Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная научная конференция «Двадцатый век. Музыка войны и мира»

Поиск

Конференция состоится в Московской консерватории с 21 по 24 апреля 2015 года. Цель конференции — внедрение в музыковедческий обиход новых данных, результатов новейших исследований. Предполагается активное участие в конференции (отдельная секция) молодых ученых — студентов и аспирантов.

Музыковедческое исследование военной темы в музыке образовало солидную традицию, на фоне которой новизна предстоящей конференции будет состоять, во-первых, в максимально широком и комплексном охвате материала (Россия и Запад, академические и популярные жанры) и, во-вторых, в участии музыковедов столь же широкого спектра дисциплин (теоретическое, историческое музыкознание, музыкальная социология и эстетика). Предлагается дискурс, объединяющий подходы со стороны музыкального содержания и музыкальной структуры, языка, техники.

Возможные темы для обсуждения:
- Мировые войны в музыке 20 века,
- Музыкальная жизнь в СССР в годы Великой Отечественной войны,
- Московская консерватория в годы войны,
- Война в документальных и художественных текстах,
- Музыка сопротивления в СССР и за рубежом,
- Великие премьеры Войны и Победы,
- Музыкальный авангард в контексте мировых войн и революций,
- Тема войны в массовой музыкальной культуре,
- Агрессия в музыке, ее художественный и этический смысл,
- Актуализация темы взаимоотношений художника и времени,
- Влияние военного дискурса на конкретный творческий результат,
- Исследование принципов реализации социального заказа в осмыслении военных сюжетов в условиях мира и мирных – во время войны,
- Документальные источники, содержание которых меняет и дополняет привычные исторические позиции.

Предполагается возможность под новым углом зрения исследовать произведения Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Шнитке, Шёнберга, Берга, Дебюсси, Равеля, Онеггера, Мессиана, Бартока, Бриттена, Ноно, Берио, Пендерецкого, Штокхаузена и многих других композиторов XX века, равно как и различные явления популярной музыки, киномузыки, рок-музыки и других направлений XX века.

 

44. Музыкальная практика и теория музыкознания в отечественном искусстве ХХI века.

Норман Лебрехт (англ. Norman Lebrecht; род. 11 июля 1948, Лондон,Великобритания) — английский музыковед, музыкальный критик и писатель.

Музыкальный обозреватель газет Daily Telegraph (до 2002 г.) и Evening Standard, ведущий программы Lebrecht.live на радио BBC с 2000 г., а также еженедельной авторской колонки в Интернете The Lebrecht Weekly.

Лебрехт — автор нескольких книг, получивших международный резонанс. Книга «Миф о маэстро: Великие дирижёры в схватке за власть» (англ. The Maestro Myth: Great Conductors in Pursuit of Power;1991, русский перевод 2007) рассказывает об истории дирижированияначиная с оформления самостоятельной профессии дирижёра в 1870-е гг. В книге «Когда музыка прекращается» (англ. When the Music Stops, в США под названием «Кто убил классическую музыку», англ. Who Killed Classical Music; 1997, русский перевод 2004) прослеживается история музыкального бизнеса в области академической музыки и предсказывается коллапс звукозаписывающей индустрии. Сборник «Маэстро, шедевры и сумасшествие» (англ. Maestros, Masterpieces and Madness, в США под названием «Жизнь и смерть классической музыки», англ. The Life and Death of Classical Music; 2007) представляет собой историю записей академической музыки, включая обзор 100 наиболее значительных, с точки зрения Лебрехта, записей и 20 знаменательных провалов. Кроме того, Лебрехт написал книгу о Густаве Малере (англ. Mahler Remembered; 1987), путеводитель по академической музыке XX века (англ. The Complete Companion to 20th Century Music; 2000), историю оперного театраКовент-Гарден (англ. Covent Garden: The Untold Story; 2000) и другие книги о музыке. В 2001 г. он дебютировал как прозаик романом «Песнь имён» (англ. The Song of Names), получившимУитбредовскую премию за лучший дебютный роман; второй роман Лебрехта вышел в 2009 году.

С 2008 года — автор и редактор блога об академической музыке The Slippedisc. В 2014 году сайт Slippedisc принимал около одного миллиона посетителей ежемесячно, и Лебрехт, в комментариях к блогу, назвал его "самым посещаемым [специализированным] сайтом о культуре в мире"

Влад́имир Ив́анович Марты́нов (20 февраля 1946,Москва) — российский композитор, музыковед и философ.

КНИГИ:

· Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002.

· Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-XXI, 2005.

