Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественный образ. Классические и современные трактовки. Структура художественного образа.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Композиция художественного произведения. Понятие композиции, проблемное поле, аспекты композиции. Композ. – мотивированное расположение элементов худ.текста (построение/структура/конструкция) Жанр Нет более спорного вопроса, чем теория жанра. Все произведения подразделяются на жанры. Жанр предопределяет систему произведения. Литературный жанр (фр. род, вид) – сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Основная проблема – классификация произведений, связанная, по мнению Поспелова, с историческим изменением литературы. Количество и характер жанровых признаков – величина переменная в истории литературы (ср. классицистическая трагедия и трагедия в реалистической драме 19-20 вв.). По словам М.М. Бахтина, «жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития», следовательно, жанр обеспечивает литературную преемственность. С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного творческого осмысления и обоснования. Поэтикой классицизма различались высокие, низкие и средние жанры, каждому из них приписывался определенный герой (благородного происхождения в трагедии, например). Жанр понимался как некое регламентированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель, смешение жанров запрещалось. Романтизм выдвинул в противовес классицизму такие жанры, которые давали большой простор выражению субъективных переживаний. Ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической поэме, границы между жанрами сознательно размывались. В реалистической литературе, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Основные принципы жанровой классификации литературных произведений: 1. Принадлежность к тому или иному роду: эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды – устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, котор. целесообразно называть родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от: - Организация речи в произведении: стихотворные и прозаические (эпос: песня и сказка; поэма и рассказ) - Объем текстов: былина – малая стихотворная эпическая форма, эпопея - большая - Принцип сюжетосложения: новелла предполагает особое сюжетное построение, сонет, рондо, триолет и т.д. 2. Пафос (н-р, трагедия пронизана трагическим пафосом, ода - героическим и т.п.) 3. Жанровая проблематика (национально-историческая проблематика, нравоописательная, романические по проблематике произ-я). Жанровая проблематика – стилеобразующий фактор (!). Общая классификация жанров оказывается перекрестной и полицентрической!!! Из лекции Ковтун: 1. По разным родам поэзии (эпические, лирические, драматические) 2. По ведущему признаку (трагические, сатирические, элегические и т.д.) Однако эти определения работают в определенные эпохи. С периода Возрождения начинается рефлексия на средний жанр (новелла, роман). Жанры по общему признанию делят на виды: 1) Общая тема (семейный роман, утопический роман…) 2) По способу образности (сатира: аллегорическая, гротескная) 3) По типу композиции (сонеты, рондо) 4) По принципу историчности (н-р, эпическая поэма Возрождения) 5) По национальному виду Существует спор о том что важнее в жанре – форма или содержание (столкновение формалистов и социологической школы). Формалисты считают, что для определения жанра важнее всего внешние/формальные признаки (поэма, роман, драма). Отсюда жанр – конкретное единство особых свойств формы в ее основных моментах – композиция, образность, речь, ритм. Но даже формалисты признают, что жанр – это не произвольная совокупность черт, так как все пронизано смыслом, сама архитектоника жанра предполагает определенное смысловое содержание. Проблема историчности жанра – одна из основных проблем (Фрейденберг «Поэтика сюжета и жанра»). У каждого жанра своя историческая жизнь – одни «угасают», другие переживают свое второе рождение, например, психологический роман или жанр высокой трагедии актуализируется в 30-е годы в советской литературе, а в постмодернизме – драматургии Петрушевской. Не менее актуальна проблема авторского жанра. Появление синкретичных жанров (Астафьев – современная пастораль, повествование в рассказах). Для каждой литературной эпохи существуют свои более менее востребованные жанры. Например, для эпохи Просвещения характерны просветительский роман, философская повесть, мещанская драма и т.