Вопрос 6. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства



Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразитель­ного искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общест­ва, способных принять активное участие в различных отраслях госу­дарственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблю­дательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общест­венно полезной работе.

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического ри­сунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, озна­комить с основными техническими приемами работы. Привить лю­бовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направ­ление их эстетическому восприятию мира. Развить пространствен­ное мышление, образное представление и воображение.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями рус­ского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рассмотрим эти цели и задачи более подробно.

1. Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная зада­ча — расширить кругозор человека, воспитать разносторонне образо­ванного члена общества.

Многие склонны рассматривать изобразительное искусство в школе как специальный, а не общеобразовательный предмет. Это не­верно. Общеобразовательная школа не готовит художников, как не готовит и математиков, химиков, поэтов, композиторов. Это задача специальных учебных заведений. В общеобразовательной школе каждый предмет в отдельности и все они вместе должны содейство­вать всестороннему, гармоническому развитию учащихся.

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможно­сти для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внима­тельно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит позна­вать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.

Теория методики преподавания изобразительного искусства в школе опирается на эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику различных видов изобразительного искусства. Это обеспе­чивает выполнение целей и задач общего образования и воспитания, научную обоснованность методики.

2. В задачу занятий изобразительным искусством входит эстетиче­ское и художественное воспитание.

Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способно­сти к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, ис­кусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, во­лю, обогащает духовный мир человека.

Термин "эстетическое воспитание" имеет очень широкое значе­ние: он включает в себя и художественное, и нравственное воспита­ние. Эстетическое воспитание — это приобщение человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. Это и раскрытие творческой роли человека в жизни, красоты его героиче­ского труда, стремления к подвигу, и показ романтики современной действительности, красоты реальной жизни во всем ее многообра­зии. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый че­ловек научился жить красивее, интереснее, научился видеть, чувст­вовать и понимать прекрасное в любом его проявлении.

3. Одна из главных задач занятий рисованием — помочь детям по­знавать окружающую действительность, развивать у них наблюда­тельность, научить правильно видеть.

На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружаю­щими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и дру­гих особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представле­нию о предметах. Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограни­чивалось только мимолетным взглядом. Во время рисования школь­ник внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые отношения и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углуб­ленному и точному их восприятию.

Рисование в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: разви­тие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно наблюдать: сравнивать между со­бой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, класси­фицировать предметы по форме и фактуре.

4. Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистическо­го рисунка. Уже в небольшой вступительной беседе учитель рисова­ния стремится рассказать ребятам, как можно использовать умение рисовать в любом деле, в любой профессии. Владея даже элементар­ными навыками рисования, человек может сделать зарисовку детали машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать фор­му необычного предмета. Потребность в таких зарисовках мы посто­янно ощущаем и в быту. Например, даем кому-то адрес и хотим по­дробнее объяснить, как туда пройти, — легче всего показать это ри­сунком; девушка увидела интересный фасон платья — она берется за карандаш и т, д.Всем известно, как помогало умение рисовать нашим ученым: Ло­моносову, Семенову-Тян-Шанскому, Миклухо-Маклаю,'Менделее­ву и многим другим. Сегодня рисунки Миклухо-Маклая этнографы рассматривают как величайшую документальную ценность. Рисова­ние помогало многим писателям и поэтам.

5. Главная практическая задача обучения изобразительному искус­ству в средней школе — это овладение элементарными основами реа­листического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инстру­ментами для рисования, показывает, как работать над рисунком, со­блюдая методическую последовательность.

6. Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым бла­готворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство.

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен об­ратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во мно­гом зависит результат творческой деятельности. Воображение чело­века тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от ре­альной действительности в новые представления, связанные с реальностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения, творчества В задачу занятий изобразительным искусством входит также сохранение и поддержание у детей способности к восхищению и удивлению, что имеет огромное значение для совершения новых открытий. Физики и математики считают, что способность удивляться является одним из важнейших моментов научных открытий. А. Эйнштейн высказывал сожаление по поводу того, что взрослые теряют способность удивляться. Он считал, что если бы люди сохраняли эту способность до конца жизни, то было бы совершено еще множество великих открытий.

