Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Русская литература XVIII в. как явление переходной эпохи. 2. Литература в эпоху реформ Петра I. 3. Особенности русского классицизма. Теория "трех штилей". 4. Реформа русского стихосложения (Васи́лий Кири́ллович Тредиаковский, М.В. Ломоносов). 5. Сентиментализм как развитие идей Просвещения. Творчество Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза"), Алекса́ндр Никола́евич Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).
Список использованной литературы 1. История русской литературы. Том первый. Литература XI – начала XIII века / под ред. А.С. Орлов, В.П. Адрианова-Перетц, Н.К. Гудзий. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 1156 с. - ISBN 9785998916694; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41333 (06.10.2015). 2. История отечественной литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Т. А. Алпатова, А. П. Ауэр, И. А. Беляева и др.]; под ред. С. А. Джанумова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с. – (Сер. Бакалавриат). 1. «Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии», – писал Пушкин, отлично зная при этом, что ее истоки уходят в глубокую древность. Словом «вдруг» Пушкин подчеркивал особый, беспримерный характер динамического развития России в ту пору. XVIII в. – это эпоха стремительного становления новой русской литературы. За несколько десятилетий русская литература наверстала свое отставание от западной. Литературные явления этого периода так спрессованы во времени, что уже в эпоху классицизма возникают элементы сентиментализма; новое силлабо-тоническое стихосложение (см. об этом ниже) сосуществует с архаическими виршами. Говоря о литературе XVIII в., мы часто сталкиваемся с такими явлениями, которые, не представляя собой интереса с эстетической, художественной точки зрения, имеют большое значение с точки зрения историко-литературного процесса. Стихи В.К. Тредиаковского почти невозможно читать, но он является создателем современного стихосложения. И никто иной, как Пушкин заступился за Тредиаковского, когда И.И. Лажечников в своем историческом романе «Ледяной дом» вывел поэта XVIII в. в образе ничтожного шута: «Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихосложении обширнейшие понятия... Вообще изучения Тредиаковского приносят более пользы, нежели изучение прочих наших писателей». Периодизация русской литературы XVIII в. традиционно опирается на ведущие стилистические направления в художественной культуре того времени. В целом ее можно представить в виде следующей таблицы:
Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский): Секуляризация (история) – в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой. Сентиментализм – художественное направление (в России - в конце 18 и нач. 19 в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительносью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы Реализм -1. Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. 2. Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве. Литература петровского времени. Первая четверть XVIII в. ознаменовалась крупнейшими преобразованиями в экономической, политической и культурной жизни России. Петровские реформы положили начало процессу европеизации России, и этот процесс захватил и область литературного творчества. Литература нового времени решительно выходила из-под церковного влияния, усваивала европейскую концепцию просвещенного абсолютизма, имея перед своими глазами живой пример Петра I. Петр I, в свою очередь, стремился использовать литературу для государственных нужд, для пропаганды новых идей. Особо учительный, открыто дидактический характер русской литературы петровской эпохи сохранится в течение всего XVIII в. и приобретает новое качество в русской классике века XIX. Однако русская литература первой четверти XVIII в. по своим художественным возможностям явно отставала от потребностей времени, от размаха петровских преобразований. Недаром петровскую эпоху часто называют самой «нелитературной эпохой» в русской истории. Литература 1700-1720-х гг. представляет собой странную картину смешения старого и нового, она в целом еще носит переходный характер. В петровское время продолжает существовать и развиваться старая рукописная традиция древнерусской литературы - она сохраняется на периферии общего литературного процесса в России до конца XVIII в., а некоторые ее явления доживут и до наших дней (старообряднические эстахологические сочинения и публицистика). Секуляризация культуры повлекла за собой освобождение художественного творчества; другое дело, что писатель зачастую не знал, как этой свободой распорядиться. Литература при Петре не только служит практическим целям, она еще и развлекает, осваивает новые, некогда запретные для нее темы. Древнерусская литература почти не знала любовной темы (за редкими исключениями любовь трактуется как наваждение дьявола; признавалась только супружеская любовь). В петровскую эпоху распространяется любовная лирика (так называемые «канты»), в которой фольклорные образы из народной поэзии мирно сосуществовали с античными мифологическими мотивами. Особую