Кафедра графического дизайна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра графического дизайна



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Факультет Изобразительного искусства и Народных ремесел

Кафедра графического дизайна

 

 

Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ

Протокол «___»___________2012 г. №

Председатель _________________

Клычников В.М.

Рабочая программа дисциплины

«Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне»

Направление подготовки

Дизайн

Профиль подготовки

«Графический дизайн».

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр графического дизайна

Форма обучения: очная и очно-заочная

 

 

Согласовано:

Учебно-методическое управление

ГОУ ВПО МГОУ

«____» ____________2012 г.

Начальник УМУ _____________

Голышев В.Г.

Рекомендовано кафедрой

Графического дизайна

Протокол № 4,

от 14 декабря 2012 года

Заведующий кафедрой

________________

/Р.Ч. Барциц/

Москва

2013 г.

Автор-составитель:

Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой графического дизайна Факультета Изобразительного искусства и Народных ремесел

 

 

Рабочая программа дисциплины «Основы теории и методологии проектирования в дизайне» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в профессиональный цикл базовой части и является обязательной для изучения

Рецензенты:

Ломов С.П. доктор педагогических наук, профессор, академик РАО и РАХ, заведующий кафедрой живописи факультета Изобразительного искусства и Народных ремесел МГОУ.

Чистов П.Д. кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рисунка факультета Изобразительного искусства и Народных ремесел МГОУ.

 

Декан факультета Изобразительного искусства

и Народных ремесел МГОУ, доктор

филологических наук, профессор Кузьменко Е. Л.

 


Согласовано с учебно-методической

комиссией Факультета ИЗО и НР

Председатель УМКом

Доктор педагогических наук, профессор,

академик РАО и РАХ Ломов С.П.

 



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины …………………………. ………….3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ………………….....5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в

результате освоения дисциплины ……………………………....6

4. Структура и содержание дисциплины…………………………..9

5. Образовательные технологии …………………………………..18

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………18

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение

9. дисциплины ………………………………………………………..24

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………………………………….25

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне» являютсяважным фактором формирования представлений о историческом развитии проектного мышления и проектной культуры, формирование представлений об исторических направлениях и стилях искусство графического дизайна, которая предполагает собой создания осознанного субъективного художественно-графического образа в графическом дизайне.

 

Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами и категориями графического дизайна, приемами смыслообразования в графике различных школ и периодов, как современной комплексной науки о проектирование предметной среды и художественно-графическое оформление среды обитания с позиций эстетической и технической составляющих. Формирование мировоззрения дизайнера на основе эволюции графических техник и материалов, знания особенностей методов предпроектного анализа, проектных исследований, методики и средств дизайн – проектирования, используя современный опыт и творческое наследие прошлого.

 

Целью изучения дисциплины является: изучение достижений графического дизайна и рекламы, ознакомление студентов с историей и развитей проектного мышления в обществе, с основами теории и методологии дизайн проектирования, как современной комплексной фундаментальной науки. Ознакомление с изменениями произошедших в обществе, в отношении значения и роли дизайна, развитием визуализации форм и предметов в графическом дизайне и рекламы, с учетом особенностей проектирования в дизайне. Воспитание навыков проектной культуры, изучение в историческом контексте, но и практическое освоение изучаемых объектов, получение системы профессиональных знаний воспитание активной творческой личности. Теоретическое изучение и осмысление задач и методов визуализации, обобщения и обработки изображений, особенности стилизации графических объектов композиции, формирование графического образа как результат изучение типологии объектов графического дизайна, формирование проектного мышления на основе решения специфических проектных задач.

