Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и закономерности дизайнаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
4.1. Сущность и определения основных принципов дизайна Дизайнерская деятельность опирается на определенные принципы и связанные с ними закономерности. Осуществление в результате дизайн-проектирования идеи создания гармоничного объекта, в целостной структуре и форме которого воплощаются все общественно необходимые свойства проектируемого изделия (комплекта, комплекса, ансамбля, предметной среды) как с позиций производства, так и с позиций потребления вещи, обусловливает необходимость объединения в процессе художественно-образного моделирования объекта дизайна научных принципов с принципами художественными, а также разработки и применения специфической методики дизайна, отличающейся от других методов проектирования. В теории дизайна выделяют пять основных взаимосвязанных принципов этой проектно-творческой деятельности, ориентированной на промышленное производство. Это принципы системности, научной обоснованности, коллегиальности, методической обусловленности и гуманистической направленности [12].
1. Принцип системности предполагает учет при проектировании изделий – объектов дизайна их связей с другими изделиями, со средой функционирования и восприятия этого объекта человеком - потребителем (или группой людей). Объект в соответствии с этим принципом рассматривается как компонент предметно-пространственной системы в тесной взаимосвязи с использующим и воспринимающим его человеком (группой людей). В отличие от инженерного подхода, рассматривающего объект как чисто техническую систему, замкнутую в себе, дизайн осмысливает, анализирует и синтезирует свои объекты в системе «человек – предмет – среда». Сам конкретный объект структуро-, формо- и смыслообразования также рассматривается в соответствии с принципом системности как система, организуемая на основе учета взаимосвязанных факторов формообразования, обеспечивающих гармонию формы и сущности разрабатываемого объекта, гармонию организации самой формы, в соответствии с принципами и закономерностями композиции в дизайне, а также гармонию связей и отношений объекта дизайна как микросистемы с другими компонентами предметно-процессуальной и предметно-пространственной систем, представляющих собой макросистему «человек (люди) – предметно-пространственная среда», в свою очередь входящей как компонент в метасистему соответствующей сферы материальной культуры. 2. Принцип научной обоснованности заключается в необходимости следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам теории дизайна, учитывать положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии. Дизайнер, в отличие от художника, не может опираться в своем творчестве лишь на художественный вкус, талант, мастерство и интуицию (хотя они ему, бесспорно, необходимы). Будучи включенным в общий процесс проектирования объектов промышленного производства, дизайнерское творчество обусловлено системой сложно взаимосвязанных факторов, отражающих требования производства и потребления изделий, выражающих утилитарно-техническую и духовно-ценностную стороны сущности создаваемых вещей (их наборов, комплектов, систем) и среды в целом. Поэтому дизайнерские разработки должны быть научно обоснованными. В дизайне сливаются, органично дополняя друг друга, эмоциональная и рациональная стороны творчества, причем преобладание одной над другой зависит как от творческой проектной задачи, так и культурной сущности изделий разных групп, видов и типов, являющихся объектами дизайн-проектирования. 3. Принцип коллегиальности подразумевает участие в проектировании объектов (в зависимости от специфики объекта и степени его сложности, постоянно или периодически) специалистов различного профиля и количества: дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, товароведов, маркетологов и т. п. Дизайнер призван выступать в роли координатора деятельности коллектива разработчиков проекта и консультантов, так как именно благодаря дизайнеру достигается целостный и всесторонний подход к объекту разработки. Чем технически проще объект дизайнерского творчества и чем меньше масштаб проектной задачи, тем менее проявляется принцип коллегиальности. Опытному дизайнеру, работающему над единичным («штучным») объектом, контакты с другими специалистами требуются нечасто, тем более при наличии соответствующей справочной литературы и собственного багажа знаний, умения, навыков, требуемых для решения знакомых ему задач. Но при разработке технически и структурно сложных многокомпонентных объектов, основанных на методике дизайн-программирования, инновациях, предполагающих проведение многоаспектных предпроектных исследований и участие большого круга разных специалистов, принцип коллегиальности реализуется обязательно. При этом подразумевается и участие определенного коллектива дизайнеров, внутри которого возможна и целесообразна специализация по различным аспектам решаемой проблемы и компонентам сложного объекта. Принцип коллективного творчества подразумевает разработку, апробацию и применение различных методических средств, позволяющих в каждом конкретном случае наиболее эффективно решать проектную проблему. 4. Принцип методической обусловленности заключается в обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайн-проектирования, результаты которого воплощаются в соответствующей художественно-конструкторской документации (с учетом специфики объектов разработки и конкретизации общей методики дизайна) [19], [20]. Общая методика художественного конструирования («индастриал дизайна») раскрывает основополагающие принципы, методы и средства решения задач дизайна, конкретизируемые в отношении к различным группам, видам и типам его объектов. Методика дизайна включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объектов и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое обусловлено, в свою очередь, ведущей методической концепцией. Цель методики дизайна – упорядочить и систематизировать конкретную проектную деятельность с позиции общей концепции дизайна. Она задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционального процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует конкретные средства и приемы проектирования в их взаимосвязи с характером и типами проектных задач [23]. 5. Принцип гуманистической направленности подразумевает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» (технической структуры и формы) в «антропоформу» объекта проектирования. Антропоцентризм дизайна базируется на принципах и идеалах гуманизма (противостоящего идеологии технократизма, практицизма и индивидуализма) как главных и всеобщих критериях оценки всех структурных элементов культуры в ее развитии, и прежде всего человека как творца культуры и ее творения [15]. Принципы дизайна определяют сущность проектирования в целом: 1-й принцип обеспечивает единство и целостность объектов дизайн-проектирования; 2-й принцип – высокое качество решения проектных задач в их взаимосвязи; 3-й принцип – организованность и продуктивность творчества; 4-й принцип – совершенство сущности и процесса работы на основе единых методологических установок; 5-й принцип – полноту учета и удовлетворение разнообразных потребностей общества (его макро- и микрогрупп, и индивидов) в соответствии с мерами материально-художественной культуры в ее развитии и мерой человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.007 с.) |