Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как видов предметного художественного творчества↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В традиционном искусствознании, изучавшем историю искусств как историю эволюции стилей, архитектура рассматривалась в ряду изобразительных искусств. Такой подход был характерен для многих историков искусств от И.Винкельмана до Э.Кон-Винера и Г.Вельфлина, хотя были и исключения. Доиндустриальная архитектура, отражавшая в общественно значимых зданиях и ансамблях (светских и церковных) господствовавшие в культуре своего времени духовные ценности, эстетические идеалы, миропонимание и мироощущение, в зависимости от периодов эволюции стилей в искусстве обладала в большей или меньшей степени пластичностью, живописностью, декоративностью. Высокой степенью живописности и скульптурной пластичности характеризовалась, как известно, готическая архитектура (особенно высокая и поздняя готика); ренессансная архитектура, отличавшаяся национальным своеобразием в Италии и Франции, Англии и Германии; архитектура пышного барокко и затейливо-утонченного рококо, также имеющая отличия в разных странах Европы; архитектура периодов ампира, историзма и модерна (конца XIX – начала XX века). Достижению эстетической выразительности и художественной образности доиндустриальной архитектуры способствовало не только ее сознательное украшение монументальной скульптурой и живописью вместе с орнаментацией разного рода, но также композиционное выявление и стилевое обыгрывание различных структурных компонентов зданий: колонн и пилястр с капителями (в ордерной архитектуре), антаблементов (с их карнизом, фризом и архитравом); сводов, арок и аркад; порталов, обрамлений оконных проемов; лестниц, балюстрад; фронтонов, башен и шпилей. Особенности стилевого решения произведений архитектуры разных периодов эволюции материально-художественной культуры находили свое отражение (нередко в форме подражания) в произведениях прикладного искусства и прежде всего в мебели. Многие произведения индустриальной архитектуры XX – начала XXI века также обладают своеобразной декоративностью, но достигается она уже иными приемами и средствами. Изложенное выше объясняет, почему при формально-эстетическом подходе к анализу композиционно-стилевых признаков и произведений архитектуры, и произведений изобразительных искусств (тех или иных периодов эволюции стилей) в традиционном искусствознании оказывалось возможным их одноплановое рассмотрение без выявления специфики природы архитектурного творчества и сущности его произведений, как впрочем и прикладного искусства, которое во многих работах также походя анализировалось. Несмотря на то, что функционально-практическая обусловленность произведений архитектуры осознавалась искусствоведами, она заслонялась в их восприятии социально-культурным смыслом и эстетической значимостью изучаемых объектов. У них не возникало соображения о качественном отличии объектов архитектурного творчества, обладающих помимо эстетической ценности утилитарной ценностью, от объектов изобразительных искусств. И тем более о родстве архитектуры и прикладного искусства, позволяющем выделить их в самостоятельное семейство мира искусств. В искусствознании и эстетике XVIII и XIX вв. сформировалось и закрепилось деление искусств на «чистые» и «прикладные», «высшие» и «низшие». К «высшим» искусствам, свободным от всякой утилитарности, относили поэзию, музыку, изобразительные искусства и архитектуру (несмотря на практическую полезность ее произведений). К «низшим» искусствам — произведения прикладного искусства. Так противопоставлялось «высокое» искусство и ремесло, создававшее вещи различного назначения из разных материалов. По-видимому, это объясняется тем, что объекты прикладного искусства, формирующие многообразное предметное окружение человека в его повседневной жизни (с учетом образа и стиля жизни разных слоев общества), имели разный художественный уровень и, как правило, после привыкания к ним их владельцев редко становились источником утонченного эстетического переживания, наслаждения в отличие от произведений изобразительных искусств, музыки, литературы, театра, к которым люди обращаются специально в целях удовлетворения своих эстетических потребностей разного рода. Нелогичность, неоправданность деления искусств на «высокие» и «низкие» и необоснованность отнесения архитектуры к изобразительным искусствам отмечали в своих работах И. Гердер, Г. Земпер, Д. Рёскин, У. Моррис и ряд других представителей эстетической мысли и художественной культуры. И. Гердер решительно осуждал иерархические сопоставления видов искусств, критикуя антитезу «искусство — ремесло». Он считал, что «изначально все искусства были укоренены в утилитарно-практической деятельности человека и неотрывны от нее, что все они имели у истоков культуры «прикладной» характер и что неправомерна поэтому абстрактно-метафизическая абсолютизация антагонизма искусства и ремесла, красоты и целесообразности» [9, с. 50]. Г. Земпер в своей работе «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика» (1860 − 1863) утверждал и доказывал, что основные типы современного развитого искусства восходят к прототипам разных «технических искусств», к видам труда, что формы, возникшие когда-то при простой обработке материала и исполнявшие лишь практические функции, часто приобретали со временем новое смысловое значение и особое художественно значимое содержание. Исследуя именно прикладные, а не изобразительные искусства, Г. Земпер отвергал пренебрежительное отношение к прикладным («техническим») искусствам, подчеркивая их родство с архитектурным творчеством. На подобных же идеях базировалось «Движение искусств и ремесел», инициированное теоретической и практической деятельностью Д. Рёскина и У. Морриса в Англии второй половины XIX века. Массовое промышленное изготовление самых разных видов изделий как производственного, так и бытового назначения, получившее значительное развитие в XIX веке и гораздо большее в XX веке, привело к вытеснению ремесленного и мануфактурного способов создания вещей машинным. А это повлекло за собой резкое сужение сферы творчества прикладного искусства, место которого с конца XIX века занимает дизайн — новый вид предметного художественного творчества. Но если прикладное искусство все же относили к миру искусств, пускай и не таких художественно значимых, как изобразительные искусства и архитектура, то произведения дизайна, создаваемые серийно машинной индустрией, долгое время не считали возможным считать искусством. Причиной этого, по-видимому, явилось отсутствие отпечатка индивидуальности творца произведения (свойственного изделиям прикладного искусства) в массовой стандартизованной продукции индустриального производства, выпускаемой по проектам дизайнеров. И помимо этого — явное отражение в этой продукции ее утилитарно-технической значимости наряду с социально-культурной. Дизайн не признавали искусством, поскольку он не отвечал критериям художественности, свойственным произведениям прикладного, декоративного и изобразительных видов искусств. Требовалась иная позиция, иной подход к выбору такого критерия, основанный на выявлении сущности дизайна как творческой профессии и определении его места в системе пространственных искусств. Впервые это было реализовано в уникальной монографии М.С.Кагана «Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств» [9]. Автор этой работы ввел понятия «монофункциональности» и «бифункциональности» искусств разных семейств, видов и разновидностей, классифицируя их по онтологическому и семиотическому критериям и рассматривая классы искусств в плоскости движения от изобразительного к неизобразительному способу художественного формообразования. Под монофункциональными искусствами понимаются искусства, имеющие чисто художественное назначение, а бифункциональными логично считать искусства, в которых сочетаются художественная и утилитарная функции (с разной степенью весомости их в разных произведениях). Следует уточнить, что утилитарность может иметь как материально-практическое значение, так и духовное, например, дидактическое, информационное, педагогическое, пропагандистски-агитационное и т.д. Архитектура, дизайн и прикладные искусства являются по своей сущности бифункциональными, утилитарная функция которых чаще всего имеет материально-практический смысл, хотя может иметь и духовное значение. А художественная функция проявляется не в изображении окружающего мира (как в изобразительных искусствах), а в выражении в форме произведений этих видов искусств их социально-культурного значения для людей. Это уже отмечалось в подразд. 1.2., где определялась сущность понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна». Автор упомянутой монографии предложил убедительное наименование данного семейства искусств — архитектонические искусства. «Преимущества этого термина состоят в том, что, во-первых, он выявляет лежащий в их основе формообразующий принцип, структурную доминанту их художественного языка — эстетически значимое соотношение пластических элементов, из которых строится художественный образ; во-вторых, термин этот подчеркивает родство прикладных искусств и дизайна с архитектурой — наиболее значительным и, так сказать, представительным искусством этой группы» [9, с. 293]. На основе этого в классе пространственных искусств выделяются семейства изобразительных и архитектонических искусств, что позволяет не рассматривать архитектуру, как это делалось прежде, в группе изобразительных искусств, а дизайну вместе с прикладным искусством занять свое место в мире искусств. Но дизайн, как и индустриальная архитектура, связан органически не только с художественным, но и техническим творчеством, ибо ориентирован в отличие от прикладного искусства на машинное производство. По своей сути он является художественно-техническим проектированием. Это нашло свое отражение в определении дизайна, сформулированном в подразд. 1.1. учебного пособия. Следовательно, дизайн необходимо рассматривать не только в мире искусств, но и в системе, роднящей художественно-техническое творчество с миром техники. Это сфера предметного творчества. На рис.4 схематически отображена взаимосвязь основных сфер творчества: инженерно-технического, художественно-технического и художественного, а также их соотнесение с бифункциональными и монофункциональными искусствами, и предметным творчеством.