 

Задачами дисциплины являются: изучение основных свойств и законов, теоретических концепции зарубежного и отечественного дизайна. Освоение методологических подходов дизайн - проектирования, особенности создания графического образа, объектов визуальной среды. Теоретическое освоение системной модели деятельности проектировании в графическом дизайне, формы и методы создания системы формирования проектного мышления у студентов. Изучение особенностей формирования представление о принципах создания и функционирования объектов графического дизайна, основ взаимодействии человека с графическими образами, изучение вопросов овладения методами системного анализа, синтеза и гармонизации графических проектных решений. Глубокое понимание профессиональных, учебно-творческих задач графического дизайна и умение их решать художественно-графическими проектными средствами. Формирование представлений об исторических направлениях и стилях искусство графики, ознакомление со средствами графики, специальной терминологией, изучение достижений в графическом изображении в традиционном доиндустриальном обществе. Выявление связей и обозначение специфических отличий в таких жанрах, как книжная графика, плакатная графика, коммерческая реклама, графический знак и.т.п.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

Учебная дисциплина «Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне». Шифр дисциплины в соответствии с учебным планом Б.3., Профессиональный цикл, 3.2 Вариативной части. ОК-1; ОК-6; ОК-8; ПК-1; ПК- 2;

 

Дисциплины, которые должны изучаться параллельно

с «Основами теории и методологии проектирования в графическом дизайне». - «История дизайна, науки и техники»;

- «Основы производственного мастерства»;

- «Проектная графика»;

- «Формальная композиция»;

- «Теория и методика обучения дизайну»

- «Цветоведения и колористика».

 

Дисциплины, для которых освоение «Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне» необходимо как предшествующее:

- «История искусств»;

- «Пропедевтика»;

- «Академический рисунок»;

- «Академическая живопись»;

- «Проектирование»;

Дисциплина «Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне» используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации.

В процессе обучения учебной дисциплине «Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне» дается понятие о графических и средовых объектах и систем, процессах и методиках графического проектирования. Осуществляется учет комплекса функциональных условий и эргономических требований. Рассматривается влияние графического материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования. Рассматриваются этапы предпроектного анализа, осуществляется выработка дизайн - концепции, анализируется приемы стимулирования творческих решений. Студентам дается понятие о проектном анализе, инструментах и формах эстетического контроля художественно-графических дизайнерских решений, средств преобразования и корректировки графического образа.

 

Общепрофессиональные компетенции:

- Владеетнавыками целеполагания в области графического дизайна, методами анализа, синтеза и гармонизации проектных решений;

- Разрабатывает художественную и проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи в области графического дизайна;

- Возможными приемами визуализации и гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, художественно-графических композиционных решений (ПК-3)

- Владеет академическим рисунком, основами пластической анатомией, навыками использования набросков, рисунков, краткосрочных рисунков с целью разработки и составления эскиза композиции;

- Владеет навыками стилизации и переработки графических образов, в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники и технологии исполнения конкретного рисунка, эскиза;

- Навыками линейно - конструктивного построения и основам академической живописи; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми художественно-графическими композициями. (ПК-2).

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины студент формирует и демонстрирует и должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК); Владеет культурой мышле­ния, способен к обобщению, анализу, восприятию инфор­мации, постановке целей и выбору путей достижения (ОК-1):

· Умеет логически верно, теоретически обоснованно, практически ар­гументировано, ясно, на основе конкретных предложений стро­ить устную и письменную речь (ОК-2).

· Способен к осмыслению возникающих проблем, саморазвитию и поиску новых форм и методов решения творческих и иных задач, повышения своей квалификации и мастерства (ОК-9).

· Осознает социальную значимость будущей профессии в современном мире, обладает высоким творческим потенциалом, мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

· Способен осознать предмет и объект деятельности в области графического дизайна, методы и средства решения творческих задач при проектировании объектов визуальной среды.

· Умеетприменять полученные знания в практической, педагогической научно-исследовательской деятельности

 

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

знать:

- теоретические основы проектирования в графическом дизайне;

- принципы осуществления проектного анализа в дизайне;

-важнейших представителей графического дизайна и рекламы в индустриальном обществе и наиболее известные их произведения;

-особенности создания графических образов, различных типов объектов графического дизайна и рекламы;

-стилистические особенности графических изображений и их назначение в различные исторические эпохи и в разных странах;

- технологию полиграфии и художественно-техническое редактирование

типологию композиционных средств и их взаимодействие;

- виды печатной рекламы и условия их развития в каждой исторической эпохе;

- концепция создания графических знаков в конкретных проектных ситуациях;

- виды печатной рекламы и условия их развития в каждой исторической эпохе;

- концепция создания графических знаков в конкретных проектных ситуациях;