7. И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьни­ки знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их твор­цами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Такие беседы зна­комят учащихся и с историей развития человеческой культуры, с ве­личайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством ве­ликих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Задача учителя - донести все это до сознания детей в простой, яс­ной, доступной форме. При этом дело не сводится только к перечис­лению видов изобразительного искусства и имен великих художни­ков, — надо научить школьников понимать художественные досто­инства произведений искусства, развить их способность к выработ­ке своих взглядов и суждений о них.

 

Вопрос 7. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе

 

Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.

Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент в Тульском регионе некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».

В общеобразовательной школе по изобразительному искусству базисным учебным планом запланирован 1 час в неделю или 2 часа, если это эстетические классы, с 1 по 9 классы.

Основной документ, с которого мы начинаем вплотную знакомиться с тематикой занятий по любому предмету - это программа.

Любая программа начинается с пояснительной записки, где указаны цели, задачи преподавания данного предмета, виды деятельности.

Большинство школ работают по программе Владимира Сергеевича Кузина и Бориса Михайловича Неменского. Но по какой бы программе не работал учитель, везде в изобразительном искусстве при обучении детей предусматривается 6 основных видов занятий:

1.Рисование с натуры, по памяти и представлению в 1 классе;

рисование с натуры со 2 класса; включает в себя

-рисунок карандашом, мягкими материалами (мелками, углем, сангиной и т. д.),

-живопись акварелью, гуашью.

2.Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), как графическая, так и живописная.

3.Декоративное рисование.

4.Лепка из пластилина и глины.

5.Работа с белой и цветной бумагой (аппликация, оригами, создание объемных конструкций).

6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Поощряется проведение экскурсий как очных, так и заочных и пленерных занятий, т. е. выполнение графических и живописных работ на открытом воздухе.

Все виды деятельности взаимосвязаны, дополняя друг друга, они помогают достоверно охарактеризовать окружающий мир в сознании ребенка.

В 1 классе дети не рисуют с натуры, как это делают дети старшего возраста, они в силу своего психологического развития рисуют по памяти и представлению. Только со 2 класса даются задания рисования с натуры предметов расположенных фронтально. Рисовать человека учащиеся начинают в первом классе по пропорциональным размерам, а знакомятся с пропорциями в 3 классе, а к концу 4 класса выполняют наброски фигуры человека с натуры.

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

Нашей задачей является: развивать у детей образное мышления и научить их переводить в художественные образы свои мысли и представления. Тематическое рисование развивает фантазию, творческое воображение, инициативу, заставляет анализировать виденное и отражать характерное, развивает и укрепляет память.

В детском рисунке различают 5 характерных периодов.

1.Процессуальный рисунок. Ребенок в возрасте от 1 до 1,5 лет заинтересован в получении на бумаге следа от карандаша, ручки, фломастера и т. д.

2. Каракульный период. В рисунках детей, с 1,5 до 3-х лет, появляются замкнутые кривые. Ребенок трактует свой рисунок каждый раз по новому.

3.Схематический период. С 3-х до 5 лет у ребенка появляется попытка собрать в едино характерные признаки предмета. Любимой темой является изображение человека, в начале в фас, а затем и в профиль.

4.Период правдоподобного рисунка. С 5 лет дети подмечают характерные признаки предметов и логически их соединяют. Для убедительности используют «прозрачность рисунка», например, при рисовании дома видно внутреннее убранство комнат и находящихся там людей.

5.Период пластического рисунка. С 7-8 лет дети начинают пытаться передавать объем и пространство. Вначале изображают один предмет, позднее обращают внимание на соотношение предметов.

В 7-8 летнем возрасте естественное состояние графических навыков, привычный способ изображения предметов по памяти, позволяют ребенку рисовать быстро, смело, иногда довольно выразительно, не задумываясь над детализацией изображения.

Уроки тематического рисования должны быть расположены в плане занятий таким образом, чтобы между ними на уроках рисования с натуры, лепке, дети накапливали навыки и приемы, которые давали бы положительные изменения в качестве работы над рисунком.

Виды рисования на темы.

1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

5.Рисование по заданной линии.

