Литературная критика рубежа 19-20 годов. Газетная критика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературная критика рубежа 19-20 годов. Газетная критика.



Газеты: «Вестник Европы»- либеральный

« Русское богатство»- народнический.

«Новый путь»- символисты.

- у символистов меньше тираж.

Главный «толстый журнал» ежемесячник. Критика занимала важную позицию после публицистики. Троицкий. В толстых журналах идеи. Журналы:либеральные и консервативные. Михайловский. Газета становится популярной, а значит критик может сделать себе имя.

- газетная критика краткая (сжатый оперативный отклик).

-Чуковский, Пильский.

- критика подвергнута ущемлению со стороны власти.

-класс чиновников литераторов.

Бюрократизация литературы тормозила её развитие. Зинаида Гиппиус. Борьба против критиков консерваторов и либералов.

-стремление критиков уйти от обязательных мнений. Гронфельд.

- критик пытался понять и описать.

- понять писателя важнее, чем оценить, вынести приговор.

-Гронфельд: собственный эстетический вкус.

Конец: новые идеи пересмотра критики.

Воронский- литературный критик.

Воронский был исключён из духовной семинарии.

- считал, что пересоздание действительности реальной в действительность эстетическую.

- опора на ценности классической литературы- фундамент нового подхода к искусству.

-Классовая борьба не способствует развитию человечества.

-Отстаивал старые каноны литературы.

-Исследовал пути рождения формы искусства и как оно связано с действительностью. Центральная тема его статей.

-Оперался на работы Плеханова (засилье бытовизма, тяга к реализму, натурализму, сила художественного обобщения: место, обстановка).

-Он звал писателей к тому реализму, который умел бы сочетать быт с художественной фантастикой.

-его позиция подвергалась нападкам.

- его материалы были агрессивными.

-был за писателей попутчиков.

- Выдвинул вопрос о проблеме объективной истины, содержащейся в художественном образе.

-Предлогал писать правду.

-развил идею- реальной критики. Утверждал, что пролетарской литературы нет. Чуть не исключили из партии. Выступал за привлечение в советскую литературу интеллигенцию. Был большевиком. Редактор первого толстого советского журнала «Красная новь». Защищал реалистические принципы в литературе.

Литературная критика советского периода.

В советской критике особое значение приобретает партийная направленность критических выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика, руководствующегося в своей деятельности методом социалистического реализма (См. Социалистический реализм) — основным творческим методом всей советской литературы. В постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972) указывалось, что долг критики, глубоко анализируя закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии

Советская Л. к., в союзе с Л. к. других стран социалистического содружества и марксистской Л. к. стран капитализма, активно участвует в международной идеологической борьбе, выступает против буржуазно-эстетических, формалистических концепций, пытающихся выключить литературу из общественной жизни и культивирующих элитарное искусство для немногих; против ревизионистских концепций «реализма без берегов» (Р. Гароди, Э. Фишер), призывающих к мирному идеологическому сосуществованию, т. е. к капитуляции реалистических течений перед буржуазным модернизмом; против левацко-нигилистических попыток «ликвидировать» культурное наследие и перечеркнуть познавательную ценность реалистической литературы. Во 2-й половине 20 в. в прогрессивной печати разных стран активизировалось изучение взглядов В. И. Ленина на литературу.

Одним из актуальных вопросов современной Л. к. является отношение к литературе социалистического реализма. У этого метода в зарубежной критике есть и защитники и непримиримые враги. Выступления «советологов» (Г. Струве, Г. Ермолаев, М. Хейуорд, Ю. Рюле и др.) по поводу литературы социалистического реализма направлены не только против художественного метода, но по сути дела — против тех общественных отношений и идей, которые обусловили его возникновение и развитие.

С обоснованием и защитой принципов социалистического реализма в советской критике в своё время выступали М. Горький, А. Фадеев и др. писатели. Активную борьбу за утверждение социалистического реализма в литературе ведёт советская Л. к., которая призвана сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетической взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам. Доказательная и убедительная Л. к. получает возможность воздействовать на ход развития литературы, течение литературного процесса в целом, последовательно поддерживая передовые и отвергая чуждые тенденции. Марксистская критика, основанная на научных приёмах объективного исследования и живом общественном интересе, противостоит критике импрессионистической, субъективистской, которая считает себя свободной от последовательных концепций, целостного взгляда на вещи, осознанной точки зрения.

