Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетика эпохи модерна (19 В. )

Поиск

ВСПОМНИТЕ общую характеристику культуры и искусства 19 века:

 

ТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ИЗУЧАЕМОЙ ЭПОХИ (19 в.)

1. Идея социального служения искусства.

2. Идея самоценности искусства.

3.

4.

5.

ТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

1.Романтим как направление мысли в истории (Н.Я.Данилевский), этнографии, герменевтике.

2.Романтизм как особый способ отношения к миру (жизнь как постоянный творческий процесс, художник как творческая личность).

3.Мировоззренческие истоки романтизма (гуманизм эпохи Возрождения и Реформации, разочарования в идеалах Просвещения).

4.Основные идеи романтизма: антидогматичность, понимание природы как непрерывного творчества, интерес к мифу как форме художественного сознания, обращение к народному творчеству-фольклору, антипросветительские тенденции, несоответствие возможности и действительности, конфликт художника и толпы, «внутренняя эмиграция»: путешествия, прошлое, любовная страсть, обращение к женской душе.

5. Образ Наполеона в искусстве романтизма и в искусстве ампира.

6. Немецкий романтизм и музыка.

7. Реализм: содержание понятия.

8. Реализм как исследование общества и человека.

9. Разработка понятия «реализм» в русской литературной критике («натурализм» В.Г.Белинского, «философский реализм» А.И.Герцена, «критическое направление» Н.Г.Чернышевского, «реальная критика» Н.А.Добролюбова, «реализм» М.Е.Салтыкова-Щедрина).

10.«Маленький человек» реалистической литературы: его достоинства и недостатки.

11.Литературоцентризм как культурный феномен эпохи.

12.Трактовка реализма в современной эстетической литературе.

22. Антиномия вкуса Канта и ее разрешение. «Критика способности суждения»: учение о гении.

 

Чичина Е.А. Эстетика

http://library.nulau.edu.ua/POLN_TEXT/KOMPLEKS/KURS_1/kurs/10/10.htm

Антино́мия (др.-греч. ἀντι-νομία — противоречие в законе[1]или противоречие закона самому себе; от др.-греч. ἀντι- — против[2] + νόμος — закон) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование[3], и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятойпарадигмы, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов. Термин «антиномия» был предложен Гоклениусом.

ТЕОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Проблемы эстетики у немецких философов (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель)

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Прекрасное, гениальность, целесообразность, телеологизм, количество, качество, отношение, модальность.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)

Кант: субъективный идеализм, агностицизм, трансцендентальный субъект вместо робинзонады.

Произведение: «Критика способности суждения».

ТЕМЫ РЕФЛЕКСИИ

1.Чувственность человека как предмет философской рефлексии.

2.Рефлектирующая способность суждения (частное мыслится как общее).

3.Субъективный характер художественного вкуса.

4.Гениальность как явление природы.

Рефлектирующее суждение, основанное на чувстве удовольствия, Кант в традиции эмпирической эстетики, под влиянием которой начинали складываться его эстетические воззрения, называет эстетическим. Когда промежуточная способность между способностями познания и желания была определена как способность удовольствия и тем самым установлено основание для первоначального чувственного (эстетического) и последующего логического (телеологического) суждения, Кант приходит к необходимости предварить «Критику телеологической способности суждения» «Критикой эстетической способности суждения». Обе «Критики» вместе и составили «Критику способности суждения» как связующее звено между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума». По собственному признанию философа, он вышел на эстетическую проблематику, «отправляясь не от искусства и даже не от вопросов эстетики в собственном смысле, а от стремления довести до совершенной полноты всю систему способностей человеческой души, определить их отношения и связь»[ Кант, С.11].

Так из потребности завершить систему критической философии Кант вышел к проблеме систематического обоснования эстетики, ставшего важнейшим вкладом философа в историю эстетической мысли, а в фокусе исследования оказалась проблема связи и отличия эстетической сферы от предметности науки и морали.