д., для романтизма – баллада. Сама категория жанра оказывается размытой. Определение жанра для литературы 20 века усложняется в силу синкретичности искусства – проникновение элементов кино, изо, радио… Следующая сложность – соотнесение теории жанра и проблемы художественной целостности. Впервые поставил Лейдерман в статье «Жанр и проблема художественной целостности». Жанр – это предельно абстрактная категория. Даже канонические жанры абсолютно не повторяют трафарет. Изучать историю абстрактного понятия с точки зрения конкретных классификаций нельзя, но с другой стороны нет других принципов анализа. В любом жанре есть свои константы (в психологическом романе – это психологические мотивировки). В постмодернизме теория жанра заменена проблемой эклектики жанра. В 60-70-е г. советскими литературоведами активно разрабатывается проблема синкретичных жанровых образований (Ветловская: агиографические вкрапления открывают ценностную идеологическую структуру «Братьев Карамазовых». Она заметила, что жанр м.б. представлен в редукции, которая не означает ослабление достоинств произведения, но напротив обогащает). 20 век – век жанровых преобразований. С одной стороны, жанры разрушаются, с другой – появляются новые образования. Функции жанра: 1. Классификационная 2. Знак лит. традиции 3. Ценностное представление о произведении В западной теории жанра вместо эпоса, лирики, драмы говорят об образовании гибких «синтетических» форм. Самая знаменитая школа нач. 20 века, которая всерьез занимается теорией жанра – формалисты (Шкловский, Томашевский). Под жанром формалисты понимают определенный конгломерат приемов, т.е. фактически структуру произведения. Тынянов – занимается эволюцией жанров, отстаивает системный подход; жанр – элемент жанров системы определенного периода (отказ от понимания жанра как устойчивого типа произвдения). Ведущим в делении выступает не содержание, а конструктивный подход, в стихе – ритм, в прозе – способ организации повествования. Роман Толстого – самостоятельный жанр. По теории Тынянова отличительные признаки выдвигаются в первую очередь в определении жанра, константные отступают. Уходит понимание традиции. Бахтин выводит проблему из тупика (30-40-е гг.). Влияние философии и эстетики на литературный процесс. Процесс социального общения запечатлевается в тексте, следовательно, значимым оказывается не только автор, но и герой с читателем (диалогичность). Автор, герой, читатель – те силы, которые определяют форму и стиль произведения. Жанр – типическая форма целого произведения, целого высказывания, тип диалогической ориентации на условия художественного восприятия. В основе анализа содержания – текст. Бахтин занимается типологией романа, выводит определение полифонического романа. Автор отказывается от позиции Демиурга, творящего текст. Бахтин вводит понятие содержательной формы, преодолевая тупик формализма. Задача литературоведения – изучение соединения содержания и формы в контексте целосного произведения. Жанр – твердая форма для стилевого художественного опыта. Бахтин доказывает, что роман – развивающаяся форма (эпопея, трагедия - закостенелые), он пытается подойти к выводу о внежанровой природе романа. Основной жанрообразующий фактор – историческое время / хронотоп (уход от авторской проблематики). Достижения в жанровой типологии: выделение смеховых, карнавальных жанров.
Источники: Введение в литературоведение Г.Н. Поспелова, лекции Ковтун Литература как вид искусства: семиотическая система, эстетический феномен, коммуникативное пространство. Литература – это вид искусства, который отражает эволюцию общественного сознания. Формирует, передает нравственные и социальные ценности и обладает художественной ценностью. Связано с эстетической деятельностью человека. Специфика: время и пространство. По типу восприятия – разные. Носитель образности – слово. Литература работает с готовой знаковой системой – с языком. Автор осознает вторичность знаковой системы. По Лотману: всякая система, которая служит коммуникации – язык. А. Баумгартен: произведение искусства – гетерокосмос (другой, сотворенный мир). Условие искусства – создание другого мира. Литературная деятельность – деятельность моделирующая. Воспроизведение объекта в модели автор строит сообразно со своим мироощущением. Произведение искусства – модель двух объектов – действительности и личности автора. 1. Литература как семиотическая система. Семантика (знак - объект), прагматика (знак – воспринимающее сознание/интерпретатор), синтактика (знак-знак). Знак условен и конвенционален. Знак должен быть референтным. Прагматика – смысл (отношение знака к воспринимающему сознанию) всегда контекстуален. Бахтин ввел понятие интерсубъективности. Диалоги, существующие одновременно. Что осмысливается в тексте? – Слова! Кто их произносит, кому адресует. Проблема присутствия автора в тексте. Аксиома: ни одно слово в художественном тексте нельзя присваивать биографическому автору. По мысли Бахтина, автор биографический обрекается на молчание, а текст – это искусство непрямого говорения. Автор может появиться в метатекстуальных элементах – обрамление. Художественный язык преодолевает естественный язык. 2. Литература как эстетический феномен. Не путать с гедонистическим. Катарсис – очищение аффектов. Рефлексия эстетическая – вторичное переживание, переживание