Рис.4. Взаимосвязь основных сфер творчества
Как уже отмечалось в подразд. 1.2. и 6.1., табл.4, инженерно-техническое творчество является сугубо утилитарным, ориентированным на обеспечение рентабельности производства и удовлетворение практических требований потребителей объектов, разрабатываемых и осваиваемых промышленностью. Мир техники относится к такой области предметного творчества, которая лишена художественного содержания. Художественное творчество в мире искусств (монофункциональных − пространственных, пространственно-временных и временных) ориентировано на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, и самого человека. Это многообразное отражение воплощается в художественных образах произведений искусств, отличающейся своей спецификой в разных классах и семействах искусств, их видах и разновидностях. «Понятие «художественный образ» признается наиболее точным определением структуры искусства, потому что она порождается слиянием произведения реальности, выражения чувств и мыслей художника, конструированием особого рода материально-духовных предметов, игры используемых для этого форм, превращения формы в язык, на котором художник разговаривает с людьми...» [10, с.254] Художественный образ «рождается в воображении художника, вызревает там, вынашивается и, благодаря воплощению в произведении искусства, переносится в воображение зрителя, читателя, слушателя» [10,с. 255]. Основное назначение искусства — создание художественных ценностей, имеющих духовное значение в мире культуры. Художественно-техническое творчество, относящееся к сфере бифункциональных искусств, ориентировано на удовлетворение как утилитарных, так и эстетических потребностей людей посредством создания вещей и сооружений разного рода и назначения, в которых сливаются польза и красота. Индустриальную архитектуру и промышленный дизайн роднит с инженерно-техническим творчеством ориентация на машинные технологии изготовления объектов разработки, что требует от архитекторов и дизайнеров учета требований рентабельности производства, а также всего комплекса запросов, предпочтений, ценностных ориентаций разных групп потребителей. Кроме того, их объединяет проектный характер деятельности. Прикладное искусство родственно архитектуре и дизайну по ориентации на слияние красоты и пользы в создаваемых вещах, но отличается от них близостью к ремесленным способам предметосозидания, в которых труд придумывания вещи (ее художественного образа, структуры, формы, декора) чаще всего не отделен от труда реализации замысла в материале. Многие произведения прикладного искусства выполняются их авторами: прикладниками-профессионалами или народными художниками — мастерами различных художественных промыслов. Эта особенность творчества в прикладном искусстве роднит его с творчеством в сфере изобразительных искусств. Хотя известно, что в некоторых областях прикладного, декоративно-прикладного и декоративного искусств существовало ранее и существует теперь разделение труда между художником прикладного искусства — профессионалом и мастером-ремесленником, воплощающим его творческий замысел в материале под контролем автора. Примерами таким образом создаваемых объектов могут служить: изделия художественного стекла, керамики, изразцы, витражи, мозаика, гобелены, художественное литье и ковка изделий из металла, медальерное искусство. Если инженерно-техническое творчество, решающее материально-функциональные, практически значимые задачи в мире техники, является предметным творчеством, как правило отстраненным от решения художественных задач, то художественно-техническое творчество, нацеленное на синтез красоты и пользы в объектах разработки (создаваемых дизайнерами и архитекторами как самостоятельно, так и в сотрудничестве с инженерами) представляет собой предметное художественное творчество. Пересечения кругов, символизирующих на рис.4. основные сферы творчества, означают его переходные формы. Пересечение инженерно-технического творчества с художественно-техническим выявляет такие виды их синтеза как инженерная архитектура и инженерный дизайн. В их объектах превалирует инженерно-техническое начало над художественным, а задачей архитекторов и дизайнеров является отражение и подчеркивание в сооружениях и вещах красоты целесообразности формы. Пересечение же сфер художественно-технического предметного творчества и чисто художественного творчества представляет такие виды творчества, в которых при сохранении предметной формы, свойственной полезным вещам (аналогам и прототипам), происходит сознательное отстранение от практической полезности ради подчеркивания художественной значимости и декоративности объектов, а также индивидуальности авторов. К ним относятся — декоративное искусство и арт-дизайн. Кроме того, здесь имеется в виду возможность обретения бифункциальности объектами художественного