Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие литературной критики.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие литературной критики. Литературная критика - область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведении). Литературоведение - наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культурной отрасли: теория литературы, история литературы. - занимается истолкованием и оценкой произведений с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни). - выделяет и утверждает творческие принципы литературных направлений: оказывает активное влияние на литературный процесс, а так-же на формирование общественного сознания. - опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. - часто носит публицистический характер. - выделяется уже в эпоху античности в Греции. 2. Структура критической деятельности. Акт понимания: первичный(мгновенное прозрение истины бытия)и вторичный (фиксация того,что понято). Функции: идеологическая, коммуникативная, интерпретационная, прогностическая. Читатель: профессионал (критик) и не профессионал. Текст - сопоставление с действительностью. Интерпретация текст: мир художественного текста и то бытие, которое послужило его источником. - актуальность. Структура цели: · Осмысление чужого опыта и понимание себя · Интерпретация произведения · Оценка художественного произведения, в соответствии с эстетическим вкусом (заданной оценкой). · Порождение критического текста · Преобразование, корректировка, установка писателя · Само презентация, самореализация критика · Прогнозирование. Откорректировать текст, понять его восприятие, определить аудиторию и целеполагание. 3. Литературно-критическая оценка и формы её презентации в тексте. · Ссылка на авторитетное лицо · Исторические факты · Обращение к читателям, к автору · Риторические вопросы и восклицания · Приведение примеров из других произведений (сопоставление) · Цитирование · Сводка биографических данных автора · Гиперболы, сравнения, метафоры · Сопоставление с реальностью · Установка соответствия жанра · Язык,используемы автором Проблема субъективного и объективного отношения автора.
4. Жанр рецензии в литературной критике Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор. Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина — это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии. Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях. Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства. На рубеже XIX — XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIX века значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускается множество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытывает расцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов — Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколько журналов с рецензиями на фильмы.
Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку [1]. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. [2] Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» считает рецензию публицистическим жанром журналистики[3]. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры. Типология По объекту (произведению) Кинорецензия Литературная рецензия Театральная рецензия Товарная рецензия (отзыв) По субъекту (автору) Экспертная рецензия. Написана независимым профессиональным критиком. Потребительская рецензия. Написана потребителем продукта (пользователем услуги). Заказная рецензия. Написана по заказу создателя произведения). Как правило, купленные обзоры являются предубеждёнными, хотя бывают и исключения. По объёму Большая (гранд-рецензия). Развернутая рецензия, особенность специализированных изданий. Большой объём дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. такие рецензии обычно готовят маститые критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философские взгляды. Маленькая (мини-рецензия). Может представлять собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги. Такой материал не содержит обоснования мнения критика, анализа различных аспектов предмета отображения. Или может быть в виде сжатого, насыщенного, аргументированного анализа того или иного произведения. в мини-рецензии мысль критика должна быть краткой, емкой, максимально точной. По числу анализируемых произведений Монорецензия. Анализируется одно произведение, хотя автор может производить какие-то сравнения и с этой целью упоминать другие произведения. но объём сравнительного материала должен быть небольшой. Автор обычно сравнивает новое произведение с уже известным аудитории. Полирецензия. Производится разбор двух или более произведений, они обычно сравниваются между собой, и такой разбор занимает довольно большое место. Ведется сравнительный анализ только что созданных произведений, не известных и мало известных аудитории. Знаменитые рецензенты Александр Пушкин Виссарион Белинский Николай Добролюбов Иннокентий Анненский Корней Чуковский Рецензия сегодня: Рецензенты Лев Данилкин Наталия Иванова Самуил Лурье Андрей Немзер Виктор Топоров
