Эстетические категории и понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические категории и понятия



Безобразное (вместо прекрасного), удивительное (вместо возвышенного), парадоксальное, выразительное (вместо трагического), ирония (как форма комического), отказ от противопоставления высокого и низкого, массового и элитарного искусства, Текст, контекст, итертекст, дискурс, деконструкция, шиозоанализ, ризома, художественный релятивизм (вместо европоцентризма и этноцентризма), глокализация художественной культуры, телесность, хеппенинг, инсталляция, перфоманс.

ТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ИЗУЧАЕМОЙ ЭПОХИ

(СОВРЕМЕННЫЕ ТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ)

(2-ая половина ХХ -начало XXI вв.)

1.Эпоха постмодерна и эволюция эстетики.

2. Постодернизм как нон-классическая эстетика.

3. Вытеснение на периферию анализа базовой эстетической категории прекрасного, возрастающая роль таких категорий, как «выразительное» и «безобразное».

4. Продолжающееся интенсивное взаимообогащение двух линий: искусства и философии.

5. Понятие «индустрия культуры» в системе эстетических взглядов Франкфуртской школы.

ЗАДАНИЯ:

I. Назовите значимые для эстетики произведения авторов, указных в списке персоналий.

II. Как соотносятся понятия «эпоха постмодерна», «культура постмодернизма», «искусство постмодернизма»? Для ответа на вопрос прочитайте следующий текст.

 

О соотношении понятий «постмодерн» и «постмодернизм».

Во второй половине XX века происходит переход к новому этапу развития культуры, содержание и формы которого все еще недостаточно определены. Изменения, произошедшие в сфере культуры, были отражены в теории постмодернизма. Широкое распространение термина «постмодернизм» получил в 70-х годах XX века. Научная литература по постмодернизму огромна, в том числе и в России. Понятие постмодернизма полисемантично:

Постмодернизм ( (лат. "post-", "после" и "modern" "современное") — искусствоведческий и эстетический термин, представляющий собой общее название для второй волны авангардного искусства 70-80-х годов ХХ века, в отличие от модернизма как общего названия для первой волны авангарда начала века.

Постмодернизмкультурологическое понятие, означающее особое состояние духовной культуры, соответствующее современному этапу социально-экономического развития - постиндустриальному обществу, главной особенностью которого является медийность (развитие средств массовой информации).

Постмодерн (Эпо́ха постмоде́рна, пост моде́рнити)философский, а также социально-гуманитарный (экономический, социологический, политологический) термин для описания современной цивилизации, завершившей путь развития по логике "модерна" (Нового времени), когда все основные тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались.

 

Проекты модерна и постмодерна: сравнительная характеристика

 

 

ПРОЕКТ МОДЕРНА ПРОЕКТ ПОСТМОДЕРНА
Принцип законодательного разума выражен в развитии науки и техники, преобладании рационализма. Принцип интерпретативного разума выражен в обращении к иррациональной сфере: к бессознательному, воле, вере.
Прогресс в освоении природы и безграничный экономический рост. Осознание экологических пределов и пределов экономического роста.
Признаётся возможность существования теории и практики радикального совершенствования общества Допускается возможность только эволюционного варианта развития общества
Истина, Добро, Красота представляются основополагающими ценностями. Отказ от ценностей Истины, Добра и Красоты. Принятие новых принципов: множественности истины, загадочности зла, выразительности безобразного.
Доминирует понятийное мышление. Доминирует образное мышление.
Принцип развития человеческой индивидуальности (просветительство). Исчезновение субъекта, анонимность, персонажность.
Стройная классическая система эстетических ценностей Дестабилизации классической системы эстетических ценностей.

«П. — широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история». Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь наслоившиеся стереотипы о нем, понять которые позволяет метаязык, анализирующий и интерпретирующий язык искусства как самоценность.

Философско-эстетической основой П. являются идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма итальянского семиотика У. Эко, американского неопрагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет его художественной практики, оказавшей затем обратное воздействие на европейское искусство. В силовое поле постмодернистской культуры попали постнеклассическая наука и окружающая среда»/ («Лексикон нон-классики».С.349-350.)

ЗАДАНИЯ

I. Сформулируйте главные эстетические идеи постмодернистов, прочитав следующий текст: Кривцун О.А. «Эстетика» (раздел VIII. Эстетика и искусство на пороге XXI века). С.402-403.

ПЕРСОНАЛИИ ТЕМЫ РЕФЛЕКСИИ  
Ганс-Георг Гадамер  
Маршал Маклюен  
Теодор Адорно  
Мишель Фуко  
Умберто Эко    

 

40. Особенности современной культурной ситуации и новаторские художественные практики. Интернет и искусство.

Современная культурная ситуация-постмодернизм (49 вопрос).

Новаторские художественные практики:

АКЦИОНИЗМ

В искусстве — хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм, возникших в искусстве 1960-х годов. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения.

Истоки акционизма следует искать в выступлениях дадаистов и сюрреалистов, деятельности абстракционистов (в частности Поллока), в опытах «живых картин» Кляйна. В 1950-60-х акционизм выходит на новый уровень, превращаясь в театральное действие, заявляет о себе декларациями, обосновывающее создание четырехмерного искусства, развивающегося во времени и пространстве. Хэппенинги иперформансы играют особую роль в движении акционизма.

Абстрактный экспрессионизм (от английского abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Начальная фаза движения — абстрактный сюрреализм (от английского abstract surrealism) появилась в 1940-е г., под влиянием идейАндре Бретона, её основными приверженцами были американские художники Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е г., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.

Боди-арт ( от английского body art - искусство тела) — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью поз, жестов, нанесения на тело знаков.

Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Боди-арт является частью акционизма. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем и записываются для последующей демонстрации в выставочных залах. Художники прибегают к разнообразным, зачастую болезненным манипуляциям, исследуют физические реакции организма. Например, одна из работ Марины Абрамович включала танец до изнеможения. Одна из наиболее известных работ Денниса Оппенгейма: художник лежал с книгой на груди под солнцем, пока его кожа, за исключением закрытой книгой, не загорела. Боди-арт иногда близок, но не тождественен, ряду явлений, возникших в русле контркультуры, татуированию, раскрашиванию тел, нудизму.

Венский акционизм (от английского Wiener Aktionismus) – радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х. Творчество венских акционистов развивалась одновременно, но в значительной степени независимо от других авангардных движений эпохи, отрицавших традиционные формыискусства. Практика постановки акций в определенных энвайронментах перед аудиторией несет сходство с Флуксусом, но действиявенских акционистов заметно отличались деструктивностью и насилием, часто включали использование обнаженного тела, крови, экскрементов, туш животных.

Перформанс (также употребительное название - перфоманс, от английского performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, телохудожника и отношение художника и зрителя. В этом — отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картинаили скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом.

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т.п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

41. Музыка в эпоху медиакультуры: общая характеристика.

Медиакультура-культура в эпоху развития СМИ и СМКоммуникации.

Ортега-и-Гассет как теоретик массовой культуры.

Маршал Маклюен и его анализ влияния СМИ на культуру.

СМИ:

Печать (конец 19 в.) нотный текст

Звукозапись (музыка), смена носителей звука

Радио (музыка!)

Кино (музыка)

Телевидение (музыка)

Интернет (как нетрадиционное СМИ: интерактивность и всеобъемлимость) и музыка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.012 с.)