к отъезду, и тут увидел, что по площади к дому идет большое число людей. Он поинтересовался, что это значит, губернатор говорит, что это депутация от жителей, которые хотят принести благодарность за процветание края, Александр отказался от благодарности, а на самом деле жители хотели пожаловаться на губернатора. А в басне рассказывалось, как мужик объясняет льву, что рыбы, которых он жарит, бьют хвостом, потому что рады видеть правителя, и лев уходит. Но т.к. цензура не пропустила басню, Крылов создаёт второй вариант, где лев, не стерпев лжи, наказывает подчиненных. Здесь очевидна параллель со сказкой. 2. Басни на исторические темы 3. Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу. 4. Бытовые басни. Крылов стар, он устает от службы и людей, просит об отставке в библиотеке (1841, после 29 лет службы). Он умер в 76 лет, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, похоронен рядом со своим ближайшим другом Гнедичем. С 1809 по 1843 год было продано 77 тысяч экземпляров басен Крылова. Крылов стоит особняком от писателей, которые в большей степени относились к тому или иному литературному направлению.
Лекция №3 Василий Андреевич Жуковский В допушкинский период развития литературы Жуковскому принадлежит первое место. Он первый русский романтик, сыгравший выдающуюся роль в формировании этого направления. Вся лирика Жуковского носит личный характер. Например, о своем раннем творчестве он пишет «для меня в то время было жизнь и поэзия одно». Именно эта особенность, исповедальность лирики, относящаяся ко всей его поэзии, характеризует творчество Жуковского. Белинский отмечает это как абсолютно новое явление в литературе. Для понимания творчества Жуковского необходимо знать его биографию. Лирика Жуковского носит глубоко личностный характер. Жуковский родился в 1783 году, был Образование получил в Московском благородном пансионе, где учился четыре года. В этом пансионе большое значение придавали знакомству воспитанников с литературой, поощралось самостоятельное творчество. Там он подружился с братьями Тургеневыми, один из которых организовал литературное общество. В 1802 году он уезжает из Москвы в Мишинское, в 1805 он начинает давать уроки своим племянницам. Там он увлечется Машей Протасовой, у них были взаимные чувства, но брак был недопустим при кровном родстве. Мечта Жуковского о семейном счастье неосуществима. 1808 – возвращается в Москву, в его лирике появляются трагические мотивы. Любовь к Маше вызывала самые грустные и болезненные переживания. События в личной жизни сильно повлияют на мировоззрение. Большое значение имеют события 1812 года. Он был офицером в московском ополчении, был в резерве на Бородинском поле. Результатом участия в ополчении стала ода «Певец восстания русских воинов». Известность Жуковскому приносят исповедальная лирика, романтические баллады и патриотические стихи. Он переезжает в Петербург, становится секретарем Арзамасова, редактирует «Вестник Европы» Карамзина, ведет полемику с шишковистами. Его патриотические баллады вызывают интерес в царской семье, он был воспитателем Александра Второго и чтецом при императрице. Он формирует собственную. Педагогическую программу, основанную на гуманных, просветительских идеалах, уделяет много внимания наукам. Жуковский – монархист, возражал против программы декабристов, осуждал восстание на Сенатской площади, но в то же время он поддерживал и пытался им помочь. Он защищал при дворе Пушкина, Баратынского, Гоголя, Герцена и прочие. При дворе его даже прозвали «главой либералов». В 1841 году он уезжает в Германии, выполнив все обязанности наставника. Последние годы жизни он проводит в Германии, где болеет, слепнет и умирает. В последние огоды своей жизни он был религиозен до фанатизма. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Баден. Его тело было перевезено в Россию. Три периода творчества 1. 1797-1807 годы. 2. 1808-1833 – расцвет творчества. 3. 1834-1852 Первый период Жуковский входит в литературу в самый разгар борьбы классицизма и сентиментализма. В благородном пансионе изучалась классицистская литература, и Жуковский, учась там, пытается подражать Ломаносову и Державину в своих первых работах. Все эти оды отличали явные классицистские приметы: высокий стиль, дидактизм, богатые сравнения, архаичный стиль. Жуковский усваивает этот стиль, но очень скоро ему становится в нём тесно. Жуковский испытывает большое влияние Карамзина, который навсегда останется ему авторитетом. В результате, в его творчестве проявляются и классицистские, и сентиментальные черты. 