Рецензия – “первичный жанр” – осуществляет анализ и оценку отдельного произведения. Рецензия обладает широким диапазоном по степени аналитичности разбора, по степени аргументации – она способна быть близкой по характеру к аннотации, но возможны и обширные статьи, где на основе глубокого анализа произведения автор выдвигает ряд общественных проблем (“Что такое обломовщина” Добролюбова, “Базаров» Писарева). Бахтин выделял два направления в комментировании образной системы произведения – относительная рационализация смысла (научный анализ), или углубление его с помощью других смыслов (философско-художественная интерпретация). Разновидности восприятия произведения искусства: 1) Сотворчество – активное восприятие художественного произведения, подразумевающее в данном случае взаимодействие творца и публики; 2) Интерпретация – то, что воспринимается другим художником применительно к своему замыслу; (пример – кто и кому противостоит в “Медном Всаднике”) 3) Трактовка – выясняет идейно-философское или философско-нравственное содержание произведения (пример – истолкование смысла названия романа ”Берег” Ю. Бондарева.) 4) Но наиболее подходит тому, что делает рецензент следующее слово – Прочтение. Также рецензия может делиться по аудиторной направленности – широкая публика или автор произведения. рецензия-диалог, рецензия-эссе, рецензия-фельетон, рецензия-письмо. 5. Понятие о коммуникативных стратегиях. Типы стратегий в современной критике. Коммуникативная стратегия - механизмы воздействия на читателя-автора. Ссылка на авторитет, обращение к читателям (вопрос и ответ на него),цитирование, исторические факты, сопоставление. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе В процессе общения люди всегда преследуют цели. А чтобы достичь коммуникативных целей, нам необходимо использовать особые приемы, называемые коммуникативными тактиками и коммуникативными стратегиями. Что такое коммуникативная цель? Коммуникативная цель — результат, на который ориентирован коммуникативный акт. Интенция — желание коммуниканта осуществить действие с помощью коммуникативного акта. Коммуникативная стратегия Существует понятие коммуникативная стратегия. Коммуникативная стратегия является частью коммуникативного взаимодействия или поведения. Для достижения цели, в коммуникативной стратегии мы пользуемся целым рядом вербальных и невербальных средств. Стратегия является лишь общей нормой поведения, в некоторых случаях можно выходить за рамки стратегии. Люди ежедневно используют стратегии. Например, каждый день любой из нас использует такую стратегию, как приветствие. Приветствие используется для разных людей, а значит и для разных целей коммуникации с этими людьми. Со временем малая часть стратегий теряет свою информативность за счет того, что ритуализируется. Коммуникативная тактика Коммуникативная тактика отличается от коммуникативной стратегии тем, что тактике присущи практические действия в реальном процессе взаимодействия, и тактика по своим масштабам не соотносится с коммуникативной стратегией, а соотносится с набором коммуникативных задач, намерений. Тактический ход, который является практическим средством достижения коммуникативной цели, является коммуникативным намерением.
6. Литературно-критические жанры. Рецензия - информирует о новом произведени, содержит краткий анализ и оценку - основу составляет отзыв (прежде всего критический) Карамзин, «Ведомости» Новикова (театральные рецензии). Сборная рецензия (несколько произведений) и монографическая (произведение одного автора). Объём средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую статью. А большая сборная рецензия в обозрение (обзор). - предмет отображения реальность. -задача: ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений. Рецензия (отзыв+анализ+вывод=творч. работа). Анализ: жанр, биограф, тематика, образы, задумка. Вопросы: читал ли адресат книгу? Советуем ли мы прочитать? Экспертная рецензия Потребительская рецензия Заказная рецензия Большая ( гранд- рецензия ), маленькая ( мини-рецензия ). Моно-рецензия ( анилиз 1 произвед.) Поли-рецензия (разбор 2 или более произв.) Обзор- сжатое сообщение о ряде объединённых общей темой явлений. Критическая- литературная статья- рассмотр. Худ. Произв. Со всех сторон, оценка общественного, эстетического и нравственного значения произведения. Проблемная статья- постановка, обсуждение путей решения проблемы вопросов общественной жизни. - требует доказательства - может быть несколько точек зрения Критическая монография- понятие книги, посвящённой проблемам, характеристике творчества писателя или же тенденциям, условиям развития определённого литературного процесса, направления. Литературный портрет Аннотация 7. Литературно- критическая мысль 17-18 века. 17 век: Силлабика, реформы Петра 1, Тредиаковский+ Сумароков= спор. Ломаносов (период классицизма). 18 век: ода Державин, появление журналов «Всякая всячина»- Екатерина 2, сатира, период сентиментализма (ценность личности). Муравьёв (вкус). Карамзин основатель – сентиментализма. Критика- эстетика-наука вкуса. «Московский журнал», «Вестник Европы»+ жанр рецензии. (естественность, натуральность, психологическая достоверность). Адресат- чувственный человек. Главный критерий оценки- польза, познавательное и воспитательное значение произведения. Соотнесение жанрового канона. «Всякая всячина» (Екатерина 2)+ спор с «Трутень» (Новикова) и «Адская почта» (Эмина). Вопросы сатиры. «Трутень»- за острую социальную сатиру, в том числе на лица. «Всякая всячина»- лёгкая сатира, не переход на личности. Оглядка на Европейский культурный опыт. Карамзин против подражания. Сумароков (подражатель). Переводы- всё должно быть как у русского народа. Критика- полемика (негативная оценка). 