популярность приобрели светские повести с увлекательным приключенческим сюжетом. Эти повести распространялись в рукописях, были анонимны и строились по типу популярных в конце XVII - начале XVIII вв. переводных новелл и авантюрных романов. Однако героем этих повестей становился молодой человек, типичный для петровской эпохи. Обычно незнатный, но получивший образование, энергичный и предприимчивый, он добивался славы, богатства, признания исключительно благодаря своим личным заслугам. Такова «История о российском матросе Василии Кориотском и королевне Ираклии Флорентийской земли». Стиль этой повести отличается поразительной эклектикой - наряду с традиционной галантной лексикой переводных рыцарских романов - варваризмы и канцеляризмы, восходящий к деловой письменности петровского времени, языку газет «Ведомостей» и «Курантов» и даже языку переводных учебников по естествознанию и точным наукам. Эти повести наиболее ярко обнаруживали ахиллесову пяту петровской культуры в целом: отсутствие литературного языка, который бы смог адекватно передать те новые понятия в области культуры, философии, политики, что принесла с собой эпоха петровских преобразований. Задачу создания нового литературного русского языка писатели петровской эпохи завещали новому поколению литераторов. В петровской литературе продолжали развиваться традиции школьной драмы. Тут большую роль сыграло возникновение школьного театра в стенах Славяно-Греко-Латинской академии. Религиозные сюжеты в этом драматическом жанре вытеснялись светскими, повествующими о политических злободневных событиях, содержащими панегирики Петру I и его сподвижникам. В дальнейшем публицистический и панегирический характер драматургии еще более усиливается. Жанр школьной драмы занял центральное место в творчестве Феофана Прокоповича (1681-1736) - блестящего оратора, публициста, драматурга и поэта. Центральное место в его творчестве занимает трагикомедия «Владимир» (1705 г.). Изображая в этой пьесе события, связанные с принятием на Руси христианства при Владимире, Феофан аллегорически прославлял преобразования Петра и сатирически высмеивал его противников. Трагикомедия «Владимир» несла в себе черты будущей классицистской драматургии: конфликт между страстью и разумом, единство действия и времени, четкость и ясность композиции.
Литература классицизма. В 20-30-е годы в русской литературе XVIII в. начинает складываться эстетическая доктрина классицизма, сменившая эклектизм художественных исканий петровской эпохи. Это было естественным следствием ориентации новой России на европейскую культурную традицию. Философской основой классицизма был рационализм. Теоретики классицизма ориентировали писателя на создание художественных образов по законам вечного и неизменного разума. Такие образы, по мнению классицистов, получили наиболее совершенное воплощение в античном искусстве. Художник должен был «подражать природе» - но не той неразумной действительности, которая его окружает – а природе «идеальной», преображенной по законам разума в античном искусстве. В основе классицистской эстетики лежит обращение к образам и формам античности как к идеальному художественному эталону. Литература классицизма создает типические образы, но игнорирует индивидуальные черты в характере человека, национальные особенности быта, историческое правдоподобие. Эти типические образы существуют вне времени и места. Эстетика классицизма установила строгую иерархию жанров, выделив среди них «высокие» (трагедия, эпопея, ода; их сфера - государственная жизнь, исторические события); и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную жизнь людей средних сословий). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие жанровые признаки; смешение возвышенного и низменного, комического и трагического не допускается. Художник в своем творчестве должен строго следовать правилам, разработанным в эстетике классицизма. Классицизм как художественный метод был явлением общеевропейским, но наивысшего расцвета он достиг во Франции XVII в., в период установления там абсолютной монархии при Людовике XIV. В I пол. XVIII в. во Франции в общественной мысли формировались уже идеи Просвещения, и восприятие эстетической доктрины классицизма в России шло совместно с усвоением просветительских идей. Расцвет светской культуры в петровской и послепетровской России, гражданский энтузиазм в кругах просвещенного дворянства, вызванный реформами Петра - все это создало благоприятную почву для укоренения просветительской идеологии в русской общественной мысли. Таким образом, отличительной чертой русского классицизма было наличие в нем воспитательных и просветительских тенденций. В равной степени они сказались в двух направлениях, возникших в отечественной литературе классицизма в самом начале ее существования. Одно было представлено сатирическими, отличительными произведениями (его основоположник - А. Кантемир (1708 - 1744), громивший в своих сатирах церковников - гонителей «ума» и просвещения - и «злонравных» дворян); другое - произведениями жизнеутверждающими, исполненными гражданского и патриотического пафоса (М.В. Ломоносов, затем Г.Р. Державин).
