Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структуры и формы объектов дизайна

Поиск

 

Слово «композиция» происходит от латинского compositio – сочинение, составление, расположение, приведение в порядок.

 

Композиция в дизайне – методическая система гармонизации формы объекта разработки, позволяющая реализовать принцип органичности формирования объекта как системы взаимосвязанных элементов формы и содержания.

Гармония – основа прекрасного. Она означает стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическую взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе единого органичного целого.

Композицияэто средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта – изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды.

Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности – образного отражения в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна. А результатом процесса композиции является эстетическое совершенство объекта разработки – единство содержательности, выразительности и образности формы (гармония содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) при условии совершенства производственного изготовления изделия.

Главными категориями композиции, выражающими ее основные закономерности, являются объемно-пространственная структура, тектоника и колорит.

Объемно-пространственная структура – отражение в форме закономерностей строения объекта дизайна, присущих конструктивно-компоновочной схеме, обусловленной его рабочей функцией, характером использования в заданных условиях и принципом технического решения.

Тектоника – отражение в форме закономерностей работы конструкции и материалов, используемых для создания объекта дизайна.

Например, обеспечение прочности, устойчивости, равновесия, распределения и погашения усилий, возникающих при воздействии силы тяжести; при сопротивлении сжатию, растяжению, кручению, изгибу, удару, усилиям среза и т. п. Имеются в виду не сами по себе особенности конструкции и материалов, отражающие и воплощающие закономерности теоретической механики и сопротивления материалов, а выявление и подчеркивание средствами и приемами композиции этих особенностей конкретной конструкции, создающее зрительное впечатление тектоничности формы.

Колорит – закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) на основе принципов гармонии цветовых отношений и выбора схемы согласования цветов в соответствии с утилитарно-технической и социально-культурной сторонами сущности объекта, условиями и средой его функционирования и восприятия и эстетическим отношением к нему тех групп потребителей, на которых ориентирован объект дизайна.

Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам: архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная); живописи – живописно-плоскостная, скульптуре – объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая.

В зависимости от видов объектов дизайна в их композиционном формообразовании используются либо все 4 вида композиции вместе (например, в дизайне пространственной среды разных сфер жизнедеятельности людей); либо 2−3 вида вместе – объемно-пластическая, живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая (в большинстве трехмерных объектов дизайна – изделий производственного, общественного или бытового назначения); либо 1−2 вида вместе (в таких объектах дизайна, как текстиль, прикладная графика, визуальная рекламная информация на плоскости) – живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая.

Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются:

- единство целого и частей формы;

- соподчиненность элементов формы;

- уравновешенность элементов формы;

- соразмерность элементов формы.

Следование этим принципам в целях достижения впечатления организованности формы, зрительной целостности объекта дизайна обязательно для всех видов, составляющих его композицию и используемых в данном объекте: и пространственной, и объемно-пластической, и живописно-плоскостной, и линейно-графической в их взаимосвязи.

Гармонизация формы объекта дизайна достигается путем преобразования исходных физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины, зрительного впечатления массы, вида поверхностей, линий, точек, цвета, фактуры и текстуры) в соответствии с основными принципами композиции и ее закономерностями благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции, относящихся к ее основополагающим категориям [14], [26].

 

Основными средствами композиции являются пропорции, ритм, масштаб.

Основные приемы: симметрия−асимметрия, динамика−статика, контраст−тождество−нюанс.

В результате процесса композиции достигаются такие свойства формы объекта, как пропорциональность, ритмичность, масштабность, симметричность (асимметричность), динамичность (статичность), контрастность (нюансность).

Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым. Пропорции выступают в виде различных математических отношений, выражающих правильность геометрического строения формы в строгом соблюдении единой меры.

Арифметические (модульные) пропорции основаны на повторении единого заданного размера, получаемого в виде разности каждой пары членов (a–b) = (b–c) = (c–d) =…= m.

Геометрические пропорции основаны на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм (a: b = b: c =…= k). Разновидностью геометрической является гармоническая пропорция. Среднее гармоническое = 2/(1/a+1/b) = 2ab/(a+b).

Взаимосвязь этих средних пропорциональных величин (арифметической, геометрической, гармонической) в прямоугольном треугольнике с размерами гипотенузы – 2,618 и катета основания – 1, 618 определяет пропорцию «золотого сечения».