творчества в таких ситуациях, когда живописные, графические, скульптурные, фотографические, музыкальные средства используются в практических целях. Например, в различного рода плакатах; печатной, радио- и телевизионной рекламе; в оформлении витрин и торговых залов магазинов, праздничных мероприятий и зрелищных спортивных состязаний; при создании различных выставок; в педагогических и научно-познавательных целях. Подобная бифункциональность образуется и на пересечении монофункционального мира техники с семейством архитектонических искусств, способствующих этой бифункциональности. Выразительность объемно-пространственной структуры и тектоники технических объектов, форма и конструкция которых, обусловленная точными математическими расчетами, отражает высокую степень их рациональности, обеспечивает возможность обретения ими эстетической значимости, помимо утилитарной. Но реализуется эта возможность не сама собой, а при сознательном стремлении композиционными приемами и средствами выявить красоту рациональной формы. Такие виды предметного художественного творчества, как прикладное искусство, арт-дизайн и декоративное искусство, нередко характеризуют как сознательно ориентированные на достижение оригинальности, неповторимости художественного решения посредством содержательно- и формально-эстетических приемов композиции. Оригинальность композиционного замысла и его воплощения, приобретающая в объектах этих видов предметного творчества самостоятельную художественную ценность, может быть достигнута благодаря использованию новых приемов организации структуры и формы вещи, своеобразию пластических, цветофактурных и графических элементов композиции, применению изобразительных, ритмо-орнаментальных, абстрактно-геометрических и символических языков, свойственных разным видам пространственных искусств. Но оригинальность может быть присуща и всем остальным видам предметного творчества, в том числе и инженерно-технического. Хотя достигается она в их объектах иными средствами и может обладать внехудожественной ценностью. Это новизна утилитарно-технически обусловленной формы и конструкции объекта разработки, особенности конструктивно-компоновочной схемы вещи (сооружения), новизна технологии изготовления и отделки, выявленная в форме, так же как и визуально воспринимаемые особенности новых материалов, покрытий и их сочетаний. Это и выявление в форме новой функции вещи (сооружения) или нового способа пользования вещью с новой, измененной или ранее известной функцией. Выявление художественно-образными средствами всех перечисленных признаков оригинальности утилитарного и функционально-технического характера вместе с отражением в форме нового культурного смысла вещи (сооружения) в той или иной ситуации ее использования и восприятия в конкретной среде присуще инженерной архитектуре, инженерному дизайну, архитектуре, дизайн-архитектуре и дизайну. Достигается это также как и в художественно ориентированных видах архитектонических искусств) разнообразными средствами и приемами композиции со всеми ее элементами при использовании синтетического технико-эстетического языка архитектуры и дизайна как с неизобразительными (абстрактно-геометрическими), так и с изобразительными компонентами. Вместе с тем объекты инженерно-технического и художественно-технического творчества могут и не обладать оригинальностью, ярко выраженной новизной, а представлять собой в той или иной степени модифицированные, варьируемые видоизменения и повторения уже известных решений. Действительно новое как в научно-техническом, так и художественном творчестве, новое на уровне открытий, изобретений, художественных концепций и стилевых направлений — явление редкое. История прикладного искусства, архитектуры и дизайна, также как и народного крестьянского и городского ремесленного предметного художественного творчества, дает немало примеров эпигонства, подражания, формальной стилизации, переноса наиболее характерных стилевых признаков культурного образца на создаваемую вещь, нередко вне связи с ее сущностью. Особенно это характерно для стилизаций, ориентированных на ценности моды. Следовательно, приписывать всей сфере предметного художественного творчества инновационность как основополагающий принцип деятельности, было бы необъективно. Следует признать относительность степени новизны, оригинальности в предметном художественном творчестве, как и во всей обширной сфере мира искусств, формирующих ареал художественной культуры. Несмотря на объективно существующую размытость границ областей спектрального ряда видов предметного творчества, плавность перехода от одного к другому виду (см. табл.4), основные группы их объектов могут быть выделены и систематизированы по характерным, свойственным им признакам. Такая систематизация, охватывающая архитектонические искусства, представлена в табл.5.