Творчество В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Алекса́ндра Петро́вича Сумарокова в контексте литературных дискуссий 1-ой половины XVIII века.
Ранний этап становления русского классицизма связан с творческой деятельностью трех крупнейших поэтов-современников 1740-1760-х гг. и В.К. Тредиаковского (1703 - 1769), М.В. Ломоносова (1711 - 1765) и А.П. Сумарокова (1717 - 1777). Закладывая основы классицизма, они практически создавали фундамент национальной литературы. Им приходилось одновременно решать несколько сложнейших задач: создать новый литературный язык, который соответствовал бы требованиям новой светской литературы, новые жанры и дать им теоретическое обоснование. Необходимо было реформировать систему русского стихосложения - тем более, что ведущими жанрами классицизма являлись жанры поэтические. Если французский теоретик классицизма Н. Буало, создавая свой трактат «Поэтическое искусство», опирался на блестящие достижения французской литературы, то у наших теоретиков подобной литературной традиции не было. Им приходилось выступать одновременно и теоретиками, и практиками нового литературного направления. Главенствующее положение в это время занимали вопросы стихосложения и выработки норм литературного языка. Истина рождалась в споре - далеко не всегда корректном. Многочисленные критические статьи трех теоретиков классицизма были насыщены резкой полемикой, упреками, обвинениями противников в незнании законов логики и грамматики, в нарушении норм естественного словоупотребления, в пренебрежении к звучанию стиха. Реформа русского стихосложения была проведена в работах «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) В.К. Тредиаковского и в «Письме о правилах российского стихотворчества» (1739) М.В. Ломоносова. Суть ее заключалась в замене силлабики, свойственной барочной поэзии XVII в., на силлабо-тонику. Оба филолога исходили из одного и того же положения: силлабо-тоническая система, основанная на чередовании ударных и неударных слогов в строке, более соответствует самому духу русского языка, так как ему свойственно свободное, а не фиксированное ударение. Реформа Тредиаковского носила половинчатый характер. Ломоносов довел ее до конца, опираясь на трактат своего предшественника и в то же время полемизируя с ним. Особенно плодотворной оказалась мысль Ломоносова о главенствующей роли ямба среди всех стихотворных размеров (Тредиаковский подобную роль закреплял за хореем). Впоследствии справедливость мнения Ломоносова подтвердила вся поэтическая практика русских писателей XVIII-XX вв. К «Письму...» Ломоносов приложил свою оду «На взятие Хоти на», написанную четырехстопным ямбом. Именно с этой оды, по мнению Белинского, и началась история новой русской литературы: «Ломоносов был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим». Большое значение для формирования эстетики классицизма имели созданное Ломоносовым учение о трех «штилях» и разработанная на основе этого учения теория литературных жанров (работа «О пользе книг церковных в российском языке», 1758 г.). Опираясь на античную традицию, Ломоносов делит художественные произведения на три стилистические группы: высокие, средние и низкие; это деление он обосновывает лингвистически, связывая его с «тремя родами речений» (т.е. слово) в русском языке. Высоким стилем, пишет Ломоносов, должны сочиняться героические поэмы, оды, трагедии; в основе высокого стиля лежат церковнославянизмы и «речения славенороссийские» - т.