Это отношение a: b = b: (a-b) или 1: 0,618 = 0,618: 0,382. При этом сумма 0,618 + 0,382 = 1,0, а 0,6182 = 0,382. Ряд величин «золотого сечения» 0,146 – 0,236 – 0,382 – 0,618 – 1,00 – 1,618 и т. д., выраженный приближенно в целых числах 2 – 3 – 5 – 8 – 13 – 21 – 34 – 55 и т. д., известен под названием «ряд Фибоначчи» (итальянского математика XIII в.).

Ритм – закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание.

Метр – простейший вид ритма – чередование одинаковых элементов (а + а + а…). Ритм может быть простой и сложный, прямолинейный и криволинейный, прерывистый и непрерывный. Пропорции и ритм – средства достижения тектоничности формы и закономерной организованности объемно-пространственной структуры. Арифметические пропорции свойственны метрическим рядам, а геометрические – ритмическим.

Масштаб – мера соответствия предмета размерам человеческого тела или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении. Формула масштаба М = L / Lэт, где М – масштаб изделия, L – размеры типичных частей и элементов изделия, Lэт – часто встречающиеся размеры аналогичного изделия – эталона.

Важнейшая задача масштабности – достижение пропорционального строя предмета, комплекса, предметной среды и человека.

Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия. Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии − зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая. Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.

Динамика − статика – категории композиции, выражающие движение и покой. Тесно связаны с категорией симметрии-асимметрии, контраста и нюанса, пропорций и ритма. Равенство (тождество) или нюанс отношений по трем координатам создает впечатление статичности формы. Контраст в отношениях создает динамику – зрительное впечатление движения в направлении преобладающей величины. Реальные движение или покой объектов дизайна (обусловленные их функцией и конструкцией) могут совпадать или не совпадать с динамичностью или статичностью композиции. Например, динамичность шрифтовых композиций на статичных объектах используется как прием повышения их выразительности в информационно-рекламных целях.

Контраст − нюанс – категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо выраженными различиями. Тождество – отсутствие каких-либо отличий. Контраст – прием композиции, основанный на резко выраженном противопоставлении однородных свойств элементов целого (структуры, объема, конфигурации, тона, цвета, фактуры, текстуры, характера пластики, графического рисунка, величины, направленности, протяженности).

Для достижения гармонии необходимо соблюдать меру контраста (предельные контрастные отношения – это такое противопоставление, при котором еще сохраняется целостность композиции) и дополнять контраст нюансом. Нюанс – прием композиции, основанный на слабо выраженных различиях однородных свойств элементов целого. Сходство в нюансных отношениях выражено сильнее, чем различие. Нюанс смягчает контраст и, дополняя его, создает впечатление мягкости, легкости, приглушенности, позволяет достичь изящества, изысканности, элегантности объекта дизайна. Нюансировка в композиции – это завершение работы дизайнера над формой объекта, требующее художественного опыта, интуиции, развитого эстетического вкуса.

В процессе композиционного формообразования и гармонизации формы большинство средств и приемов композиции, закономерно взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных, используются дизайнером практически одновременно, хотя на разных этапах этого процесса для последовательного решения композиционных задач те или иные средства и приемы могут превалировать.

В процессе композиции и целостность, и содержательность формы достигаются на каждом этапе работы практически синхронно, далеко не всегда сознательно расчленяясь дизайнером на сложные взаимосвязанные составляющие. Однако при анализе композиции как самим автором разработки, так и другими субъектами профессионального эстетического анализа и оценки, целесообразен дифференцированный анализ содержательно-эстетических и формально-эстетических свойств композиции [14].

Композиционная целостность произведения дизайнера создает у субъекта эстетического отношения впечатление красоты гармонично организованной формы.

Эта составляющая эстетического совершенства объекта дизайна – одна из граней его красоты – проявляется в организованности объемно- пространственной структуры, тектонической организованности формы, гармоничности пластической композиции, гармоничности цветофактурной композиции, организованности элементов графической композиции.

Гармония формы и сущности изделия – это выраженность в форме как утилитарно-технической сущности изделия, так и его социально- культурной сущности.

Первая составляющая отражает красоту целесообразности формы, вторая – красоту ее образности. Обе они являются двумя другими гранями красоты произведения дизайна, дополняющими красоту гармонично организованной формы как содержательно-эстетические свойства композиции.

Здесь объемно-пространственная структура объекта, его тектоника, пластика, цвет, фактура, графические элементы композиции рассматриваются с позиций их обусловленности двумя взаимосвязанными сторонами сущности объекта разработки.