1797 год - первое стихотворение, появившееся в печати – «Майское утро». Начинается оно как классицистское, торжественное, отвлеченное описание природы, но потом оно переходит в камерный, лиричный масштаб. Классицизм для Жуковского был выражением явно подражательных исканий, то сентиментализм – проявление свойственных ему черт. У Жуковского появляется ряд стихотворений, написанных по канонам сентиментализма, занимается самообразованием. Вскоре Жуковский противопоставляет культ разума культ чувства, основным жанром его лирики становятся элегия – стихотворение, представляющее собой грустное размышление. Перевод «Сельского кладбища» в 1802 году в «Вестнике Европы» приносит ему известность. Это было одновременно и переводное, и оригинальное произведение. Юноша, пришедший на кладбище, размышляет о жизни, бренности бытия. Эти размышления – главный предмет повествования. Отличительная особенность Жуковского – описание не жизни, а чувств и мыслей, ей порожденных. Этот перевод произвел впечатление на читателей, прежде всего, меланхоличным тоном, теплотой чувств и совершенством поэтического языка – музыкой стиха. Нельзя сказать о тонком психологическом анализе в первых элегиях, это скорее анализ этический, интерес к нравственному сознанию. Это следствия убеждения, что лирика должна иметь дидактический оттенок. Белинский: не Пушкин, а Жуковский первый выговорил эллигическим языком жалобу человека на жизнь. Самая значимая эллегия Жуковского – стихотворение «Вечер» Грея (1807 год). Начало – лирическая картина вечера, в описании которой ярко проявляется поэтический дар Жуковского. Как правило, в стихотворениях был запечатлен зрительный ряд, и у Жуковского он присутствует, но он вводит звук («стенание соловья» и пр.), обонятельные и осязательные ощущения, даже мнимовкусовые. Такое описание природы даст необычную утонченность восприятию окружающего мира и душевным переживаниям. В результате при таком тонком и многогранном восприятии природы можно увидеть последний луч зари, почувствовать трепет ивы. До Жуковского так не писал никто. Он не сколько описывает природу, сколько говорит о состоянии человека, который наблюдает за природой. Поэтому Жуковский и считается первым романтиком, отсюда появится Пушкин. Если до этого был разумный классицизм, то у Жуковского всё было иначе. Акцент переносится на внутренний мир с внешнего. Природа не только вызывает какой-то эмоциональный отклик, есть возможность размышлять о собственной жизни, вспоминать. Воспоминания имеют для Жуковского философский и этический смысл. Они - средство преодолеть быстроту времени. Воспоминания о лучших людях, с которыми свела его судьба, дают ему нравственную опору. Но не любое воспоминание подходит, а только чистое, доброе, светлое. Воспоминания побуждают задуматься о собственной судьбе. Это позволяет переходить с темы на тему, от поэта и поэзии к дружбе, от дружбе – к любви и т.д. Сочетание традиций сентиментализма с индивидуальным мировоззрением определяет сущность поэзии Жуковского уже в первых элегиях, которые отражают внутренний строй его души. Его элегии имеют экспрессивную выразительность, окрашены звукописью. Второй период В это время созданы самые значительные произведения – элегии, песни и баллады. Всероссийскую известность принесут ему именно последние, он даже прозван «балладником». Он сращивает поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, в результате этот жанр станет характерным знаком романтизма в начале 19 века. В западно-европейской литературе романтическая поэма представляла лиро-эпическое произведение. Чаще всего баллада будет связана с фольклором, который – основной источник баллад. Благодаря этому, переводя баллады, Жуковский расширяет знания народной литературы, причем для перевода он выбирает именно романтические произведения. В этот период Жуковский создает 39 баллад, приобретает славу создателя романтизма. Баллады –не единственный жанр этого периода. Создал множество элегий. Ещё одна черта – темы смысла жизни. Поэт утверждает, что лишь духовные ценности важны, они останутся воспоминаниями. Ненужно далеко ходить за счастьем, оно в самом человеке. Это период мистического романтизма Жуковского. Началом нового лирического цикла считается стихотворение 1819 года «Невыразимое». Философское стихотворение – жанр. Стихотворение затрагивает вопрос о пределах земного языка и искусства, можно назвать литературным манифестом Жуковского-романтика. Искусство призвано передавать внутреннее, а не внешнее, что не важно и даже не объективно. Пейзаж Жуковского называли часто пейзажем души. Как и у других романтиков, пейзаж связан с миром высокого, возвышенного. Самый яркий пример – элегия «Море» (1822 год). В середине 20 годов завершится период мистического романтизма, на этом и прекращается лирическое творчество Жуковского. Он пишет отдельные лирические стихотворения, но они редки. Жуковский обращается к эпической литературе, пишет сказки, например, «Спящую царевну». Это необычно для Жуковского как литератора. 