е. славянские слова, общеупотребительные и в русском языке, имеющие нейтральную стилистическую окраску («рука», «слава», «бы»). Средний стиль «приличен» драме, посланию, сатире, он пользуется «славенороссийскими речениями» и словами живого русского языка, которых нет в церковнославянском. Наконец, «низким штилем» пишутся комедии, эпиграммы, лирические песни, эпистолярные жанры. Низкий стиль пользуется исключительно живым русским языком, с возможным употреблением просторечия. Стиль. Лексика. Жанры. Высокий. Церковнославянизмы, сообщающие тексту особую поэтическую, торжественную, стилистическую окраску + славянороссийские речения. Героическая поэма, ода, трагедия Средний. Славянороссийские речения+слова живого русского языка. Драма, послание, сатира, элегия Низкий. Слова живого русского языка + возможно просторечие. Комедия, эпиграмма, лирические песни, эпистолярные жанры
Литература сентиментализма – Н.М. Карамзин Во 2-ой половине XVIII в. в европейской литературе утверждается новое литературное направление – сентиментализм. Его появление было вызвано кризисом просветительского рационализма. Сентиментализм возник как художественная критика абсолютизации разумного начала в человеке, в природе, в мире. «Человек велик своим чувством», - провозгласил Ж.Ж. Руссо, и эти слова стали настоящим девизом писателей сентиментального направления. Открытие богатого внутреннего мира частного человека, вне зависимости от его сословной принадлежности, явилось одним из главных завоеваний сентименталистской литературы. Сентиментализм не следует путать с сентиментальностью. Что понимали под словом «чувство» писатели нового направления? Прежде всего – «естественные чувства», т.е. чувства человека, не испорченного цивилизацией - чувства, которые соответствуют «естественной природе» человека. Здесь обнаруживается органическая связь сентиментализма с комплексом просветительских идей. Сентименталисты разделяли нормативный идеал человеческой личности, провозглашенный Просвещением. Но если у просветителей главным критерием идеальной личности являлся разум, то у сентименталистов - чувство, естественная природа. Поэтому в методе создания человеческого характера, в мотивировках сюжета сентиментализм близок просветительскому реализму. Писатель исходит, с одной стороны, из реальных закономерностей социальной среды, а с другой стороны – утверждает определяющую роль идеального начала (будь это разум или естественная природа). Русский сентиментализм является частью общеевропейского литературного процесса и в то же время - закономерным продолжением национальных традиций, сложившихся еще в эпоху классицизма. Хронологические рамки русского сентиментализма охватывают приблизительно период с 1760 по 1810 гг.; на 1780 - 1790 гг. падает время его расцвета, связанного прежде всего с именами поэта И.И. Дмитриева и Н.М. Карамзина (1766 - 1826). Однако первые следы нового литературно-художественного течения можно заменить еще в любовной лирике А.П. Сумарокова, затем - в творчестве поэтов кружка М.М. Хераскова середины 1770-х гг. Русский сентиментализм формируется в недрах классицистской эстетики, он более дидактичен и даже рационалистичен, чем сентиментализм, связан с моралью и идеологией литературы «воспитания». Признанным главой русского сентиментализма, его теоретиком и практиком являлся Н.М. Карамзин. На рубеже XVIII-XIX вв. он становится ведущей фигурой в историко-литературном процессе России. В его творчестве представлены практически все излюбленные жанры сентиментализма - в поэзии это дружеское послание, элегия, романс, любовная песня; в прозе - повесть, дневник, путевая литература. На страницах «Московского журнала», созданного Н.