Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постсоветский период (1993-2014).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре. Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требоания, и культура утратила гарантированного заказчика. Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества. Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям". Духовная сфера переживает в середине 90-х годов острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности. Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ. Словом современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы. Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации.(?) Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми и исповедуемыми народами России. Борьба между этими по своей сути антагонистическими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия.
33. Массовая и элитарная культура и искусство: теория и практика. Искусство и медиакультура. Х.Ортега-и-Гассет как философ. Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (исп. José Ortega y Gasset,9 мая 1883, Мадрид — 18 октября 1955) —испанский философ и социолог, сын литератораХосе Ортеги Мунильи (исп.)русск..
Массовое искусство: -искусство эпохи СМИ -произведение искусства является в первую очередь товаром (потребительная стоимость) - искусство вне социальных и национальных различий -усреднение вкусов Элитарное искусство: -главное- самовыражение художника -искусство профессионалов для профессионалов.
34. Философия о массовом искусстве: критика и апологетика. Массовое искусство: -искусство эпохи СМИ -произведение искусства является в первую очередь товаром (потребительная стоимость) - искусство вне социальных и национальных различий -усреднение вкусов КРИТИКА: со времен Ортеги. Франкфуртская социологическая школа (термин «индустрия искусства») ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА. (за и против этого взгяда). • Массовая культура как формирующаяся специфическая транснациональная мультикультуральность, сменяющая культуру национального типа52. Выделяя эту специфику массовой культуры, А.Я. Флиер отмечает, что в современном обществе с нарушенными связями между культурными стратами, эта культура выполняет специфическую функцию транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека. При этом массовая культура выступает как принципиально новый в социокультурной практике, гораздо более высокий уровень стандартизации «системы образов социальной адекватности и престижности», новую форму организации «культурной компетентности» современного человека, а также его социализации и инкультурации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами, что проявляется в его общей «идеологической и социальной лояльности к существующему порядку»53. • Массовая культура как культура, имеющая наибольшее число носителей ее ценностей, то есть, максимально – массово – распространенная. Массовая культура генетически и онтологически связана со средствами массовой коммуникации, которые и определяют ее природу тиражируемой универсальности как сущностное, специфическое качество. Между тем, необходимо отметить, что массовость распространения самих артефактов культуры не является признаком их принадлежности исключительно к массовой культуре. Как правило, все явления социальной, научной, художественной и т.п. реальности, оказывающие существенное влияние на развитие культуры и востребованные временем, существуют как актуальные и воспроизводятся многократно. Естественно, что основными способами самоосуществления народной культуры, как культуры бесписьменной, опирающейся на традицию, являются воспроизведение, повторение и закрепление накопленного и осмысленного опыта. В этом смысле «продукция» традиционной культуры обладает чертами серийности, цикличности и интертекстуальности, где, однако, невозможно различение между оригиналом и копией, между художественным или социальным единичным прецедентом и опирающейся не него традицией, между случайно открытым и намеренно воспроизводимым. В пространстве народной культуры все феномены выступают как аутентичные, несмотря на тотальность, «массовость» их воспроизведения.
35. Элитарное искусство: теория и практика. Элитарная культура как культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И.В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, во всех ее исторических и типологических разновидностях - традиционной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т.п.). Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей: - сложностью, специализированностью, креативностью, инновационностью; - способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности; - способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений; - наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»; - жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»; - индивидуализацией ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными; - созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора; - использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;
- смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре60. http://davaiknam.ru/text/a-v-kostina-tradicionnaya-elitarnaya-i-massovaya-kuleturi-konc-page-2 Сюда же: модернизм и постмодернизм.
36. Советское искусство: основные эстетические принципы. Во многом совпадает с 32 вопросом, но без цивилизационного выбора. Определение: советская эпоха-1917-1993, советское государство, СССР, «советская цивилизация». Искусство этого времени как советсское искусство («антисоветское» как определение того времени). Солженицын. Сущность советского до сих пор обсуждается: гуманизм и антигуманизм, социализм и утопия, догоняющая модернизация, тоталитаризм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.007 с.) |