Тема 1. Категория жанра и ее место в музыкальной эстетике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Категория жанра и ее место в музыкальной эстетике



Жанр – музыкально-эстетическая категория, в которой кристаллизуется и закрепляется практика общественного бытования музыки, собственно композиторского творчества, слушательского восприятия. Место жанра в иерархии музыкально-эстетических категорий. Разделение жанров на бытовые (первичные) и профессиональные; простые и сложные. Закономерности исторического взаимодействия различных жанровых групп. Противоположные тенденции в композиторской трактовке жанра; роль традиции в этом процессе. Основные жанрообразующие признаки: внемузыкальные (жизненное предназначение, условия исполнения и восприятия) и собственно музыкальные. Понимание поэтики музыкального жанра как комплекса эстетических и художественных средств. Введение понятий «жанровый стиль», «жанровый фонд эпохи». Семантика музыкального жанра в определенной общественной среде.

Эволюция музыкального жанра, его соотношение с музыкальным стилем в процессе развития музыкального искусства. Закон неравномерности развития музыкальных жанров. Тенденции жанров к дифференциации и интеграции. Основные типы жанрового взаимодействия в музыке: цитирование, переменность, модуляция, трансформация, синтез и др. Жанр как средство музыкальной выразительности. Обобщение через жанр.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое музыкальный жанр?

2. Назовите внемузыкальные признаки жанра.

3. Понятие поэтики музыкального жанра.

4. Охарактеризуйте наиболее общее разделение музыкальных жанров.

5. Назовите основные типы жанрового взаимодействия. Приведите примеры.

Тема 2. Светские жанры позднего Средневековья и раннего Возрождения. Светская музыкальная культура

Западной Европы XII–XVI вв.

Устная традиция в музыкальном искусстве Средневековья. Менестрели (жонглеры, шпильманы и др.), синкретический характер творчества. Роль импровизации в музыке и стихосложении. Начало формирования куплетной и рефренной структур. Множественность и условность жанровых определений: шансон, рондель, канцона, эстампи, карола и др.

Искусство миннезингеров (XII–XIII вв.) – образец средневековой рыцарской культуры.

Тематика творчества миннезингеров. Несовпадение структуры стиха и музыки.

Мейстерзингеры (XIV–XVI вв.) – первые ремесленники в музыке. Строгая регламентированность творчества. Религиозная (XIV–XV вв.) и светская (XV–XVI вв.) тематика песен. Необходимые ступени в овладении мастерством.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите наиболее известные жанры светской музыки позднего Средневековья и раннего Возрождения.

2. Каковы особенности соотношения стиха и музыки светских жанров Западной Европы XII–XVI вв.?

3. Назовите особенности творчества мейстерзингеров.

 

Музыка эпохи ars nova

Переломный характер эпохи, его отражение в теоретических трудах и в музыкальной практике. Новые эстетические принципы и их проекция на систему музыкальных жанров. Выдвижение на первый план музыкального творчества светских песенных жанров как следствие общего процесса демократизации искусства. Формирование индивидуальных композиторских стилей и национальных школ. Характеристика музыкальных жанров: рондо, баллада, виреле, лэ, баллата и др.

Мотет. Зарождение жанра (XII в.) путем введения подтекстовки верхнего голоса (duplum, motetus) над основным, литургическим напевом. Роль мотета как связующего звена между духовным и светским творчеством.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как изменилась система музыкальных жанров в эпоху ars nova?

2. Каковы особенности жанра мотета и его исторического развития?

 

Многоголосная песня в странах Западной Европы

Сhanson – светская хоровая песня, своего рода связующее звено между народным и профессиональным творчеством. Видоизменения жанра в истории музыкального искусства.

Lied – многоголосная полифоническая песня на немецкий текст. Истоки жанра. Роль Lied в формировании протестантского хорала; музыкально-творческая деятельность Мартина Лютера. Перспективы развития жанра в классической и постклассической музыке.

