Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Романтизм как ведущее художественное направление в литературе 1800 - 1820-х гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Романтизм, – как домовой: многие верят ему; есть убеждение, что он существует, но где его приметы, как обозначить его, как наткнуть на него палец?» – писал П.А. Вяземский В.А. Жуковскому 23 декабря 1824 г., т.е. в самый разгар нового литературного движения. Литературная критика того времени, литературные журналы, частная переписка писателей - все полны споров об идейном и художественном содержании этого понятия. Романтизм вторгся в русскую литературу в 1806 г. с появлением элегии Жуковского «Вечер»; опубликованная же в 1809 г. баллада Жуковского «Людмила» окончательно утвердила новое направление в русской литературе начала XIX в. В данном случае русской литературе не пришлось догонять западноевропейскую: переводы и оригиналы новинок мировой романтической литературы (Г. Бюргера и Т. Грея, Ш. Нодье и В. Ирвинга; позже – Дж. Байрона, В. Скотта, Э.Т.А. Гофмана и др.) шло параллельно формированию романтической поэзии и прозы в русской литературе. В 1820-ых гг. русская литература практически догнала западноевропейскую, а с 1825 г. опыт зарубежного романтизма стал уже критически осмысливаться русскими писателями. Эволюция отношения Пушкина к творчеству Байрона очень показательна. Романтизм вырос на почве сентиментального направления. Романтики провозгласили безусловной ценностью внутренний мир личности и в этом отношении они выступают прямыми наследниками сентименталистов. Однако романтическая концепция человеческого характера, в отличие от сентиментализма, предельно субъективна. Романтизм, по словам И.С. Тургенева, – это «апофеоза личности», защита ее прав, утверждение абсолютной свободы человеческой индивидуальности. Личность у романтиков стоит в центре мироздания и, как правило, находится в неразрешимом конфликте с окружающим ее миром (не только социальным миром, но и миром космоса - с мирозданием в целом). Разлад между идеалом и действительностью принимает в романтизме особую остроту и напряженность. Отсюда характерное для романтических произведений двоемирие: пошлое, обыденное здесь - и чудесное, непостижимое там. При этом в творчестве одних романтиков может возобладать мысль о господстве каких-то непостижимых, загадочных сил, вынуждающих личность смириться перед судьбой; у других - лирический герой готов бросить вызов этим силам, померяться с ними - даже ценой собственной гибели (Байрон, Лермонтов). Лирический герой в произведениях романтического направления всегда выступает alter ego («вторым Я») автора, его двойником. Основному положению эстетики классицизма - «подражание природе» - романтики противопоставили творческую активность художника с его правом на преображение реального мира. Художник творит свой собственный мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, нежели окружающая его внешняя объективная реальность. Именно искусство, художественное творчество, с точки зрения романтиков, способно понять подлинную сущность и глубокий, таинственный смысл мироздания. Романтики защищали творческую свободу художника и отвергали рационалистическую эстетику классицизма с его установкой на нормативность. Оценивая повседневную жизнь современной цивилизации как бездуховную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычайному. Они обращались к фантастике, народным преданиям, минувшим историческим эпохам. Романтики не только открыли неповторимое своеобразие, исключительность человеческой индивидуальности, но и неповторимое своеобразие национального мира разных народов, своеобразие разных исторических эпох. Они впервые в истории литературы выдвинули требования историзма и народности искусства (народность и историзм понимались в начале как верное воссоздание колорита места и времени). Своеобразие романтизма в России связано как с общественно-идеологической атмосферой русской жизни 1-ой половины XIX в., так и с особенностями развития литературы как художественного явления. Русский романтизм в начале своего формирования более связан с предшествующими ему стилистическими традициями литературы Просвещения, сентиментализма и даже классицизма (в творчестве декабристов). Хронологические рамки романтизма можно приблизительно ограничить 1806-1845 гг. Существенной гранью в истории русского романтизма является 1825 г. Романтизму 1820-х гг., возникшему в условиях роста национального сознания после Отечественной войны 1812 г. и формирования дворянской революционности, в целом чужды ирония и пессимистические мотивы «байронического» характера - со стороны декабристов подобные настроения подвергались суровой критике. Кризис дворянской революционности создал почву для появления в России романтизма, типологически близкого к романтизму Байрона. С этим течением связано творчество Пушкина периода «южных поэм», а позднее - поэзия А. Полежаева, позднего Е. Баратынского, Лермонтова. В целом же внутри русского романтизма можно выделить несколько течений: созерцательно-психологическое (Жуковский, Батюшков); гражданское (декабристы, отчасти ранний Пушкин); «байроническое»; наконец, философское (творчество кружка поэтов-»любомудров» 1830-х годов (Д.