8. Русская критика 19 века: направления, имена, особенности мышления. Господствует 3 направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Белинский и Добролюбов. Пушкин- рецензии. (стремительное развитие русской литературы). «Отечественные записки»- рецензии о русском театре. В журналах доминирует: реплика, отклик, заметка. Позже проблемная статья и обзор. -ослобляется цензура -вырастает уровень грамотности -увеличиваются тиражи. Белинский задаёт основы критики. Чуковский. 9. Мастерство Белинского. Белинский вошел в историю русской культуры как создатель замечательных революционно-демократических традиций, которые были подхвачены его непосредственными преемниками - Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым и оказали благотворное влияние на все последующее развитие русской литературной критики. «Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она,- писал Добролюбов,- Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением. И Чернышевский, в свою очередь, указывал на «руководительный пример» деятельности Белинского. Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. «Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая». Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время продолжительной поездки, которую он предпринял в 1846 г., сопровождая великого актера М. С. Щепкина. Они побывали в Харькове, Екатеринославе, Одессе, Херсоне, Николаеве, в Крыму. Белинский настойчиво советует ее представителям смелее овладевать творческими достижениями русской литературы и прежде всего Гоголя, который «в малороссийском быте умел найти общее и человеческое», для которого существуют «не один нарубки и дивчата... но и Тарас Бульба/ с своими могучими сынами, не одни малороссы, но и русские, и не одни русские, но человек и человечество». Великий критик принципиально выступал против стремления некоторых украинских авторов замкнуться в сфере патриархального прошлого, идеализировать темноту и забитость народа, смыкаясь тем самым с теориями «официальной народности», ограничиваться воспроизведением бытовых этнографических примет, внешними признаками народности. Такая постановка вопроса имела, конечно, существенное историко-литературное значение. Следует учитывать, однако, что в суждениях Белинского, касающихся перспектив развития украинской литературы, содержатся и серьезные ошибки. Критик был убежден, что даже для писателя масштаба Гоголя мало только естественной силы таланта. Для литературы, отвечающей задачам современности, необходимы сознательность, интеллигентное развитие, эрудиция. Не видя всего этого в писателях, создающих свои произведения на украинском языке, Белинский в 40-е годы высказывал сомнения в возможности самостоятельного существования украинской литературы. В российском литературоведении предприняты многочисленные попытки найти объяснение, выяснить причины и истоки столь ошибочной точки зрения. Можно отметить, например, что в рецензии на сборник «Ласивка» явно отразились следы еще непреодоленных им заблуждений общего характера; отсюда появление суждений, которые критик преодолеет через несколько лет: «Мужицкая жизнь сама по себе мало интересна для образованного человека». В связи с этим Белинский полагал, что украинский язык, вполне уместный при воспроизведении бытовой обстановки (образно говоря, для описания сарафана) или в произведениях пародийно-бурлескного плана, не дает возможности отразить более сложные, интеллектуальные проблемы жизни. При рассмотрении сложного вопроса об отношении Белинского к украинской литературе необходимо учитывать также ту острую полемику, которую вел критик со сторонниками «официальной народности», в частности с издателями реакционного журнала «Маяк». Представители консервативных кругов, заигрывая с украинскими писателями, пытались направить развитие всей украинской литературы по пути безыдейного бытописательства, использовать ее в борьбе с передовыми идеями, противопоставить демократической русской литературе. Однако даже учитывая накал журнальной полемики, приходится с сожалением признать, что Белинскому не удалось увидеть в украинской литературе тех прогрессивных тенденций, выразителем которых стал Шевченко. Белинский воспринимал Шевченко как второстепенного поэта, сотрудничавшего в «Маяке» - и, следовательно, принадлежащего к враждебному лагерю. Отсюда появление отрицательного отзыва на поэму «Гайдамаки» и допущенные критиком в письме к Анненкову от 1 - 10 декабря 1847 г. очень грубые ошибки относительно обстоятельств ареста Шевченко. Трудно объяснить причину столь несправедливых суждений. Ф. Я. Прийма считал, что Белинский писал Анненкову с постоянной оглядкой на цензуру, что в письме нельзя искать подлинных взглядов критика. И. И. Басе, напротив, полагает, что Белинский высказал искреннее мнение, но объясняется оно плохой информированностью критика. В последнее время письмо Анненкову рассматривается как выражение перелома, который произошел в мировоззрении Белинского в 1846 г. Б. Ф. Егоров и ряд других ученых утверждают, что в конце жизни Белинский переживает крах утопических иллюзий. Надежд на немедленное выступление народа против самодержавия, против крепостного права у критика не было. Поэтому у него появляется упование на правительственные преобразования, на освобождение крестьян «сверху». Сходным путем пойдет Герцен, который будет переживать еще более тяжелую духовную драму, чем Белинский. Таким образом, нельзя закрывать глаза на противоречия, которые отразились не только в раннем, по и в зрелом творчестве Белинского. В противном случае нельзя будет разобраться в причинах его ошибочного отношения к украинской литературе, к Шевченко. 