- основы композиции в графическом дизайне;

- цвет и цветовую гармонию, генезис и семантику орнамента;

- основы проектной графики, способы трансформации поверхностей;

- основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне;

- принципы безопасности жизнедеятельности и применять их в работе;

уметь:

- выявлять принципы включения дизайнерских технологии в процесс проектирования графических объектов, сознательно и грамотно пользоваться этими принципами в работе;

- использовать полученные теоретические знания для создания художественного объекта графического дизайна с заданным национальным или историческим колоритом;

- ориентироваться в художественных приемах, уметь на практике пользоваться графическим языком изображения;

- решать основные типы проектных задач, проектировать – дизайн промышленных изделий (предмет, серия, комплекс и т.д.);

- разрабатывать лекала и вести типовое проектирование графической продукции и средства визуальной коммуникации;

- проектировать конструировать графические образы в производственной и общественной среде городского пространства;

- применять полученные профессиональные компетенции для грамотной организации и осуществления процесса создания произведения графического дизайна;

- иметь профессиональное представление об основных видах художественной, книжной и печатной графики;

- профессионально ориентироваться в вопросах истории и теории графики, в таких областях, как искусство книги, графический дизайн торговой упаковки, рекламный плакат, и станковых формах графики;

- ориентироваться в визуальном видеоматериале, репродукции слайд-шоу прослушанного курса.

 

владеть:

- знаниями об основных этапах развития мировой науки и техники в области дизайна;

- теоретическими знаниями концепции развития западного и отечественного дизайна, иметь суждения о нём;

- практическими основами выполнения графической проектной графики;

- приемами решения поставленной творческой задачи, по поиску художественно графического образа средствами дизайнерской проектной деятельности;

- компьютерными технологиями, программным обеспечением дизайн проектирования;

- векторной и растровой графикой, трехмерным компьютерным моделированием;

- приемами объемного и графического моделирования формы объекта и соответствующей организации проектного материала для передачи творческого художественного замысла;

- художественно-техническим редактированием;

- владеть законами цветоведения и колористки, приемами выполнения проекта в материале.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основной список:

1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие.- 2 изд.- М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 224с.;

2. Мировая художественная культура: Учеб. пособ. /под ред. Б.А. Эренгросса. – М.: Высш.шк., 2001. – 767с.;

3. Ученова В. История отечественной рекламы.1917-1990 – М.: Академический проект, 2004. – 288.с.;

4. Ученова В., Старых Н. История рекламы. – СПб: Питер, 2002. – 304 с.

Дополнительный список:

1. Аренс У.Ф., Бове К.Л. Современная реклама. – Тольятти: «Изд. Дом Довгань», 1995. – 704 с.;

2. Бесчастной Н.П. Черно-белая графика. – М.: Владос, 2005. – 271с.:ил.;

3. Голынец Г.В., Голынец С.В. И.Я. Билибин. – М., 1972г.;

4. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. – М., 1975 г.;

5. Иттен И. Искусство формы. – М.: Изд. Д. Аронов, 2006. –136с.;ил.

6. Клее П. Педагогические эскизы. – М.:Изд. Д. Аронов, 2005. – 71с.; ил.

7. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М., 1981г.;

8. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. – М., 1978г.;

9. Кристеллер П. История европейской гравюры. – М., 1939 г.;

10. Михайлов С. История дизайна. Изд. в 2 т. – М.,2002 г.;

11. Проблемы дизайна /Под ред. В.Л. Глазычева. – М.: Союз дизайнеров России, 2003. – 256с.: ил.;

12. Птахова И.И. Простая красота буквы. Спб.: ЛИГ, 2004. – 328с.;

13. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие.- СПб.: Азбука-классика, 2002. – 320 с.;

14. Сидоров А.А. Русская графика начала Xx века. М., 1969 г.;

15. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства// В кн.: искусство книги. – М.1961 г.;.

16. Художник, вещь, мода: Сб. статей/Сост. Бодрова М.Л., Лаврентьев А.Н. – М.: Советский художник, 1988. – 368 с.;

17. Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. – СПб.:БХВ-Петербург, 2002. – 432 с.

