Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Камерная инструментальная музыка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Камерными называются музыкальные произведения, предназначенные для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Сфера содержания камерной музыки – преимущественно лирические эмоции, пейзажные мотивы. Простые жанры Характеристика некоторых простых (одночастных) жанров. 1. Прелюдия. Происхождение и развитие жанра в творчестве И.С. Баха, Ф. Шопена, русских композиторов XIX–XX вв. 2. Этюд. Зарождение жанра как инструктивной пьесы для совершенствования исполнительской техники. Новая художественная значимость этюда в музыке композиторов-романтиков, русских композиторов. 3. Токката. Возникновение жанра как специфического для органной и клавирной музыки (XVI в.); с XIX в. – как самостоятельного виртуозно-концертного в духе этюда. 4. Ноктюрн. В романтической музыке – небольшая лирическая пьеса; ранее род дивертисмента (многочастного инструментального произведения), исполняемого на открытом воздухе. Ноктюрн в творчестве Дж. Филда, Ф. Шопена, П.И. Чайковского и др. 5. Скерцо. Этапы развития жанра: XVI–XVII вв. – музыкальное произведение на шутливые тексты; XVIII в. – часть инструментальной сюиты; с конца XVIII в. – часть сонатно-симфонического цикла; в творчестве романтиков – самостоятельное одночастное произведение шутливого, юмористического, гротескного характера. Знакомство с другими простыми жанрами – экспромтом, музыкальным моментом, баркаролой, каприччио, новеллеттой.
Вопросы для самопроверки 1. Какие жанры называются простыми камерными? Каково их происхождение? 2. Как исторически изменялись жанры прелюдии, этюда, токкаты, ноктюрна, скерцо? Сложные жанры Трио-соната – один из основных камерных жанров западноевропейской музыки XVII в. – главный источник зарождения более поздних циклических жанров. Два вида трио-сонаты: sonata da kamera – путь к старинной сюите; sonata da chiesa – предтеча сонатно-симфонического цикла. Старинная сюита. Простые бытовые жанры в основе сюиты. Особенности фактуры, объединяющей признаки полифонии и гомофонии. «Вставные» танцы; их роль в дальнейшем развитии циклических и нециклических форм и жанров. Программная инструментальная сюита в музыке второй половины XIX – XX вв. Соната – один из основных жанров камерной музыки. Формирование классической сонаты на базе более ранних жанров. Жанр сонаты в творчестве Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Соната в музыке романтиков, русских композиторов. Камерные музыкальные ансамбли – трио, квартеты, квинтеты и др. Особенности их поэтики – лиричность, интимный характер высказывания, тонкая разработанность голосов фактуры.
Вопросы для самопроверки 1. Что такое сложные камерные жанры? 2. В чем главная историческая роль трио-сонаты? 3. Сюита и ее виды. 4. Классическая соната и ее эволюция. Тема 5. Жанры симфонической музыки Симфония – ведущий, наиболее сложный и совершенный оркестровый жанр, подготовленный развитием музыкального искусства на предшествующих исторических этапах. Основные жанры, в русле которых формировалась симфония: оркестровая сюита первой половины XVIII в.; оркестровый концерт (Сoncerto grosso); трио-соната; ансамблевая музыка прикладного назначения. Роль национальных школ в формировании нового жанра: итальянской (Дж.Б. Саммартини), немецкой (К. Диттерсдорф, Ф.Э. Бах, И.К. Бах), французской (Ф.Ж. Госсек). Роль композиторов мангеймской школы (Я. Стамиц, Ф.К. Рихтер, И. Каннабих, К. Стамиц). Симфонизм как новый тип музыкального мышления, заключающийся в органичной взаимосвязи и взаимодействии музыкальных образов в их динамике, становлении, развитии, переходе в новое качество; диалектика контраста и синтеза, противоречия и единства, проявленная в музыке. Классическая симфония в творчестве Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Типы симфонизма: народно-жанровый, лирико-драматический, героический, эпический, песенный, программный. Новое в симфонии романтиков, русских композиторов. Симфония – вершина развития системы жанров. Взаимное влияние симфонических и несимфонических жанров в постклассической музыке. Жанры программной симфонической музыки: увертюра, фантазия, симфоническая поэма, симфоническая картина и т.д. Влияние симфонического мышления на сочинения в различных жанрах.
Вопросы для самопроверки 1. В чем отличие жанров симфонической музыки от камерной? 2. Что такое симфонизм? В каких жанрах и как проявляется симфоническое мышление? 3. Какие жанры подготовили появление классической симфонии? 4. Дайте характеристику основных типов симфонизма. Приведите примеры.