Вид возвышенного – «динамически возвышенное», дающее представление о могуществе природных сил, например, - гигантский водопад. Оно вызывает в человеке страх, но и будит в нем собственную силу, вызывая ощущение своего духовного превосходства над природой в самом себе и вовне себя. Чувство, на котором основывается эстетическая рефлексия о возвышенном в обоих случаях, таким образом, двойственно: оно является неудовольствием от малости, слабости человека как природного существа, но одновременно и чувством удовольствия от ощущения возвышенности своего человеческого предназначения по сравнению с природой. Это чувство является задатками морального чувства - уважения к достоинству человека и требует более высокой культуры. Побуждая к размышлению о смысле жизни, об отношении к другим людям, суждение о возвышенном достигает нравственного мира человека. Поэтому «возвышенным надо называть не объект, а расположение духа под влиянием некоторого представления, занимающего рефлектирующую способность суждения»[ Кант, С.257].

В итоге, эстетическое суждение соединяет, по Канту, два мира, которым принадлежит человек – природы и свободы только тогда, когда оно выносится и о прекрасном, и о возвышенном. Только тогда созерцание природы обретает нравственный смысл, а человек – целостность своей личности. Поскольку, однако, созерцание возвышенного подводит человека к моральному размышлению, Кант не считает суждение о нем чисто эстетическим, относя к последнему только вкус. Поэтому основная часть «Критики эстетической способности суждения» посвящена проблемам прекрасного в его автономии и от познания, и от морали как предмета собственно эстетического исследования.

Эстетическая идея образует, таким образом, особую область между рассудком и разумом, не захватывающая их территорию: от предмета внешних чувств, который дан не для установления определенного понятия о нем – не для познания, до неопределимой теоретически нравственной идеи. Красота – это символ нравственности.

Двойственное содержание эстетической идеи объясняло диалектику самого эстетического суждения, которую Кант формулирует в виде антиномии вкуса, переводившей в научный план вопрос о том, спорят ли о вкусах.

1. Тезис антиномии у Канта гласит: «Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем диспутировать…

2. Антитезис. Суждение вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них даже спорить…»[ Кант, С.359].

Кант разрешает антиномию вкуса разъяснением различного смысла понятия в тезисе и антитезисе. «Понятие первого вида – это рассудочное понятие, оно определяется предикатами чувственного созерцания, которое может ему соответствовать; второй же вид – это трансцендентальное понятие разума о сверхчувственном, которое лежит в основе всякого чувственного созерцания и которое, следовательно, далее не может быть определено теоретически»[ Кант, С.359]. Разрешением антиномии вкуса Кант снимал противоречие между рационализмом и эмпиризмом: вкус основан на сверхчувственном понятии разума и имеет своим предметом эстетическую идею, которая в силу своего чувственного характера вызывает иллюзию возможности ее определения в понятиях, но оставаясь идеей, этому определению не доступна.

 

Философия И. Канта, превозносившая субъекта, естественно, не могла не повлиять на особенности романтизма. Человек, в системе Канта, оказывался связующим звеном между миром ноуменов и феноменов. Кант анализировал способности человека, его психики (представления, желания, чувствования). В «Критике способности суждения» основным предметом ис­следования выступает чувственность человека. Кант показывает, что с формой человеческой чувственности имеет дело способность суждения (а не теоретическая и практическая философия). Способности суждения присуща «рефлектирующая способность суждения», т. е. способность мыслить частное как общее, в отличие от определяющей способности суждения, которой присуще мыслить общее как частное. Рефлектирую­щая способность суждения сопровождается чувством удовольствия или неудовольствия. Искомая целесооб­разность (некое приобщение к миру ноуменов) всегда фиксируется чувством удовольствия. Целесообразность выражается в эстетическом суждении о прекрасном и в телеологическом суждении о возвышенном. В своей аналитике Кант разбирает прекрасное и возвышенное. Прекрасное — центральная категория его эстетики. Оно зависит от рефлектирующей способности суждения, от эстетического вкуса, т. е. носит не объективный, а предельно субъективный характер. Обоснование воз­вышенному Кант также находит в человеческом духе. Различая математически возвышенное и динамически возвышенное, немецкий философ находит основание для них именно в человеческой психике, человеческом духе. Грандиозные захватывающие явления природы не поражают сами по себе, а лишь дают повод челове­ку почувствовать величие и возвышенность его духа, человеческого, который сам бесконечно превосходит природу, мир феноменов. Такая особенная важная роль человеческого субъекта в процессе приобщения его к миру ноуменов, конечно, не могла не отозваться в твор­честве романтиков. Философия Канта отозвалась и в мыслях романтиков об особой роли гения, о роли ху­дожника (см.: Кант И. Критика способности сужде­ния. С-Пб., 1995. С. 241-247).