М. Карамзиным, в 1780 - 1790 гг. появляются его публицистические и литературно-критические статьи с обоснованием эстетики сентиментализма. Поэзия Карамзина - не слишком яркое явление в литературе XVIII в., но в ней намечается резкий отход автора от одической и сатирической поэзии с ее гражданским пафосом в мир интимных переживаний частного человека - и этим самым он прокладывает дорогу «легкой поэзии» 1810 - 1820 гг., в которой принципиальный отказ от гражданских тем будет носить явный отпечаток политической оппозиционности. Но первостепенное значение для русской литературы XVIII-XIX вв. имеет, конечно, проза Карамзина. В 1791 - 1792 гг. на страницах «Московского журнала» публикуются «Письма русского путешественника», типичные для сентиментальной литературы жанр путевых записок. В «Письмах» Карамзин дает в целом объективный портрет жизни Западной Европы времен Великой Французской революции; при этом Карамзин не просто рассказывает об увиденном, но и передает те чувства, которые он испытывает при путешествии, постоянно анализирует свои переживания. Повесть – ведущий жанр литературы сентиментализма. Карамзин дал классический образец «чувствительной повести», создав «Бедную Лизу». Знаменитая фраза – «И крестьянки любить умеют» - определяет основную идею повести. Главная героиня выступает как воплощение сентиментального представления о «естественном человеке». Сюжет традиционен для литературы сентиментализма: трагическая судьба соблазненной дворянином молодой девушки из крестьянской среды. Читателей поразила новизна писателя в изображении внутреннего мира героев – выразительность жеста, лирический пейзаж, недоговоренность фразы. Другая повесть Карамзина – «Наталья, боярская дочь» – была первой попыткой создать историческую повесть довольно условным (бытовые детали эпохи, слегка архаизированная лексика). Характеры, мироощущение, чувства, поступки и речи героев повести, Натальи и Алексея, свойственны скорее влюбленным XVIII в., чем молодым людям допетровской Руси. Но сам принцип изображения исторического прошлого через частную жизнь человека явился новым словом в русской литературе XVIII в. Совершенно особое место в прозе Карамзина занимает рассказ-миниатюра «Остров Борнгольм» и повесть «Сиерра-Морена». В них явственно отразился тот кризис, который пережил Карамзин (а вместе с ним многие его современники) после якобинского террора во Франции, когда все просветительские надежды на мирное преобразование общества оказались разбитыми вдребезги. «Столетье безумно и мудро» обнажило катастрофичность самого человеческого бытия, разум оказался бессилен перед лицом иррационального к этому времени зарождается у Карамзина его замысел «Истории государства Российского» - для того, чтобы в истории родной страны обрести опору, найти ответы на больные и тревожные вопросы современности. В маленьком рассказе (или новелле) «Остров Борнгольм» таких ответов нет. Но в нем есть ощущение резкого и непоправимого разрыва между идеалом и действительностью. Это уже черта не сентименталистского, а нового - романтического – мироощущения. В рассказе проступает черты предромантизма. Лиричный северный пейзаж, суровая обстановка готического замка, атмосфера недосказанности, намек на преступную кровосмесительную страсть - все это делает рассказ Карамзина настоящим шедевром русской предромантической прозы. Творчество Карамзина-прозаика подготавливало реформу русского литературного языка, глашатаем которой он станет в начале XIV в., объединив вокруг себя молодых писателей нового поколения.