Содержание уроков по ДПИ Программа «Изобразительное искусство 1-9 класс» под. ред.В.С.Кузина,2006.

1 класс. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи и украшений одежды, посуды, игрушек.

2 класс. Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

3 класс. Знакомство с новыми видами НДПИ: художественной росписью по металлу (Жостово) и дереву (Хохлома), народной вышивкой и кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений извеснейших центров народных художественных промыслов.

4 класс. Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами народной художественной резьбы по дереву, произведений художественной лаковой миниатюры из Палеха, росписей Русского Севера и т. д. Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

 

Вопрос 8. Воспитание и обучение в античном мире

 

В 3-2-ом тыс. до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, обитатели царских дворцов, знатные вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (Эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI-IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев.

Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса.

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими - 20-50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя, либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух - с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6-8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.

Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - преследовало по преимуществу цель подготовить членов военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года верхней одеждой подросткам служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще суровее. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет, постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах.

Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Практику организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно поводырь). Воспитателем часто оказывался самый бесполезный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые порою усваивал и его подопечный.

После семи лет мальчики-дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7-16-летнего возраста, в гимнастических школах или палестрах - 12-16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой школьной программы было изучение поэм Гомера.

Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство с врагом, пользуясь копьем и мечом. Такому воину полученная в палестрах подготовка была необходима.

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V-IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях, укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Более скромным были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например, во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно.

Один из первых философов Древней Греции Гераклит (520-460 гг. до н. э.) высказал основательные педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), о разуме и чувствах как орудиях познания, о разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познавать сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму не научает") и др.

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать".

Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых-софистов (V-IV вв. до н. э.).

Софисты, т. е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную "эн - киклос - пайдейу" (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы "семи свободных искусств", являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э. Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в своих философских и педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную этим идеям позицию ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в Афинской Академии. Затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее.

В Элладе и преимущественно на Ближнем Востоке в эпоху после распада империи Александра Македонского (III-I вв. до н. э.), культура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческого образования.

В этот период, получивший в науке название эпохи Эллинизма, система греческого образования распространяется по Средиземноморью, проникает в Причерноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

В самой Греции в Эллинскую эпоху произошли важные перемены в сфере воспитания и образования.

Так, в Афинах видоизменилась система школьного образования.

Произошли существенные подвижки в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом.

По окончании мусического и гимнастического образования учеников ждала новая ступень - грамматическая школа. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать представление о музыке.

Поменялись уклад и программы гимнасий. В них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого присутствовали уже в грамматической школе.

Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись разнообразные теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии. Преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфебии равнялся одному году.

Вершиной образования считались философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. Всего в Афинах действовали четыре философские школы. Помимо основанных Платоном Академии и Аристотелем Ликея были созданы еще две школы - стоиков и эпикурейцев.

При общей философской направленности образования в программах школ делались определенные акценты. В Академии поощрялся, например, интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки.

Основатель стоической школы Зенон (335-262 гг. до н. э.) полагал, что посредством воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У Зенона молодежь обучалась философии, в которую входили физика, этика, логика с риторикой и диалектика (под последней понималась наука "правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").

Эпикур (341-272 гг. до н. э.) был предшественником сенсуалистского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению. Главной педагогической задачей он считал освобождение человека от невежества и тем самым открытия ему пути к счастью.

В Греции, как и во всем Эллинском мире, образование было прежде всего общественным делом, что, впрочем, не исключало частной инициативы.

В Эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения. К ним в первую очередь следует отнести Александрию – египетскую столицу династии Птолемеев (305-30 гг. до н. э.). Как и во всем Эллинском мире, в Александрии насаждалось греческое образование и существовали школы низшего и среднего типа.

С особым внимание относились здесь к высшему образованию. Птолемеем II (308-246 гг. до н. э.) был основан Мусеум. Сюда приглашали лучших ученых. Среди преподавателей и воспитанников Мусеума были те, чьи имена знал весь Эллинский мир: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г. до н. э. - около 500 тыс.). Здесь можно было изучать все тогдашние науки. Согласно эллинистической традиции, изучались философия, математика, астрономия, филология, естествознание, медицина, история и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.017 с.)