Гегель об историческом развитии искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гегель об историческом развитии искусства



Искусство, считает Гегель, обладает не только разнообразными формами – оно, как и все его формы, имеет свою историю, свое развитие, свои успехи.

Искусство восточное или первобытное символическое по своей сути. Оно любит аллегорию, параболу. В противоположность произведениям греческого гения, который сами себе служат объяснением, произведения искусства Востока нуждаются в истолковании и могут объясняться по-разному. Оно еще не в силах справиться с материей, и идея этого бессилия высказывается во всех его произведениях.

Тяжелое, безобразное, несоразмерное, пренебрегающее формой, законченностью, оформленностью, подробностями, любящее карикатуру, напыщенное, преувеличенное, чрезмерное, колоссальное, оно во всех своих произведениях выдает свое предпочтение к бесконечному, неизмеримому.

В греческом искусстве, считает Гегель, символ уступает место непосредственному выражению, идея целиком проникает в форму, а форма совершенно идеализируется. В греческой скульптуре, например, идея и форма составляют лишь одно удивительное единство, Олимп спускается на землю, боги принимают человеческую форму, человеческое идеализируется, обожествляется. Греческое искусство диаметрально противоположно искусству восточному, и образует с ним полный контраст. В восточном искусстве идея оставалась вне формы и не могла, если так можно выразиться, проникнуть за запоры материи. В греческом искусстве она их преодолевает, она входит в материю целиком и так, что когда запоры за нею затворяются, она остается как бы в плену. Само величие её победы становится поражением; само совершенство греческого искусства, согласно Гегелю, является недостатком и несовершенством. Идея так совершенно проникает материю, что перестает от неё отличаться, как бы приносится в жертву внешней форме и физической красоте. Но чувственная форма, хотя бы и самая идеальная, не может абсолютно и вполне отвечать той идее, которую она выражает; конечное, как бы восхитителен ни был его вид, не может совершенно выразить бесконечное. Греческое искусство, искусство возвышенное и почти сверхчеловеческое, получает в конце концов материалистический отпечаток.

Этот недостаток, не менее крупный, чем тяжелый и безобразный спиритуализм азиатского искусства, исправляется, по мнению Гегеля, в христианском искусстве. Христианство зовет искусство из мира внешнего, в котором оно погрязло, в его истинную родину, сферу идеальную. Под влиянием христианства идея прекрасного одухотворяется, обожание физической красоты уступает культу нравственной красоты, чистоты, святости: культ Венеры сменяется культом Святой Девы. Христианское или романтическое искусство не исключает красоты физической, но оно подчиняет её красоте трансцендентной, нравственному идеалу.

Но материальная форма, полагает Гегель, не может выразить нравственной идеи во всей её полноте, и эта невозможность приводит в отчаяние христианского художника. Самая удивительная статуя, самая совершенная картина, самая возвышенная мелодия, самая восхитительная поэзия всегда ниже той идеи, которую он хочет передать, потому что эта идея бесконечна и выше всякой материальной формы. Как ни совершенны произведения католического искусства, они не могут его удовлетворить. Святая Дева, о которой он мечтает, жилища блаженных, которые он провидит своим духовным оком, небесная музыка, аккорды которой наполняют его душу, божественная жизнь, которую он хотел бы описать – одним словом его идеал – еще слишком прекрасен, так прекрасен, что ни резец, ни кисть, ни смычок, ни перо, ничто материальное не в силах его передать.

Поэтому искусство, отчаиваясь в себе самом, начинает, в конце концов, презирать внешнюю форму, которая вечно бессильна передать бесконечное, и впадает в тот крайний спиритуализм, который составляет одновременно и достоинство, и недостаток романтизма.

Согласно философии Гегеля, эта неудовлетворённость побуждает абсолютный дух подняться со ступени искусства к уровню религии.

 

24. Русское искусство XVIII – XIX вв.: стилевое разнообразие и его осмысление.

Просвещение и европеизация.

Светское искусство.

18 век и портретная живопись.

Русский классицизм и барокко. Русский ампир.

Романтизм, реализм (живопись и музыка): Передвижники и Могучая кучка, Мир искусства.

Литературно-художественная критика и литературоцентризм.

Осмысление: критики, русские религиозные философы, Игорь Грабарь, Дмитрий Лихачев, Сергей Аверинцев.

25. Русское искусство XVIII – XIX вв. и формирование национально-культурной идентичности.

Просвещение и европеизация.

Светское искусство.

18 век и портретная живопись.

Русский классицизм и барокко. Русский ампир.

Романтизм, реализм (живопись и музыка): Передвижники и Могучая кучка, Мир искусства.

Литературно-художественная критика и литературоцентризм.

Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальная идентичность не тождественна понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

 

26. Русская религиозная эстетика XIX - нач.ХХ в. (П.Флоренский «Храмовое действо как синтез искусств», Е.Трубецкой «Три очерка о русской иконе»).

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФОВ

ВСПОМНИТЕ общую характеристику культуры и искусства конца19 века- начала 20 вв.

ПЕРСОНАЛИИ:

 

 

ТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ИЗУЧАЕМОЙ ЭПОХИ (19 в.)

1. Национальное самосознание и его отражение в русской философии, литературе, живописи, музыке.

2. Социальное служение искусства (русская реалистическая школа в литературе и живописи).

3. Национальное и народное в искусстве (русский национальный характер, Россия как цивилизация).

4. С амоценность искусства («Мир искусства»).

5. Религиозность и искусство (Лев Толстой и Николай Ге).

6. Православие и русская иконопись («умозрение в красках»).

