Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное искусство Средневековья. Жанры. Особенности музыкального языка.

Поиск

Формирование светских жанров в этот период было подготовлено творчеством бродячих музыкантов - жонглеров, менестрелей и шпильманов, которые были певцами, актерами, циркачами и инструменталистами в одном лице. К жонглерам, шпильманам и менестрелям присоединялись также ваганты и голиарды - неудачливые студенты и беглые монахи, несшие в "артистическую" среду грамотность и определенную эрудированность. Народные песни звучали не только на формирующихся национальных языках (французском, немецком, английском и других), но и на латинском. Странствующие студенты и школяры (ваганты) нередко обладали большим мастерством в латинском стихосложении, что придавало особую остроту их обличительным песням, направленным против светских феодалов и католической церкви. Постепенно бродячие артисты стали образовывать цехи, оседать в городах.

В этот же период выдвигается своеобразная "интеллигентская" прослойка - рыцарство, в среде которого (в периоды перемирий) также разгорается интерес к искусству. Замки превращаются в центры рыцарской культуры. Слагается свод правил рыцарского поведения требовавшей "куртуазного" (изысканного, вежливого) поведения. В 12 веке в Провансе при дворах феодальных сеньоров зарождается искусство трубадуров, представлявшее собой характерное выражение новой светской рыцарской культуры провозглашающей культ земной любви, наслаждения природой, земными радостями. По кругу образов музыкально-поэтическое искусство трубадуров знало немало разновидностей, связанных преимущественно с любовной лирикой или воинскими, служебными песнями, отражавшими отношение вассала к своему сюзерену. Нередко любовная лирика трубадуров облекалась в форму феодального служения: певец признавал себя вассалом дамы, которой обычно являлась жена его сеньора. Он воспевал ее достоинства, красоту и благородство, прославлял ее господство и "томился" по недосягаемой цели. Конечно, в этом было много условного, продиктованного придворным этикетом того времени. Однако часто за условными формами рыцарского служения таилось неподдельное чувство, ярко и впечатляюще выраженное в поэтических и музыкальных образах. Искусство трубадуров было во многом передовым для своего времени. Внимание к личным переживаниям художника, акцент на внутреннем мире любящей и страдающей личности говорят о том, что трубадуры открыто противопоставили себя аскетическим тенденциям средневековой идеологии. Трубадур прославляет реальную земную любовь. В ней видит он "источник и происхождение всех благ".

Под влиянием поэзии трубадуров сложилось творчество труверов, которое было более демократичным (большинство труверов - выходцы из горожан) Здесь разрабатывались те же темы, сходен был и художественный стиль песен. В Германии столетием позже (13 в.) сформировалась школа миннезингеров, в которой чаще, чем у трубадуров и труверов, разрабатывались песни морально-назидательного содержания, любовные мотивы нередко приобретали религиозную окраску, связывались с культом девы Марии. Эмоциональный строй песен отличался большей серьезностью, углубленностью. Миннезингеры по большей части служили при дворах, где и устраивали свои состязания. Известны имена Вольфрама фон Эшенбаха, Вальтера фон дер Фогельвейде, Тангейзера - героя знаменитой легенды. В опере Вагнера основанной на этой легенде, центральной картиной является сцена состязания певцов, где герой к всеобщему возмущению прославляет земные чувства и наслаждения. Либретто "Тангейзера" написанное Вагнером - образец замечательного проникновения в мироощущение эпохи, воспевающей нравственные идеалы, призрачную любовь и находящейся в постоянной драматической борьбе с греховными страстями.

Церковные жанры

Григорианский хорал. В раннехристианской церкви существовало множество вариантов церковных напевов и латинских текстов. Возникла необходимость создания единого культового ритуала и соответствующей ему богослужебной музыки. Этот процесс завершился к рубежу 6 и 7вв. папой Григорием I. Церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределенные в пределах церковного года, составили официальный свод - антифонарий. Входящие в него хоровые мелодии стали основой богослужебного пения католической церкви и получили название григорианского хорала. Он исполнялся одноголосно хором или ансамблем мужских голосов. Развитие напева происходит неторопливо и основывается на варьировании начальной попевки. Свободный ритм мелодии подчинен ритму слов. Тексты - прозаические на латинском языке, само звучание которого создавало отрешённость от всего мирского. Мелодическое движение плавное, если появляются небольшие скачки, то они сразу же компенсируются движением в обратную сторону. Сами мелодии григорианских песнопений распадаются на три группы: речитацию, где каждому слогу текста соответствует один звук напева, псалмодию, где допускается распевание некоторых слогов и юбиляцию, когда слоги распевались в сложных мелодических узорах, чаще всего "Аллилуйя" ("Хвала богу"). Большое значение, как и в других видах искусства, имеет пространственная символика (в данном случае "верх" и "низ"). Весь стиль этого одноголосного пения, отсутствие в нем "второго плана", "звуковой перспективы" напоминает принцип плоскостного изображения в средневековой живописи.
Гимн. Расцвет гимнотворчества относится к 6 в. Гимны, отличавшиеся большей эмоциональной непосредственностью, несли в себе дух мирского искусства. Они основывались на мелодиях песенного склада, близких народным. В конце V века они были изгнаны из церкви, но на протяжении веков бытовали как внебогослужебная музыка. Возвращение их в церковный обиход (9в.) явилось своеобразной уступкой мирским чувствам верующих. В отличие от хоралов, гимны опирались на стихотворные тексты, причем специально сочиненные (а не заимствованные из священных книг). Это определило более четкую структуру напевов, а также большую свободу мелодии, не подчиненной каждому слову текста.
Месса. Ритуал мессы складывался в течение многих столетий. Последовательность ее частей в главных чертах определилась к 9в., окончательный же свой вид месса приобрела лишь к XI веку. Длительным был и процесс формирования ее музыки. Наиболее древний вид богослужебного пения - псалмодия; непосредственно связанная с самим литургическим действом, она звучала на протяжении всей службы и исполнялась священниками и церковными певчими. Введение гимнов обогатило музыкальный стиль мессы. Гимнические напевы звучали в отдельные моменты ритуала, выражая коллективные чувства верующих. Поначалу их пели сами прихожане, позже - профессиональный церковный хор. Эмоциональное воздействие гимнов было настолько сильным, что они постепенно стали вытеснять псалмодию, занимая в музыке мессы главенствующее место. Именно в виде гимнов оформились пять основных частей мессы (так называемый ординарий).
I. "Kyrie eleison" ("Господи, помилуй") - мольба о прощении и помиловании;
II. "Gloria" ("Слава") - благодарственный гимн творцу;
III. "Credo" ("Верую") - центральная часть литургии, в которой излагаются основные догматы христианского вероучения;
IV. "Sanctus" ("Свят") - троекратно повторенное торжественно-светлое восклицание, сменяющееся приветственным возгласом "Osanna", который обрамляет центральный эпизод "Benedictus" ("Благословен тот, кто грядет");
V. "Agnus Dei" ("Агнец божий") - еще одна мольба о помиловании, обращенная к принесшему себя в жертву Христу; завершается же последняя часть словами: "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир").
Светские жанры

