Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская художественная культура Серебряного века

Поиск

Серебряный век как явление культуры: основные особенности.

___________________________ ________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________ ________________________________________________

___________________________ ________________________________________________

___________________________________________________________________________

А.Эткинд: о__мотивах Серебряного века__а)_зацикленность на проблеме пола,эротизм;

б) увлечение политическим экстремизмом; в)национализм; г) мистицизм, предельная религиозность, эзотеризм.

Виды изобразительного искусства, авторы и произведения.

Направление и его художественные особенности Представители Основные художественные произведения
Импрессионизм   Живопись: И.Э.Грабарь В.А.Серов Скульптура: Паоло Трубецкой     Февральская лазурь. Девочка с персиками   Портрет Исаака Левитана.
Символизм Живопись: В.А.Серов И.И.Левитан М.А.Врубель     Похищение Европы Сумерки Демон поверженный
Модерн Архитектура: Ф.О.Шехтель   Р.И.Клейн     В.Ф.Валькотт   Особняк Рябушинского (дом - музей М.Горького) Универсального магазина «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ) Гостиница «Метрополь»

3. Художественное объединение «Мир искусства» (живопись):

Авторы Произведения
     
     
     
     
     

 

Литература Серебряного века.

Авторы Произведения
   
   
   
   
   
   
   

5. Мой «Музей Серебряного века» (произведения по выбору студента):

___________________________ ________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________ ________________________________________________

___________________________________________________________________________

Дягилевские сезоны»

Вид искусства Персоналии (композиторы, балетмейстеры, постановщики, художники, артисты) Художественные произведения
ОПЕРА      
БАЛЕТ       «

5. Мои «Дягилевские сезоны» (произведения по выбору студента):

___________________________ ________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________ ________________________________________________

___________________________________________________________________________

Россия переживала невероятно интенсивный культурный подъ­ем, который получил отражение в понятии Серебряный век. Выра­жение и название Серебряный век является поэтическим и метафо­рическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами пред­ставители Серебряного века. В самом этом названии предполагается некое противостояние предшествующему, Золотому веку пушкин­ской эпохи, когда русская культура переживала буйный расцвет. Она излучала яркий солнечный свет, распространяя его на весь мир, по­ражая его своей силой, блеском и великолепием. Напротив, искусст­во Серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отлаженным, сумеречным, таинствен­ным, магическим и мистическим.

Размежевание творческих сил обеспечило Серебряному веку ши­рокое разнообразие художественной деятельности. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся класси­ческих правил. Активный поиск новых форм способствовал появле­нию символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абст­ракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Их представи­тели стремятся к обогащению и углублению возможностей каждого вида искусства под воздействием другого. Сочетание разных художе­ственных языков позволяло воспринять образное содержание синте­тического произведения с разных сторон и под разным углом зрения. Идеалом времени становится художник универсального типа.

В этих условиях культура Серебряного века представляется сочета­нием загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. На первый взгляд кажется, что в ней переплелись многочис­ленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные и нетрадиционные стили — символизм и футуризм, акмеизм и абст­ракционизм, «Мир искусства» и «Новая школа церковного пения» и многие другие. Контрастных, порой взаимоисключающих художест­венных направлений в русской культуре в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия. Однако эта много­гранность искусства Серебряного века не заслоняет его целостности, ибо из контрастов закономерно рождается прекраснейшая гармония.

Единство и целостность культуры Серебряного века заключались в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства, в переплетении традицион­ного и новаторского. Иными словами, в культуре русского ренессан­са произошло уникальное сочетание реалистических тенденций ухо­дящего XIX в. и новых направлений наступающего XX в.

Серебряный век не упразднил реализма в обшей палитре куль­турного творчества. Приверженцы определяющей роли внешних об­стоятельств и социальных первопричин в литературе, живописи, те­атре, музыке нашли воплощение своих идей в поздних творениях Л.Н. Толстого («Воскресение», «Живой труп»), в театральной драма­тургии А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишне­вый сад»), в рассказах и повестях ВТ. Короленко, В.В. Вересаева, А.Н. Куприна, И.А. Бунина, молодого М. Горького. В то время еще функционировало «Товарищество передвижных выставок», продол­жали выставлять свои полотна Репин и Суриков. В музыкальной сре­де были сильны традиции «Могучей кучки».

Однако обострение общественных коллизий на рубеже веков вла­стно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. Ответом на эти требова­ния эпохи Серебряного века стало рождение русского модернизма, в котором смешался привычный смысл понятий и идеалов, мир худо­жественного вымысла разошелся с миром повседневной жизни, а творчество стало основываться на фантазии, мистике, свободном парении воображения. Это направление в русской культуре включило в себя все явления литературы и искусства, созданные в начале XX в., новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Русский модернизм стал органичной составной частью духовного ренессанса всей русской культуры и воплотил в себе русское художест­венное возрождение. Он поставил перед собой задачу возводить само­ само­ценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой зависимости. Одновременно он выступил и против утилитаризма в подходе к искусству, и против акаде­мизма, считая, что в первом случае искусство растворяется в какой-то внехудожественной полезной функции, в то время как оно должно про­свещать, воспитывать, обучать, вдохновлять на великие дела и поступки и тем самым оправдывать свое существование. Во втором случае оно перестает быть живым и теряет свой внутренний смысл.

