Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международная научная конференция «Двадцатый век. Музыка войны и мира»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конференция состоится в Московской консерватории с 21 по 24 апреля 2015 года. Цель конференции — внедрение в музыковедческий обиход новых данных, результатов новейших исследований. Предполагается активное участие в конференции (отдельная секция) молодых ученых — студентов и аспирантов. Музыковедческое исследование военной темы в музыке образовало солидную традицию, на фоне которой новизна предстоящей конференции будет состоять, во-первых, в максимально широком и комплексном охвате материала (Россия и Запад, академические и популярные жанры) и, во-вторых, в участии музыковедов столь же широкого спектра дисциплин (теоретическое, историческое музыкознание, музыкальная социология и эстетика). Предлагается дискурс, объединяющий подходы со стороны музыкального содержания и музыкальной структуры, языка, техники. Возможные темы для обсуждения: Предполагается возможность под новым углом зрения исследовать произведения Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Шнитке, Шёнберга, Берга, Дебюсси, Равеля, Онеггера, Мессиана, Бартока, Бриттена, Ноно, Берио, Пендерецкого, Штокхаузена и многих других композиторов XX века, равно как и различные явления популярной музыки, киномузыки, рок-музыки и других направлений XX века.
44. Музыкальная практика и теория музыкознания в отечественном искусстве ХХI века. Норман Лебрехт (англ. Norman Lebrecht; род. 11 июля 1948, Лондон,Великобритания) — английский музыковед, музыкальный критик и писатель. Музыкальный обозреватель газет Daily Telegraph (до 2002 г.) и Evening Standard, ведущий программы Lebrecht.live на радио BBC с 2000 г., а также еженедельной авторской колонки в Интернете The Lebrecht Weekly. Лебрехт — автор нескольких книг, получивших международный резонанс. Книга «Миф о маэстро: Великие дирижёры в схватке за власть» (англ. The Maestro Myth: Great Conductors in Pursuit of Power;1991, русский перевод 2007) рассказывает об истории дирижированияначиная с оформления самостоятельной профессии дирижёра в 1870-е гг. В книге «Когда музыка прекращается» (англ. When the Music Stops, в США под названием «Кто убил классическую музыку», англ. Who Killed Classical Music; 1997, русский перевод 2004) прослеживается история музыкального бизнеса в области академической музыки и предсказывается коллапс звукозаписывающей индустрии. Сборник «Маэстро, шедевры и сумасшествие» (англ. Maestros, Masterpieces and Madness, в США под названием «Жизнь и смерть классической музыки», англ. The Life and Death of Classical Music; 2007) представляет собой историю записей академической музыки, включая обзор 100 наиболее значительных, с точки зрения Лебрехта, записей и 20 знаменательных провалов. Кроме того, Лебрехт написал книгу о Густаве Малере (англ. Mahler Remembered; 1987), путеводитель по академической музыке XX века (англ. The Complete Companion to 20th Century Music; 2000), историю оперного театраКовент-Гарден (англ. Covent Garden: The Untold Story; 2000) и другие книги о музыке. В 2001 г. он дебютировал как прозаик романом «Песнь имён» (англ. The Song of Names), получившимУитбредовскую премию за лучший дебютный роман; второй роман Лебрехта вышел в 2009 году. С 2008 года — автор и редактор блога об академической музыке The Slippedisc. В 2014 году сайт Slippedisc принимал около одного миллиона посетителей ежемесячно, и Лебрехт, в комментариях к блогу, назвал его "самым посещаемым [специализированным] сайтом о культуре в мире" Влад́имир Ив́анович Марты́нов (20 февраля 1946,Москва) — российский композитор, музыковед и философ. КНИГИ: · Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. · Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-XXI, 2005. · Какое место занимают композиторы в мире современной музыкальной культуры и каковы их перспективы в будущем? В своей предыдущей книге Владимир Мартынов - исследователь и композитор - вынес окончательный приговор: время композиторов ушло в прошлое. Закончилась ли вместе с ними музыка? Ответ на этот вопрос содержит новая книга Мартынова - Зона opus posth. Какая музыка зазвучит в новой, посткомпозиторской реальности, каковы законы, по которым она создается и функционирует, какой она станет - музыкальная культура будущего, - обо всем этом Мартынов рассуждает не только как футуролог и музыковед, но и как философ и социолог. Издание адресовано профессиональным музыкантам и любителям музыки, всем, интересующимся вопросами философии и музыкальной социологии · Казус Vita nova. М.: Классика-XXI, 2010. · Разгром в прессе оперы Владимира Мартынова «VITA NOVA» подготовил на редкость благоприятную почву для философской полемики о месте музыки в современном культурном контексте. Композитор ставит под прицел современную музыкальную ситуацию в целом, показывая, что в пространстве культуры потребления не действуют законы эпохи произведений и их творцов. Между тем как академические музыканты продолжают создавать полную иллюзию жизни там, «где жизнь невозможна по определению», а вездесущие журналисты, гордо называющие себя «экспертами», оказываются неспособными дешифровать скрытые в рецензируемых творениях культурные коды и воспринимать очевидное — неизбежность наступления новой жизни. Музыка, по Мартынову, есть самоисследование. Исчерпанность эстетики авторства и музыкальных форматов прошлого приводит его к мысли о создании принципиально новой дисциплины — музыкальной автоархеологии, т. е. археологии своего «Я» через музыку и археологии музыки через свое «Я».
