Музыкальное искусство эпохи Барокко. Образно-смысловое наполнение. Личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное искусство эпохи Барокко. Образно-смысловое наполнение. Личности.



Кратко:

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; или от лат. baroco
Барокко - стиль вычурный, причудливый.
В эпоху бароко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения, позволило процветать нерелигиозной музыке.
Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.
В музыке эпохи Барокко расцветают такие полифонические формы, как инвенции, прелюдии. Высшего развития и кристаллизации достигает форма фуги. Получают свое развитие такие формы вокальной музыки, как месса, страсти, оратория. Складываются формы концерта. Появляется жанр concerto grosso. На первый план выдвигается внутренний мир человека.
Иоган Себастьян Бах - величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху Барокко. Его подход к музыке, открыл безграничные возможности создания произведений.
Основным инструментом той эпохи был клавесин - предшественик фортепьяно.
Многие самые важные особенности классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко - концерт, соната, опера.

Музыкальная культура барокко сводила прекрасное и безобразное, трагедию и комедию. «В тренде» были «неправильные красоты», сменившие естественность Ренессанса. Мир уже не представлялся целостным, но воспринимался как мир контрастов и противоречий, как мир, полный трагедии и драматизма. Впрочем, этому есть историческое объяснение. Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.

с нашего сайта:

КОМПОЗИТОРЫ:

Генри Пёрселл
около 1659-1695

Английский композитор, органист. Будучи мальчиком-певчим Королевской капеллы. Уже в раннем возрасте был помощником хранителя королевских музыкальных инструментов, в 18 лет придворным композитором, с 1679 по 1682г. органист Вестминстерского аббатства, с 1683г. один из органистов Королевской капеллы и хранитель королевских инструментов.

Пёрселл - крупнейший представитель английской музыкальной классики и основоположник национальной оперы. Его творчество наделено народно-национальными чертами и драматизмом, отмечено выразительностью мелодики, смелостью творческих исканий, высоким полифоническим мастерством.Он был образованным музыкантом творчески связанным с литературными кругами, с передовыми деятелями английской литературы. Именно литературные знакомства и встречи натолкнули Пёрселла на мысль обратиться к драматической музыке. Так появились его произведения к театральным пьесам. Творчество Пёрселла разнообразно и интересно во всех своих проявлениях. Он писал антемы (псалмы), гимны, инструментальную музыку. Ему принадлежат десятки музыкально-драматических произведений, но среди них только одна опера-"Дидона и Эней". "Дидона и Эней" - чуть ли не единственная английская опера без разговорных вставок и диалогов, в которой драматическое действие от начала до конца положено на музыку. Безвременная смерть Пёрселла в 1695г. совпала с новой вспышкой пуританской ненависти к театру, к музыке, к опере. Громы, раздававшиеся против "безнравственности" этого искусства, по существу, направлялись в адрес аристократии и двора, однако создавшаяся атмосфера не могла благоприятствовать процветанию светской и тем более, оперной музыки. Не видя будущего, артисты, музыканты отрекались от своего искусства. И не было среди них ни одного, кто смог бы выстоять и противопоставить силу искусства одержимости религиозных фанатиков. Смерть Пёрселла на долгие годы остановила развитие английской национальной оперы.

Сочинения: около 50 музыкально-сценических произведений, среди которых опера "Дидона и Эней" (1689), 5 "полуопер" (драматические пьесы с большим количеством музыкальных номеров), в т. ч. "Король Артур" (1691, по пьесе Драйдена), "Королева фей" (1692, по Шекспиру), "Буря" (1695, по Шекспиру); 10 светских кантат, 100 произведений духовной музыки; сочинения для струнного ансамбля в том числе 12 сонат (1683), 10 сонат (изданы посмертно, 1697) для 2скрипок и баса; свыше 40 пьес для клавесина, пьесы для органа, более 100 песен, в болшинстве вошедших в сборник "Британский Орфей" (издан посмертно 1698 - 1702), свыше 50 хоров в народном стиле и др.; музыка к спектаклям (свыше 40).