10. И все же, как подчеркивается в ряде исследований российских литературоведов, «в принципе пафос критических выступлений Белинского, несомненно, был плодотворным для украинской литературы» 2. Совершенно справедливым является мнение Ивана Франко о роли Белинского в идейном развитии молодой украинской литературы вообще и д развитии мриэвоззрения и творчества Тараса Шевченко в частности. Программа «эстетической» и «реальной» критики (Добролюбов, Дружинин). Добролюбов- отец, священник. Взгляды: против монархии, против религии, против крепостного права. Печатался в «Современник» (Некрасова). Были произведения против Александра 1. Цензурой не прошли. Имел острые общественно- политические высказывания. Литературная сторона (современной русской жизни), как предлог социальной проповеди. Призывал к социальной революции. Демократическое-реалистическое толкование литературы. Поездка в Европу отказ от революции. Филосовская позиция- равенство людей. Эстетика в стихах. Против падения личности. Хотел революцию в системе образования. Труд- основа нравственности. Религия должна быть изгнана из школы. Дружинин- дворянского происхождения. «Современник» публиковал рассказы, повести, романы. Теория чистого искусства. искусство должно быть свободным («чистым») от общественной жизни: поэту нужно создавать чистые возвышенные образы, отражающие мир интимных переживаний. Краткая формула «чистого искусства»: «искусство - для искусства». Создал общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным. (60 лет). Создавал историко-литературные и литературно-критические очерки. Юмористические фельетоны. Боролся с революционно- демократической критикой. (Считал Пушкина светским писателем). Был за знание быта и жизненной правды. В романах нравится чистота. - не использовал традиционного пересказа сюжетов и подробном рассмотрении образов. - основное внимание уделял идейно- эстетическому ядру и нравственным аспектам произведения. - критическим статьям- свойственны аргументированные теоритические выступления и выводы. 11. XIX век Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор. Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина — это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии. Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях. Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства. На рубеже XIX — XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIX века значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускается множество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытывает расцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов — Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколько журналов с рецензиями на фильмы. XX век Новый культурный всплеск происходит в середине 1920-х гг. Закончилась гражданская война, и молодое государство получает возможность заняться культурой. На эти годы приходится расцвет советского авангарда. Творят Малевич, Маяковский, Родченко, Лисицкий. Развивается и наука. Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. — формальная школа — рождается именно в русле строгой науки. Главными ее представителями считаются Эйхенбаум, Тынянов и Шкловский. Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики — дидактическую, моральную, общественно-политическую, — формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство. В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. В 1940 году был закрыт журнал «Литературный критик», распущена секция критики в Союзе писателей. Теперь критика должна была направляться и контролироваться непосредственно партией [1]. Во всех газетах и журналах появляются колонки и отделы критики. Известные русские литературные критики прошлого Белинский, Виссарион Григорьевич (1811—1848) Павел Васильевич Анненков (1813, по другим данным 1812—1887) Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) Николай Николаевич Страхов (1828—1896) Николай Александрович Добролюбов (1836—1861) Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868) Николай Константинович Михайловский (1842—1904) Говорухо - Отрок, Юрий Николаевич (1854-1896) Период оттепели. -период после смерти Сталина. -ослабление тоталитарной власти -относительная свобода слова -осуждение культа личности -ослабла цензура -Мандельштам и Бальмонт -стали относительно печатать Блока и Есенина -журнал «Новый мир» Твардовский -офицерская проза- правда о войне. Завершение оттепели приход Брежнева к власти. -блокировка действительности - все виды искусства переживают период ренесанса Критик имеет право на ошибку, и он обосновывает своё право на ошибки. -Хрущёв (простота критического суждения) - оценку лит произведениям должна давать партия. -Критическая стратегия: выявление недостатка текста, пути исправления. Прогноз дальнейшего пути автора -халтурные тексты · Выдумка сплошного благополучия (показ жизни через пельмени) · Неизображение недостатков современной действительности · Произвольный отбор фактов современной действительности Разные позиции журналов: -писатели и читатели расходятся во мнении -читать вопреки критике Период постоттепели. - атмосфера писсимизма - проблема алкоголизма - рестовраторская тенденция - образ Сталина - цензура укрепляется - появляется понятие разговоры на кухне - отсутствие научных разработок теории критики - основная часть критика официальна Стиль: критика не политическая, оценки размытые, жанр хвалебной рецензии доминирует. Кожеков- критик идеолог. Вычитывать в тексте национально- культурную состоятельность. Критик- эксперт: о вкусах не спорят. Суждение не может быть окончательным. Астафьев. 