Гений у Канта — прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило. Сферой деятельности гения являются изящные искусства. Изящное искусство у Канта не допускает выведения суждения о красоте из какого-либо правила, имеющего в своей основе понятие. Сама природа в субъекте дает искусству правила. Изящное искусство возможно только как произведение гения. Кант подчеркивает, что гений — это талант создавать то, для чего не мо­жет быть дано правил. Оригинальность — первое свой­ство гения. Произведения гения всегда показательны. Гений в качестве природы дает правило, но сам не может объяснить, каким образом им осуществляются идеи для этого. Природа предписывает через гения правила не науке, а искусству (изящному искусству). Кант подчеркивал, что нельзя научиться вдохновенно сочинять стихи по образцам. Если ученый может пред­ставить тот путь, который привел его к открытию, если он может провести по этому пути ученика, то поэт ни­когда не сможет показать, как появляются и соединя­ются в его голове фантазии, и не может поэтому на­учить этому другого. В науке талант отличается от жалкого подражателя по степени, в искусстве —спе­цифически. Произведение гения — это пример для подражания (имеется в виду особым образом понима­емое подражание, подражание как преемственность), со стороны другого гения, в котором оно пробуждает чувство собственной оригинальности.

III. Иммануил Кант посвятил теории познания «Критику чистого разума», эстетике «Критику способности суждения». По Канту, с точки зрения качества, прекрасное характеризуется как незаинтересованное. Прекрасное – то, что нравится без всякого интереса. С точки зрения количества, прекрасное - то, что может нравиться всем, т.е. все способны наслаждаться прекрасным. С точки зрения отношения, прекрасное - суждение о целесообразности без цели (прекрасное - формальная сторона целесообразности). Прекрасное - то, что нравится всем без всякого понятия. («Прекрасно то, что нравится всем, без всякого интереса, своей чистой формой»).

В «Критике способности суждения» основным предметом исследования становится чувственность человека, именно с ней имеет дело способность суждения, а не теоретическая и практическая философия. Способность суждения является рефлектирующей, т.е. частное мыслится как общее. Рефлектирующая способность суждения, по Канту, приносит чувство удовольствия или неудовольствия в зависимости от целесообразности. Кант анализирует прекрасное, отталкиваясь от разработанных им основных категорий: качества, количества, отношения и модальности.

Сформулируйте, чем, по Канту, эстетическое суждение отличается от логического суждения:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

IV. Объясните те характеристики прекрасного, которые называет И.Кант:

- прекрасное - центральная категория эстетики;

- восприятие прекрасного зависит от рефлектирующей способности суждения, от эстетического вкуса;

- прекрасное носит субъективный характер.

V. Объясните характеристики гения согласно кантовскому учению о гении:

- правила искусству дает сама природа в субъекте;

- гений в качестве природы дает правило, но не может объяснить, как это делает;

- гений-способность создавать то, для чего не может быть дано правил.

 

23. Идея истории искусств в эстетике Гегеля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.008 с.)