Вопрос 59. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 59. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников



 

Учителю изобразительного искусства приходится постоянно использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал.

Целенаправленное, систематическое использование разнообразных наглядных материалов на уроке активизирует внимание школьников, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Наглядность – это средство активизации изобразительной деятельности школьников и создание эстетической среды на уроке, в классе, в школе. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности "золотым правилом дидактики".

Применение наглядных пособий в значительной степени повышает качество обучения школьников изобразительному искусству, содействует лучшему усвоению материала. В то же время методика применения наглядных пособий должна быть взаимосвязана с методикой проведения всего урока, с учетом задач и содержания каждого конкретного урока. Успех работы учителя зависит не только от правильного использования оборудования, наглядных пособий, но и от применения различных материалов, от техники выполнения заданий.

В обучении изобразительному искусству применяются натуральные и изобразительные наглядные пособия.

Наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение. Неправильное пользование наглядными пособиями может привести к отрицательным результатам. Поэтому к их показу следует тщательно готовиться: уточнить задачи и содержание наблюдения, заблаговременно подобрать пособия к теме, продумать их экспозицию и время показа на уроке. Все наглядные пособия, которые вывешены на доске, должны работать на уроке.

Методы наглядного обучения и соответствующие им виды наглядных пособий:

-Метод иллюстраций (плакаты, таблицы, картины, зарисовки на доске и т.д.)

-Метод демонстраций (демонстрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, кинофильмов, слайдов, видеофильмов, CD, компакт-дисков и т.д.)

-Метод наблюдений (в ходе экскурсий, пленэра, рис. с натуры и т.д.)

В зависимости от формы обучения и вида изобразительной деятельности используются и наглядные пособия.

 

Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукции, открытки, иллюстрации и др.), комплекты и наборы которых должны быть систематизированы по годам обучения, тематике, творчеству выдающихся художников.

Основные принципы отбора произведений изобразительного искусства:

-художественно-эстетическая ценность и качество изображения,

-соответствие программе предмета «Изобразительное искусство»,

-единство эстетического восприятия и художественной практики школьников.

Наиболее важным является подбор примеров рассмотрения основных правил, приемов и средств композиции, особенности колористического решения картины.

Особая роль отводится показу видеофильмов и кинофильмов. Учебное кино способно оказывать неоценимую услугу в обучении рисунку. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. В кабинете должна быть кино-видеотека. Методика показа фильмов разнообразна: фрагменты, продолжительные просмотры. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся очень велико.

 

.На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: фотографии музейных экспонатов, иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись — хохломская, городецкая, жостовская) и т. п.

 

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Необходимо, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Она должна быть не только красивой, но и помогать раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи, характерные особенности строения формы. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.

В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее возникают в сознании разнообразные ассоциации и связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.005 с.)