С точки зрения модернизма искусство должно уходить от этих двух крайностей. Оно должно быть «искусством для искусства», «чистым» искусством. Его назначение заключается в разрешении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. Предметом его интересов должен быть внутрен­ний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, личные ин­тимные переживания и т.д.

Возникновение русского модернизма происходило под прямым влиянием западного модернизма, что и предопределило их некоторые общие черты. Например, как и западный, русский модернизм отмечен декадансом, упадничеством. Особенно в нем было развито «кассандровское начало». Эсхатологические предсказания «конца культуры», «гибели России» звучали в самых разных произведениях и формах. Кроме того, многие представители модернизма увлекались мистикой, магией, оккультизмом, модными религиозными сектами. Поэтому в целом русский модернизм также представлял собой сложное, разно­родное и противоречивое явление, в состав которого входили такие художественные течения, как символизм, акмеизм, футуризм, аван­гардизм и др.

30. Эстетика русского авангарда (В.В. Кандинский, К.С. Малевич, И.Ф. Стравинский).

Русский авангард

Особое место в изобразительном искусстве Серебряного века занимает русский авангард, который был ори­ентирован на развитие новаторских течений и тоталь­ное обновление всей культуры. В русле авангардистских устремлений рождались различные направления и формы творчества — кубизм, при­митивизм, абстракционизм, супрематизм и др. Это разнообразие форм русского авангарда выдвинуло соответственно таких талантливых ху­дожников, как В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал.

В целом русский авангард, как и западный, тяготел к самодов­леющей форме, асоциальности, традициям искусства XIX в., абсолю­тизации творческого Я. Однако русская социокультурная ситуация Серебряного века придала ему некоторые национальные самобытные черты. Такими стали немой «трагизм», метафизические поиски ново­го религиозного сознания и др.

Создателями абстракционизма и супрематизма в русском аван­гарде являются соответственно В. Кандинский и К. Малевич.

Культурологические и художественные взгляды Василия Кандин­ского (1866—1944) были весьма сложны и многообразны. Творческая личность, по мысли художника, — это «пророк», ведущий искусство вперед. Задача авангарда — выразить духовные абсолюты в нормах, соответствующих глубинам человеческой психики (его полотно«Импровизация»). Для этого художник стремился к внутреннему синтезу искусств будущего, к их сосуществованию и взаимодейст­вию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художест­венной культуры — от цвета до звука. Выявить импульсивное, под­сознательное — одна из главных целей авангарда.

ОТКАЗ ОТ ПРЕДМЕТНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Абсолютная новация!

Сформулировавший и развивавший идеи супрематизма Кази­мир Малевич (1878—1935) не ограничился только теоретическими заявлениями и постарался дать философское обоснование своим представлениям (теории Шопенгауэра, Бергсона, эмпириокрити­цизма). В отличие от теоретиков декаданса он утверждал, что в основе мира лежат не некие мистические начала, а своеобразное беспокойство, «возбуждение» как скрытая сила, управляющая со­стоянием природы и самого художника. В работах «От кубизма к супрематизму», «О новых системах в искусстве» Малевич утвер­ждал, что именно это «возбуждение» и является единственным предметом художественного постижения. Оно как бы улавливается художником в его внутреннем мире и преобразуется благодаря творчеству в иное видимое состояние (живопись), не обретая при этом предметного выражения.В теории и практике супрематизма нашел свое завершение процесс постепенного отхода художника от реальной жизни и выдвижения на первый план замкнутого в себе внутреннего мира – изолированного от каких-либо связей с действительностью, мира «предчувствий», и «прозрений» как единственного предмета художественного отражения.

ОТКАЗ НЕТОЛЬКО ОТ ПРЕДМЕТНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ, НО И ОТ ЦВЕТА.

Таким образом, русская культура к началу XX столетия была итогом процесса огромно- го и сложного развития. Гуманизм и гражданственность, народность идемократизм, высо­кая образность и глубокая духовность были отличительными черта­ми на всех этапах ее истории. В канун революционных событий 1917 г. она обладала богатейшим художественным наследием, куль­турными ценностями мирового уровня.

Однако в России всегда существовало несоответствие между бо­гатым разнообразием явлений культуры и возможностями их потреб­ления широкими слоями народа. В результате культурный уровень народных масс зачастую ограничивался элементарными знаниями. Статусный, сословный характер культуры, отсутствие в обществе широкого среднего культурного слоя и сегодня являются одной из особенностей культурной ситуации в России. Эта особенность обще­ственно-культурной жизни была определяющей причиной всех про­цессов развития русской культуры на протяжении всего XX в.

 

· Абстракционизм, Василий Кандинский

· Супрематизм, Казимир Малевич

· Конструктивизм, Владимир Татлин

· Кубофутуризм (кубизм, футуризм), Владимир Маяковский

· Велимир Хлебников Павел Филонов

· Наталья Гончарова и Михаил Ларионов

И́горь Фёдорович Страви́нский (5 [17] июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле) — русскийкомпозитор, дирижёр и пианист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культурыXX века. Гражданин Франции (1934) и США (1945).

Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.009 с.)