переживаний. (вы видите обнаженное тело, что вы испытываете? – Катарсис! – Так сразу?! (из перлов на лекциях)) Природа эстетического объекта интенциональна. Эстетический объект интенционален. то есть воспринимающее сознание? вступить в эстетическое отношение к тексту. Бахтин: занять вынужденно активную позицию, с которой объект предстанет столь целостно, сколько это необходимо для самоактуализации личности. Гадамер: прекрасное является своего рода самоопределением субъекта. Эстетическое переживаение интерсубъективно. Понятие КАЖИМОСТИ. Переживаемы произведения кажутся нам теми или иными. Эти «кажимости» - образы жизни. Анализ литературы зависит от подхода автора и школы, на которую он опирается. Хороший тон – рассказать о тех, чьи исследования ты упоминаешь. В государственных ВУЗах – давние традиции. Можно использовать мировоззренческие категории для описания литературы. Исторический подход – рассматривать литературу поэтапно, по историческим эпохам. Начало XX века: интерес к восточной литературе, отход от христианства (но это только во времена модерна). Отказ от ориентации на Золотой век античности. Средневековая литература – каноническая, традиционная. Становление жанров (например, готический роман). Умаление авторского начала. Возрождение: возрождается античная культура. Барокко – конец эпохи Возрождения. В России – старообрядческие тексты (с элементами барокко)? Для привлечения внимания – красочно, витиевато. Классицизм – нормативная литература с жесткими критериями жанров (о классицизме в соц.реализме пишет Синявский). Романтизм – авторское начало, авторский произвол, его индивидуальность (определяет ценность текста). Реализм и соц.реализм. Модерн и постмодерн (текст определяется через знаки, ассоциативная игра определяет значимость текста. Критерий – язык автора). Но есть разные фазы (Например, в русском романтизме – Пушкин, Грибоедов). Внутри мировоззренческого подхода фазы связаны с писательскими фигурами. Циклическая композиция выделяет бинарные оппозиции. Но неосуществима. Можно сделать анализ текста как многоуровневой системы (автор-ситуация, жанр-метажанр, контекст, связи…). Первобытный синкретизм: танец, ритуал, живопись неразрывно связаны. Сейчас возврат к этому, но в игровом решении: литература и музыка (кино) – эпоха медийности. Границы между искусствами все тоньше. Утопия –> архитектура, герои статичны, психологизма нет. Тема музыки в немецкой литературе. В контакте с музыкой они способны познавать мир. В современной литературе много звуков, мелодий, звучащего голоса (Маканин «Голоса», Толстая «Кысь»). Музыка – спасение из ада. Живопись существует в двухмерном пространстве, а архитектура – в трехмерном. Есть тексты, где образ героев описан с техникой иконописи (Распутин «Последний срок»). Могут ли быть изучены вместе или только по отдельности? В различные эпохи тот или иной вид искусства доминирует: Античность – театр Средние века – храмовые мистерии, храмовое искусство и проповедь Возрождение – живопись и скульптура В России идея синкретизма появляется у символистов («Симфонии» Белого). Идея синкретизма сильна в Средние века. Но это не искусство, а наставление на жизнедеятельность. Мысль о самоценности искусства –> Возрождение. Шопенгауэр – «музыка есть самое великое из искусств, искусство мира, музыка – душа мира..». Близок к этим идеям Гоголь. А от Ницше –> к символистам (Блок – «до стиха должен быть его ритм»). Русская литература/культура 19 века – великий вклад в сокровищницу мира. Тема и сюжет картины мира – основополагающи. Складывается представление о важности текстов. Для Белинского – «литература есть способ построения бытия», любил философскую литературу. А посему не мог оценить Пушкина с его «искрящимся словом». Эффект метаориентации – важен не текст, а его роль в культуре. «+» => элементы автобиографии или других документов. В документальной прозе действует эмоционально на читателя эффект абсолютной правды (куски рассказов очевидцев). С 60-х годов утверждается: литература – вторичная моделирующая система, которая надстраивается над первичной (язык). Автор выстраивается свой мир. Каждый вид искусства отличается своим образом и типом построения мира. Очень часто литература включает в себя принципы других искусств. Связь с архитектурой –> орнаментальная/поэтическая проза (все элементы текста проецируются на пространство и вне этой проекции не воспринимаются), текст визуально воспринимаем//термин дал Виноградов// Пример: Ремизов, Замятин. Музыка и литература. Близкими к музыкальному построению можно назвать «Мастера и Маргариту», «Доктор Фаустус». В литературе конца 20 века – велико проникновение. Иногда картина может быть выстроена из газетных обрезков. Попытка открыть новую действительность. Попытка экранизации и постановки оп мотивам произведения. Проблема в переводе с одного языка на другой. Сохраняется только общая художественная схема, а все