Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие литературного жанра в литературоведении.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учение о жанрах - один из наиболее древних разделов эстетики и искусствоведения, восходящий еще к античности, к учениям Платона ("Государство") и Аристотеля ("Поэтика"). Однако и сегодня эта проблема остается актуальной, по ней ведутся многочисленные споры и дискуссии. Анализ существующих подходов к проблеме жанров позволяет выделить две принципиально разные тенденции: эстетическую и искусствоведческую. В основе эстетической лежит понимание эстетики как науки о наиболее общих законах развития и функционирования искусства, т. е. науки, оперирующей моделями общего характера, инвариантными по отношению к отдельным видам искусства и историческим этапам его развития. Для этого направления характерна абсолютизация абстрактно-дедуктивного, «функционально морфологического» подхода к анализу жанров (его яркий представитель - М. С. Каган). Это направление условно можно назвать дедуктивным. Вторая тенденция - искусствоведческая - представлена рядом фундаментальных исследований, отправной теоретической точкой которых является анализ конкретно-исторического процесса развития отдельных видов искусства, в основном - литературы. Представители - М. Бахтин, Г. Вагнер, Е. Мелетинский, В. Пропп, Ю. Тынянов. Сразу заметим, что этот подход, представляющийся наиболее плодотворным, можно условно назвать индуктивным, и в значительной степени он носит культурологический характер. Учение Бахтина о жанрах обладает большим своеобразием. В нём можно выделить две взаимосвязанные части. Одна часть (условно) относится к связи стиля и жанра вторая часть - собственно учение о жанре, в тесной взаимосвязи с анализом романа как особого жанра и его истории. И именно здесь сказывается важнейшая характеристика его мышления - это связанность внутренних, на первый взгляд, чисто литературных проблем с культурологическими. Бахтин увязал не только жанр романа с особым, романным словом, но и возникновение последнего - с широчайшим социокультурным контекстом. Речевые жанры крайне разнородны -этим объяснял Бахтин большую трудность их общего изучения. Большое место в его учении о жанрах занимает введенное им представление о первичных и вторичных жанрах, с одной стороны, тесно друг с другом связанных, с другой же - различных. Первичные жанры - эти стихийно сложившиеся в повседневном использовании языка типы высказываний - разнообразные виды бытового диалога, бытовой рассказ, письмо, короткая военная команда и развёрнутый приказ и др. Вторичные (сложные) речевые жанры - романы, научные исследования разного рода, большие публицистические жанры и т.п. - складываются в условиях более сложного (и по преимуществу письменного), высокоразвитого культурного общения. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают первичные жанры, которые, входя в структуру вторичных, трансформируются и утрачивают непосредственное отношение к реальной действительности. Проблема речевых жанров, по мнению Бахтина, имеет громадное значение для всех областей филологии, но особенно важна её роль для стилистики. Собственно, позиция Бахтина в том и состоит, что само определение стиля вообще и индивидуального стиля в частности требует более глубоко изучения как природы высказывания, так и речевых жанров. Органичная, неразрывная связь стиля с жанром ясно раскрывается и на проблеме так называемых функциональных стилей. По существу, согласно Бахтину, функциональные стили есть не что иное, как жанровые стили определенных сфер человеческой деятельности и общения. В каждой сфере бытуют свои жанры, отвечающие специфическим условиям данной сферы; этим жанрам и соответствуют определённые стили. Определённая функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая) и определённые, специфические для каждой сферы условия речевого общения порождают определённые жанры, то есть относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний. Стиль неразрывно связан с определёнными тематическими единствами и - что особенно важно - с определёнными композиционными единствами: с определённы : с определёнными типами построения целого, типами его завершения, типами отношения говорящего к другим участникам речевого общения (к слушателям или читателям, партнёрам, к чужой речи и т.п.). Быть может, главный «урок» этой части концепции Бахтина, это связанность жанра, с одной стороны, и стиля, языка - с другой. На том, что стиль (язык) и жанр образуют системное единство, настаивал и Тынянов. Так, в частности, он писал: «Уже нельзя более говорить о произведении как о "совокупности» известных сторон его: сюжета, стиля и т.д. Эти абстракции давно отошли: сюжет, стиль и т.