Quodlibet – уникальный жанр, основанный на смешении мелодий и текстов разных песен.

Итальянский мадригал – один из ведущих, высоко профессиональных жанров эпохи Возрождения. Мадригал в поэзии и в музыке. Многообразие возможных форм музыкального мадригала. Признаки аккордового письма внутри имитационно-полифонической ткани. Индивидуальность тематизма – существенное качество музыкального языка мадригала. Применение музыкально-риторических фигур (оборотов с закрепленной семантикой) разных произведений в сходных сюжетных ситуациях.

Мадригальная комедия – одна из прародительниц оперного жанра. Рождение сценического мадригала и оперы в творчестве К. Монтеверди.

Вопросы для самопроверки

1. Эволюция chanson.

2. Роль Lied в истории немецкой музыкальной культуры.

3. Особенности жанра мадригала.

4. Что такое мадригальная комедия? Какова ее роль в истории музыкальных жанров?

5. Что такое Quodlibet?

Тема 3. Камерные вокальные жанры в классической и

Постклассической музыке. Судьба песенного жанра

В творчестве композиторов после XVI в.

Перекрестные воздействия фольклорного искусства и новых жанров профессиональной музыки (вокальной и инструментальной). Флорентийская монодия – путь к зарождению нового, гомофонно-гармонического склада; формирование нового вида песни: преобладание одноголосного пения с сопровождением.

Характеристика камерных вокальных жанров как музыки, предназначенной для исполнения соло или ансамблем солистов в сопровождении одного или нескольких инструментов. Главный признак поэтики этой группы жанров – простота, интимность содержания.

Жанровая классификация песни по признакам: словесного и музыкального содержания; социальной функции; музыкальной фактуры и исполнительского состава.

Характер соотношения текста и музыки в песне. Куплетная форма – основа строения песни. Песенные формы в инструментальной музыке – одно из проявлений взаимного влияния жанров.

Расцвет жанра песни в творчестве композиторов-романтиков. Со второй половины XVIII в. песня становится одним из ведущих жанров, оказавших существенное влияние на другие фундаментальные области творчества: камерно-инструментальную, симфоническую. Песенный цикл и его развитие в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Вольфа, Г. Малера и др.

Песня в XX в.: разделение жанра на высокий и популярный, эстрадный, массовый.

Другие жанры камерной вокальной музыки

Романс – художественная песня с разработанной партией сопровождения, с выразительными и звукоизобразительными эффектами, более тонко, чем песня, отображающими детали текста.

Происхождение термина «романс» от испанского romance, что значит «романский», т.е. исполняемый на «романском» (испанском) языке.

Баллада – произведение эпико-повествовательного характера для голоса соло с сопровождением. Фантастический или легендарно-исторический характер сюжета, наличие драматической развязки – обязательные свойства литературной основы. Относительная свобода формы музыкальной баллады.

Влияние литературной баллады на музыкальные жанры (баллада в опере, в инструментальной, кантатной музыке).

Исторические изменения значения термина «баллада» в музыке.

Серенада – приветственная (как правило, вечерняя) песня. Историческая многозначность термина:

песня, исполняемая под аккомпанемент гитары под окном возлюбленной (Италия, Испания);

сольная инструментальная пьеса с чертами вокальной серенады;

циклическое произведение для инструментального ансамбля (XVII–XVIII вв.);

произведение, написанное к торжественному случаю (род кантаты), допускающее использование элементов сценического действия, а также балета.

Краткая характеристика менее самостоятельных жанров – вокализа, монолога, речитатива.

Новые формы синтеза слова и музыки в XX в.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие жанры составляют группу камерных вокальных? Какие признаки их объединяют?

2. Песня и ее классификация.

3. Как проявилось влияние песни на другие жанры в истории музыкального искусства?

4. Чем отличается жанр романса от песни?

5. Расскажите об истории развития терминов «баллада» и «серенада».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.007 с.)