· Какое место занимают композиторы в мире современной музыкальной культуры и каковы их перспективы в будущем? В своей предыдущей книге Владимир Мартынов - исследователь и композитор - вынес окончательный приговор: время композиторов ушло в прошлое. Закончилась ли вместе с ними музыка? Ответ на этот вопрос содержит новая книга Мартынова - Зона opus posth. Какая музыка зазвучит в новой, посткомпозиторской реальности, каковы законы, по которым она создается и функционирует, какой она станет - музыкальная культура будущего, - обо всем этом Мартынов рассуждает не только как футуролог и музыковед, но и как философ и социолог. Издание адресовано профессиональным музыкантам и любителям музыки, всем, интересующимся вопросами философии и музыкальной социологии

· Казус Vita nova. М.: Классика-XXI, 2010.

· Разгром в прессе оперы Владимира Мартынова «VITA NOVA» под­готовил на редкость благоприятную почву для философской поле­мики о месте музыки в современном культурном контексте. Композитор ставит под прицел современную музыкальную ситуацию в целом, показывая, что в пространстве культуры потребле­ния не действуют законы эпохи произведений и их творцов. Между тем как академические музыканты продолжают создавать полную иллюзию жизни там, «где жизнь невозможна по определению», а вездесущие журналисты, гордо называющие себя «экспертами», оказываются неспособными дешифровать скрытые в рецензируе­мых творениях культурные коды и воспринимать очевидное — не­избежность наступления новой жизни. Музыка, по Мартынову, есть самоисследование. Исчерпанность эстетики авторства и музыкальных форматов прошлого приводит его к мысли о создании принципиально новой дисциплины — музы­кальной автоархеологии, т. е. археологии своего «Я» через музыку и археологии музыки через свое «Я».

 

Выражение «музыкальный стиль» в историческом контексте представ- лений отечественной науки во второй половине ХХ в. обозначает, по сущест- ву, явление системности музыкальных средств. 8 – Главным в определении стиля является двойственность формы и со- держания, определяемая установкой официальной идеологии, тормозившей построение теории стиля, но стимулирующей развитие теорий средств и со- держания. – Исследования исполнительского стиля к концу XX в. отличает в значи- тельной мере метафорический оттенок базового понятия и размытые контуры концепций для построения теории. – В связи с практикой ХХ в. – аудиофиксацией множества интерпретаций тождественных композиторских текстов – возникает «исполнительский текст» как новый объект исследования исполнительского стиля. – Психология восприятия явлений музыкального текста и теоретических концепций – новый объект в современной информационной культуре, стиму- лирующей новые методы исследования.

Проблема стиля в исполнительстве возникла из естественного стремле- ния разных авторов (ученых, педагогов, критиков) оценить нормативы вос- произведения нотного текста, их адекватность традиции. Традиции исполни- тельства имеют вид и силу не просто установленных стихийно законов; они представляют собой художественное единство, обладающее различительными свойствами, например, исполнительские национальные школы – русская, французская, немецкая. Нормы воспринимаются как сходства, повторы прие- мов создания звуковой палитры исполнения, их можно устанавливать и опи- сывать у отдельного выдающегося исполнителя. Многообразную литературу, оценивающую интерпретации во второй по- ловине XX в. во всех сферах вокального и инструментального исполнительст- ва отличает эмпиризм, описательность, поэтическая метафоричность. Самой главной темой оказывается личность исполнителя – необходимость оценить ее индивидуальность, системность применяемых средств и приемов в соотноше- нии с композиторским текстом. Это вызывает естественный интерес к поня- тию стиля, определению его сущности и вообще изучению явления цельности, органичности интерпретации конкретным артистом. Исследований, специально посвященных индивидуальному исполнитель- скому стилю, сегодня сравнительно немного. И хотя материалов накоплено большое количество, они рассеяны по источникам, посвященным великим ис- полнителям – А. Рубинштейну, Э. Гилельсу, С. Рихтеру, Л. Гинзбургу, А. Шнабелю, В. Софроницкому, В. Клайберну и многим другим. В таких рабо- тах, как правило, не очень обстоятельно выражены теоретические обобщения, но они содержат множество интересных и важных эмпирических наблюдений.

Исполнительский стиль, как и композиторский, выглядит достаточно убедительно в научном исследовании до тех пор, пока не начинается анализ конкретных исполнений конкретного произведения. В характеристике прие- мов и средств возможны верные и убедительные определения и оценки, если вопрос не касается смысловых параметров средств и содержательного опреде- ления интерпретации. Здесь субъективизм и дискуссионность оценок иногда достигают столь значительного разброса мнений, что возможность существо- вания какой-либо теории представляется нереальной. Но теоретические описания исполнений и есть интерпретация, также подлежащая исследованию. Стиль неуловим при анализе средств с содержа- тельной стороны, потому что содержание находится не в тексте, а за его пре- делами – в культуре, в общественном сознании и в сознании индивидуального представителя как носителя и транслятора культурных ценностей. И содержа- тельные аспекты исполнительского стиля неизмеримы методами анализа му- зыкальной ткани. Письменный нотный текст представляет собой в историко- культурном смысле зашифрованное «послание», а обращение с ним исполни- теля совершается по законам «примерки» его на современные обстоятельства культуры – ее запросы, представления, оценки, понимание. Понятие Н. Корыхаловой «исполнительский текст» приобретает совер- шенно новый оттенок в связи с тем, что исполнительство стало фактом совре- менной культуры в «зафиксированных» формах. Это сравнительно новое яв- ление музыкальной культуры, осознание которого сегодня, может быть, объ- ясняется небывало широкой доступностью звукозаписи. Даже в эпоху дисков (и аудио, и видео) масштабы потребления артефактов, которыми являются «произведения» исполнителя, не были столь впечатляющими, как в эру их трансляции в глобальной Сети. «Потребление» интерпретаций.