16. Литературная критика на рубеже 20-21 века. - появление метакритики -либеральные толстые журналы -кризис идентичности в критике -падение тиража толстых журналов -критик теряет статус авторитетного читателя -критик задаёт вопрос: кто есть я? -метакритика (негативная) -самостоятельность мышления (пропоганда) -критика аналитическая: отвергается образ авторитета, всезнающего критика. Задача критика анализ составных литературного процесса. -читатель как соиследователь. Костырко: критика зависит от литературы. Роднянская: критик должен идти от своих убеждений. 3 стратегии: реставраторская, корректирующая, аналитическая. Понятие литературной критики. Литературная критика - область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведении). Литературоведение - наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культурной отрасли: теория литературы, история литературы. - занимается истолкованием и оценкой произведений с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни). - выделяет и утверждает творческие принципы литературных направлений: оказывает активное влияние на литературный процесс, а так-же на формирование общественного сознания. - опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. - часто носит публицистический характер. - выделяется уже в эпоху античности в Греции. 2. Структура критической деятельности. Акт понимания: первичный(мгновенное прозрение истины бытия)и вторичный (фиксация того,что понято). Функции: идеологическая, коммуникативная, интерпретационная, прогностическая. Читатель: профессионал (критик) и не профессионал. Текст - сопоставление с действительностью. Интерпретация текст: мир художественного текста и то бытие, которое послужило его источником. - актуальность. Структура цели: · Осмысление чужого опыта и понимание себя · Интерпретация произведения · Оценка художественного произведения, в соответствии с эстетическим вкусом (заданной оценкой). · Порождение критического текста · Преобразование, корректировка, установка писателя · Само презентация, самореализация критика · Прогнозирование. Откорректировать текст, понять его восприятие, определить аудиторию и целеполагание. 3. Литературно-критическая оценка и формы её презентации в тексте. · Ссылка на авторитетное лицо · Исторические факты · Обращение к читателям, к автору · Риторические вопросы и восклицания · Приведение примеров из других произведений (сопоставление) · Цитирование · Сводка биографических данных автора · Гиперболы, сравнения, метафоры · Сопоставление с реальностью · Установка соответствия жанра · Язык,используемы автором Проблема субъективного и объективного отношения автора.
4. Жанр рецензии в литературной критике Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор. Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина — это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии. Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях. Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства. На рубеже XIX — XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIX века значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускается множество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытывает расцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов — Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколько журналов с рецензиями на фильмы.
Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку [1]. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. [2] Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» считает рецензию публицистическим жанром журналистики[3]. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры. Типология По объекту (произведению) Кинорецензия Литературная рецензия Театральная рецензия Товарная рецензия (отзыв) По субъекту (автору) Экспертная рецензия. Написана независимым профессиональным критиком. Потребительская рецензия. Написана потребителем продукта (пользователем услуги). Заказная рецензия. Написана по заказу создателя произведения). Как правило, купленные обзоры являются предубеждёнными, хотя бывают и исключения. По объёму Большая (гранд-рецензия). Развернутая рецензия, особенность специализированных изданий. Большой объём дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. такие рецензии обычно готовят маститые критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философские взгляды. Маленькая (мини-рецензия). Может представлять собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги. Такой материал не содержит обоснования мнения критика, анализа различных аспектов предмета отображения. Или может быть в виде сжатого, насыщенного, аргументированного анализа того или иного произведения. в мини-рецензии мысль критика должна быть краткой, емкой, максимально точной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.016 с.) |