Красота целесообразности формы проявляется в ее функциональной выразительности, выявленности в форме способа и удобства пользования изделием, конструктивно-технологической выразительности, в характере выявления эстетически значимых свойств применяемых материалов, а также выявления в форме изделия его функционально-конструктивной связи с совместно используемыми изделиями.

Красота образности формы проявляется в характере отражения в образе изделия его культурного смысла для определенной группы потребителей и (или) ситуации потребления; выражении в форме изделия современных тенденций развития стиля и моды родственных видов (групп) изделий; стилевой согласованности изделия с функционально-предметной средой; стилевом единстве элементов формы изделия; стилевой согласованности с изделием его принадлежностей, товарной упаковки, рекламно-сопроводительной документации; стилевой общности изделия с аналогичной продукцией фирмы в определенный период ее выпуска [14].

Безусловно, не все из перечисленных выше содержательно-эстетических признаков композиции, рассматриваемой с позиции гармонии формы и двуединого содержания объекта разработки, одинаково значимы и применимы ко всем видам и типам промышленных изделий. Для одних применимы все признаки, для других – только большая их часть.

Это относится, например, к признаку выявления в форме изделия функционально-конструктивной связи с совместно используемыми изделиями (что имеет значение для изделий, блокируемых с другими, или c деталями, узлами, агрегатами, дополняющими целое); признаку стилевого единства изделия с предметной средой (есть изделия, для которых целесообразна нейтральность стилевого решения); признаку согласованности с изделием по стилевому характеру его товарной упаковки, принадлежностей (у некоторых изделий их может не быть); признаку единства фирменного стиля (не на всех предприятиях ставится задача создания фирменного стиля своей продукции) [14].

Но независимо от конкретной значимости и применимости для изделий разных видов и типов всех перечисленных выше содержательно-эстетических свойств гармонизированной формы объекта дизайн- проектирования, равно как и формально-эстетических, следует иметь представление о наиболее общей структуре этих свойств, поскольку в ней отражены эстетические закономерности гармонизации структуры и формы объектов дизайна средствами и приемами композиции. Проявление их в конкретных структурах и формах изделий разных групп, видов и типов, становящихся объектами дизайн-проектирования, чрезвычайно разнообразно, однако сущность этих закономерностей едина.

Анализируя результат композиции оцениваемого объекта по характеризующим его эстетическим свойствам, сгруппированным в соответствии с критериями эстетической оценки, используя при этом систематизированный набор эстетических мер (как реальных, так и идеальных), профессиональный дизайнер, так же как эксперт или критик-искусствовед, в своем аргументированном субъектном ценностном суждении определяет меру эстетической ценности конкретного объекта. Это определение в конечном итоге сводится к выявлению степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу. Совпадение реального с идеальным обусловливает восприятие вещи как красивой для субъекта эстетической оценки.

При этом следует учитывать, что реальная мера эстетической ценности, в отличие от идеальной меры, находится в постоянном развитии и преобразовании, отражая соответствующие изменения эстетических ценностей, запросов и предпочтений потребителей, воплощаемых в новых образцах изделий, создаваемых дизайнерами, с учетом тенденций изменения и развития этих ценностных установок и ориентаций в мире предметности материально-художественной культуры [14], [15].

 

 

Формирование художественной

Образности объектов дизайна

 

Анализ содержания понятия «композиционное формообразование в дизайне», в подразд. 5.1–5.3, раскрывающий сущность художественно-конструкторского формообразования, связи в системе его основных факторов, а также роль композиции как инструмента гармонизации структуры и формы объектов дизайна, логично завершить выявлением сущности понятия «художественный образ объектов дизайна», поскольку оно характеризует одну из главных целей композиции.

Это понятие неоднократно упоминалось в данной работе: и в связи с рассмотрением основного метода дизайна, и проектного образа, и эстетической ценности (во взаимосвязи с художественной ценностью), и функций дизайна (коммуникативной и художественной), и задач дизайна, обусловленных его преобразовательной, художественной и воспитательной функциями, и, наконец, при выявлении разных сторон красоты, характеризующих эстетическое совершенство как результат гармонизации объекта дизайна средствами и приемами композиции.

Систематическое использование этого понятия обусловлено тем, что идея художественного образа пронизывает и творческий метод, и процесс, и результат дизайн-проектирования, ориентированный на эстетическое восприятие дизайн-продукта. Однако только упоминания такого сложного интегративного понятия, как «художественный образ в дизайне», без выявления его содержания и закономерностей формирования, безусловно, недостаточно.

