Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Их обусловленность его функциямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как отмечалось в подразд. 3.1, при отсутствии социологического подхода к дизайн-деятельности, позволяющего исследовать цель, функции и задачи дизайна в обществе как целостное явление, обусловленное в своем развитии и социально-культурными, и социально-экономическими, и социально-психологическими факторами, перечень задач дизайна, выделяемых в качестве основополагающих, оказывается бессистемным, случайным, неполным. Здесь не идет речь о задачах, решаемых специалистами в разных областях, направлениях, специализациях дизайн-деятельности и ее основных видах (систематизируемых в типологии дизайна в зависимости от приоритета утилитарного или эстетического начала, а также деятельностного, процессуального или предметного уровня ориентации дизайн-проектирования), см. разд. 2. И тем более о конкретных задачах формо-, стуктуро- и смыслообразования, решаемых практиками-дизайнерами в процессе разработки самых различных объектов художественного конструирования, имеющих свою специфику и определяющих выбор методически наиболее целесообразных тактик решения поставленных задач (например, методов исследования проектных ситуаций – дивергенция, методов поиска идей – дивергенция и трансформация, методов оценки – конвергенция и т. д.) [7]. Основные социально значимые задачи (а точнее группы задач) дизайна определяются системой его социально значимых функций (см. подразд. 3.2.), которые в разном сочетании и во взаимосвязи осуществляются именно в процессе и результатах постановки и решения этих основных групп задач.
Они заключаются в следующем: 1. Преобразование предметной среды во всех сферах и областях жизнедеятельности людей с учетом всех сторон человеческого фактора. Адаптация (приспособление предметной среды и ее компонентов) к био-социальным возможностям и социально-культурным потребностям человека. Эта группа задач разделяется на две подгруппы: 1.1. Обеспечение удобства и безопасности пользования изделиями (наборами, ансамблями, комплектами) и требуемого уровня комфорта среды жизнедеятельности. 1.2. Обеспечение эстетического и художественного совершенства создаваемых объектов (в соответствии с общезначимыми эстетическими идеалами определенного этапа развития материально-художественной культуры). В решении дизайном первой группы задач реализуются преобразовательная, познавательная, коммуникативная, адаптационная и художественная функции дизайна. Производной от последней является гедонистическая функция дизайна. Ведущими в подгруппе 1.1 оказываются задачи преобразования и адаптации, сопутствующими – возможности познания потребителями объективных свойств изделий (и среды в целом) и содействия общению людей в процессе использования и восприятия вещей. Ведущей задачей подгруппы 1.2 выступает задача достижения эстетической выразительности и художественной образности объектов дизайна, сопутствующей – задача обеспечения возможности эстетического наслаждения, обусловленная радостью постижения красоты произведения дизайна. 2. Обеспечение в комплексных разработках промышленной продукции оптимальности структуры и состава ее номенклатуры и ассортимента, а также высокого уровня потребительских свойств изделий (в соответствии с научно обоснованными комплексами потребительских требований к изделиям определенных групп, видов и типов). Во второй группе задач реализуются определенные аспекты преобразовательной, адаптационной функций дизайна, а также функции социально-экономической эффективности дизайн-деятельности. Речь идет о проектно-типологическом, моделирующее-прогностическом подходе к решению задач оптимизации групповых и видовых ассортиментов промышленной продукции, ориентированном на достижение в данный период времени соответствия структуры и состава этих ассортиментов структуре и составу потребностей разных групп населения, с учетом их запросов, идеалов, предпочтений и различных ситуаций потребления (использования) вещей. А также о соответствии свойств изделий, как единиц ассортимента той или иной продукции, комплексам определенных потребительских требований (социальных, функциональных, эргономических, надежности, безопасности, экологических и эстетических). В решении этих задач акцентируется социальная направленность и системность дизайн-деятельности, способствующая одновременно удовлетворению потребностей членов общества, его макро- и микрогрупп, индивидов в соответствующих изделиях-товарах и удовлетворению интересов производителей этой продукции в успешном безубыточном, прибыльном сбыте выпущенных ими товаров. 3. Обеспечение социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий объектов дизайна при обязательном учете требований экологии. В этой третьей группе задач, взаимосвязанной со второй, рассмотренной выше группой, реализуются функции социально-экономической эффективности дизайна, а также экологической (защиты окружающей среды). Но, в отличие от второй группы, в третьей акцент в задачах дизайна делается на учете интересов субъектов производства и сбыта продукции, разумеется, при соблюдении требований общества в целом, заинтересованного в социальной обоснованности принятия решений производителями о выпуске той или иной продукции и ее высоком качестве (абсолютная свобода субъектов производства и торговли в рыночной экономике идет вразрез с интересами общества в целом, она должна ограничиваться системой соответствующих узаконенных норм, правил, обязанностей). Безусловно, здесь для общества важен непременный учет и экологических требований. Но без достижения экономически обусловленной эффективности, рентабельности, прибыльности производства и сбыта промышленных изделий, осваиваемых предприятиями по проектам дизайнеров, без удовлетворения этого условия дизайн вряд ли был бы востребован промышленностью и торговлей и не смог бы получить такого развития, какое получил в течение прошедшего века. 4. Обеспечение эффективности потребления (эксплуатации) изделий – объектов дизайна с учетом требований экологии. В четвертой группе задач дизайна, также взаимосвязанной со второй, реализуются функции социально-экономической эффективности, защиты окружающей среды и адаптационной в тех аспектах этих функций, которые проявляются уже не в сфере производства и сбыта изделий-товаров, а в сфере их использования, эксплуатации, потребления. Роль представителей интересов потребителей на производстве, которую взялись исполнять социально ориентированные, профессионально ответственные дизайнеры, требует от них максимума внимания к задачам этой группы. Иначе они остаются на позициях стайлинга (коммерческого дизайна), ориентированного на покупателя, но не потребителя. 5. Повышение общей и художественной культуры, воспитание эстетического вкуса людей, содействие (благодаря знаково-коммуникативной сущности произведений дизайна как носителей определенной системы ценностей культуры) формированию в обществе гуманистических ценностных ориентаций и отношений, способствующих духовному развитию личности. В этой последней из рассматриваемых, тесно взаимосвязанных групп социально значимых задач дизайна реализуются функции ценностно-ориентационная, общения (коммуникативная), воспитательная и опосредованно – художественная. Знаково-коммуникативная сущность и социальный символизм мира вещей – произведений дизайна позволяют выражать в их художественном образе культурный смысл вещей, связанный с определенной системой ценностей, идеалов, ориентирующих людей в том или ином образе жизни, обусловленном кругом их потребностей. От того, какие ценности современной культуры (учитывая ее конфликтность) предпочтет отражать в своем творчестве профессиональный дизайнер, от понимания им своей роли в формировании культуры и степени осознания меры социальной ответственности своей профессии за результаты этого процесса, во многом будет зависеть направленность реализации ценностно-ориентационной (аксиологической) и воспитательной функций дизайна во всем диапазоне решаемых задач. В заключение следует подчеркнуть, что как функции дизайна, тесно взаимосвязанные между собой, представляют систему различных аспектов его социально-культурной сущности, (характеризующей многогранную роль дизайна в формировании культуры человека и общества), так и рассмотренные группы основных социально значимых задач дизайна являются структурными элементами общей системы, позволяющей в процессе реального функционирования дизайна в обществе стремиться к достижению социально значимой цели этой профессиональной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.144 (0.008 с.) |