Лекция № 3 (2 часа)
Тема: Русская литература XIX в. План 1. Художественное своеобразие русского романтизма. 2. Романтизм в поэзии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Творчество А.С. Грибоедова. Творчество А.С. Пушкина. 3. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Новаторство прозы А.С. Пушкина. Роман в стихах "Евгений Онегин" и становление русского реализма. 4. Творчество М.Ю. Лермонтова. Идейные и художественные особенности его лирики. Психологизм в поэзии, драматургии, прозе. 5. Творчество Н.В. Гоголя и проблема народности. Особенности реализма. Гротеск в гоголевской поэтике. Формирование национальной реалистической комедии. Литература 1. История отечественной литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Т. А. Алпатова, А. П. Ауэр, И. А. Беляева и др.]; под ред. С. А. Джанумова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с. – (Сер. Бакалавриат). 2. Якушин Н.И. «История русской литературы XI-XIX веков». – Издательство: "Русское слово", 2013 г. Русская литература XIX в. в целом сохраняет и развивает высокий учительский, гражданский, гуманистический пафос, восходящий не только к просветительской идеологии XVIII в., но и к традициям древнерусской словесности, где книги всегда были окружены ореолом святости. Периодизация русской литературы XIX в. в современной литературной критике, как уже отмечалось раньше, исходит из представления об автономной независимости литературы как формы художественного освоения действительности. Не отрицая в целом связи русской литературы XIX в. с революционно-освободительным движением, критики рассматривают в первую очередь движение самой литературы, и из литературы естественно вырастает общее представление о ее историческом контексте. С этой точки зрения русская литература XIX в. делится на два больших периода, хронологически они охватывают приблизительно 1800 - 1849 гг. и 1850 - 1890 гг. Эти хронологические рамки довольно условны, но они опираются на доминантную черту в развитии русской литературы. Такой доминантой в литературном процессе России XIX в. является движение от романтизма к реализму. К 1845 - 1849 гг. в творчестве писателей «натуральной школы» реализм побеждает окончательно, и на протяжении 2-ой половины XIX в. в русской литературе наблюдается безраздельное господство этого стилистического направления. Кризис реализма в середине 1890-х гг. и возникновение модернистских течений определяет собой качественно новый период в истории русской литературы в целом. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ А.С. Пушкин (1799-1837 гг.)
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - писал Гоголь. - «В нем русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Пушкин - не просто один из наших поэтов и не просто величайший поэт. Он воспринимается как воплощение самой национальной культуры России, как важнейшая узловая точка в истории ее развития, когда русская культура впервые вышла из своих замкнутых пределов и в лице Пушкина приобрела мировое значение. В этом заключается историческое и вечное, непреходящее значение творчества Пушкина. Пушкин синтетичен. Его творчество - это завершение того пути русской литературы, на который она встала в конце XVII - начале XVIII вв.; это итог огромного пути, пройденного Россией в ее культурном развитии от эпохи Петра к эпохе Отечественной войны 1812 г. Об этом очень метко сказал А.П. Герцен: «На призыв Петра Великого образоваться, Россия через сто лет ответила колоссальным явлением Пушкина». Пушкин не только синтезировал в своем творчестве достижения своих предшественников, от Ломоносова до Жуковского, но и открыл новую дорогу для русской литературы последующего времени: «Писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе, ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так и Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». (Белинский). В творчестве Пушкина впервые осуществился синтез многовековых национальных традиций отечественной культуры с традициями культурного опыта Запада. Пушкин впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне - поднял русскую литературу на уровень европейских художественных национальных литератур XIX в. Русская литература XVIII - начала XIX вв. выдвинув ряд выдающихся писателей, не могла еще стать вровень с западноевропейскими литературами прежде всего потому, что не был в необходимой мере образован самый материал искусства слова - русский литературный язык. Пушкин образовал русский литературный язык, единый для всех родов, жанров и видов отечественной словесности. Он преодолел ограниченность языковой реформы, предложенной Карамзиным, очень многому научившись у «шишковистов». Пушкин и в этой области искал синтеза - его язык органично включил в себя и высокую торжественную традицию, идущую от церковнославянской речи, и живую русскую речь, опирающуюся непосредственно на языковую стихию. Он образовал, по словам современника «общерусский язык, равно понимаемый всеми классами» - язык, на котором заговорила вся последующая русская литература. В то же время Пушкин довел литературный язык, саму форму поэтического выражения до высочайших ступеней художественности. Белинский недаром увидел в Пушкине первого поэта-художника на Руси, указал на «художественность» как на основную черту «артистического гения» Пушкина. Вместе с тем Белинский дополнил свою характеристику творчества поэта, подчеркнув, что «общий колорит поэзии Пушкина...» - это «лелеющая душу гуманность... Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Пушкин универсален. Универсальность его творчества прежде всего заключается в том, что в нем нашли идеальное художественное воплощение все виды и жанры искусства - эпического, лирического, драматического. Универсальность пушкинского гения проявилась и в той его особенности, которую современники поэта называли «протеизмом» (по имени античного бога Протея, обладавшего способностью мгновенно принимать любой облик), а Достоевский в своей прославленной речи на пушкинских торжествах 1880 г. – «всемирной отзывчивостью». Достоевский имел при этом в виду уникальную способность Пушкина к перевоплощению, к постижению самого духа различных мировых культур всех веков и народов. Однако отзывчивость пушкинского гения включала в себя и удивительную многогранность - казалось, ему были подвластны все явления жизни, все оттенки человеческих переживаний - от умиления перед святыней «дивной красоты» до упоения схватки с самой смертью (гимн чуме в маленькой трагедии Пушкина «Пир во время чумы»). Универсальность Пушкина сказывалась и в самом подходе к изображению явлений действительности - объективном, многостороннем. «Пушкин - поэт действительности», - сказал еще И.В. Киреевский, писатель, критик, будущий славянофил. Но как понимал эту «действительность» зрелый Пушкин, Пушкин - реалист? Как мир, полный конфликтных противоречий, столкновений различных характеров, позиций, сторон, даже стихий (космоса, природы - и истории в «Медном всаднике»). Кто побеждает в подобном противоборстве? Пушкин не дает ответа, он оставляет нас перед неразрешенными загадками человеческого бытия. Синтетизм, универсальность, наконец, огромная смысловая и эмоциональная насыщенность поэтического слова - неотъемлемые черты художественного мира Пушкина. Оттого-то он так сложен при всей своей внешней ясности и простоте; простота обманчива, она является следствием совершенства художественной формы пушкинских творений. В творческом становлении Пушкина обычно выделяют несколько периодов: это доромантический, 1813-1820 гг. - период стремительного формирования Пушкина как художника, он завершается поэмой «Руслан и Людмила»; романтический период (1821-1824) - отмечен сильнейшим увлечением поэзией Байрона и одновременно преодолением «байронизма», уже в 1823 г. Пушкин начинает писать первые главы «Евгения Онегина», где старается отделить себя, автора, от героя романа; с 1824 или 1825 по 1837 гг. начинается последний, самый зрелый период творчества поэта. И где-то с 1828 г. в отношении читающей публики к Пушкину намечается странный перелом. Пушкин возвращается в 1826 г. из Михайловского в Москву после длительной ссылки; слава его достигает апогея, но все ждут от него прежних, романтических сочинений; Пушкин же, создавая «Полтаву», работая над главами «Евгения Онегина» идет совсем другим путем, и прежний романтизм кажется ему навсегда изжитым. В 1830 г. мнение об угасании таланта Пушкина среди образованной русской публики становится расхожим, и когда после смерти поэта в его архивах обнаружатся многочисленные черновики законченных и незаконченных произведений, то никто иной, как Баратынский, поразится смелости и глубине пушкинской мысли. 