Вокальная музыка
Средневековое музыкально-поэтическое искусство носило большей частью любительский характер. Оно предполагало достаточный универсализм: один и тот же человек был и композитором, и поэтом, и певцом, и инструменталистом, поскольку песня часто исполнялась в сопровождении лютни или виолы. Большой интерес представляют стихотворные тексты песен, особенно образцы рыцарского искусства. Что же касается музыки, то она испытала влияние григорианских песнопений, музыки бродячих музыкантов, а также музыки восточных народов. Часто исполнителями, а иногда и авторами музыки песен трубадуров были жонглёры, которые странствовали с рыцарями, сопровождая их пение и выполняя функции слуги и помощника. Благодаря этому сотрудничеству, стирались границы между народным и рыцарским музыкальным творчеством.
Танцевальная музыка Областью, в которой значение инструментальной музыки проявилось особенно сильно, была музыка танцевальная. С конца XI века возникает целый ряд музыкально-танцевальных жанров, предназначенных исключительно для исполнения на инструментах. Ни один праздник урожая, ни одна свадьба или другое семейное торжество не обходилось без танцев. Танцы часто исполнялись под пение самих танцующих или под рожок, в некоторых странах - под оркестр, состоящий из трубы, барабана, звонка, тарелок.
Бранль Французский народный танец. В средние века был самым популярным в городах и деревнях. Вскоре после своего появления привлёк внимание аристократии и стал бальным танцем. Благодаря простым движениям, бранли могли танцевать все. Его участники держатся за руки, образуя закрытый круг, который может разбиваться на линии, превращаясь в зигзагообразные ходы. Существовало много разновидностей бранля: простой, двойной, весёлый, конский, бранль прачек, бранль с факелами и др. На основе движений бранля построены гавот, паспье и бурре, из бранля постепенно возник менует.
Стелла Танец исполняли паломники, пришедшие в монастырь, чтобы поклониться статуе Девы Марии. Она стояла на вершине горы, освещённая солнцем, и казалось, что от неё струится неземной свет. Отсюда и возникло название танца (stella - от лат. звезда). Люди танцевали в едином порыве, потрясённые великолепием и чистотой Божьей матери.
Кароль Был популярен в 12в. Кароль - открытый круг. Во время исполнения кароля танцующие пели, держась за руки. Впереди танцующих шел запевала. Припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то убыстрялся и переходил в бег.
Танцы смерти В период позднего средневековья в европейской культуре тема смерти стала довольно популярной. Эпидемия чумы, уносящая огромное количество жизней повлияла на отношение к смерти. Если раньше она была избавлением от земных страданий, то в XIII в. её воспринимали с ужасом. Смерть изображалась в рисунках и гравюрах в виде пугающих образов, обсуждалась в текстах песен. Танец исполняется в кругу. Танцующие начинают двигаться, будто их влечёт неведомая сила. Постепенно ими овладевает музыка, которую наигрывает посланец Смерти, они начинают танцевать и в конце падают замертво.
Бассдансы Променадные танцы-шествия. Они носили торжественный характер и технически были несложными. Собравшиеся на пир в своих лучших нарядах проходили перед хозяином, как бы демонстрируя себя и свой костюм - в этом и заключался смысл танца. Танцы-шествия прочно вошли в придворный быт, без них не обходилось ни одно празднество.
Эстампи (эстампиды) Парные танцы, сопровождавшиеся инструментальной музыкой. Иногда "эстампи" исполнялось втроем: один мужчина вел двух женщин. Большую роль играла музыка. Она состояла из нескольких частей и обусловливала характер движений и количество тактов, приходящееся на каждую часть.

Трубадуры:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.01 с.)