Вопрос 50. Сравнительная специальная педагогика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 50. Сравнительная специальная педагогика



Специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой 16 относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие: тифлопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих); сурдопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); логопедия – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе (лица с нарушениями речевого развития); олигофренопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями); отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Важнейшие задачи сравнительной специальной педагогики – поиск путей улучшения и нормализации жизненной и образовательной ситуации человека с ограниченными возможностями, повышение качества его жизни средствами специального образования и включение его в социум. Исследуя особенности феномена ограничения жизнедеятельности и социального участия человека, сравнительная специальная педагогика выявляет отношения к этому феномену в многообразных социокультурных, этнокультурных условиях, существующих в различных по уровню экономического, политического, социального и культурного развития странах и регионах мира.

В её задачи входит не только критическое осмысление положения дел в специальном образовании, во взаимосвязанных с ним микро- и макросхемах своей страны в сопоставлении с другими странами но и, принимая во внимание широкие возможности, предоставляемые мировым информационным пространством и благоприятными условиями для международного сотрудничества, разработка новых, интернационально значимых решений проблем специального образования.

Сравнительная специальная педагогика представляет собой постоянно пополняемую копилку мирового передового опыта специального образования, позволяющую заинтересованным в прогрессе странам быстрее продвигаться вперед, минуя стадии и периоды самостоятельного открытия уже известного опыта образования людей с ограниченными возможностями с его апробацией и внедрением. В ряде случаев она также помогает избежать ошибок и неверных управленческих решений в специальном образовании на основе уже приобретенного негативного опыта.

Отечественная сравнительная специальная педагогика пока что находится на начальном этапе развития. Лишь в последние годы стали появляться первые компаративные работы отечественных специалистов в области специальной педагогики – Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, Т.В.Фуряева, Л.М.Шипицына.

 

Вопрос 51. Педагогическое мастерство: сущность, содержание

В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби.

Специальные знания включают владение предметом, а также знание по педагогике, психологии и методике преподавания.

Знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т. е. деятельности по приобретению новых знаний являются важной составляющей гностического компонента.

Конструктивные или проектировочные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.

Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Райн).

1. Варьирование стимуляции учащегося.

2. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации.

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Использование приема повторения.

Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.009 с.)