Необходимо раскрыть сущность этого понятия во взаимосвязи с понятиями «художественная ценность», «культурный смысл объектов дизайна», «знаковая функция вещи», «стиль в дизайне». А также показать, как формирование художественной образности объектов дизайна реализуется в процессах опредмечивания художественного замысла, предметного существования вещи и распредмечивания ее культурного смысла субъектами эстетического восприятия.

В дизайне тесно взаимосвязаны прекрасное и полезное, эстетическое и художественное, конкретно-материальное и знаково-образное начала. Эстетические ценности в творчестве дизайнера неразделимы с общекультурной и социальной проблематикой.

Ценности разного рода проявляются в единстве объективного и субъективного, в соотнесении вещи и потребности, в ситуациях, определяющих возникновение ценностного отношения. Ценность всегда опосредована объективными свойствами оцениваемого объекта. Но при этом она не может проявиться без субъекта с его потребностями, установками, целями, обусловливающими то или иное отношение к объекту ценностного отношения. Положительная или отрицательная значимость объекта, выражаемая в его ценности для субъекта, определяется не самими по себе свойствами объекта, а соотнесением этих свойств с интересами и потребностями индивида, микро- и макрогрупп общества в конкретных ситуациях и сферах жизнедеятельности людей.

Ценность выступает как предметная форма проявления социального отношения. Из этого следует исторически конкретный характер ценности и ее зависимость от основных групп факторов социального прогресса (научно-технических, социально-экономических и социально-культурных) в их взаимосвязи.

В мире ценностей эстетическая и художественная ценности представляют собой категории особого рода, связанные с формой существования объекта, отнесенной к определенному культурно значимому содержанию, рассматриваемому как содержательная форма. Такая форма всегда целостна, поскольку она основана на всей совокупности доступной информации об объекте.

В эту целостность опосредованно входят объективные свойства функционально-конструктивной структуры объекта, получающие художественно-образное осмысление и преломление в соответствии с конкретно-историческими потребностями и целями. При этом предмет воспринимается двояко: с одной стороны, в своей объективной материальной данности и утилитарно-технической сущности, а с другой – в своей знаково-коммуникативной сущности, как носитель духовного начала, как символ, знак определенного культурного смысла [8].

Эстетическая и художественная ценности близки друг к другу, взаимосвязаны, но не тождественны. Эти два родственных вида ценности различаются не только по широте распространения, но и по своему содержанию. Эстетической ценностью могут обладать самые разные вещи и сооружения, создаваемые людьми (при условии социально-культурно обусловленной необходимости человеческого общения), окружающая человека природа, разные ее объекты и явления, сам человек, его разнообразная деятельность, образ и стиль жизни. Все это сферы эстетических ценностей.

Сфера художественных ценностей ограничивается произведениями мира искусств, разных видов и жанров художественного творчества. Условием возникновения художественной ценности является создание и функционирование, бытие произведений искусств (пространственных, временных и пространственно-временных). Художественная ценность произведений искусства определяется, с одной стороны, способностью художника добиться глубины и яркости образного оригинального личностного отражения реальности в своем произведении, а с другой – его возможностью завязать общение с теми, на кого ориентированы его творения в целях духовного воздействия на чувства и мысли людей (как современников, так и их потомков).

Эстетическая активность личности направлена на весь безграничный мир чувственно воспринимаемых объектов − зримых, слышимых и представляемых воображением людей. Художественное сознание направлено только на произведения искусства как реальные носители эстетической ценности. Поскольку носителем эстетической ценности является содержательная форма объекта, постольку эстетической ценностью обладают и произведения искусства. Рассматриваемые в своей содержательной и формальной целостности, в единстве представляемых ими не только эстетических, но и иных ценностей бытия произведения искусства приобретают свойственную только им художественную ценность, которая характеризует всю полноту их значения для субъекта. Художественная ценность является результатом взаимодействия эстетических и внеэстетических ценностных смыслов произведений искусства [8].

Между красотой и образной выразительностью вещей − объектов дизайна − не может быть резкой границы: художественная информативность и ценность обязательно включают эстетическое как свой компонент и без него невозможны. Сами переходы от красоты и изящества к образной выразительности постепенны, плавны, «спектральны». Нередко люди с высоко развитым художественным, а не только эстетическим вкусом, выявляют художественную образность там, где другие ощущают лишь эстетические достоинства объекта.