В. Веневитинов, С.П. Шевырев, А.С. Хомяков), поэзия позднего Баратынского, Тютчева. Романтизм 1820-х годов вызвал к жизни расцвет поэтических жанров. Особое значение для становления романтической поэтики приобрели лирические жанры элегии и баллады; позднее - жанр лирической и лиро-эпических поэм, восходящих к «восточным» поэмам Байрона. Поэма сыграла значительную роль в становлении романтической прозы (повести, исторического романа). В русле романтического движения решался вопрос о создании большой эпической формы - оригинального русского романа. Особое значение здесь имела тенденция к циклизации романтических повестей и рассказов (т.е. объединение внешне самостоятельных произведений в единое целое). Этой тенденции обязаны своим появлением «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. 2.1. Поэзия Васи́лия Андре́евича Жуковского и Константи́на Никола́евича Батюшкова
Творчество этих поэтов, как уже говорилось ранее, принадлежит общему течению русского романтизма – его принято называть созерцательным, психологическим или эллегическим. Свойственное реализму противопоставление идеала и действительности воплотилось в их поэзии как противопоставление реального мира - миру мечты, идеала. Мечтательность - существенная черта и «туманной» поэзии Жуковского и пластически ясной, грациозной музы Батюшкова. В.А. Жуковский (1783 – 1852) – основоположник русского романтизма в целом. Вот почему его творчество так высоко оценил Белинский: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его русской литературе! Его романтическая муза... дала русской поэзии душу и сердце, познакомив ее с таинством страданий, утрат, мистических откровений и полного тревоги стремления «в оный таинственный свет», которому нет имени, нет места, но в котором юная душа чувствует свою родную, заветную сторону... он дал возможность содержания для русской поэзии... без Жуковского мы не имели бы Пушкина». В творчестве Жуковского впервые был выражен внутренний мир личности поэта, появлялся психологический анализ душевных переживаний лирического героя. Это было крупнейшим новаторством: до Жуковского непосредственного отражения поэтической индивидуальности в русской поэзии не было. Жанровая иерархия классицизма исключала саму возможность индивидуального авторского стиля. Державин разрушал жанровые каноны классицизма, однако авторский образ в его поэзии имеет чисто внешние, биографические черты, мир внутренних, субъективных переживаний в его лирике героя в русской поэзии связано с именем Жуковского. В раннем своем творчестве Жуковский выступает как продолжатель сентименталистской поэзии. Первые поэтические опыты Жуковского-романтика связаны с его обращением к элегии - жанру по преимуществу лирическому, субъективному, прекрасно передающему настроение грусти, скорби, разочарования и меланхолии. Таковы элегии Жуковского «Вечер», «Минувших дней очарованье», «Невыразимое». В двух последних особенно ярко отразилась свойственная романтизму концепция двоемирия, т.е. несовместимости идеального, духовного и обыденного, материального. Лирический герой Жуковского стремится вырваться из здешнего мира в иной чудесный, таинственный мир, который существует где-то «там», внеземной реальности. Особое место в творчестве Жуковского занимают баллады. Этот жанр, восходящий к традициям английской народной поэзии, был очень популярен в западноевропейской литературе романтизма. Содержание баллад было в основном драматично, в них часто использовались легенды и исторические предания, овеянные мрачным, фантастическим колоритом. Первая же баллада Жуковского «Людмила» (1808), являвшаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Г.А. Бюргера «Леонора», имела огромный успех. В основе ее лежала средневековая легенда о невесте и видении ей жениха, убитого в дальних странах. В «Людмиле», как и в других балладах Жуковского, отчетливо выразилась идея о трагической обреченности человека, бессильного в борьбе с роком («Смертных ропот безрассуден»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.007 с.) |