По специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям)



На итоговый междисциплинарный экзамен по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» выносятся следующие разделы и темы:

Раздел 1. Основы общей педагогики

Тема 1.1 Педагогика как наука

Тема 1.2 Система образования в России

Тема 1.3 Целеполагание в педагогике

Тема 1.4 Личность как предмет воспитания

Раздел 2. Основы профессиональной педагогики

Тема 2.1. Предмет и задачи профессиональной педагогики

Тема 2.2. Личность и деятельность мастера производственного обучения

Раздел 3. Теоретические и методические основы профессионального обучения

Тема 3.1 Педагогический процесс

Тема 3.2 Процесс профессионального обучения

Тема 3.3 Содержание профессионального образования

Тема 3.4 Принципы профессионального обучения

Тема 3.5 Методы теоретического обучения

Тема 3.8 Формы организации теоретического обучения

Тема 3.9 Урок теоретического обучения

Тема 3.11 Контроль знаний, умений и навыков учащихся

Тема 3.12 Педагогические технологии в обучении

Раздел 4. Теоретические и методические основы воспитания

Тема 4.1 Сущность и содержание процесса воспитания

Тема 4.2 Принципы воспитания

Тема 4.3 Методы воспитания

Тема 4.6. Формы воспитательной работы

 

На итоговый междисциплинарный экзамен по дисциплине «Организация и методика профессионального обучения» выносятся следующие разделы и темы:

 

Раздел 1 Процесс производственного обучения
Тема 1.1. Процесс производственного обучения и его особенности
Тема 1.2. Труд современного рабочего и содержание производственного обучения
Тема 1.3. Системы производственного обучения
Тема 1.4 Документы, определяющие содержание производственного обучения
Раздел 2 Организационные формы производственного обучения
Тема 2.1.Урок производственного обучения
Тема 2.2. Формы организации учебно-производственного труда учащихся и деятельности мастера
Раздел 3 Методы производственного обучения
Тема 3.1. Словесные методы производственного обучения
Тема 3.2. Наглядные методы производственного обучения
Тема 3.3. Практические методы производственного обучения
Раздел 4 Материально-техническое и комплексное учебно-методическое обеспечение производственного обучения
Тема 4.1Организация учебных мастерских
Тема 4.2. Комплексное учебно-методическое обеспечение процесса производственного обучения
Раздел 5. Планирование производственного обучения
Тема 5.1. Нормирование учебно-производственных работ
Тема 5.2 Документы планирования производственного обучения
Раздел 6. Производственное обучение в учебных мастерских
Тема 6.1. Инструктирование учащихся при изучении операций
Тема 6.2. Инструктирование учащихся при выполнении комплексных работ
Тема 6.3.План урока производственного обучения
Тема 6.4. Документация письменного инструктирования
Раздел 7. Производственное обучение на предприятии
Тема 7.1. Формы организации производственного обучения на предприятии
Тема 7.2. Производственная практика
Раздел 8. Учет и оценка производственного обучения
Тема 8.1. Объекты учета производственного обучения
Тема 8.2. Документы учета производственного обучения
Раздел 9. Методическая работа мастера производственного обучения
Тема 9.1. Участие мастера в коллективных формах методической работы
Тема 9.2. Самостоятельная методическая работа мастера производственного обучения

 

Критерии оценивания результатов итогового междисциплинарного экзамена

 

При оценивании теоретических заданий итогового междисциплинарного экзамена учитывается:

- объём и систематизация знаний;

- самостоятельность суждений;

- убеждённость в изложении.

При оценивании практических заданий итогового междисциплинарного экзамена учитывается:

- правильность выполнения задания;

- объём выполненного задания.

Оценивание производится в 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

«Отлично» - студент глубоко изучил учебный материал и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, проявляет самостоятельность суждений и убедителен в изложении; практическое задание выполнено правильно и в полном объёме.

«Хорошо» - студент достаточно хорошо изучил учебный материал и отвечает без наводящих вопросов, но не проявляет самостоятельности суждений или недостаточно убедителен в изложении; практическое задание выполнено недостаточно точно или не в полном объёме.

«Удовлетворительно» - студент недостаточно изучил учебный материал и отвечает с помощью наводящих вопросов; практическое задание выполнено не в полном объёме.

«Неудовлетворительно» - студент не смог ответить на поставленные вопросы; практическое задание не выполнено.