 

Образовательные технологии

В процессе изучения учебной дисциплины «Основы теории и методологии проектирования в графическом дизайне» используются традиционные и интерактивные образовательные технологии: лекции (лекция-визуализация, проблемная лекция); семинарские занятия (семинар-дискуссия, семинар в форме круглого стола), проектная деятельность с использованием мультимедиа. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с ведущими художниками-графиками, художниками-дизайнерами, встречи с представителями российских и зарубежных вузов, специалистов в области графического дизайна, с преподавателями художественных факультетов, дизайн - студии, полиграфических компаний, государственных и общественных организации, мастер-классы экспертов и специалистов.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯУСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПОИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы рефератов:

Список примерных тем рефератов, докладов к семинарам.

 

1 вариант

1. Жанры античной уличной рекламы.

2. Знак в античности и в раннехристианское время.

3. Графика античности.

4. Структура и символика рукописной средневековой книги.

5. Изобразительная реклама позднего Средневековья.

6. Роль фольклора в книжной и рекламной графике Средних веков.

7. Рождение печатных афиш Средневековья.

8. Книгопечатание: революция в книжном искусстве.

9. Тиражная графика и рекламы Средневековья.

10. Развитие европейской гравюры в 14-18 веков.

11. Рождение европейского плаката.

12. Рекламные традиции в европейских странах 19 века.

13. Социальная и политическая сатира во французской графике 19 века.

14. Франция: родина графической рекламы второй половины 19 века.

15.Америка-зарождение новых рекламных жанров.

16. Стиль модерн в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

17. «Коммерческий стиль» в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

18. Социальная реклама рубежа 19-20 веков.

19. «Русский стиль» в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

20. Стили графического дизайна первой половины 20 века.

21. Графика русского авангарда.

22. Графические идеи русского конструктивизма.

23. Футуризм в графическом дизайне.

24. Развитие русского киноплаката.

25. Политический плакат первой трети 20 века.

26. Школы графического дизайна второй половины 20 века.

27. Базельская школа графического дизайна.

28. Французский графический дизайн 60-70 годов.

29. Английский графический дизайн второй половины 20 века.

30. Японский графический дизайн 20 века.

31. История граффити.

32. Американский графический дизайн 20 века.

33. Современные жанры графического дизайна.

34. Конструктивизм в полиграфическом дизайне.

35. Агитационно-массовое искусство.

 

Список примерных тем рефератов, докладов к семинарам.

2-ой вариант

1. Модерн. Творчество Ф. Шехтеля, Л. Тиффани, Рене Лалика, Гектора Гимара, Л. Бакста, А. Гауди (на выбор).

2. Конструктивизм В. Татлина.

3. Инженер В. Шухов.

4.Творчество А. Родченко и В. Степановой

5. Агитационное искусство Советской России.

6. Функционализм. Яркие представители. Творчество. (на выбор).

7. Ч. Макинтош. Творчество.

8. История кино, фотографии. Новаторские приемы.

9. Творчество Ле Корбюзье.

10. История автомобилестроения.

11.Сравнительная характеристика изобразительного искусства и дизайна Германии и России накануне Второй Мировой войны.

12. Феномен французской культуры Арт – Деко.

13. История советского автомобильного дизайна (на примере одного из заводов ЗИЛ, АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ).

14.Советские интерьеры 60 –х.

15. Традиции русского народного костюма в дизайне одежды советского периода.

16. Творчество итальянских дизайнеров Соттсаса, Занузо, Беллини.

17. Финский дизайн. (Традиции и современность). Творчество Аалто Алвара.

18. Структура дизайнерской фирмы. (Эргономика, менеджмент, и маркетинг, как основные части современной работы дизайнера).

19. Дизайн и экология. (Современный ландшафтный дизайн. Роль природного компонента в жизни современного общества).

20. «Хай – Тек» в архитектуре и дизайне. Авангардные технологии будущего.

21. Дизайн и мода. (Изменчивость моды. Перспективные направления. Характеристика деятельности современного кутюрье.

22. Популярный – дизайн 60-х. (Творческие источники. Принципы и закономерности формообразования. Каноны).

23. Минимализм в современном графическом дизайне.