813-1825гг. в жизни и творчестве Пушкина. Прелесть и обаяние лицейской лирики Пушкина заключается в том, что она является воплощением самой юности. После Лицея, в 1817-1820 г. Пушкин становится кумиром всей вольнолюбивой, продекабристски настроенной молодежи того времени. Одним за другим возникают «Вольности», «Деревня», «Ноэль» («Ура! В Россию скачет кочующий деспот»). Среди них - подлинные шедевры не только политической, но и пушкинской лирики в целом - «К Чаадаеву» (1818) и более поздний «Кинжал» (1821 г.). Пушкинской гражданской поэзии в полной мере были присущи те черты, которых так не хватало рассудочной, наполненной риторическими тирадами в духе классицизма, поэзии декабристов - эмоциональная стихия личного, непосредственного чувства. Поэт сливал «личное» с историческим, гражданским; политические лозунги становились частью духовной жизни самого поэта. У Пушкина гражданский пафос приобретал характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивалось с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья» («К Чаадаеву, 1818 г.). Понятия вольности и любви в поэзии Пушкина становились равноправными ценностями. Свобода, вольность - одна из постоянных констант пушкинского творчества, но свобода у поэта никогда не является синонимом разгула и своеволия. В оде «Вольность» Пушкин следует заветам просветителей: «народы» и «цари» повинуются закону. Он с явным ужасом рисует картину гибели Павла I - ему одинаково отвратительны и убитый тиран, и убийцы - «звери» этого тирана. Опасность свободе грозит одинаково и от царя, и от самих народов. В южной ссылке Пушкин пережил пик своей революционности, но его взгляды на революцию изменились задолго до декабря 1825 г. Отход Пушкина от революции вытекал не от разочарования в свободе, а от разочарования в народе как носителе свободы. В 1823 г. это чувство разочарования нашло себе горькое и сильное выражение в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Пушкин приходит к мысли о бесполезности усилий своего поколения: «К чему стадам дары свободы – их должно резать или стричь...». В 1823 г. в разгар увлечения Байроном, Пушкин переживает серьезнейший мировоззренческий кризис, следствием которого становится отход от прежней декабристской революционности и скептицизм, сомнение во всех прежних святынях: любви, свободе, «вдохновенных искусствах». Именно об этом - стихотворение того же 1823 г. «Демон». Преодоление этих настроений будет связано у Пушкина с преодолением байронизма. Влияние Байрона на творчество Пушкина 1820-1824 гг. было очень сильным, но кратковременным. Мрачные мотивы безысходной скорби и пессимизма, трагический индивидуализм байроновских героев-одиночек скоро покажутся Пушкину односторонним явлением. Байронизм Пушкина в его поэзии словно обрамляется двумя стихотворениями, содержащими один и тот же поэтический образ - моря, океана. Это элегия 1820 г. «Погасло дневное светило» и стихотворение «К морю» 1824 г. Оба стихотворения богаты ассоциациями - море ассоциируется со свободной стихией, свободная стихия - с мятежной, революционной стихией. В стихотворении «К морю» эта ассоциация ведет к образам Байрона, Наполеона. Все это образует комплекс тех переживаний, которым есть одно слово: романтизм. Но свобода неосуществима, и мир постыл - потому что в нем нет свободы, нет Байрона, осталась только «гробница славы, где угасал Наполеон». Прощание с морем - это прощание со свободой, которая, однако, не теряет в сознании поэта своего священного ореола. С романтическим, «байроническим» периодом Пушкина связаны его четыре «южные поэмы», написанные в 1820-1823 гг. одна за другой: «Кавказский пленник», «Бахчесарайский фонтан», «Братья-разбойники» и «Цыганы». В этих ранних поэмах Пушкин не столько подражал Байрону, сколько соревновался с ним, обретая свою собственную творческую индивидуальность. Герой «Кавказского пленника» типологически близок герою поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» - та же разочарованность и изгнанничество. Есть в ней и автобиографический подтекст: таким разочарованным изгнанником чувствует себя Пушкин во время южной ссылки. В то же время Пленник предстает не как исключительная личность, возвышающаяся над миром, а как личность, одержимая пороками своего времени. Воинствующий индивидуализм байронического героя у Пушкина оказывается сниженным. В «Цыганах» же Пушкин вступает в прямую полемику с великим английским романтиком. Одновременно с «Цыганами» пишутся первые главы «Евгения Онегина», где содержатся явно иронические замечания Пушкина в адрес своего бывшего кумира: «Лорд Байрона прихотью удачной / Облек в унылый романтизм / И безнадежный эгоизм». В «Цыганах» используется сюжет, получивший широкую популярность еще со времен французской просветительской литературы: испорченный цивилизацией герой (Алеко) попадает в среду «естественных людей», простых, гордых и свободных - в экзотический цыганский табор. И в этой поэме Пушкин ставит проблему ценности истинной свободы - вольности. Алеко порвал «оковы просвещенья», «неволю душных городов» - и это первое его освобождение (байроническое) есть безусловное завоевание героя. Однако он не находит подлинной свободы «под издранными шатрами», потому что внутренне он не свободен, он пленник «собственных
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.014 с.) |