Деятельность дизайнера (как и архитектора) может ограничиваться приданием утилитарному объекту лишь эстетической ценности, а может подниматься до решения более сложной задачи – формирования художественной образности и, следовательно, − художественной ценности.

Разумеется, далеко не всегда художественная ценность необходима в предметном окружении человека. В ряде случаев вещам и сооружениям бывает достаточно обладать определенной эстетической ценностью, чтобы эффективно осуществлять функции гармонизации среды. В других случаях необходимо, чтобы объекты дизайна (архитектуры) становились одновременно и носителями художественных значений в целях художественно-образного осмысления их культурной роли в разных ситуациях жизнедеятельности людей. Различие между этими ситуациями определяется теми задачами, которые ставятся дизайнерами в зависимости от утилитарно-технической сущности объектов, функционирующих и воспринимаемых в определенной пространственной среде.

Чем меньше возможности сосредоточенного эстетического восприятия и духовного осмысления объектов в процессе их использования, тем меньше и потребность в придании им художественной ценности, т. е. художественно-образного значения. При краткости, эпизодичности целенаправленного эстетического восприятия объекта достаточно его формально-эстетической гармонизации, реализуемой на основе принципов композиции, следование которым обеспечивает достижение красоты гармонично организованной структуры и формы.

Чем больше объект дизайнерского творчества рассчитан на его лицезрение и духовное осмысление, тем шире возможности в организации духовной атмосферы, соответствующей определенной жизненной ситуации и среде, что достигается приданием объекту художественно-образного значения, глубина и сила которого делают вещь (сооружение) носителем художественной ценности [8].

Многие виды и типы изделий бытового назначения (такие, как индивидуальные средства транспорта, мебель, светильники, посуда, часы, телефоны, аудио- и видеоаппаратура, книги, журналы, одежда, белье, головные уборы, обувь, текстильные изделия, игрушки, сувениры, украшения человека и жилища) могут и по отдельности обладать не только эстетической, но и художественной ценностью (равно как и многие объекты дизайна, имеющие не индивидуально-бытовое, а общественно-бытовое назначение). Гораздо бóльшие возможности достижения художественной образности представляют дизайнерам комплекты, ансамбли, предметно-средовые и предметно-процессуальные системы, предназначенные для функционирования и восприятия в разных сферах жизнедеятельности людей. Эмоциональное воздействие художественных образов подобных комплексных объектов дизайна (как и архитектуры) неизмеримо сильнее, чем отдельных объектов с их локальной художественной ценностью.

Как уже отмечалось в подразд. 1.4, выявление в художественной образности вещи ее утилитарно-технической сущности представляет собой осмысление внутренних связей, присущих самой вещи как объекту ценностного отношения. В то время как выражение ее социально-культурного смысла для субъекта является осмыслением совокупности духовно-ценностных свойств, отражающих внешние связи вещи в системе культуры.

Художественно-образное проектирование ориентировано на отражение именно культурного смысла вещи в проектном образе. В композиционном формообразовании объекта дизайна смыслообразование является одним из ключевых аспектов решения проектной задачи в целях достижения гармонии формы и двуединой сущности вещи.

«Главный смысл вещи – это ее роль, которую она призвана выполнять в целостном социально-культурном контексте жизнедеятельности. Моделирование главного смысла в проектном образе вещи – это и тема проектной разработки, и суть процесса смыслообразования. Дизайнер в своем воображении моделирует позицию и мир будущих потребителей проектируемого объекта. Создаваемый дизайнером художественный образ вещи – результат мысленного диалога дизайнера с потребителем будущей вещи.

Для решения задачи превращения проектируемой вещи в определенный смысловой тип дизайнер применяет ряд образных средств, таких как метафора, метонимия, символ, аллегория, омоним и синоним. Использование таких средств смыслообразования дает дизайнеру возможность выявить скрытые социально-культурные значения объекта проектирования» [19, с. 58].

В подразд. 2.2 цитируемой работы [19], посвященном художественно-образному проектированию, на конкретных примерах подробно рассмотрено использование различных средств смыслообразования в зависимости от способа поиска идеи проекта.

При соотнесении проектируемой вещи с культурным образцом на основе сходства главных смыслов могут быть в качестве образных средств использованы метафора (образец − вещь), символ (образец – форма жизнедеятельности), омоним (образец – художественная форма).