Тема 6. Крупные вокально-оркестровые жанры. Общая характеристика синтетических музыкальных жанров Опера Опера – синтетический жанр, тесно связанный с литературой, музыкой, живописью, балетом и др. Музыка и драма – основа оперного жанра; изменение соотношения этих составляющих в процессе развития жанра. Зарождение жанра в конце XVI – начале XVII вв. Деятельность Флорентийской камераты. Формирование национальных оперных школ во второй половине XVII в.: итальянской, французской, испанской, английской, германской. Два основных типа оперы: опера, основанная на сплошном пении, со сквозным музыкальным развитием; опера, в которой музыкальные номера чередуются с разговорной речью. Оперная драматургия и ее разновидности: opera seria и opera buffa (Италия), лирическая трагедия, героическая опера, «опера спасения», комическая опера (Франция), Singspiel (Германия). Оперные реформы К. Глюка, В.А. Моцарта. Романтическая опера XIX в. Влияние национальных литературных школ, фольклорного искусства. Большая героико-романтическая опера во Франции, немецкая романтическая опера; реформа Р. Вагнера. Реалистические особенности новой лирической оперы; итальянский «веризм». Русская опера и ее основные направления в связи с общеевропейскими процессами. Кризис оперного жанра в XX в. Другие музыкально-театральные жанры: оперетта, мюзикл, балет, опера-балет.
Вопросы для самопроверки 1. Перечислите виды искусства, причастные к образованию оперного жанра. Какие из них являются определяющими? 2. Назовите первые оперы в истории музыки. 3. Перечислите основные драматургические разновидности оперного жанра. Приведите примеры. 4. С чем связана необходимость оперных реформ? Перечислите и охарактеризуйте наиболее значительные из них. Оратория. Кантата Оратория – большое музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, предназначенное для концертного исполнения. Зарождение оратории на рубеже XVI–XVII вв. на основе жанров итальянского мадригала, мессы, мотета. Развитие оратории в Италии (Дж. Кариссими, А. Скарлатти, А. Страделла). Жанр оратории в Германии (Г. Шютц, С. Шейдт, Д. Букстехуде, И.С. Бах). Творчество Г.Ф. Генделя – вершина доклассической оратории. Развитие жанра оратории в музыке венских классиков, романтиков, русских композиторов. Оратория в музыкальном творчестве XX в. Кантата. Происхождение термина от антитезы «sonare – cantare». Подвижность жанровых признаков – кантаты одночастные и многочастные, сольные и хоровые, духовные и светские. Главное качество поэтики жанра кантаты – ее приветственная, гимническая основа. Возникновение и развитие кантаты в странах Западной Европы. Многообразие жанра в русской музыке. Предрасположенность кантаты к синтезу с другими жанрами – симфоническим, оперным. Жанр кантаты в музыке XX в.
Вопросы для самопроверки 1. Что такое оратория? Расскажите о происхождении жанра и его названия. 2. В чем отличие оратории от оперы? кантаты? 3. Расскажите о развитии жанров оратории и кантаты.
Вопросы к зачету 1. В чем особенности категории «жанр» в музыковедении? 2. Назовите внемузыкальные признаки жанра. 3. Назовите основные типы взаимодействия жанров в музыке. Приведите примеры. 4. Назовите основные светские жанры в музыке Средневековья и раннего Возрождения? В чем их специфика? 5. Расскажите об эволюции песенного жанра в странах Западной Европы. 6. Назовите и охарактеризуйте основные камерно-инструментальные жанры западноевропейской музыки.
Вопросы к экзамену 1. Жанр сhanson в истории музыкальной культуры. 2. История немецкой Lied. 3. Итальянский мадригал – прародитель оперного и кантатного жанров. 4. Мотет – жанр «между мессой и песней». 5. Романс и песня: происхождение и история жанров. 6. Жанр баллады в литературе и в музыке. 7. Жанр серенады в музыке. 8. Простые камерные инструментальные жанры классической музыки. 9. Трио-соната – источник циклических инструментальных жанров. 10. Возникновение и исторические изменения сюитного жанра. 11. Теория и история инструментальной сонаты. 12. Жанр камерного инструментального ансамбля. 13. Симфонизм как новый тип музыкального мышления, возникшего на рубеже XVIII–XIX вв. 14. Истоки жанра классической симфонии. 15. Типы симфонизма в классической музыке. 16. Новые жанровые разновидности симфонии в романтической и в русской музыке. 17. Взаимодействие жанров в романтическом творчестве. 18. Крупные вокально-инструментальные жанры. Общая характеристика. 19. Опера. Характеристика жанра и его генезис. 20. Типы оперной драматургии. 21. Оперные реформы в истории музыки. 22. Оперный жанр во второй половине XIX – XX в. 23. Оратория и кантата. Специфика жанров; их возникновение и развитие. 24. Категория жанра в музыкальной эстетике. Литература Основная 1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 2. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003. 3. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М., 1954. 4. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных жанров и форм. М., 1971. 5. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968. 6. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999. 7. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964. Дополнительная 1. Асафьев Б.В. Русская музыка. М., 1964. 2. Асафьев Б.В. Симфонизм как проблема современного музыкознания // Пауль Беккер. Симфония от Бетховена до Малера. Л., 1926. 3. Асафьев Б.В. Избранные труды. В 4 т. М., 1952–1955. 4. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952. 5. Конен В.Д. Театр и симфония. М., 1968. 6. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.009 с.) |