24. Постмодернизм в современном графическом дизайне.

 

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

1. Дизайн, как вид проектно – художественной деятельности.

2. Виды современной дизайнерской деятельности.

3. Методы работы дизайнера.

4. Эргономика как основа проектирования в дизайне.

5. Функциональный маркетинг в дизайне.

6. Понятие мода и художественный стиль в дизайне.

7. Ремесленное производство. Предпосылки создания машинной техники.

8. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX века.

9. Первые всемирные промышленные выставки.

10. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX века.

11. Первые теории дизайна. (Практическая теория Земпера, идеи Джона Рёскина, Уильям Моррис и движение «Искусства и ремесла».

12. Российские промышленные выставки XIX века. Инженер В. Шухов.

13. Стилевые направления конца XIX века – начало XX века.

14. Архитектурно – художественное творчество в Советской России.

15. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

16. Первые школы дизайна. Баухауз 1919 – 1933 гг. Основатели. Педагоги. Новые педагогические принципы.

17. Первые школы дизайна. ВХУТЕМАС. Подготовка художников – инженеров (1920 – 1930) гг.

18. Тории функционализма. Авторы. Основные труды.

19. Стилевые направления в дизайне в предвоенную эпоху (20 – е, 30 –е гг. XX в.).

20. Концепции дизайна как специфической художественной профессии. Герберт Рид, Джованни Понти, Макс Билл.

21. Дизайн Третьего Рейха.

22. Предвоенный дизайн в СССР.

23. Концепции коммерческого дизайна Уолтера Тига, Реймонда Лоуи.

24. Стилевые направления послевоенного дизайна. (Немецкий, итальянский, скандинавский и американсий дизайн. Дизайн в СССР).

25. Дизайн –утопии 60 – х годов XX века.

26. Макс Билл и его книга «Форма. Подведение баланса развития формы».

27. Дизайн 70 – х, 80 – х гг. XX века. Стилевые направления.

28. ВНИИТЭ. Идея «дизайн – проектирования».

29. Постмодерн. Группа «Мемфис».

30. Модернистские направления 90 – х годов XX века: минимализм, пуризм, хай – тек.

31. Ландшафтный дизайн и экологические проблемы. Приоритеты природного компонента.

32. Дизайн – технологии будущего. Нанотехнологии. Умные вещи.

33. Мода будущего. Перспективные концепции и направления.

34. Особенности развития отечественного проектирования, организационные формы, системы подготовки дизайнеров, региональные отрасли промышленности.

35. Цели, задачи и средства рекламной деятельности.

36. Рекламная графика в России.

37. Фирменный стиль.

38. Дизайн средовых объектов и систем, процесс и методика средового проектирования.

39. Предпроектный анализ, формы проектного анализа в проектировании средовых объектов.

40. Выработка дизайн – концепции.

41. Приемы стимулирования творческих решений.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной

работы студентов.

2. Знак в античности и в раннехристианское время.

3. Графика античности.

4. Структура и символика рукописной средневековой книги.

5. Изобразительная реклама позднего Средневековья.

6. Роль фольклора в книжной и рекламной графике Средних веков.

7. Рождение печатных афиш Средневековья.

8. Книгопечатание: революция в книжном искусстве.

9.Тиражная графика и реклама Средневековья.

10. Развитие европейской гравюры в 14-18 в.в.

11. Рождение европейского плаката.

12. Рекламные традиции в европейских странах 19 века.

13. Социальная и политическая сатира во французской графике Х1Х века.

14. Франция: родина графической рекламы второй половины 19 века.

15. Америка – зарождение новых рекламных жанров.

16. Стиль модерн в графическом дизайне рубежа Х1Х – ХХ веков.

17. «Коммерческий стиль» в графическом дизайне рубежа Х1Х-ХХ веков.

18. Социальная реклама рубежа Х1Х-ХХ веков.

19. «Русский стиль» в графическом дизайне рубежа Х1Х-ХХвеков.

20.Стили графического дизайна первой трети ХХ века.

21. Графика русского авангарда.

22. Графические идеи русского конструктивизма.

23. Футуризм в графическом дизайне.

24. развитие русского киноплаката.

