Вопрос 47. Профессиональное самоопределение личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 47. Профессиональное самоопределение личности



Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации (выбора) - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе.

Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. На стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Выбор профессии — это сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние. А. П. Карпов выделяет следующие компоненты ситуации выбора профессии:

1. Структура потребностей общества в кадрах. Сегодня в мире наблюдаются две основные тенденции: с одной стороны, выраженная дифференциация видов профессиональной деятельности и появление новых; с другой стороны, «отмирание», исчезновение старых профессий.

2. Региональная структура потребностей в кадрах. В каждом регионе, как правило, складывается своя специфическая структура потребностей в кадрах.

3. Социальное макроокружение — особенности и уровень развития общественного строя, в рамках которого осуществляется выбор профессии.

4.Социальное микроокружение. Это прежде всего — школа, училище, семья, учебный коллектив, круг друзей и сверстников, знакомые. Социальное макро- и микроокружение тесно взаимосвязаны, и как правило, макроокружение действует на выбор опосредованно через микроокружение.

5.Совокупность содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных в обществе оценочных отношений к ним.

6.Совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого человека. Наибольшую роль играют в выборе такие характеристики субъекта, как мотивы, интересы, склонности, способности, знания, способность к самоанализу, специфические особенности темперамента и характера.

7.Степень и направленность информированности субъекта выбора о мире профессий, о структуре потребностей в кадрах.

В каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов может быть различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация.

Возрастная динамика профессионального самоопределения

Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мнению отдельных исследователей, определяются особенностями возрастного развития человека.

Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития:

1.Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, а как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д.

2.Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:

—период интереса (11 -12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами;

—период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии;

—период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями;

—переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств.

3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:

—период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;

—период кристаллизации (19-21) — в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности;

—период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.004 с.)