7.

ТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

1. Пушкин в русской религиозно-философской критике

(Сб. «Пушкин в русской философской критике». М., 1990.).

2. Русские религиозные философы о творчестве Ф.Достоевского и Л.Толстого (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов).

3. Характеристика русского религиозного искусства

(Аверинцев С. Красота как святость//Антология. "Курьер ЮНЕСКО" за 30 лет. М., 1990. С. 190).

Философия исихазма и формирование принципов древнерусского религиозного искусства.

5. Философско-эстетическая основа религиозного изобразительного искусства.

6.

7.

ЗАДАНИЯ

I. Дайте общую характеристику русской религиозной эстетики как философского направления:

II. Объясните, почему эстетические вопросы занимают столь важное место в творчестве русских религиозных философов:

III. Русские религиозные философы о православном искусстве.

Составьте краткий конспект к одному из очерков работы Е.Трубецкого «Три очерка о русской иконе»: «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе».

Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский (22 января1882, Евлах, Елисаветпольская губерния,Российская империя — 8 декабря 1937, захоронен под Ленинградом) — русский православныйсвященник, богослов, религиозный философ,учёный, поэт.

 

 

В 1919 годуП. А. Флоренский пишет статью «Обратная перспектива», посвящённую осмыслению феномена данного приёма организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении иконописного канона.

Творцы древнерусской музыки избегали внешних эффектов, украшательства, чтобы не нарушить глубину чувств и мыслей. Важнейшей чертой средневекового русского искусства была его синтетичность. Одни и те же образы, идеи воплощались разными средствами в разных видах искусства, однако подлинным стержнем синтеза древнерусского церковного искусства служило слово. Слово, его смысл составляли основу песнопений, мелодии способствовали их восприятию, прояснению текста, озвучивали его, иногда иллюстрировали. Не менее значима роль слова и в иконописи. Церковное изобразительное искусство, согласно постановлению Седьмого Вселенского собора, равносильно проповеди, потому что "иконопись для глаза есть то же, что слово для слуха". Фрески, иконы, миниатюры поучали. Созерцание икон, слушание близких к ним по содержанию песнопений создавало такое единство, которое вызывало высокие мысли и чувства. Икона и звучащее перед нею песнопение, молитва составляли пульс духовной культуры Древней Руси, поэтому иконописное и гимнографическое творчество всегда были на большой высоте.

Синтез искусств (к которому стремились в своем творчестве композиторы XX в. и, в частности, А. Скрябин), по существу, был воплощен в средневековом искусстве. Древнерусское богослужение носило характер мистерии, во время которой человек мог получить духовное очищение, освободиться от тяготивших его забот и суеты, нравственно возвыситься. В статье "Храмовое действо как синтез искусств" П. А. Флоренский называет богослужение музыкальной драмой: "Тут все подчинено единой цели: верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и потому все подчиненное друг другу здесь не существует или по крайней мере ложно существует, взятое порознь"3.

Все искусства, одновременно соединяясь в храме, с огромной силой воздействовали сразу на чувства человека, переносили его в возвышенный мир через созерцание икон, слушание песнопений. Ритуальные процессии, крестные ходы и каждения, мерцающие свечи, косые лучи дневного света, проникающие сквозь узкие окна храма, создавали таинственное, возвышенное настроение. Церковное искусство, действуя всеми своими компонентами, переключало человека с проблем сегодняшнего дня на проблемы вечного. "Всякое ныне житейское отложим попечение" — эти слова Херувимской песни, исполняемой на Литургии верных, как нельзя лучше объясняют состояние отрешенности от земного. В отличие от фольклора, ориентированного на трудовую жизнь, повседневный быт человека, церковное искусство обращается к миру верховному, возвышенному, помогает человеку совершить этот переход, в первую очередь воздействуя на слух и зрение. Поэтому важнейшими были музыка и иконопись. Обе они, каждая своими средствами, призваны были осмыслить идеи в звуках и образах. В песнопениях и иконах гимнографы и художники воплощали богословские идеи. Если икону называют "умозрением в красках" (Е. Трубецкой), то песнопение можно было бы назвать богословием в звуках.

На музыкальную культуру Древней Руси всеобъемлющим было влияние Византии, распространяясь на все ее основные аспекты. Оно определяло эстетический склад русской духовной музыки, воздействовало на ее жанровую природу, гимнографию и сферу бытования. Оно сформировало систему нотации и записи древнерусской музыки.

 

 

Князь Евге́ний Никола́евич Трубецко́й (23 сентября (5 октября) 1863, Ахтырка — 23 января1920, Новороссийск) — русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из родаТрубецких. Сын музыковеда Николая Трубецкого.

 

 

Три очерка об иконе:

Умозрение в красках. 1

Два мира в древнерусской иконописи. 16

Россия в ее иконе. 32

http://lib.ru/CULTURE/TRUBECKOJ/ikony.txt

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ идеи:

-особая художественная картина мира

-связанная с православием и Византией

-представления о божественном

-русская иконопись как умозрение в красках (а не эмоциональность католического искусства)

-специфика иконописи: изображение духовного мира (отказ от иллюзии объемности, пропорциональности, особые приемы)

-обратная перспектива и цветовая гамма

-русское мировоззрение в русской иконе.

 

 

27. Смысл творчества в философии Н.А.Бердяева.

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 [18] марта 1874, Киев — 23 марта[1][2] 1948,Кламар под Парижем) — русский религиозный и политический философ, представительэкзистенциализмa.

«Философский пароход» 1922 г.

Ведение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.144.110 (0.025 с.)