Выражение «музыкальный стиль» в историческом контексте представ- лений отечественной науки во второй половине ХХ в. обозначает, по сущест- ву, явление системности музыкальных средств. 8 – Главным в определении стиля является двойственность формы и со- держания, определяемая установкой официальной идеологии, тормозившей построение теории стиля, но стимулирующей развитие теорий средств и со- держания. – Исследования исполнительского стиля к концу XX в. отличает в значи- тельной мере метафорический оттенок базового понятия и размытые контуры концепций для построения теории. – В связи с практикой ХХ в. – аудиофиксацией множества интерпретаций тождественных композиторских текстов – возникает «исполнительский текст» как новый объект исследования исполнительского стиля. – Психология восприятия явлений музыкального текста и теоретических концепций – новый объект в современной информационной культуре, стиму- лирующей новые методы исследования. Проблема стиля в исполнительстве возникла из естественного стремле- ния разных авторов (ученых, педагогов, критиков) оценить нормативы вос- произведения нотного текста, их адекватность традиции. Традиции исполни- тельства имеют вид и силу не просто установленных стихийно законов; они представляют собой художественное единство, обладающее различительными свойствами, например, исполнительские национальные школы – русская, французская, немецкая. Нормы воспринимаются как сходства, повторы прие- мов создания звуковой палитры исполнения, их можно устанавливать и опи- сывать у отдельного выдающегося исполнителя. Многообразную литературу, оценивающую интерпретации во второй по- ловине XX в. во всех сферах вокального и инструментального исполнительст- ва отличает эмпиризм, описательность, поэтическая метафоричность. Самой главной темой оказывается личность исполнителя – необходимость оценить ее индивидуальность, системность применяемых средств и приемов в соотноше- нии с композиторским текстом. Это вызывает естественный интерес к поня- тию стиля, определению его сущности и вообще изучению явления цельности, органичности интерпретации конкретным артистом. Исследований, специально посвященных индивидуальному исполнитель- скому стилю, сегодня сравнительно немного. И хотя материалов накоплено большое количество, они рассеяны по источникам, посвященным великим ис- полнителям – А. Рубинштейну, Э. Гилельсу, С. Рихтеру, Л. Гинзбургу, А. Шнабелю, В. Софроницкому, В. Клайберну и многим другим. В таких рабо- тах, как правило, не очень обстоятельно выражены теоретические обобщения, но они содержат множество интересных и важных эмпирических наблюдений. Исполнительский стиль, как и композиторский, выглядит достаточно убедительно в научном исследовании до тех пор, пока не начинается анализ конкретных исполнений конкретного произведения. В характеристике прие- мов и средств возможны верные и убедительные определения и оценки, если вопрос не касается смысловых параметров средств и содержательного опреде- ления интерпретации. Здесь субъективизм и дискуссионность оценок иногда достигают столь значительного разброса мнений, что возможность существо- вания какой-либо теории представляется нереальной. Но теоретические описания исполнений и есть интерпретация, также подлежащая исследованию. Стиль неуловим при анализе средств с содержа- тельной стороны, потому что содержание находится не в тексте, а за его пре- делами – в культуре, в общественном сознании и в сознании индивидуального представителя как носителя и транслятора культурных ценностей. И содержа- тельные аспекты исполнительского стиля неизмеримы методами анализа му- зыкальной ткани. Письменный нотный текст представляет собой в историко- культурном смысле зашифрованное «послание», а обращение с ним исполни- теля совершается по законам «примерки» его на современные обстоятельства культуры – ее запросы, представления, оценки, понимание. Понятие Н. Корыхаловой «исполнительский текст» приобретает совер- шенно новый оттенок в связи с тем, что исполнительство стало фактом совре- менной культуры в «зафиксированных» формах. Это сравнительно новое яв- ление музыкальной культуры, осознание которого сегодня, может быть, объ- ясняется небывало широкой доступностью звукозаписи. Даже в эпоху дисков (и аудио, и видео) масштабы потребления артефактов, которыми являются «произведения» исполнителя, не были столь впечатляющими, как в эру их трансляции в глобальной Сети. «Потребление» интерпретаций. В Интернет-сети в последние годы разворачивается