остальное принадлежит режиссеру. В традиционном театре были правила, известные режиссеру и драматургу. После Станиславского герой должен заново все переживать. В классическом театре вопрос о переводе с языка на язык не стоял. Переживание в российском театре: Станиславский и Немирович-Данченко. Вопрос о существовании театрального языка был поставлен Гоголем. -Сцена должна повторять живую жизнь (Станиславский). -Театр автономен, должен существовать по своим правилам. Театральное действо условно (Мейерхольд). В 1926 – спектакль по «Ревизору» Гоголя: уточнен, переписан, новые персонажи. Традиция не получила развитие. Риск при постановке гениальных вещей: режиссер вступает в «диалог» с вечным, нравственным. Мало произведений со счастливой судьбой. Наконец, существуют виды поведения (предмет рефлексии литературы перед искусством). Лотман. «Декабристы в современной поэзии». – Утверждение нового образа человека и нового поведения. Декабристы, воспитанные на греческой традиции, разыгрывали это в действительности. Откровение нового общества. Декабристы пытаются суд –> в реформу. Литературные тексты программируют огромное историческое событие крупной культурной важности. Для декабристов мир прекрасен. Обостряется поведение героев-«масок» во времена Серебряного века (Клюев, например, игровое поведение Добролюбова, футуристы). Показать индивидуальность. В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации. Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец - портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» <…> Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры. Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и <…> обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры. Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. <…> Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства. Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки. Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература - «первое среди равных» искусство <…>». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна Академические школы в литературоведении XIX века: мифологическая, биографическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая школы. 19 век стал революционным. В эпоху романтизма появилась первая литературная школа. Мифологическая школа. 1835 год – Я. Гримм «Немецкая мифология». Объект: прамиф, принцип отыскания прамифа в фольклорных литературных источниках. Ф.И. Буслаев «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». Буслаев – от мифологической школы и теории заимствования (70-е). Характерные особенности древнейшего мировоззрения отражаются в языке. Буслаев перенес лингвистическую схему сравнения на литературу. При этом использовал сравнительный метод. Об органической связи языка и народного предания. В словах обнаруживали особый мифологический элемент. Сказка содержит в себе древнейшие мифы, которые в поздних поколениях потеряли мысль. Установление связи языка, поэзии и мифологии. Принцип коммуникативной природы творчества. У Гриммов – идея национальной исключительности, у Буслаева – специфика. Биографическая школа. Шарль Сент-Бёв. Рассматривали каждую творческую личность, как нечто уникальное. Творчество поэта – отражение личности, сформированной образованием, воспитанием, семьей. Борьба с нормативной эстетикой классицизма. Их критиковал Белинский. Культурно-историческая школа. Ипполит Тэн «Философия искусства». Эпоха позитивизма, расцвета реализма, естественных наук. Сущность метода: произведение искусства не нечто обособленное, есть целое, чем оно обуславливается (обстоятельства жизни вообще). Тэн пишет: признание того, что произведение искусства – слепок мировоззрения, порожденного эпохой. СРЕДА, ЭПОХА, РАСА. В России школа получила широкое распространение: Пыпин, Веселовский, Тихонравов. Преодолевают влияние к-и школа. Этому способствует Белинский. Белинский никого не любил и хотел оргий, оргий, оргий. Пыпин «История славянской литературы». Сравнительно-историческая школа. В.В. Стасов - теория заимствований. 1868 год – «Происхождение русских былин». Веселовский и Буслаев заценили. Преодоление детерменизма культурно-исторической школы. Веселовский рассматривает типы сюжетов – «Историческая поэтика» - представление об искусстве, как об отражении исторически меняющихся условий жизни общества. Постижение законов литературы ставилось в зависимость от постижения истории народа. Принцип взаимовлияния литератур – бродячие сюжеты. Модель генеалогического древа литературы. Сторонники биографического метода, впервые примененного французским критиком Ш.О.