Советская Л. к. ведёт борьбу с догматической критикой, которая исходит из предвзятых, априорных суждений об искусстве и потому не может осознать самую сущность искусства, его поэтическую мысль, характеры и конфликты. В борьбе с субъективизмом и догматизмом завоёвывает себе авторитет критика — общественная по характеру, научная и творческая по методу, аналитическая по приёмам исследования, связанная с обширной читательской аудиторией.

В связи с ответственной ролью критики в литературном процессе, в судьбе книги и автора, большое значение приобретает вопрос о её нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. Всякого рода натяжки, произвольное цитирование, навешивание «ярлыков», голословные выводы — несовместимы с самой сутью Л. к. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной литературе — качество, присущее передовой русской критике со времён Белинского. В критике не должно быть места, указывалось в постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», примиренческому отношению к идейному и художественному браку, субъективизму, приятельским и групповым пристрастиям. Нетерпимо положение, когда статьи или рецензии «...носят односторонний характер, содержат необоснованные комплименты, сводятся к беглому пересказ у содержания произведения, не дают представления о его реальном значении и ценности» («Правда», 1972, 25 января, с. 1).

Научная убедительность аргументации в соединении с партийной определённостью суждений, идейной принципиальностью и безупречным художественным вкусом — основа морального авторитета советской Л. к., её влияния на литературу.

О Л. к. в отдельных странах см. разделы Литература и Литературоведение в статьях об этих странах.

- Октябрьская революция.

- процесс огосударствования литературы.

- пролетарский писатель, крестьянский писатель, попутчик (групповая борьба).

- вытеснение независимой критики.

- подмена художественности в литературе. (актуальность).

- стремление к целостному анализу.

- утверждение политических критерий при оценки книги.

- создание литературного министерства.

- преобладание жанров: лит. Портрет, проблемная статья, рецензия.

- первые попытки историко-литературного обзора.

- выпуск книги критических статей.

- дискуссия- как форма влияния критической мысли.

- проблема героя времени. (проблема личности и принципы изображения человека).

Борьба Воронского за свободную критику. Мандельштам, Брюсов.

Период оттепели и постоттепели в литературной критике.

Период оттепели.

-период после смерти Сталина.

-ослабление тоталитарной власти

-относительная свобода слова

-осуждение культа личности

-ослабла цензура

-Мандельштам и Бальмонт

-стали относительно печатать Блока и Есенина

-журнал «Новый мир» Твардовский

-офицерская проза- правда о войне.

Завершение оттепели приход Брежнева к власти.

-блокировка действительности

- все виды искусства переживают период ренесанса

Критик имеет право на ошибку, и он обосновывает своё право на ошибки.

-Хрущёв (простота критического суждения)

- оценку лит произведениям должна давать партия.

-Критическая стратегия: выявление недостатка текста, пути исправления. Прогноз дальнейшего пути автора

-халтурные тексты

· Выдумка сплошного благополучия (показ жизни через пельмени)

· Неизображение недостатков современной действительности

· Произвольный отбор фактов современной действительности

Разные позиции журналов:

-писатели и читатели расходятся во мнении

-читать вопреки критике

Период постоттепели.

- атмосфера писсимизма

- проблема алкоголизма

- рестовраторская тенденция

- образ Сталина

- цензура укрепляется

- появляется понятие разговоры на кухне

- отсутствие научных разработок теории критики

- основная часть критика официальна

Стиль: критика не политическая, оценки размытые, жанр хвалебной рецензии доминирует. Кожеков- критик идеолог. Вычитывать в тексте национально- культурную состоятельность. Критик- эксперт: о вкусах не спорят. Суждение не может быть окончательным. Астафьев.

16. Литературная критика на рубеже 20-21 века.

- появление метакритики

-либеральные толстые журналы

-кризис идентичности в критике

-падение тиража толстых журналов

-критик теряет статус авторитетного читателя

-критик задаёт вопрос: кто есть я?

-метакритика (негативная)

-самостоятельность мышления (пропоганда)

-критика аналитическая: отвергается образ авторитета, всезнающего критика. Задача критика анализ составных литературного процесса.

-читатель как соиследователь.

Костырко: критика зависит от литературы.

Роднянская: критик должен идти от своих убеждений.

3 стратегии: реставраторская, корректирующая, аналитическая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.024 с.)