столь характерное мас- совое явление комментариев и обсуждений индивидуальных исполнительских стилей, что позволяет увидеть определенные перспективы развития науки в изу- чении восприятия как интеллектуальной интерпретации. Социальные сети и спе- циальные сайты с их легкостью трансляции личных коллекций записей, доступ- ность огромных массивов исполнительского наследия в записях YouTube, вклю- чая раритеты, предоставляет колоссальные и пока недостаточно оцененные музы- кальной наукой материалы. Они как раз позволяют аргументировать высказанную в предыдущем параграфе идею о сопоставлении картин развития теории исполни- тельской интерпретации с включением современного слушательского восприятия в новых форматах. Прослеживание влияния идеологических факторов, научных концепций, общественных вкусов на формирование исторически подвижных ак- сиологических представлений об индивидуальных стилях может составить само- стоятельное направление музыкальной науки. А самое главное, что такое направ- ление может способствовать развитию теории исполнительской интерпретации как теории исполнительского стиля. Из огромных объемов отобраны две чрезвычайно характерные и показатель- ные фигуры композиторов-исполнителей: Ф. Шопен и А. Скрябин, обсуждение которых происходит на форуме портала klassika.ru22. Вторая часть 2-й сонаты b-moll Ф. Шопена стала поводом для обсуждения-атрибуции группой профессио- нально образованных молодых людей, выступающих, естественно, под никами на forumklassika.ru23. Предложены для обсуждения и атрибуции версии исполнения М. Аргерих, В. Ашкенази и очень популярного в 50 – 60-е гг. французского пиа- ниста С. Франсуа. В тексте освещаются самые различные суждения, что дает воз- можность обобщить характерные показательные обстоятельства. 1. Представленная молодежь исключительно грамотна и эрудирована, знает много исполнений, зафиксированных на аудионосителях. 2. В атрибуции проявляет аналитическую компетентность, стремление доказательно аргументировать свои «отгадки». 3. Заблуждения и «ошибки» отражают типичные общие социально- психологические установки: известные из критической литературы (или во- обще музыкантского обихода) мнения об индивидуальных стилях. 4. Участники форума выявляют склонность к самостоятельной деклара- ции признаков индивидуального стиля («отгадав», например Ашкенази по ти- пичным приемам темповых «сбивок» в других сочинениях Шопена). Самый главный предварительный вывод звучит достаточно оптимисти- чески: как бы ни охладела сегодня культура к аналитическому слушанию ис- полнителя и его индивидуальности, она, к счастью, жива. И таким незамысло- ватым способом – обсуждением в Сети – обнаруживает стремление развивать теоретические идеи индивидуального стиля исполнителя. Из предпринятого в диссертации анализа понимания отече- ственной наукой феномена музыкального стиля, подробного обзора теорети- ческих концепций и аналитических подходов к стилю становится очевидным: теория представляет собой исторически подвижное явление интеллектуальной интерпретации. Во множестве теоретических работ, в разного рода публика- циях аналитические наблюдения над стилем представляют собой описание языка, характерных средств эпохи, направления, композитора, периода его творчества. И это в то время как теория недвусмысленно считает музыкальный 25 Коган, Г. М. Парадоксы об исполнительстве [Текст]: сборник статей / Г.М. Коган // Избранные статьи.– М.: «Советский композитор», 1985. – Вып. 3. – С. 32 22 стиль содержательным объектом, видит в нем отражение картины мира, а не просто системность средств и приемов композиторской техники. Очевидны аналогичные противоречия между теорией и действительностью в области исполнительства, где корректность и аутентичность воплощения стиля эпохи и композитора, является нормативным требованием. Стиль композиторский и стиль исполнителя (особенно анализируемый по фиксированным в аудиозаписи источникам), в научном, теоретическом осве- щении является объектом, подлежащим истолкованию, текстом, открытым культурному пространству и времени. Фактически любой объект музыкальной культуры, в том числе сформулированная и зафиксированная в тексте теория, изменяются в периоде своего бытия, и эти изменения представляют интерес не меньший, чем сами феномены теорий. БУДУЩЕЕ МУЗЫКОЗНАНИЯ http://aklujev.ru/4.pdf Будущей наукой о музыке выступит философия музыки. Музыка как объект, требующий философского осмысления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.014 с.) |