Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 55. Этнопсихологические и этнопедагогические основы

Поиск

Образование сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей. В числе приоритетных подходов функционирования системы национального воспитания ученые называют принцип от «близкого к далекому», что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с собственной историей, искусством, традициями, в контексте культурного развития России и мира в целом. Это позволит не допустить самоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будет способствовать расширению социальной мобильности личности. В связи с этим одной из стратегических задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, т.е. этнопедагогическое пространство.

Этнопедагогика - наука о жизненном опыте народа, о воспитании и образовании детей, о морально-этических и экологических нормах и правилах поведения подрастающего поколения в природно-социальной среде. Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Он испокон веков вырабатывал самобытный нравственный уклад духовной культуры.

Подход к формированию у учащихся культуры межнационального общения образования осуществляется через введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования, т. е. обогащение педагогического процесса данной спецификой, а его организацию осуществлять с опорой на лучшие традиции воспитания в народе данного региона

В работе с учащимися по формированию культуры межнационального общения следует использовать компоненты: когнитивный; эмоционально – оценочный; мотивационно – потребностный;_поведенческий.

Когнитивный компонент даёт представление о межнациональных отношениях, о истории и культуре своего народа, об особенностях национальных культур.

Эмоционально – оценочный включает эмоционально – нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях по отношению к своему и другим этносам.

Мотивационно – потребностный включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры народов – соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности.

Используя эти компоненты в образовательном процессе, педагог открывает широкие возможности повернуть учащихся лицом многообразию российских культур.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Для реализации этнокультурного компонента содержания дошкольного образования важно наличие этнопедагогической направленности личности - такого психического свойства, в котором выражаются потребности в приобретении этнопедагогических и этнопсихологических знаний, в изучении народной культуры, которые перерастают в мотивацию и побуждают личность к осуществлению соответствующей деятельности, т.е. приобретать знания, изучать культуру; на основе этого складывается определенная система убеждений, взглядов на национальное, этническое воспитание, вследствие чего возникает установка на осуществление этнопедагогической деятельности.

Национально-психологические особенности непосредственно опосредуют содержание обучения и воспитания, поэтому они должны осуществляться с соблюдением определенных принципов:

- принцип этноспецифического детерминизма педагогических воздействий

предполагающего, что обучение и воспитание обязаны всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны их объекту, соответствовали бы исторически сложившимся традициям, привычкам конкретного народа и которые учитывали влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития

- принцип единства национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности

предусматривающего, что активность педагога может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития

- принцип педагогического воздействия в условиях специфической жизни и труд

в соответствии с национальным идеалом, предполагающего осуществление всего комплекса педагогических мероприятий именно в процессе национально специфической жизни и труда, развивающихся в соответствии с законами, национальными традициями, свойственными конкретным этносам

- принцип развития национальных адаптационных возможностей к педагогическим воздействиям

предполагающего, с одной стороны, наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий, особенно тогда, когда педагог является представителем другой национальности, и с другой - оставляющего перспективы для приспособления к ним, так как сам педагог и объекты его воздействия могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.006 с.)