Таблица 5. Систематизация основных групп объектов предметного художественного творчества по признакам, свойственным разным видам архитектонических искусств
Итак, можно заключить, что объектами архитектуры являются пространственные сооружения крупного масштаба (поселения, здания, ансамбли, большие средовые системы), в то время как объектами дизайн-архитектуры – предметно-пространственные комплексы разного масштаба; объектами дизайна – объемные и плоскостные промышленные изделия разной степени технической сложности, их комплексы и системы. Объектами, как дизайна, так и прикладного искусства могут становиться технически простые изделия бытового назначения, рассчитанные в качестве объектов дизайна на промышленное изготовление, а в качестве произведений прикладного искусства – на ремесленное изготовление. Что касается объектов декоративно-прикладного, декоративного искусства и арт-дизайна, то ими могут быть только технически простые вещи, рассчитанные на ремесленное изготовление. В последней группе объектов в отличие от всех остальных, характеризующихся и утилитарной и эстетической значимостью, доминирует эстетическая значимость. Инженерная архитектура и инженерный дизайн не включены в табл.5, поскольку основные группы их объектов по совокупности признаков аналогичны архитектуре и дизайну. Но отличает их превалирование утилитарной значимости над эстетической (см. табл.4). В подразд. 1.2., где анализировалась сущность понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна», уже затрагивался вопрос о разделении и взаимопроникновении сфер творчества архитекторов, дизайнеров и художников прикладного (декоративно-прикладного) искусства, определяемых не только спецификой основных групп объектов, свойственных разным видам архитектонических искусств, но и факторами их эволюции. Здесь целесообразно рассмотреть это явление более конкретно, показав, как и почему в течение XX в. происходило существенное сокращение для одних видов творчества и значительное расширение для других поля своей деятельности, а также количества групп объектов, охватываемых основными видами архитектонических искусств. Современный этап развития предметного художественного творчества существенно отличается по степени охвата разными его видами определенных групп объектов от периодов эволюции архитектуры, прикладного искусства и дизайна в XIX веке и начале XX века. Поскольку профессия дизайна (в том понимании как она охарактеризована в подразд. 1.1.) только начала формироваться в конце XIX в., постольку поле будущей дизайн-деятельности в течение позапрошлого столетия было занято архитекторами, художниками прикладного искусства и художниками «технического рисования». В то время архитекторы, как известно, являлись не только зодчими, но и проектировщиками интерьеров общественных и жилых зданий со всем их предметным наполнением, оборудованием, реализующим образ жизни людей в определенной предметно-пространственной среде. Помимо этого они могли разрабатывать проекты мебели, светильников, каминов, изразцовых печей, витражей и т.п. Занимались архитекторы ландшафтной, садово-парковой архитектурой; проектированием выставок; некоторых видов транспорта (корабельная архитектура); а в городах – так называемой «архитектурой малых форм» - проектированием уличных фонарей, фонтанов, павильонов, скамеек, оград скверов, садов и парков, а также ограждений мостов (с торшерами на некоторых из них) и набережных рек и каналов. Проектировали архитекторы и транспортную среду: вокзалы, пристани, а в XX в. – аэропорты и объекты метрополитена (наземные станции, вестибюли, оформление эскалаторов, перронов). Их объектами были и стадионы, комплексы спортивных сооружений разного рода; сооружения для массовых праздничных мероприятий. Многое из перечисленного создавалось архитекторами совместно с художниками и инженерами. Художники прикладного искусства, также как и «рисовальщики» вещей (художники «технического рисования») разрабатывали по заказам промышленников форму различных видов технически несложных изделий бытового назначения, рассчитанных как на ремесленное, мануфактурное, так и на машинное их изготовление. В