д. находятся во взаимодействии. Жанр как система может колебаться. Он возникает (из выпадов и зачатков других систем) и спадает, обращаясь в рудименты других систем. «В эпоху разложения какого-нибудь жанра - он из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин вплывает в центр новое явление». Большой интерес представляют также наблюдения Тынянов касательно иерархии жанров в данном историко-культурном контексте. Он остро ощущал, что жанры расположены не на плоскости, а образуют сложную пирамиду ценностных предпочтений, в которой и складываются их непростые взаимоотношения. А ценности, как известно, формируются в культуре. Так, сознание ценности жанра оды, о котором говорит Тынянов, конечно же, связано с представлением о социальном предназначении литературы - воспевать власть. Поэтому ода и является наиболее удобной формой, в которой литература может осуществлять свое предназначение. Заметим, однако, что аналогичный характер носило учение о жанрах уже в Античности: ведь пресуппозицией античного учения является, несомненно, иерархия социальная или, во всяком случае, - социокультурная: согласно Аристотелю, есть жанры высокие (трагедия) и низкие (комедия, сатира). Отметим и важнейшие формулировки Бахтина относительно природы жанра: «Литературный жанр по самой природе отражает наиболее устойчивое, "вековечные" тенденции развития литературы. В жанре всегда сохраняются неумирающие элементы архаики. Правда, эта архаика сохраняется в нём только благодаря постоянному её обновлению, так сказать осовремениванию». «Жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается на каждом новом этапе развития литературы и в каждом новом произведении данного жанра. В этом жизнь жанра. Поэтому и архаика, сохраняющаяся в жанре, не мёртвая, а вечно живая, то есть способная обновляться архаика. Жанр живёт настоящим, но всегда помнит своё прошлое, своё начало. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность такого развития» Жанр Нет более спорного вопроса, чем теория жанра. Все произведения подразделяются на жанры. Жанр предопределяет систему произведения. Литературный жанр (фр. род, вид) – сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Основная проблема – классификация произведений, связанная, по мнению Поспелова, с историческим изменением литературы. Количество и характер жанровых признаков – величина переменная в истории литературы (ср. классицистическая трагедия и трагедия в реалистической драме 19-20 вв.). По словам М.М. Бахтина, «жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития», следовательно, жанр обеспечивает литературную преемственность. С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного творческого осмысления и обоснования. Поэтикой классицизма различались высокие, низкие и средние жанры, каждому из них приписывался определенный герой (благородного происхождения в трагедии, например). Жанр понимался как некое регламентированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель, смешение жанров запрещалось. Романтизм выдвинул в противовес классицизму такие жанры, которые давали большой простор выражению субъективных переживаний. Ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической поэме, границы между жанрами сознательно размывались. В реалистической литературе, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Основные принципы жанровой классификации литературных произведений: 1. Принадлежность к тому или иному роду: эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды – устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, котор. целесообразно называть родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от: - Организация речи в произведении: стихотворные и прозаические (эпос: песня и сказка; поэма и рассказ) - Объем текстов: былина – малая стихотворная эпическая форма, эпопея - большая - Принцип сюжетосложения: новелла предполагает особое сюжетное построение, сонет, рондо, триолет и т.д. 2. Пафос (н-р, трагедия пронизана трагическим пафосом, ода - героическим и т.п.) 3. Жанровая проблематика (национально-историческая проблематика, нравоописательная, романические по проблематике произ-я). Жанровая проблематика – стилеобразующий фактор (!). Общая классификация жанров оказывается перекрестной и полицентрической!!! Из лекции Ковтун: 1. По разным родам поэзии (эпические, лирические, драматические) 2. По ведущему признаку (трагические, сатирические, элегические и т.