3 период Поэмы, повести в стихах, то есть, большие повествовательные произведения. Как правило, это переводы и переработки. Это может быть древняя поэзия. В этот период раскрывается дар Жуковского-переводчика. «у меня всё или чужое, или по поводу чужого, но всё же моё». Он переводит лишь то, что ему интересно, созвучно, ему важно сотворчество, родство душ, сопереживание. Он переводил и сочинял на мотивы литератур разных народов. В сороковые годы он переводит «Одиссею». Он понимал, что для «Одиссея» нужна другая манера, чем для «Иллиады», он старался сделать так, чтобы гомеровский стиль не искажался и не искажал язык. Этот перевод произвел огромное впечатление на критиков, Пушкин называет его гением перевода. Он хотел перевести и «Иллиаду», но умер. Значение Жуковского для развития русской литературы очень велико, его романтическая лирика –предшественница романтической лирики Пушкина. Важно то, что он заглянул в нравственные глубины человеческой души, это утверждение самоценности личности, а не только силы разума. Его творчество очень самобытно несмотря на связь с европейскими источниками. Мимо опыта Жуковского нельзя пройти, если говорить о литературе первой четверти 19 века. Близким другом Жуковского был Константин Николаевич Батюшков. Лекция 4 Константин Николаевич Батюшков
Его прозвище было «Ахилл», которое произносилось «Ах, хил», потому как он был болезненным. Но несмотря на это он участвовал во многих сражениях. Батюшков создал легкую поэзию. Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор по-разному оценивают его художественнй метод: одни считают, что он – классицист, другие, в том числе Веселовский, считают его сентименталистом, третьи считают его предромантистом. Белинский написал: «Направление поэзии Батюшкова противоположно направлению поэзии Жуковского», однако, сам считал его романтиком. Батюшкова всегда сравнивали с Жуковским. Его всегда ставили вторым, а надо считать его просто другим. Он формировался как поэт с собственным стилем и художественным методом. Батюшков родился в Вологде, он принадлежал к старинному, давно обедневшему роду. Мать Батюшкова вскоре после рождения сына умерла. У них в семье было наследственное заболевание по линии матери – лишение рассудка. Отец Батюшкова очень переживал за сына, Батюшков воспитывался в лучших петербургских пансионах. Влечение к литературе проснулось в нем рано. За Батюшковым приглядывал Муравьев, в чьем доме он встречался с Державиным, Капнистом и пр. В 1805 году он был принят в вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В этот период начали появляться его первые стихи.
Три периода творчества 1. 1804-1811 2. 1812-1814 3. 1815-1821 Первый период Творчество - общение с близкими людьми. Потому популярне жанр послания. Нередко стихи посвящены женщинам, но с условными именами (к Лизе, к Маше и т.п.). В этих сихах поэт разговаривал с близкими людьми. Батюшков писал и басни. В жанре послания он натренировал диалогический стиль, воссоздавать ощущение разговора. Писал надписи, эпиграммы, юмористические послания. Тогда же появились элегии, которые станут ведущим жанром. Батюшков видел свою заслугу в создании легкой поэзии. Он был признанным эпикурейцем в то время. Эпикурейские мотивы – важнейшие в его ранней лирике. Эпикурейская философия жизни связана с его представлениями, он ставит знак равенства между юностью и радостью, пишет: «умру – и всё умрет со мной», что входит в противоречие с мистическим романтизмом. Он даже может создать пейзаж в духе Жуковского, но он никогда не станет искать покоя, скажет, что радость в другом, не в покое. Он призывает отбросить призрачные мечты о славе и наслаждаться. Трудно найти поэта, более скромного в описании женской красоты, чем Батюшков. Он создаст в лирике не какой-то индивидуализированный портрет, женский образ, он создаст обобщенный образ идеала женской красоты: «кудри золотые и очи голубые». И вот эта идеальная дева в его лирике всегда предстает верной подругой, он всегда говорит о женской красоте словами восхищения, и даже страсть с женщинам наполнена очень высоким восхищением, как перед богиней. Например, в одном из посланий он так расскажет о женщине: «душа небесная во образе прекрасном». Многие послания посвящены друзьям, дружбу ставит также высоко, как любовь. Дружество – всегда поддержка, радость за чужие победы. Любовь и дружба – непреходящие ценности бытия. Счастье в любви, дружбе, мирной (неразлучной с совестью) жизни – всё, что надо. Не надо особого богатства, призрачной славы, нужны верные друзья и верная подруга. 1811 – «Мои пенаты». Он воспевает домик матери в Антоново, в котором жил. Батюшков убеждает друзей, что к его глубокой хижине не найдут дороги «придворные друзья», богатства и суета. Но истинный друг, старец, бывший воин или человек нуждающийся всегда найдут там приют. Счастлив в домике поэт с возлюбленной, здесь охотней посещает его поэтическое вдохновение. Своё тихое счастье он хочет скрыть от зависти и скупости, и только сердечных друзей он зовет к себе в гости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.21 (0.025 с.) |