 

Перечень теоретических вопросов по дисциплине

«Организация и методика профессионального обучения»

 

1. Методика профессионального обучения: объект, предмет, цели, задачи

2. Понятие о профессии, специальности, квалификации, ЕТКСе

3. Понятие о профессиональных знаниях, умениях и навыках, их взаимосвязи

4. Содержание производственного обучения и структура трудовой деятельности современного рабочего: трудовые процессы, операции и приёмы

5. Общетрудовые функции рабочего: организационно-планирующая, технологическая (рабочая), контрольно-управленческая

6. Процесс производственного обучения и его компоненты

7. Функции процесса производственного обучения

8. Документы, определяющие содержание производственного обучения, их характеристика

9. Системы производственного обучения: понятие и характеристика

10. Принципы производственного обучения, пути их реализации

11. Урок производственного обучения: понятие и характеристики урока, типы уроков производственного обучения

12. Структура и содержание урока производственного обучения

13. Форы организации труда обучаемых

14. Словесные методы производственного обучения: характеристика и пути реализации

15. Наглядные методы производственного обучения: характеристика и пути реализации

16. Методика показа трудовых приёмов мастером профессионального обучения

17. Упражнения – основной практический метод производственного обучения, виды упражнений их цели

18. Организация учебных мастерских: назначение, требования к учебно-производственной среде учебных мастерских

19. Виды оборудования в учебной мастерской, требования к его размещению

20. Рабочее место мастера в учебной мастерской, его оборудование и требования к организации

21. Рабочее место учащегося в учебной мастерской требования к оборудованию и организации

22. Комплексное учебно-методическое обеспечение производственного обучения: учебно-методическая документация и учебно-методические средства обучения

23. Документы планирования производственного обучения, их виды и назначение

24. Подбор учебно-производственных работ: сущность, требования к подбору работ

25. Нормирование учебно-производственных работ, расчёт ученической нормы времени на работу

26. Виды инструктирования в производственном обучении, их назначение и характеристика

27. Структура и содержание вводного инструктажа при изучении операций

28. Структура и содержание вводного инструктажа при выполнении комплексных работ

29. Методика проведения текущего инструктирования

30. Заключительный инструктаж: назначение, структура и методика проведения

31. План урока производственного обучения, его структура и содержание

32. Документация письменного инструктирования: назначение и содержание

33. Задачи организации производственного обучения на предприятии

34. Формы организации производственного обучения на предприятии

35. Подготовка мастера к обучению на предприятии

36. Договор о проведении производственной практики

37. Руководство учащимися при обучении на предприятии

38. Объекты учёта производственного обучения

39. Учёт успеваемости по производственному обучению: требования к учёту, виды учёта

40. Критерии оценки успеваемости по производственному обучению

41. Документы учёта производственного обучения

42. Система форм методической работы, их характеристика

 

Перечень практических заданий

1. Выполните методический анализ темы программы производственного обучения

2. Выполните анализ сводно-тематического плана и установите междисциплинарную связь темы программы производственного обучения с темами базисной теоретической дисциплины

3.Выполните анализ программы производственного обучения и установите внутридисциплинарную связь темы программы производственного обучения

4. Выполните структурный анализ трудовой деятельности рабочего: укажите трудовой процесс, трудовые операции и приёмы

5. Выполните подбор учебно-производственных работ по теме (подтеме) программы производственного обучения

6. Составьте перечень оснащения рабочего места мастера в учебной мастерской по профилю специальности

7. Составьте перечень оснащения рабочего места учащегося в учебной мастерской по профилю специальности

8. Составьте перечень дидактических средств, применяемых при обучении в учебных мастерских

9. Распределите содержание учебного материала темы (подтемы) программы производственного обучения на уроки производственного обучения

10. Выполните расчёт ученической нормы времени на выполнение работы, если рабочая норма времени равна 1,5 часа, работа выполнялась на втором курсе в декабре месяце по второму разряду.

11. Определите величину переводного коэффициента К рабочих норм времени в ученические, если работа выполняется на втором курсе в феврале месяце по 2 разряду

12. Определите фонд времени на производственную деятельность группы, если общее количество времени на производственное обучение 180 часов, на инструктаж затрачено 30 часов и на тренировочные упражнения -90 часов. В группе 30 человек

13. Определите количество работ выполненных группой, если известно, что время на производственную деятельность группы 180 часов и ученическая норма времен на выполнение работы 3 часа

14. Составьте перечень материалов и инструментов, необходимых для изучения темы программы производственного обучения по профилю специальности

15. Разработайте инструктивные указания для изучения трудовой операции по профилю специальности

16. Разработайте инструктивные указания к выполнению комплексной работы по профилю специальности

17. Определите % выполнения учебного плана по производственному обучению, если за отчётный период на производственное обучение по учебному плану отводится 300 часов, а фактически проведено 294 часа

18. Рассчитайте показатели абсолютной и качественной успеваемости учащихся по производственному обучению, если по результатам обучения за месяц в группе из 20 человек двое учащихся имеют оценку «2», 12 человек успевают на «4» и «5»

19. Разработайте критерии оценки на работу (операционную или комплексную) по профилю специальности

20. Рассчитайте % выполнения нормы времени на работу, если ученическая норма времени на выполнение работы 2 часа, а учащийся выполнил работу за 2,5 часа

 

Список литературы

1. Кругликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Г. И. Кругликов,-5-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 272 с.

2. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие / Г.И. Кругликов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –192 с.

3. Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Г.И. Кругликов.– М.: Издательский центр «Академия», 2010. –160 с.

4. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие для среднего профессионального образования- М.: Издательство ФОРУМ ИНФРА - М, 2009.-336 с.