25. Политический плакат первой трети ХХвека.

26. Школа графического дизайна второй половины ХХ века.

27. Базельская школа графического дизайна.

28. Французский графический дизайн 60-70 годов.

29. Английский графический дизайн второй половины ХХ века.

30. Японский графический дизайн ХХ века.

31. История граффити.

32. Американский графический дизайн ХХ века.

33. Современные жанры графического дизайна.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1) Взаимовлияние предметно – визуальной среды и образа жизни.

2) Последовательность развития стилей в середине XIX начале XX века.

3) Россия в международных промышленных выставках.

4) Отечественные школы дизайна.

5) Супрематизм Малевича. Ученики и последователи.

6) Современный дизайн: особенности и проблемы.

7) Дизайн – технологии будущего.

8) Дизайн и экология.

9) Финский дизайн.

10) Немецкий дизайн.

11) Итальянский дизайн.

 

Экзаменационные вопросы.

1.Различия задач Проектирования, Исследования и Конструирования в дизайне.

2.Проектные иллюстрации из различных практик и областей деятельности.

3.Инженерное, архитектурное, организационное проектирование: цели и средства.

4. Дизайн как культурно-историческое предприятие.

5. Методические, предметные и специальные знания о Проектировании.

6. Общее представление о Сфере дизайна.

7. Организация и управление Проектированием.

8. Автономное и Сферное существование Дизайна. Методологическая точка зрения

9. Методологическая точка зрения на Проектирование. Верстак Проектирования

10. Сфера дизайн-проектирования как Теоретический объект и Методологическая рамка.

11.Функции Проекта в управлении и организации деятельности"Машины" проектирования.

12. Сфера дизайн-проектирования как Практика: дизайнерские Мышление, Деятельность, Работы.

13. Проектирование как Механизм развития.

14. Принцип и понятие Проектирования.

15. Изобразительные и выразительные средства Дизайна и Дизайн-проектирования.

16. Знакотехнические средства проектирования.

17. Дизайн и Проектная культура.

18. Средства Дизайнерского мышления, деятельности и работы.

19. Управляемые процессы в Сфере дизайн-проектирования.

20. Знак, знаковая Форма и знаковый Материал.

21. Институциональные формы Проектирования в дизайне.

22. Рабочие понятия Проектирования.

23. Социальное выражение Проектирования в дизайне.

24. Дизайнерское мышление как конструирование Знаковых форм

25. Пространство проектирования: должное, возможное, существующее.

26. Рамки сферы дизайн-проектирования: методология, управление, проектирование, рынок.

27. Проектирование с управлением и Проектирование без управления.

28. Психологические и технологические подходы к проектному творчеству.

 

 

Требование к экзамену (зачету).

Критерии оценивания знаний

При оценивании ответа студента учитывается:

Понимание и степень усвоения теории курса.

Логика, структура и грамотность изложения учебного материала.

Использование примеров из литературы по данной проблеме.

Умение анализировать и делать выводы.

Умение применения полученных в теории знаний к выполнению практической работы.

Дополнительные материалы

(методические рекомендации по организации изучения дисциплины, образцы практических заданий и т.п.)

 

Практические работы

(на выбор студентов)

Практика 1. Создание социального плаката на тему «Жизнь без наркотиков» или антиалкогольная рекламы.

Практика 2. Создание фирменного стиля детской образовательной учреждении. Школа искусств или детский сад.

Практика 3. Создание полиграфической продукции. Настенный или настольный календарь на 2013 год.

Практика 4. Создание полиграфической продукции. Студенческий художественный журнал «Творчество молодых» факультета ИЗО и НР МГОУ.

Терминологический минимум:

1. А.Дюрер.

2. Арт-деко.

3. Ар-нуво.

4. Абстракционизм Кандинского.

5. Антиква.

6. Баухаус.

7. Бодони.

8. Брусковой шрифт.

9. Буквица.

10. Веркбунд.

11. ВНИИТЭ.

12. ВХУТЕИН.

13. ВХУТЕМАС.

14. Глаголица.

15. Готический.

16. Гростеск шрифт.

17. Динамика.

18. Динамические прямоугольники.

19. Золотая пчела.