Жан-батист Люли

Жан-Бати́ст Люлли́, 28 ноября, 1632, Флоренция — 22 марта, 1687, Париж) — французский композитор, скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения; создатель французской национальной оперы. Крупнейшая фигура музыкальной жизни Франции при Людовике XIV.
Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Лулли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 года в свите герцога де Гиза, в качестве слуги королевской племянницы, мадемуазель де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к де Монпансье пажом.
В 1653 году терпит поражение Фронда в борьбе против Людовика XIV, в которой мадемуазель де Монпансье принимала активное участие. Её ожидает ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли, чтобы остаться в Париже, просит освободить его от должности, а спустя три месяца танцует при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. Произведя благоприятное впечатление на короля, он вскоре заменяет итальянца Ладзарини в должности композитора инструментальной музыки.
Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам (ballets de cour) и танцуя в них вместе с королём и придворными. Изначально отвечая только за инструментальную часть, он достаточно быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец). Среди произведений Люлли 1650-60-х годов — балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII в и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 г. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты — играя на скрипках, кастаньетах и т. п.) представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развёрнутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия).
Порой — особенно при Людовике XIII — темы их могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»), однако при новом дворе и в новую эпоху, тяготевшую к более ясным и классическим образам, Люлли как музыкант проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений. Так в 1658 году в «Альцидиане и Полександре» впервые звучит т. н. «французская увертюра» (grave-allegro-grave — в противоположность итальянской «синфонии»: allegro-grave-allegro), ставшая визитной карточкой Люлли и впоследствии — всей национальной школы; в 1663 году в «Балете Флоры» — также впервые в истории — композитор вводит в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь полуслужебную функцию фанфар.
В 1655 году Люлли возглавляет ансамбль «Малых скрипок короля» (фр. «Les Petits Violons»). Его влияние при дворе постепенно растёт. В 1661 году он переходит во французское подданство (именуя при том своего отца «флорентийским дворянином»), и получает должность «композитора камерной музыки». В 1662 году, когда Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера, свадебный контракт скрепляют Людовик XIV и королева-мать Анна Австрийская. Брак был заключён по требованию короля, которому надоело отчитывать придворного композитора за гомосексуальные «шалости».
В 1658 году в Париже дебютирует Мольер. В 1663 году Людовик XIV назначает ему пенсию в 1000 ливров как «превосходному комическому поэту» и заказывает пьесу, где он сам будет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет«Брак поневоле». Под его руководством работают хореограф Бошан и Люлли. С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. Вместе они сочиняют «Брак поневоле» (1664), «Принцессу Элиды» (1664), «Любовь-целительницу» (1665), «Жоржа Дандена» (1668), «Господина де Пурсоньяк» (1669), «Блистательных любовников» (1670) и «Психею» (1671, в сотрудничестве с Корнелем). 14 октября 1670 года в замке Шамбор впервые представлена их самая знаменитая совместная работа — «Мещанин во дворянстве» (28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия). Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе турецкой церемонии) и завершающего пьесу большого «Балета наций».
«Кадм и Гермиона» — первая опера Люлли — написана на либретто Филиппа Кино на сюжет, выбранный королём из нескольких вариантов. Премьера состоялась 27 апреля 1673 года в театре Пале-Рояль (после смерти Мольера король передает его Люлли). Одной из главных черт новой оперы стала особая выразительность мелодекломации. По свидетельству современников Люлли часто ходил слушать игру великих трагических актёров. Причем оттенки этой игры — паузы, повышение и понижение тона и пр. — тут же курсивом наподобие стенографии воспроизводил в своем блокноте. Он сам подбирал себе музыкантов и певцов, сам воспитывал их, руководя репетициями и дирижируя со скрипкой в руках. Всего им сочинено и поставлено тринадцать трагедий на музыке: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678, оперная версия трагедии-балета 1671 г.), «Беллерофонт» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1686). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) на стихи Жана Гальбера де Кампистрона уже после смерти Люлли была закончена его учеником, Паскалем Колласом. К этому ряду можно добавить «героическую пастораль» «Ацис и Галатея» поставленную в 1686 г. и неоднократно возобновлявшуюся.
15 февраля 1686 года была впервые исполнена последняя и, как принято считать, лучшая опера Люлли, «Армида». Сотрудником его, как и в большинстве других случаев, выступил Кино, взявший сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Т.Тассо. В отличие от предыдущих «трагедий на музыке» премьера «Армиды» состоялась в Париже, а не при дворе. После брака с м-м де Ментенон, сторонившейся театра и оперы, как и вообще — светских развлечений, король отдалился от композитора.
8 января 1687 года, дирижируя Те Деумом по случаю выздоровления короля, Люлли поранил ногу наконечником трости, которой в то время отбивали такт. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену. 22 марта 1687 года композитор скончался.

Арканджело Корелли
1653-1713

Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог. Учился музыке в конце 60-х гг. в Болонье. В дальнейшем изучал композицию в Риме (1675), где с 1679г. работал концертмейстером оркестра в оперном театре. В 1687 - 90гг. служил дирижером-концертмейстером у кардинала Б. Панфили, с 1690г. до конца жизни - руководитель инструментальной капеллы кардинала П. Оттобони.

В России произведения Корелли впервые прозвучали в 1721г.. Корелли вошел в историю музыки как один из творцов скрипичной сонаты и жанра concerto grosso, послужившего основой развития симфонический музыки, а также как основоположник итальянской школы скрипичного искусства. На тему Корелли La folia написал одно из значительных фортепианных сочинений С. Рахманинов (Вариации на тему Корелли).

