Г. Великая Российская революция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Великая Российская революция.



Послереволюционный период (1917-1922 гг.)

Новые принципы советского искусства: партийность, народность, прогрессивность, критический и социалистический реализм (с середины 20 гг. –конец 30 гг.)

Государство как социальный заказчик: Союзы творческих работников.

Новый герой: «Как закалялась сталь» Николая Островского.

Эйзенштейн: «Броненосец «Потемкин» и «Иван Грозный».

Понятие «тоталитарное искусство», искусство советской эпохи.

Военная эпоха (1939-1945 гг.) - патриотический подъем и холодная война («образ врага»): 50-ые годы.

Литература и кино: «Молодая гвардия» Фадеева.

Оттепель 60-ых гг. 20 в. («Летят журавли» Калатозова, «Девять дней одного года» М. Ромма, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына).

Но самой значительной для «шестидесятников» стала книга И. Г. Эренбурга «Люди, годы, жизнь».

На поэтических вечерах в Политехническом музее возникала атмосфера высокой гражданской искренности, появлялись новые кумиры: Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский.

«Застой» 70-ых-80 ых гг.: «социалистическое по содержанию, национальное по форме» искусство.

В «Новом мире» печатались Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. М. Шукшин, Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов.

Писатели-«деревенщики» (В.Распутин)

После запрещения ряда готовых спектаклей уехал за границу главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, остался работать на зарубежных студиях А. Тарковский, эмигрировали художники О. Целков, М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, А. Галич, писатель В. Некрасов был выслан и лишен советского гражданства А. Солженицын.

Перестройка (1985-1991)

Литература и искусство. Годы перестройки преобразили художественную литературу и искусство. Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции. В конце 80 - х гг. несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.

С перестройкой читатели смогли ознакомиться с литературными произведениями, запрещенными властями, которые печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А.П. Платонова «Чевенгур», Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». В период объявленной гласности некоторые из них впервые увидели свет в типографском издании. В негосударственных (кооперативных) издательствах печатались произведения авторов, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России: Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского. Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», рукопись которого была конфискована органами госбезопасности.

На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20 - е гг. (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград».

Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Возникли многочисленные театры - студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве. Были организованы выставки художников, малоизвестных широкому кругу зрителей 80 - х гг.:П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга.

Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

Музыка в Советский период.:

http://referat.resurs.kz/ref/muzika-v-sovetskiy-i-postsovetskiy-periodi/1/

 

 

37.Литература и искусство русского зарубежья: общая характеристика.

Русская художественная культура за рубежом. В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры - оперные и балетные исполнители - Ф.И. Шаляпин, А.Вертинский, С.М. Лифарь (30 лет руководивший французским балетом), А. Павлова; композиторы - И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, художники - Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.З. Шагал; В.В. Кандинский; писатели и поэты - И.А. Бунин, И.С. Шмелев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева и многие другие. В эмиграции они продолжали традиции дореволюционной культуры, особенно эпохи культурного ренессанса начала века со свойственными ему чертами модернизма в музыке, балете, живописи, философии, что вызывало особый интерес на Западе.

 

Три волны эмиграции.

В русском языке закрепилось устойчивое выражение – «волны эмиграции». Оно характеризует стихийность этого явления. Каждая волна в своем движении сохраняет внутреннее состояние той жизни, из которой силами внешних обстоятельств, была вытеснена в иные пространства.

