Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гг. - время высшего расцвета творчества Лермонтова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лирические темы и мотивы в зрелой лирике Лермонтова радикально не меняются; его герой по-прежнему исключительная натура, избранник небес, странник, обреченный на одиночество («Пророк», «Тучки небесные, вечные странники», «Листок» и т.д.). Но при этом поэт все острее ощущает ограниченность и уязвимость мятежного индивидуализма, все настойчивее стремится соотнести свои идеалы с реальностью. Протест и отрицание в его поэзии относится прежде всего к светскому обществу, к русской общественной жизни в целом («Как часто, пестрою толпою окружен», «Дума», «Смерть поэта»). Однако в самой реальной действительности лирический герой пытается найти опору и для своего протеста, и для искомого идеала. Поэт обращается к истории, к народной стихии (фольклорной и современной). Неслучайно, что Лермонтов собирался дебютировать в русской литературе стихотворением «Бородино» (оно было опубликовано в 6-ом номере «Современника» за 1837 г.). Впервые в русской литературе историческое событие было увидено глазами рядового участника сражения, и данная им оценка событиям 1812 г. полностью совпала с авторской. Л.Н. Толстой впоследствии назвал стихотворение Лермонтова «зерном» «Войны и мира». Национальный русский характер, воплощенный в образе рассказчика, был противопоставлен Лермонтовым новому поколению последекабристской России: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри - не вы». Именно в этих строках Белинский увидел основную мысль стихотворения. С той же самой мыслью был связан у Лермонтова и замысел его поэмы «Песня про купца Калашникова». В стихотворении «Родина» идеал поэта лишается своего отвлеченного содержания, наполняясь конкретными приметами родной земли. Стихотворение Лермонтова - это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне, и в этом его «Родина» противостоит не только официально-патриотической поэзии XVIII в., но и гражданской лирике декабристов и Пушкина. Лермонтов называет свое чувство к родине «странным», потому что оно иррационально, не подвластно рассудку. Противопоставляя воинской славе России простые картины родной природы и русской деревни, поэт не снижает традиционных патриотических ценностей (об этом говорит патетическая лексика 1-ой части стихотворения). С другой стороны, и образ проселочной деревенской России рисуется в сдержанных тонах; здесь нет ни романтической приподнятости, ни идеализации. Стихотворение отличается общим светлым настроением, и только щемящая строка - «дрожащие огни печальных деревень» - сообщает тексту грустный оттенок, полный затаенного лермонтовского лиризма. В поздней лирике Лермонтова переосмысляются мотивы одиночества и скитальчества. Если в ранней поэзии одиночество - знак высокого избранничества, поэт противопоставляет своего лирического героя окружающему миру, то в поздних стихотворениях Лермонтов тяготится им, старается его преодолеть. В стихотворении «Спеша на Север издалека» поэт более всего страшится того, что он будет забыт на родине после своего изгнанья, что он не найдет вокруг себя «тех добрых, чистых, благородных / деливших молодость со мной». Он создает настоящий гимн дружбе в стихотворении «Я знал его - мы странствовали с ним», посвященном поэту декабристу А.Н. Одоевскому, с которым Лермонтов встретился о время первой кавказской ссылки. В лирику позднего Лермонтова входит сознание обыкновенных людей («Сосед&;raquo;, «Соседка», «Завещание», «Валерик»). Лирический герой не сливается с ними, но их сближают общие чувства: тоска по лучшей доле, порыв к свободе, горечь от несбывшихся надежд. «Завещание» 1840 г. - одно из вершин поздней лермонтовской лирики. Стихотворение построено как монолог умирающего армейского офицера, обращенный к боевому товарищу. Скепсис, горечь, неудовлетворенность умирающего офицера, его трагическое одиночество перед смертью выражают типично лермонтовские переживания. Мотив одиночества и трагической разъединенности людей приобретает в лирике Лермонтова обобщающий и тем самым гуманистический смысл. «Завещание» по своей ритмико-интонационной структуре, простой, сдержанной и вместе с тем выразительной лексике очень близко другому лермонтовскому шедевру – стихотворению «Валерик». «Валерик» – это послание, адресованное любимой женщине и содержащее развернутое описание военных действий русских войск на Кавказе против чеченцев. Видение мира в стихотворении проникнуто лермонтовским субъективизмом, лиризмом. Оно обрисовывает и душевную эволюцию лирического героя – от юношеской веры в жизнь и людей к скептицизму, неверию, к охлажденному взгляду на жизнь: «У Бога счастья не прошу / И молча зло переношу». В то же время это стихотворение - шедевр психологического реализма в поэзии Лермонтова. Беспощадно жестокое описание правовых стычек («...