В Интернет-сети в последние годы разворачивается столь характерное мас- совое явление комментариев и обсуждений индивидуальных исполнительских стилей, что позволяет увидеть определенные перспективы развития науки в изу- чении восприятия как интеллектуальной интерпретации. Социальные сети и спе- циальные сайты с их легкостью трансляции личных коллекций записей, доступ- ность огромных массивов исполнительского наследия в записях YouTube, вклю- чая раритеты, предоставляет колоссальные и пока недостаточно оцененные музы- кальной наукой материалы. Они как раз позволяют аргументировать высказанную в предыдущем параграфе идею о сопоставлении картин развития теории исполни- тельской интерпретации с включением современного слушательского восприятия в новых форматах. Прослеживание влияния идеологических факторов, научных концепций, общественных вкусов на формирование исторически подвижных ак- сиологических представлений об индивидуальных стилях может составить само- стоятельное направление музыкальной науки. А самое главное, что такое направ- ление может способствовать развитию теории исполнительской интерпретации как теории исполнительского стиля. Из огромных объемов отобраны две чрезвычайно характерные и показатель- ные фигуры композиторов-исполнителей: Ф. Шопен и А. Скрябин, обсуждение которых происходит на форуме портала klassika.ru22. Вторая часть 2-й сонаты b-moll Ф. Шопена стала поводом для обсуждения-атрибуции группой профессио- нально образованных молодых людей, выступающих, естественно, под никами на forumklassika.ru23. Предложены для обсуждения и атрибуции версии исполнения М. Аргерих, В. Ашкенази и очень популярного в 50 – 60-е гг. французского пиа- ниста С. Франсуа. В тексте освещаются самые различные суждения, что дает воз- можность обобщить характерные показательные обстоятельства. 1. Представленная молодежь исключительно грамотна и эрудирована, знает много исполнений, зафиксированных на аудионосителях. 2. В атрибуции проявляет аналитическую компетентность, стремление доказательно аргументировать свои «отгадки».

3. Заблуждения и «ошибки» отражают типичные общие социально- психологические установки: известные из критической литературы (или во- обще музыкантского обихода) мнения об индивидуальных стилях. 4. Участники форума выявляют склонность к самостоятельной деклара- ции признаков индивидуального стиля («отгадав», например Ашкенази по ти- пичным приемам темповых «сбивок» в других сочинениях Шопена). Самый главный предварительный вывод звучит достаточно оптимисти- чески: как бы ни охладела сегодня культура к аналитическому слушанию ис- полнителя и его индивидуальности, она, к счастью, жива. И таким незамысло- ватым способом – обсуждением в Сети – обнаруживает стремление развивать теоретические идеи индивидуального стиля исполнителя.

Из предпринятого в диссертации анализа понимания отече- ственной наукой феномена музыкального стиля, подробного обзора теорети- ческих концепций и аналитических подходов к стилю становится очевидным: теория представляет собой исторически подвижное явление интеллектуальной интерпретации. Во множестве теоретических работ, в разного рода публика- циях аналитические наблюдения над стилем представляют собой описание языка, характерных средств эпохи, направления, композитора, периода его творчества. И это в то время как теория недвусмысленно считает музыкальный 25 Коган, Г. М. Парадоксы об исполнительстве [Текст]: сборник статей / Г.М. Коган // Избранные статьи.– М.: «Советский композитор», 1985. – Вып. 3. – С. 32 22 стиль содержательным объектом, видит в нем отражение картины мира, а не просто системность средств и приемов композиторской техники. Очевидны аналогичные противоречия между теорией и действительностью в области исполнительства, где корректность и аутентичность воплощения стиля эпохи и композитора, является нормативным требованием. Стиль композиторский и стиль исполнителя (особенно анализируемый по фиксированным в аудиозаписи источникам), в научном, теоретическом осве- щении является объектом, подлежащим истолкованию, текстом, открытым культурному пространству и времени. Фактически любой объект музыкальной культуры, в том числе сформулированная и зафиксированная в тексте теория, изменяются в периоде своего бытия, и эти изменения представляют интерес не меньший, чем сами феномены теорий.

БУДУЩЕЕ МУЗЫКОЗНАНИЯ

http://aklujev.ru/4.pdf

Будущей наукой о музыке выступит философия музыки.

Музыка как объект, требующий философского осмысления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.014 с.)