Первая волна, – безусловно, наиболее значительная, – оказалась за рубежом в результате Октябрьского переворота и Гражданской войны,приведших к эмиграции из России значительную часть интеллектуальной и творческой элиты. У первой волны своя история – сопротивление, отступление, бегство, хождение по мукам, встреча с чужбиной, осмысление прошлого и осознание миссии: быть не в изгнании, а в послании (Н. Берберова. «Современные записки», № 30, Париж, 1937). Феномен первой русской эмиграции уникален, т. к. ей нет аналогов в мировой истории, лучшее оправдание этой волны – ее культурное наследие. Нельзя забывать: все то, что смогли создать в трудных материальных и психологических условиях русские эмигранты – поэты, писатели, философы, богословы, художники, композиторы... – в Советском Союзе семьдесят лет находилось под запретом. Об их подвиге было принято либо умалчивать, либо хулить, либо чернить. Все советские энциклопедии были наполнены чувством ненависти, отторжения к белоэмигрантам, – тема эта, по причинам, не требующим объяснений, была десятилетиями наглухо закрыта. Книги писателей-эмигрантов находились в СССР под семью замками в спецхранах. Чтобы не быть голословным, не могу не процитировать то, что писал д.ф.н. ЛГУ Ю. А. Андреев в своей вступительной статье к «Избранному» А. М. Ремизова: «Отрыв от отечества сказался сугубо отрицательно на всех без исключения писателях-эмигрантах. Для Алексея Ремизова отрыв от России был чреват творческим бесплодием» (М.: Худ. лит., 1978). Комментарии излишни. Сколько было разоблачителей и хулителей Русского Рассеяния, которое по праву можно назвать Зарубежной Россией, ибо она сумела сберечь и приумножить достояние дореволюционной культуры. Униженные, изгнанные из большевистской России, объявленные ее врагами, белые эмигранты сохранили любовь к родине и веру в ее возрождение.

Россия лишилась многих выдающихся деятелей искусства, ор­ганизаторов, балетмейстеров. Не вернулся в Россию С.П. Дягилев - организатор «Русских сезонов» в Париже и других городах Европы, так много сделавший для пропаганды русского искусства. Продол­жая жить за границей, он создал труппу «Русский балет С.П. Дя­гилева», который успешно гастролировал в европейских странах до 1929 г. Не вернулся на родину Михаил Михайлович Фокин (1880- 1942 гг.) - выдающийся артист балета, знаменитый балетмейстер, реформатор балетного искусства. Оказался в изгнании (с 1924 г.) и Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе) - органи­затор и руководитель школы американского балета (1933 г.) и труппы «Нью-Йорк Сити-балет».

Вторая волна – уже из СССР, – появилась в ходе Второй мировой войны, т. е. Великой Отечественной войны, с 1941 по 1945 гг. То были выходцы из Советского Союза: жители оккупированных немцами территорий, остарбайтеры, беженцы, военнопленные. Как теперь известно, их возвращение на родину было связано с большим риском. Почти все они родились уже после 1917-го, выросли и воспитывались в Совдепии, где прожили лет двадцать. Все они носили в себе «совковый» опыт, неведомый представителям первой волны. Их отъезд за границу был вынужденным, – правда, не для всех, например, Д. Кленовский, Б. Ширяев, Н. Бернер, Б. Филиппов, Ю. Трубецкой давно мечтали о том, чтобы покинуть пределы ненавистного им Советского Союза.

Ко второй волне принадлежали те, кто был обижен Советской властью (О. Анстей, И. Елагин). Они были из разных социальных слоев – выходцы из дворянского или купеческого сословия, мещане, кулаки и подкулачники. Были и внутренние эмигранты (лучший пример – Д. И. Кленовский) и пострадавшие деятели литературы и науки – как поэты Н. Ф. Бернер, Ю. П. Трубецкой, историк Н. И. Ульянов, писатели Б. Н. Ширяев, С. С. Максимов, Н. В. Нароков, Б. А. Филиппов, Г. А. Андреев, В. И. Юрасов, которые прошли через сталинский ГУЛаг, остарбайтеры – как поэтесса В. А. Синкевич.

Для меня писатели второй волны, за редкими исключениями, – люди советской формации, которые в 20-е и 30-е годы жили в СССР; на них не могли не сказаться два десятилетия «советчины».

Третья волна хлынула также из Советского Союза, уже застойных лет, – диссиденты, и для меня начало третьей волны связано с выходом в 1974 году первого номера литературного, общественно-политического журнала «Континент», главным редактором которого был писатель В. Е. Максимов. Я был знаком и не раз встречался с В. Некрасовым, А. Синявским, В. Аксеновым, А. Гладилиным, Ю. Мамлеевым, В. Марамзиным, Ф. Розинером, Д. Бобышевым, А. Хвостенко, В. Бетаки, А. Радашкевичем, И. Бурихиным, В. Нечаевым и другими.

Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин, Михаил Растропович, Владимир Ашкенази,

Владимир Максимов, Александр Солженицын.

Изобразительное искусство в культуре русского зарубежья пред­ставлено именами художников первой волны эмиграции, входивших в плеяду блестящих мастеров русского искусства конца XIX- начала XX века. Это Бенуа, Кандинский, Коровин, Малевич, Се­ребрякова, Сомов, Шагал и многие другие. Творчество многих из них периода эмиграции мало знакомо нашей публике и недостаточ­но изучено.

http://magref.ru/hudozhniki-russkogo-zarubezhya-muzyikantyi-artistyi/

 

Искусство русского зарубежья... Навсегда горькая и больная тема. Как долго в своем отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам как Рахманинов,Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнин?..
Сколько других известнейших и давно почитаемых за рубежом русских авторов должны считаться гордостью отечественной музыки: Ефим Голышев - еще в 1914 году создавший струнный квартет с двенадцатитоновой техникой, Иван Вышнеградский - первооткрыватель - первооткрыватель и теоретик четвертитоновой музыки, Владимир Усачевский - признанный пионер электронной школы, Артур Лурье - автор исторической оперы «Мавр Петра Великого» и, кстати, до 1921 года ответственный работник комиссариата по народному образованию?..
И скольких имен мы еще не знаем вовсе - кто слышал хоть одну ноту Никиты Магалова (ученика С. Прокофьева) или Николая Обухова (знаменитого своей 2000-страничной партитурой «Книга жизни»), Алексея Хаева (кантаты на русские народные тексты в 1939 г.) или Иосифа Шиллингера (активного участника послеоктябрьской жизни и написавшего, между прочим, еще на Родине Симфоническую рапсодию к 10-летию революции); а также Николая Лопатникова, Владимира Воронова, Аркадия Дубенского, Николая Березовского, Лазаря Саминского, Николая Набокова, Даниэля Амфитеатрова, Ивара Михашова (композитора и пианиста, активного пропагандиста музыки русской диаспоры)?..
Список можно продолжать и дальше, только к сожалению, в нем будет встречаться все больше нерусских имен и все больше измененных в окончаниях фамилий: вместо -ов будет -офф, вместо -ский будет -ски.

 

38. Модернизм как первая волна авангардных течений в искусстве. Модернизм и философия ХХ в.

Направление и его художественные особенности Представители Основные художественные произведения
Элитарное искусство –искусство профессионалов для профессионалов (Хосе Ортега-и-Гассет). Модернизм– совокупность авангардных течений первой половины 20 века. Анри Матисс (фовизм) Пабло Пикассо (кубизм) Марсель Дюшан (дададизм) Сальвадор Дали (сюрреализм). Эдвард Мунк (экспрессионизм) Танец. Герника. Фонтан. Предчувствие гражданской войны. Крик.
Тоталитарное искусство –искусство, главной функцией которого является идеологическое воздействие. Лени Рифенштайль (кинорежиссер) Арно Брекер (скульптор)   Олимпия. Триумф воли. Десятиборец.
Массовое искусство –искусство, распространяющеееся через СМИ, являющееся в первую очередь товаром, находящееся вне социальных и национальных различий (Хосе Ортега-и-Гассет).     Голливудское кино. Телевизионные мыльные оперы.  
Элитарное искусство. Постмодернизм-совокупность авангардных течений второй половины 20 века.   Энди Уорхолл (поп-арт) Умберто Эко (литература постмодернизма). Дэ́миен Херст Портрет Мэрилин Монро.   Имя розы.     Взгляд смерти.

Эстетика модернизма – это эстетические рефлексии философов и художников первой половины ХХ века, связанные с осмыслением модернизма как художественного и культурного явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.021 с.)