д.) Однако эти определения работают в определенные эпохи. С периода Возрождения начинается рефлексия на средний жанр (новелла, роман). Жанры по общему признанию делят на виды: 1) Общая тема (семейный роман, утопический роман…) 2) По способу образности (сатира: аллегорическая, гротескная) 3) По типу композиции (сонеты, рондо) 4) По принципу историчности (н-р, эпическая поэма Возрождения) 5) По национальному виду Существует спор о том что важнее в жанре – форма или содержание (столкновение формалистов и социологической школы). Формалисты считают, что для определения жанра важнее всего внешние/формальные признаки (поэма, роман, драма). Отсюда жанр – конкретное единство особых свойств формы в ее основных моментах – композиция, образность, речь, ритм. Но даже формалисты признают, что жанр – это не произвольная совокупность черт, так как все пронизано смыслом, сама архитектоника жанра предполагает определенное смысловое содержание. Проблема историчности жанра – одна из основных проблем (Фрейденберг «Поэтика сюжета и жанра»). У каждого жанра своя историческая жизнь – одни «угасают», другие переживают свое второе рождение, например, психологический роман или жанр высокой трагедии актуализируется в 30-е годы в советской литературе, а в постмодернизме – драматургии Петрушевской. Не менее актуальна проблема авторского жанра. Появление синкретичных жанров (Астафьев – современная пастораль, повествование в рассказах). Для каждой литературной эпохи существуют свои более менее востребованные жанры. Например, для эпохи Просвещения характерны просветительский роман, философская повесть, мещанская драма и т.д., для романтизма – баллада. Сама категория жанра оказывается размытой. Определение жанра для литературы 20 века усложняется в силу синкретичности искусства – проникновение элементов кино, изо, радио… Следующая сложность – соотнесение теории жанра и проблемы художественной целостности. Впервые поставил Лейдерман в статье «Жанр и проблема художественной целостности». Жанр – это предельно абстрактная категория. Даже канонические жанры абсолютно не повторяют трафарет. Изучать историю абстрактного понятия с точки зрения конкретных классификаций нельзя, но с другой стороны нет других принципов анализа. В любом жанре есть свои константы (в психологическом романе – это психологические мотивировки). В постмодернизме теория жанра заменена проблемой эклектики жанра. В 60-70-е г. советскими литературоведами активно разрабатывается проблема синкретичных жанровых образований (Ветловская: агиографические вкрапления открывают ценностную идеологическую структуру «Братьев Карамазовых». Она заметила, что жанр м.б. представлен в редукции, которая не означает ослабление достоинств произведения, но напротив обогащает). 20 век – век жанровых преобразований. С одной стороны, жанры разрушаются, с другой – появляются новые образования. Функции жанра: 1. Классификационная 2. Знак лит. традиции 3. Ценностное представление о произведении В западной теории жанра вместо эпоса, лирики, драмы говорят об образовании гибких «синтетических» форм. Самая знаменитая школа нач. 20 века, которая всерьез занимается теорией жанра – формалисты (Шкловский, Томашевский). Под жанром формалисты понимают определенный конгломерат приемов, т.е. фактически структуру произведения. Тынянов – занимается эволюцией жанров, отстаивает системный подход; жанр – элемент жанров системы определенного периода (отказ от понимания жанра как устойчивого типа произвдения). Ведущим в делении выступает не содержание, а конструктивный подход, в стихе – ритм, в прозе – способ организации повествования. Роман Толстого – самостоятельный жанр. По теории Тынянова отличительные признаки выдвигаются в первую очередь в определении жанра, константные отступают. Уходит понимание традиции. Бахтин выводит проблему из тупика (30-40-е гг.). Влияние философии и эстетики на литературный процесс. Процесс социального общения запечатлевается в тексте, следовательно, значимым оказывается не только автор, но и герой с читателем (диалогичность). Автор, герой, читатель – те силы, которые определяют форму и стиль произведения. Жанр – типическая форма целого произведения, целого высказывания, тип диалогической ориентации на условия художественного восприятия. В основе анализа содержания – текст. Бахтин занимается типологией романа, выводит определение полифонического романа. Автор отказывается от позиции Демиурга, творящего текст. Бахтин вводит понятие содержательной формы, преодолевая тупик формализма. Задача литературоведения – изучение соединения содержания и формы в контексте целосного произведения. Жанр – твердая форма для стилевого художественного опыта. Бахтин доказывает, что роман – развивающаяся форма (эпопея, трагедия - закостенелые), он пытается подойти к выводу о внежанровой природе романа. Основной жанрообразующий фактор – историческое время / хронотоп (уход от авторской проблематики). Достижения в жанровой типологии: выделение смеховых, карнавальных жанров.
Источники: Введение в литературоведение Г.Н. Поспелова, лекции Ковтун
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.01 с.) |