Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие итоги развития Русской литературы нового времени (XVIII – первая половина XIX вв. )↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Русская литература нового времени прошла гигантский путь развития от первых, еще робких попыток в области светской поэзии и драматургии до классических образов лирики, прозы, драмы, представленных в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Если кратко резюмировать результаты этого поистине небывалого по своей насыщенности и стремительности литературного процесса с конца XVII - до середины XIX вв., то этими результатами предстанут следующие явления: 1) На рубеже XVII-XVIII вв. совершается великий перелом в истории русской литературы и культуры. Литература окончательно порывает связь с религиозной идеологией, приобретает светский характер. Она сознается самими творцами как самостоятельная область искусства, обладающая свойственными ей и только ей эстетическими функциями. Творчество писателя приобретает индивидуальный характер, появляется первое литературное направление - барокко. 2) Литературный процесс нового времени носит ускоренный характер. В XVIII в. отечественная литература, осваивая достижения западноевропейской культуры, приобретает ярко выраженный национальный характер. 3) Уже в XVIII в. в России складывается такая модель отношений между творчеством писателя и общественными запросами, в результате которой литература принимает на себя задачи внеэстетического характера. С этим связано своеобразие русского просветительства, которое как эстафета переходит от художников «безумного и мудрого столетья» (Радищев) к писателям последующих поколений. Если у Пушкина просветительская идеология находит свое отражение в статьях и публицистике (см., например, заметку «О народном воспитании», статью «Александр Радищев»), то в творчестве Гоголя просветительство выливается в религиозно-нравственную проповедь, которую он непосредственно пытается воплотить в жизнь формами самого искусства. Литература в конце 1-ой половин XIX в. приобретает ясно и резко выраженный характер «общественного служения», чему во многом способствуют программные выступления Белинского 1835-1848 гг. 4) Основной задачей русской литературы, начиная с петровских времен и кончая Пушкиным, является задача создания нового литературного языка. Большую роль в этом отношении сыграла реформа Карамзина, опираясь на которую Пушкин создал литературный язык русской классической литературы. 5) Результатом развития русской литературы в период с XVIII по середину XIX вв. стал ее выход на рубежи реализма. Из этого однако не следует, что реализм является вершиной, кульминацией литературного процесса в России XIX в. Каждый метод обладает своими художественными достоинствами; понятие прогресса в сфере искусства - понятие глубоко проблематическое. Творчество крупнейших художников любого времени почти всегда демонтирует выход за рамки одного и того же метода. Между литературными направлениями XIX в. существует преемственность. Изображению психического мира внутреннего конкретного человека научил реалистов психологический романтизм. Реалисты превратили внутреннюю жизнь личности, открытую романтиками, в объект исследования, заключив личность в рамки социального детерминизма. Без романтизма не состоялось бы открытие историзма в русской литературе. Романтики понимали национальный характер, сам дух нации и народности как некое неизменяющееся начало, присущее всем временам и эпохам; реалисты открыли историческую изменчивость самого национального характера (впервые - Пушкин в «Борисе Годунове»), через историзм пришли к подлинно объективному пониманию мира человека и народа, нации. Однако художественные потенции романтизма были не исчерпаны полностью; об этом достаточно красноречиво свидетельствует творчество Лермонтова, а в начале XX в. романтизм как феникс возродится в поэзии символистов, органически связанных с духом романтического искусства. 6) Каждое литературное явление имеет историческое значение, некоторые же феномены литературы приобретают значение непреходящее, вечное, общечеловеческое. Большинство произведений литературы XVIII в. ограничено рамками своей эпохи. Отечественная словесность 1-ой половины XIX в. дала первые образцы русской классики. Термин классика восходит к латинскому «classicus» – образцовый, совершенный. Мерилом совершенства, бесценности, непревзойденности художественного произведения является время. Классикой мы называем такую литературу, которая переживает свое время и своего творца, остается насущно необходимой для читателя последующих поколений. Писатель-классик всегда представляет собой ярчайшую творческую индивидуальность, всегда вносит в литературу нечто новое, взрывающее устоявшуюся традицию. Понятию «классика» противостоит понятие «беллетристика» - совокупность произведений, созданных на уровне художественного сознания своего времени. Беллетристика знаменует собой преобладание общих, групповых начал в литературном творчестве, писатели-беллетристы обычно подхватывают открытия, сделанные художниками-новаторами и тиражируют их, порой превращают в штамп. Повести Бестужева-Марлинского 1830-ых гг. - явление беллетристики внутри романтического направления. Пушкин - первый классик русской литературы, выведший ее в своем творчестве на мировой уровень. Появление Пушкина - этап ускоренности развития русской литературы, но при этом зрелые пушкинские произведения явили собой столь стремительный взлет, что даже для эпохи ускорения это - нечто исключительное. Возникновение великой классики похоже на разлом, на прорыв в постепенной эволюции русской литературы. Вслед за Пушкиным пришли Лермонтов и Гоголь, создавшие уникальные художественные миры, неповторимо индивидуальные, своеобразные. «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Мертвые души» и «Ревизор», «Герой нашего времени» и «Демон» - произведения русской классики, обладающие неисчерпаемым художественным содержанием и богатством художественной формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.009 с.) |