При соотнесении вещи с окружением в качестве образных средствмогут использоваться метонимия (предметное окружение), аллегория (ценностно-смысловое окружение), синоним (окружение выразительных форм).

С позиций семиотики творческий процесс завершается воплощением замысла в художественном тексте. Такой текст представляет собой систему знаков, в которых «закодирована» художественная информация. На основе заключенного в этой информации смысла формируются внезнаковые образования – художественные образы.

Разные виды искусств имеют свои языки и передают художественную информацию через свою систему знаков. Присущие видам и жанрам искусств, и их произведениям характерные для них знаковые системы обеспечивают возможность коммуникации, общения субъектов посредством и по поводу объектов – произведений художественного творчества (в том числе дизайна) [15].

Спецификой дизайна (как архитектуры), о чем упоминалось в подразд. 1.2, в отличие от произведений изобразительных искусств, а также литературы, театра, кино, изображающих окружающий мир с позиций творческих взглядов их авторов, является не изображение, а выражение сущности проектируемой вещи, ее назначения, культурного смысла для определенных групп потребителей с учетом их ценностных идеалов, запросов, предпочтений.

Композиционное формообразование, ориентированное на достижение эстетического совершенства проектируемого объекта, базирующегося на художественной выразительности гармонично организованной формы, подразумевает формирование стилевой характерности произведения дизайна. Стиль вещи проявляется в закономерном единстве, определенности и согласованности характера элементов формы и демонстрирует либо сходство ее облика с родственными вещами, аналогами, прототипами, либо отличие от них, как и от вещей другого рода, стилеобразование которых базируется на иных художественных закономерностях [17].

«Стиль в дизайне (как одной из форм культуры) – закономерное единство всех элементов формы изделия (набора, комплекса, системы, ансамбля, среды), воплощаемое в определенной системе устойчивых характерных признаков, обеспечиваемых общностью применяемых композиционных приемов, формирующих художественный образ произведения дизайна» [17, с. 10].

Стиль – эстетический эталон организованности того или иного характера. Процесс стилеобразования в дизайне – это стремление к современной предметной форме воплощения идеала в определенном характерном художественном образе вещи [14].

Художественный образ реализуется в стиле произведения дизайна, воплощается в стилевых признаках его формы, отражающей, с одной стороны, особенности его утилитарно-технической, а с другой – социально-культурной составляющей сущности.

Формирование художественной образности объектов дизайна осуществляется в процессах опредмечивания художественной идеи, замысла, предметного существования этих объектов, а затем распредмечивания, выявления культурного смысла художественной информации, содержащейся в воплощенном художественном образе произведения дизайна.

Смысл, значение художественного образа, составляющего основу дизайн-концепции, первоначально опредмечивается в проекте вещи посредством профессионально отобранных и творчески примененных средств и приемов композиции. Предметной формой существования результата дизайн-проектирования является, как известно, проект будущего изделия, который может включать как двухмерные цветные демонстрационные изображения объекта и чертежную документацию, так и объемные макеты, модели, авторские образцы. Его распредмечивание происходит в процессе анализа и оценки проекта самим автором (самооценка), профессионалами-коллегами, представителями заказчика проекта или членами жюри конкурсной комиссии (если проект выполнялся на конкурсной основе), а также жюри выставочного комитета и публикой, если проект экспонировался на выставке.

Вторично процессы опредмечивания воплощенного в проектных материалах художественного образа будущей вещи осуществляются при внедрении дизайн-проекта в производство, на всех стадиях материализации в реальных образцах произведения дизайнерского творчества.

Предметной формой существования результата внедрения дизайн-проекта являются сначала опытные образцы изделий, затем образцы опытной партии и, наконец, серийная продукция. А процессы распредмечивания художественной образности материализованного в реальных вещах дизайн-продукта происходят при эстетическом восприятии внедренных в производство изделий в разных ситуациях: на самом производстве; в различных формах презентации, демонстрации изделий (на выставках, ярмарках, конкурсах, салонах и т.п.); в сфере торговли; и, наконец, в сфере потребления – как самими потребителями дизайн-продукта, так и другими субъектами эстетического отношения.

И чем больше будет соответствовать воплощенный художественный образ произведения дизайна формирующимся общезначимым, групповым и индивидуальным эстетическим ценностным идеалам, установкам, предпочтениям, тем более успешным можно считать результат социально-культурного воздействия художественной образности дизайн-продукта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.012 с.)