Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романтизм образно-смысловое наполнение

Поиск

Романтизм пришёл на смену классицизму, неся разочарование в идеалах эпохи Просвещения, противопоставив стихию чувства бездушному практицизму, подчинению жизни усреднённо-трезвому разуму. Результаты Великой французской революции воспринимались творческой интеллигенцией, как злая насмешка над самопожертвованием во имя великих идей. Всё это породило стремление уйти от действительности в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Характерное для классицизма стремление к правдивому отображению действительности сменилось тягой к вымыслу, интерес к античному искусству проявляется в экзальтированном переживании его образов. Возникает тип надломленного, разочарованного, не понятого окружением героя, наполненного горьким сарказмом - "нового Гамлета". Одиночество и трагический конфликт между героем и окружающей его средой стал наиболее распространённой темой в литературе. Характерна идеализация образов старины, создание искусственных развалин в парках, мраморных статуй с отбитыми руками, античных руин на картинах и др. Происходит некая географическая мистификация - перенесение действия в "дальние страны", в которых автор никогда не был, или которые существуют лишь в его воображении.

Возникновение романтического мироощущения носит закономерный характер. Продолжается раскачивание некоего маятника: от рационального к иррациональному, от материального к мистическому, от античности к средневековью, к эпохе Возрождения, к барокко и рококо к классицизму и, наконец, - к романтизму. Так на протяжении нескольких веков господству разума приходило на смену чувственное и мистическое мироощущение. Типичен интерес к стилям, родственным романтизму - барокко и готике, обращение к христианской культуре средневековья. В начале 19 в. вновь началось строительство храмов, в живописи возникли религиозные темы, в 1831 г. В. Гюго написал роман "Собор Парижской Богоматери". В Италии молодые архитекторы стали изучать не только римскую, но и готическую архитектуру.

Возникает стремление к познанию истоков культуры, поиск своих собственных народных источников творчества. Отсюда интерес к национальной культуре, к её корням, образование различных национальных школ. Наиболее ярко это проявилось в музыке. Величайшие композиторы, с именами которых связан расцвет национальных школ - Ф.Шопен (польская), Ф.Лист (венгерская), Р.Шуман (немецкая), Дж. Верди (итальянская), Э. Григ (норвежская) и др.

Основной тенденцией романтического искусства явилось стремление к отображению внутреннего мира личности, различных проявлений чувства, преобладающего над разумом. Музыка как выразитель эмоционального начала не имеет себе равных среди всех искусств. Не случайно она была объявлена романтиками идеальным видом искусства. Возникают новые сложные многогранные музыкальные образы, опирающиеся на литературные, живописные и другие источники. Для более точного восприятия слушателями музыкальные произведения связывались с программой, т.е. выраженной словами системой образов, которая была заложена в названии произведения или в более подробном описании. Здесь представлена 4 часть Фантастической симфонии Г.Берлиоза "Шествие на казнь". Согласно подробной программе произведения, предпосланной самим автором, в этой части герой, погрузившийся в опиумный сон, видит, как, убив свою возлюбленную, он шествует на казнь. В конце части мы слышим голос кларнета - последнюю мысль о любви, прерванную роковым ударом гильотины.

Трагические сюжеты вообще характерны для романтических произведений. В них героев ожидает гибель, страдания или трагическое разочарование в жизни.

В эпоху романтизма пробуждается острый интерес к индивидуальности музыканта, к особенностям его личности. Чрезвычайно популярными стали сольные концерты, повлиявшие на развитие концертной эстрады. Многие композиторы этого периода сами были прекрасными исполнителями, что повлияло на характер их творчества (Ф.Лист, Н.Паганини, Ф.Шопен). Замечательно, что музыка несла на себе не только индивидуальность исполнителя, но и условия исполнения произведения. Это могла быть концертная эстрада, аристократический салон или небольшой круг любителей. Новые образы и художественные задачи породили мощный расцвет выразительных средств, выдвижение новых жанров. Музыкальный романтизм аккумулировал в себе достижения предыдущих поколений музыкантов, обогатил их уникальными выразительными средствами и небывалыми до той поры эмоциональными состояниями. Результатом их развития стало возникновение импрессионизма и экспрессионизма.

Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

Среди представителей романтизма известны такие композиторы 19 века, как Карл Вебер, Роберт Шуман, Франц Шуберт, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

Ференц Лист

Будущий великий композитор родился в семье виолончелиста. Отец учил его музыке с ранних лет. Ребенком он пел в хоре и обучался игре на органе. Когда Францу исполнилось 12 лет, его семья переехала в Париж, чтобы мальчик смог обучаться музыке. В консерваторию его не приняли, однако, уже с 14 лет он сочиняет этюды. Такие известные композиторы 19 века, как Берлиоз, Паганини, оказали на него большое влияние. Паганини стал настоящим кумиром Листа, и он решил оттачивать собственное мастерство игры на пианино. Концертная деятельность 1839–1847 годов сопровождалась блистательным триумфом. В эти годы Ференц создал знаменитый сборник пьес «Годы странствий». Виртуоз игры на пианино и любимец публики стал настоящим воплощением эпохи. Ференц Лист сочинял музыку, написал несколько книг, преподавал, вел открытые уроки. К нему съезжались композиторы 19 века со всей Европы. Можно сказать, что практически всю свою жизнь он занимался музыкой, поскольку творил в течение 60 лет. И поныне его музыкальный талант и мастерство являются образцом для подражания современных пианистов.

Рихард Вагнер

Гениальный немецкий композитор создавал музыку, которая никого не могла оставить равнодушным. У нее были как поклонники, так и яростные противники. Вагнер с детства был увлечен театром, а в 15 лет задумал создать трагедию с музыкой. В 16 лет он привез в Париж свои сочинения. В течение 3 лет он тщетно пытался поставить оперу, но никто не хотел иметь дело с неизвестным музыкантом. Такие популярные композиторы 19 века, как Ференц Лист и Берлиоз, с которыми он познакомился в Париже, не приносят ему везения. Он пребывает в нищете, и никто не хочет поддерживать его музыкальные идеи. Потерпев неудачу во Франции, композитор возвращается в Дрезден, где начинает работать дирижером в придворном театре. В 1848 году он эмигрировал в Швейцарию, так как после участия в восстании был объявлен преступником. Вагнер осознавал несовершенство буржуазного общества и зависимое положение художника. В 1859 году он воспевает в опере «Тристан и Изольда» любовь. В произведении «Парсифаль» утопически представлено всеобщее братство. Зло повергнуто, и побеждают справедливость и мудрость. Все великие композиторы 19 века испытали влияние музыки Вагнера и извлекли уроки из его творчества.

В XIX веке сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа в России. В русской музыке есть два периода: ранний романтизма и классический. К первому относятся такие русские композиторы 19 века, как А. Варламов, А. Алябьев, А. Верстовский, А. Гурилев.

Михаил Глинка

Михаил Глинка основал композиторскую школу в нашей стране. Русский дух присутствует во всех его музыкальных произведениях. Такие знаменитые оперы, как «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» пронизаны патриотизмом. Глинка обобщил характерные черты в народном музыкальном творчестве, использовал старинные напевы и ритмы народной музыки. Композитор был также новатором и в музыкальной драматургии. Его творчество – это подъем национальной культуры. Русские композиторы подарили миру множество гениальных произведений, которые и в наши дни покоряют сердца людей. Среди гениальных русских композиторов XIX века увековечены такие имена, как М. Балакирев, А. Глазунов, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский. Классическая музыка ярко и чувственно отображает внутренний мир человека. На смену строгому рационализму пришла романтика XIX века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.01 с.)