Сочинения: 12 concerti grossi (1714), 48 трио-сонат (4 сб. по 12 трио-сонат, изд. в 1681, 1685, 1689, 1694), 12 сонат для скрипки соло с басом (1700

Томазо Альбинони
1671-1750

Итальянский композитор и скрипач. Наряду с А. Вивальди - крупнейший представитель венецианской школы позднего барокко. С юношеских лет обучался игре на скрипке, пению, контрапункту. Выходец из буржуазной среды, Альбинони первоначально получил известность как просвещённый любитель музыки (свои сочинения подписывал как "венецианский дилетант" - "dillettanta venete").

Позднее его деятельность приобрела профессиональный характер, с 1711г. на титульных листах произведений Альбинони указывается - "музыкант-скрипач" ("musico di violino"). Автор свыше 50 опер, шедших на сценах венецианских театров, в т. ч. "Гризельда" (1703), "Покинутая Дидона" (1725), "Артамена" (1740), и кантат (ныне полностью забыты). Основное значение имеет инструментальное творчество Альбинони. Его симфонии, скрипичные концерты, сонаты и трио-сонаты отличаются полифоническим мастерством, пластичностью разработки тематического материала. В симфониях и концертах им предвосхищены некоторые стилистические черты классической симфонии. И. С. Бах, высоко ценивший произведения Альбинони, сделал обработки 2 фуг из сборника трио-сонат ор. 1 (№№. 3 и 8). Довольно часто композиторы, предельно известные при жизни, после смерти быстро оказываются забыты, и только через многие десятки и сотни лет переживают возрождение. Так было с Бахом, Вивальди, другими ныне известными композиторами. Однако открытие творчества итальянского композитора Томазо Альбинони особенно тем, что общество XX века открыло его благодаря произведению, которое сам композитор вряд ли даже признал бы своим. Речь идет о знаменитом "Адажио" для органа и струнных, основанном на фрагменте рукописи, открытой в Дрезденской государственной библиотеке после II Мировой войны Ремо Джацотто, миланским исследователем музыки, который в то время заканчивал биографию Альбинони и каталог его музыки. Дошли только партия баса и шесть тактов мелодии, вероятно, являющиеся фрагментом медленной части трио сонаты. Джацотто "воссоздал" ныне известное "Адажио" около 1945г., основываясь на сохранившемся фрагменте. Так как он предполагал, что пьеса написана для исполнения в церкви, он добавил орган. По иронии судьбы, именно благодаря произведению, большая часть которого является творением 20 века, по всему миру прокатился ренессанс творчества Альбинони.

Сочинения: Sonate a tre, ор. 1 (1694); Sinfonie e concerti a 5, ор. 2 (1700); Balleti a 3, ор. 3 (1701); Senate a due, ор. 4 (1704); Concerti a 5, ор. 5 (1707), ор. 7 (1713), ор. 9 (1721); Sonate per violino solo e basso continue (ок. 1718); Sonate e Balletti, ор. 8 (ок. 1722) и др.

Дитрих Букстехуде
ок. 1637-1707

Немецкий композитор, органист. Самый крупный представитель северогерманской органной школы добаховской эпохи. Музыке обучался у отца И. Букстехуде, жившего в Швеции и Дании. Творческая жизнь Букстехуде прошла в Германии, куда он переселился в 1668г., стал церковным органистом в Любеке, где завоевал славу выдающегося композитора и органиста-виртуоза. Он писал разнообразные композиции, которые исполнял на организованных им в 1673г. воскресных "Вечерних концертах" (Abendmusik) в предрождественский период в церкви Марии в Хельсингборге. На эти концерты собирались музыканты со всей Европы. Среди слушателей был и молодой И.С.Бах, который в 1705г. проделал немалый путь, добираясь пешком до Любека из Арнштадта. Игра Букстехуде отличалась богатой фантазией, своеобразием форм импровизации. В творчестве и исполнительстве Букстехуде явился одним из непосредственных предшественников Баха. Из его многочисленных сочинений сохранилось немногое. Хотя Букстехуде является автором сочинений в разных жанрах - например, скрипичных сонат, пьес для клавесина, светской вокальной музыки, духовных кантат и других видов церковной музыки, - все же главным в его наследии является органное творчество: именно оно отличается наибольшей самобытностью и оказало мощное влияние на следующее поколение немецких музыкантов. Известно свыше 120 произведений ораториально-каитатного жанра, вокальных концертов, арий и т. п. с инструментальным сопровождением; 7 сонат, трио-сонаты, сюиты для камерного ансамбля, прелюдии, фуги, канцоны, токкаты, чаконы, обработки хоралов для органа. Стиль Букстехуде отмечен большой смелостью, богатством фантазии, он весьма индивидуален и часто ярко виртуозен

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.011 с.)