начале прошлого века все большее число объектов такого рода ориентируется их проектировщиками на промышленное производство. Но ни в XIX в., ни в начале XX в. почти никто из представителей архитектонического творчества, за редким исключением, не занимался проектированием фабрик и заводов с их средствами производства (машинами, механизмами разных видов, технологических линий, агрегатов, приборов, установок), как и разнообразных производственных сооружений. Все это было сферой инженерно-технического творчества. Вне поля творческой деятельности художников, разрабатывающих изделия для промышленного производства, долгое время оставались многие новые виды изделий, порожденных научно-техническим прогрессом, не имевших аналогов и прототипов в доиндустриальном предметном художественном творчестве. Это – фотокинотехника, телефоны, аппараты телеграфной связи, пишущие машинки, звуковоспроизводящая аппаратура, радиоаппаратура, а также новые средства транспорта – паровозы, аэропланы, велосипеды, мотоциклы, автомобили, тракторы и т.д. Ко второй половине XX века произошло существенное сокращение поля деятельности архитекторов и художников прикладного искусства (по сравнению с предыдущими периодами их творчества) в связи со становлением, профессиональным созреванием, статусным самоопределением и массовым распространением дизайна. «Вторжение» дизайна в прежнюю, довольно обширную сферу архитектурного творчества привело к тому, что интерьеры в зданиях не только жилого и общественного, но и производственного назначения стали разрабатываться уже не архитекторами, а дизайнерами, хотя иногда эти объекты становились полем их сотрудничества. Проектирование мебели также стало давно одной из специализаций дизайна. Вместо архитектуры некоторых средств транспорта развился транспортный дизайн, в большой степени специализировавшийся по разным видам транспортных средств. «Архитектуру малых форм» заменил «дизайн городской среды», а садово-парковая (ландшафтная) архитектура сменила название на «ландшафтный дизайн». Но дело не только в смене названия, а в замене одних субъектов творчества другими. Давно сформировался и развился не существовавший в XIX веке экспозиционный дизайн – проектирование промышленных (или художественно-промышленных) выставок разной тематики, содержания и масштаба. Занимаются дизайнеры (в сотрудничестве с архитекторами, художниками и инженерами) также такими интегральными объектами, как предметно-пространственная среда спортивных зрелищных мероприятий и массовых праздников. В XX веке подавляющее число групп и видов бытовых изделий хозяйственного и культурно-досугового назначения; одежда, обувь, головные уборы; текстильные штучные изделия; светильники; посуда из разных материалов; часы; галантерейные изделия; игрушки сувениры, украшения, освоенные промышленным производством, стали объектом дизайнерского творчества. Хотя как упоминалось выше (см. табл.5), определенные виды изделий этих групп могут выполняться и ремесленным способом в качестве объектов прикладного искусства, что позволяет разнообразить ассортимент таких изделий, обеспечивая их потенциальным покупателям свободу выбора вещей в соответствии со своими запросами и предпочтениями. Большинство бытовых (в разной степени технически сложных) изделий, порожденных научно-техническим прогрессом, художественно осваивались дизайнерами, начиная с 30-х годов прошлого века. Объектами дизайна становились со второй половины XX в. и многие средства производства, разрабатываемые совместно с инженерами-конструкторами. Таким образом, можно сделать вывод, что в современном предметном художественном творчестве поле дизайн-деятельности является доминирующим по сравнению с таковыми у других видов архитектонических искусств, особенно, если принять во внимание все расширяющуюся область синтеза архитектуры и дизайна – архитектурно-дизайнерское проектирование разнообразных средовых объектов. Дизайн, архитектура и прикладное искусство, будучи родственными видами предметного художественного творчества, в своем развитии оказывают заметное влияние друг на друга, испытывая при этом влияние с одной стороны сферы инженерно-технического