резались жестоко / Как звери, молча / Грудью в грудь») предвещает толстовский «отстраненный» взгляд на войну в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Еще в большей степени Лермонтов выступает предшественником Л. Толстого, когда, после сцены смерти раненого капитана, в конце стихотворения возникают размышления поэта о бессмысленности войны, о ее полном противоречии с окружающим человека природным миром: «Жалкий человек! / Чего он хочет? Небо ясно / Под небом много места всем, / Но беспрестанно и напрасно / Один воюет он - зачем?» «Зачем?» - сугубо лермонтовский вопрос в литературе, наряду с классическим «что делать?» и «кто виноват?» В его поэзии, драматургии, прозе он возникает постоянно (см. об этом: Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Воронеж, 1973. С. 194-196). «Валерик» наглядно показывает, во что превращается открытая автобиографичность и субъективная дневниковость ранней лермонтовской лирики. От рефлексии, направленной на анализ личных переживаний лирического героя, Лермонтов идет к глубоким философским обобщениям. Сама судьба лирического героя мыслится неотделимой от судьбы целого поколения «новой эпохи». Так, осуждая в своей «Думе» духовную апатию поколения, неспособного угадать свое высокое призвание, равнодушного к нравственным и гражданским запросам современности, автор снимает свойственное романтизму противопоставление толпы и исключительной личности. Только в первой строчке возникает авторское «Я» - «Печально я гляжу на наше поколения», но далее автор не противопоставляет себя «нашему поколению», а включает себя в него: «Толпой угрюмою и скоро позабытой / Над миром мы пройдем без цели и следа». «Дума» сочетает в себе жанр элегии, проникнутой глубоким трагизмом с обвинительной инвективой, в которой поэт осуждает свое поколение, отождествляя себя с ним (Плещеев, Некрасов, Блок). Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу и высшему совершенству при остром осознании несовершенства мира и человека, более того, при осознании недостижимости этого идеала и высшей гармонии здесь, на земле, а не где-то «там», в романтическом идеальном мире - есть чисто лермонтовская трактовка основного конфликта романтизма - между идеалом и действительностью. Романтизм позднего Лермонтова утрачивает свой активный характер, лишается прежнего волевого напора, он приобретает более страдательный, «тоскующий» оттенок. Для лирического героя позднего Лермонтова гибельной становится не только прямая борьба с окружающим миром, но и прямое соприкосновение с ним. В стихотворениях позднего Лермонтова эта мысль часто выражается не прямо, непосредственно, а с помощью сложных символических образов - иносказаний. Символика подобных стихотворений неоднозначна, она мерцает загадочным светом, предполагает множество интерпретаций (таковы «Утес», «На Севере диком», «Три пальмы», «Морская царевна» или более ранняя «Русалка», где соприкосновение реального и фантастического миров несет гибель, взаимоуничтожение). В лермонтовском мире в отличие от пушкинского нет ни гармонии, ни примиренности с жизнью, но есть какая-то мучительная тоска по гармонии, по идеалу, осуществленному в действительности. Момент обретения гармонии с миром явственно звучит в таких стихотворениях Лермонтова, как «Когда волнуется желтеющая нива» или «Выхожу один я на дорогу». Поэмы 1837-1840 гг. К зрелым поэмам Лермонтова относятся «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839), «Демон» (1829-1839), а также реалистические поэмы «Тамбовская казначейша» (1837-1838), развивающая традиции пушкинских поэм «Граф Нулин» и «Домик Коломне». Поэмы «Сашка» (1838-1839) и «Сказка для детей» (1839-1840), слогом которой так восхищался Н.В. Гоголь, остались незаконченными. Магистральная линия развития жанра поэмы в творчестве Лермонтова была связана с романтическим направлением. Замысел двух его поздних шедевров, поэм «Мцыри» и «Демон» уходила своими корнями в раннее творчество поэта. Поэма «Демон» писалась в течение 10 лет, за это время поэт создал 8 редакций ее. В 1838 г. поэма была разрешена цензурой, но Лермонтов так и не воспользовался этим разрешением; затем она была запрещена и расходилась в списках, которые являлись контаминацией трех последних редакций поэмы, созданных в 1838-1839 гг. Лермонтов, видимо, собирался еще работать над текстом, считая поэму незаконченной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.008 с.) |