Сент-Бёвом (автор «Литературно-критических портретов», тт.1-5, 1836-1839; в русском переводе – «Литературные портреты. Критические очерки», 1970), рассматривали биографию и личность писателя как определяющий момент творчества. Этот метод в той или иной степени применяется и в современном литературоведении. Академические школы в литературоведении ХХ века: мифологическая критика, психоаналитическая критика, формализм, новая критика, социологизм, структурализм, постструктурализм, феноменологическая критика. Мифологическая критика – Использование древнего мифа в качестве инструмента для объяснения современной культуры. Миф – матрица. Архетипы. Возникновение в Англии в начале 20 века. Д. Фрейзер «Золотая ветвь». Д. Уэстен «От ритуала к роману» - мифологическое прочтение средневековых текстов о Граале. Психоаналитическая критика Писатель предстает у Фрейда в качестве жертвы Эдипова комплекса (Достоевский – «Братья Карамазовы»). Художественное произведение позволяет художнику изжить предосудительные устремления. Сам процесс изживания – сублимация. Фреге – историческая трагедия Гамлета – нежелание убивать отца. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» - влечение к смерти. В разных вариантах, в разных типах героя. Новая критика Англо-американское литературоведение. Рассматривают художественный текст как чисто эстетическое явление. Предлагают формально-стилистический анализ текста. Д. Рансом; Брюс – поэзия не является отражением реальности – она творит свой мир. Методологическая задача новой критики – отыскание способа существования структуры произведения. Носители структуры (звуковая организация речи, ритм). Акцентировали внимание на сложности художественного произведения как целого. Социологическое литературоведение. Начинается с марксистской критики (Плеханов, Луначарский). Имела статус официальной. Подходы – исторический и диалектический, минус – слишком большое внимание экономическому моменту – «вульгарный социологизм». Основатель – Валериан Переверзев (в художественном тексте – следы классовой борьбы) Структурализм (60-70-е) Комплекс направлений в целом ряде наук. Пражская семиологическая школа (Р. Барт, Альгирдас Грейнас, Ж. Жанет). Они все преодолели рамки структурализма. Рассматривают все явления, доступные человеческому восприятию, как проявление внутренних, неявных глубинных структур – вскрыть эти структуры – их задача. М. Фуко – структуралист – метод археологического анализа. Обнаружил структуры - назвал их – эпистема – «установки познания». Возникло на волне позитивизма – придать гуманитарным наукам точность. Внимание к бинарным оппозициям. Анализ художественного текста сводят к выявлению бинарных оппозиций. Понятие бессознательной тсруктуры – это формообразующий механизм, порождающий все продукты социально-символической деятельности человека. Ю. Лотман – основатель отечественного структурализма. Тартусско-московская школа. Структурализм выходит к проблеме текстопорождения. К концу 70-х дает о себе знать постструктурализм. Постструктурализм. Направление мысли, объединяющее разные подходы к осмыслению литературы. Деррида, Кристева, Жиль Делёз. Принцип методологического сомнения (не позитивистский). Сомнение по отношению ко всем истинам, установлениям, убеждениям. Постмодернизм в его научном воплощении. – Свободная игра, активная интерпретация, сомнение в наличии структуры, принцип децентрации. В структурализме – наличие центра структуры, для постструктурализма – центр не объективное свойство структуры, а фикция. М. Фуко и его концепция власти. Власть обладает тотальностью и анонимностью. Некритично воспринимаются некоторые явления власти. Одно из проявлений власти – научные дискурсы. Знания, добытые наукой, навязываются сознанию человека в качестве авторитета, они заставляют человека мыслить готовыми понятиями. Процесс чтения должен быть осмыслен критически. Р. Барт. Его концепция постструктуралистской интерпретации. Мы проживаем пути смыслообразования – наша цель помыслить, пережить множественность текстов, открытость процесса означивания. Принцип деконструкции (Деррида). Смысл в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых, ускользающих даже от автора остаточных смыслов. Деконструкция – преодоление рамок собственного метода. Йельские деконструктивисты развивают идеи Дерриды. Феноменологическая критика. Осователь – Э. Гуссерль. Был позитивистом. Литературоведы объединяются вокруг Женевской группы – критики сознания. Произведение – это не застывший объект – это акт общения и акт сознания (и автором, и читателем). Женевцы игнорируют техническую сторону. Важно, чтобы оно отражало сознание автора и стимулировало сознание читателя. Творчество – сугубо субъективный акт. М.М. Бахтин – о феномене словесного творчества. Концепция диалога имеет феноменологическую основу. «Философия поступка» - диалог не сводится к внешним факторам. Это «мирозиждительная» категория. Диалог охватывает все бытие человека. Незавершенная спираль вопросов и ответов. Содержание и форма художественного произведения. Аристотель, формалисты, Гаспаров Художественный образ. Классические и современные трактовки. Структура художественного образа.
|
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.015 с.)