творчества, а с другой – сферы изобразительных искусств, безусловно, с учетом ориентации каждого из этих видов либо на индустриальные, либо на кустарно-ремесленные способы предметосозидания. Формо- и стилеобразование современных объектов архитектуры значительно отличается от тех, которые создавались в прошлые эпохи эволюции зодчества, поскольку архитектура XX – начала XXI века опирается на индустриальные методы строительства и использование конструкционных и отделочных материалов, блоков и элементов зданий со всей их инфраструктурой, создаваемых машинным способом. Творчество архитектора нового времени сблизилось по характеру с творчеством дизайнера, разрабатывающего комплексные объекты, системы. В свою очередь дизайн определенных групп и видов изделий, в первую очередь – мебели, творчески осваивает стилевое многообразие оригинальных и выразительных по форме и конструкции сооружений, зданий разного назначения, что является продолжением подобной тенденции в доиндустриальную эпоху, в разные периоды которой прослеживалось влияние архитектурных стилей на формообразование мебели. Стилевое взаимовлияние характерно для объектов архитектурно-дизайнерского проектирования, которые по самой своей сути должны обладать функционально-художественной целостностью, стилевым единством. В дизайне и архитектуре в значительной степени проявляется стремление к новаторству, оригинальности, обусловленное влиянием факторов как научно-технической, так и социально-культурной сторон прогресса. Вместе с тем, в некоторых технически простых объектах дизайна возможно обращение к тем или иным традициям формо- и стилеобразования (в том числе народного творчества), их переосмысление, переработка и воплощение в новых разработках. В отличие от народного декоративно-прикладного искусства, базирующегося на определенных художественно-ремесленных традициях, характерных приемах изготовления, декорирования и отделки вещей, создаваемых из соответствующих материалов, профессиональное прикладное искусство в значительной мере отошло от традиций народного стилеобразования. Оно более склонно к поискам нового, экспериментированию с разными формами, материалами, технологиями отделки, испытывая с одной стороны влияние дизайна, а с другой – изобразительных искусств, служа при этом самовыражению и самоутверждению авторов произведений. Это роднит профессиональное прикладное искусство с арт-дизайном, в объектах которого проявляются принципиальная «антимассовость», неповторимость и отражается эстетизм творческой личности. Взаимовлияние и взаимодействие разных видов предметного художественного творчества порождает многообразие направлений формо- и стилеобразования в этой области материально-художественной культуры, что в принципе должно способствовать расширению возможностей наиболее полного удовлетворения разнообразных эстетических потребностей, запросов и предпочтений людей в соответствии с их образом и стилем жизни.
Заключение Известно, что попытки выявить, осмыслить и определить сущность дизайна предпринимались относительно небольшим числом авторов теоретических концепций этой профессиональной деятельности фактически с первых десятилетий становления, развития и массового внедрения методов дизайна в промышленное производство, а также его статусного самоутверждения и самоорганизации в 40−60-е годы XX в. В зарубежной, а затем и отечественной литературе, посвященной осмыслению профессии дизайнера, отражалось многообразие мнений о сущности, принципах, закономерностях, цели, задачах, методах дизайна, его роли в общественной практике, взаимосвязях с техникой и искусством. Эти мнения в той или иной степени объективно или субъективно отражали разные стороны сущности дизайн-деятельности, но у многих авторов отсутствовал системный подход к проблеме и целостный взгляд на дизайн как сложное многоаспектное, развивающееся и диалектически противоречивое явление культуры XX в., формирующее предметную среду различных сфер жизнедеятельности людей и одновременно их ценностные ориентации, установки, идеалы (что обусловлено активным вл
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.190 (0.018 с.) |