20. Золотое сечение.

21. Инициал.

22. Каллиграфия.

23. Канон.

24. Кириллица.

25. Книжная пропорция Чихольда.

26. Конструктивизм

27. Модерн.

28. Модулятор Ле Карбюзье

29. Новая волна

30. Обратная перспектива

31. Орнамент.

32. Оформительские шрифты.

33. Плакаты Мухи.

34. Полиграфия У.Морриса.

35. Попарт

36. Постмодернизм

37. Пропорциональность.

38. Прямая перспектива

39. Реформа Петра.

40. Сенежская группа.

41. Статика.

42. Супрематизм

43. Таймс Нью Роман.

 

 

Глоссарий Графика

 

Авантитул (от фр. avant – перед и титул) – страница книги, предшествующая титульному листу, обычно на нем помещают название издательства и т.п.

Автолитография (от гр. аutos – сам, lithos – камень, grapho – пишу, рисую) – способ исполнения художественной литографии непосредственно самим художником на литографском камне, включая его травление и процесс печатания либо до травления. В этом случае обработка камня и пробная печать производятся мастером-полиграфистом (в отличие от литографии, в которой всю техническую работу выполняет мастер).

Автография (от гр. аutos – сам, grapho – пишу, рисую) – вид автолитографии, но художник рисует не на камне, а на предварительно подготовленной переводной бумаге, с которой затем изображение механически переводится на камень для печати.

Альграфия – вид плоской печати, близкая к литографии техника, при которой изображение наносится на цинковую или алюминиевую пластинку.

Гравюра (от франц. gravure - вырезать) – 1/печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. 2/ вид печатной графики

Граттаж (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в этой технике, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру

Грифонаж (франц. griffonnage, букв. - маранье, каракули) - ряд беглых набросков, наиболее распространен в рисунках пером, а также в офорте. Грифонаж встречаются нередко на полях рукописных книг и рукописей писателей и учёных

Книжная миниатюра - сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг - инициалы, заставки и т.п.

Иллюстрация (от лат. illustrare - прояснять) - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.),

Инициал (от лат. initialis - начальный) в искусстве книги, укрупнённая заглавная (начальная) буква какого-либо раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициалы (так называемые буквицы) богато расцвечивались сложными орнаментами, украшались изображениями человеческих фигур и животных, даже жанровыми сценками.

Оттенок - градация тона, нюанс. Разнообразие оттенков обогащает светотеневую моделировку в графике

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло выполненный. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры либо по памяти или воображению. Набросок задуманной мастером композиции по характеру приближается к эскизу.

Резерваж (франц. reservage) - вид гравюры на металле. Рисунок, нанесённый специальными чернилами на «доску», покрывают кислотоупорным грунтом. При обработке водой чернила разбухают и приподнимают лежащий над ними грунт, обнажая металл для последующего травления. Рисунок напоминает набросок пером или кистью.

Светотень - одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения, градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы.

«Техника трех карандашей» - рисунок сангиной, итальянским карандашом и белым мелом.

Фотомонтаж - метод изготовления фотоснимка с двух или нескольких негативов, а также изображение, полученное этим методом и представляющее собой композицию (иногда с рисованными элементами) из нескольких фотографий или их фрагментов. Широко применяется при создании плакатов, рекламы, политических карикатур и т. д.

Шарж (франц. charge) - разновидность карикатуры, сатирическое или добродушно-юмористическое (т. н. дружеский шарж) изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчёркнуты и выделены наиболее характерные черты модели.

Штрих (нем. Strich) - одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики - черта, линия, выполняемая одним движением руки.

Штриховка - способ нанесения штриха, при котором линии в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно. Штриховка позволяет передать светотеневые градации, достичь впечатления объёмности формы.

Экслибрис (от лат. ex libris- из книг) - книжный знак, указывающий на принадлежность книги владельцу, помещённый обычно на внутренней стороне переплёта. Экслибрисы бывают гербовые (воспроизводящие герб владельца), вензелевые (орнаментально разработанные инициалы владельца), сюжетные (изображения пейзажей, архитектурных и прочих мотивов, эмблемы и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.364 с.)