 

Перечень теоретических вопросов по дисциплине

« Общая и профессиональная педагогика»

 

1. Педагогика как наука: предмет, задачи и категории педагогики.

2.Система педагогических наук, их характеристика

3.Методы научно- педагогических исследований

4. Система образования в России, её принципы и компоненты.

5. Целеполагание в педагогике: понятие, виды педагогических целей

6. Личность как предмет воспитания: процесс, законы и факторы развития личности

7. Диагностика развития личности как целостный процесс

8. Мастер профессионального обучения: требования к мастеру как к специалисту, педагогу, личности

9. Деятельность мастера профессионального обучения: виды и функции деятельности мастера

10. Педагогический процесс как система: сущность, компоненты, этапы

11. Процесс обучения: сущность, признаки, функции процесса обучения

12. Содержание образования: требования к содержанию образования, уровни образования, документы, определяющие содержание образования

13. Система дидактических принципов, их характеристика

14. Методы обучения: понятие метода, квалификация методов обучения

15. Формы организации обучения: понятие, классификация

16. Урок теоретического обучения: типы уроков, их структура

17. Подготовка педагога к уроку, этапы подготовки

18. Методы контроля успеваемости

19. Педагогические технологии: понятие, виды и характеристика

20. Профессиональная педагогика как наука: понятие, предмет, задачи профессиональной педагогики

21. Методы исследования в профессиональной педагогике

22. Система принципов воспитания, их характеристика

23. Сущность и содержание процесса воспитания

24. Методы воспитания: понятие, классификация и характеристика

25. Формы организации воспитательной работы

 

Перечень практических заданий

 

1 Составьте психолого-педагогическую характеристику на обучающегося.

2 Проанализируйте ситуацию:

Звенит звонок на урок. Группа у кабинета истории ожидает преподавателя. Кабинет заперт. Вот и педагог. Он подошел к двери, вставил ключ в замочную скважину, но замок не открылся. Присмотревшись, он заметил, что замочная скважина забита бумагой. Обведя учащихся подозрительным взглядом, преподаватель спросил: «И кто до этого додумался? Надеетесь таким образом сорвать урок?» – накинулся он на учащихся с обвинениями. Учащиеся пробовали возразить, но педагог, не слушая, продолжал их обвинять, высказывать угрозы. Он почти кричал от негодования. И в этот момент к кабинету подошёл завхоз: «Простите, Николай Петрович, опоздал к началу урока. Я вам другой кабинет открою, – в этом окрашены парты. Замок я специально бумагой закупорил, чтобы никто не вошел и не испачкался».

Ответьте на вопросы:

1 Почему возник этот конфликт? Можно ли было избежать его?

2 Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно сориентироваться в подобной ситуации?

3 Предложите варианты решения ситуации. Обоснуйте их.

 

3 Проанализируйте ситуацию:

Разъярённый учащийся в сопровождении старосты входит в кабинет к классному руководителю. Тот занят: вбивает в стену гвоздь, чтобы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обращается к нему: «Миша, подай мне, пожалуйста, молоток!». Миша подаёт молоток. «А теперь отойди в сторону и посмотри, не криво ли висит картина. Ну вот, мы с тобой и справились. А теперь поговорим, что там у вас случилось?». Миша уже без запальчивой раздражительности рассказал обо всём происшедшем. Договорились – больше этого не будет. Уходя, Миша сказал: «Вы только позовите меня, я Вам всегда буду помогать в кабинете».

Ответьте на вопросы:

1 Почему классный руководитель предложил Мише заняться делом?

2 Дайте оценку такому подходу к учащемуся.

 

4 Проанализируйте ситуацию:

Во время объяснения преподавателя учащийся был невнимателен, переговаривался с соседом. Педагог прервал рассказ и вызвал его к доске. Ответив на поставленный вопрос достаточно глубоко и правильно, учащийся ожидал хорошей отметки. Но преподаватель сказал: «Хотел поставить тебе «3», но случайно поставил «4». Пусть уже остаётся так, не хочу марать журнал».

Ответьте на вопросы:

1 Оцените с позиции учащегося и всей группы деятельность преподавателя.

2 Как бы Вы поступили в подобной ситуации?

 

5 Проанализируйте ситуацию:

Мать учащейся пришла в образовательное учреждение узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала: – Ваша дочь, – законченная лентяйка!– А Машина мама, наконец-то… Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался Вас вызывать: болтает дочь на уроках, никакого с ней сладу! Но вот в учительской появляется Машин мастер производственного обучения. Она уводит маму в отдалённую часть помещения. И они уже разговаривали о чем-то шепотом. Мастер обязательно найдет что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая девушка, как любят ее в группе, как близко принимает к сердцу она все групповые дела. И только потом разговор пойдет о «двойках» за последний диктант, о не выученном уроке истории, о разговорах на уроках. И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: «Спасибо Вам. Уж я постараюсь, прослежу». И уходит она из училища не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с мастером.

1 Дайте оценку поведению педагогов

2 Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе мастера с мамой?

 

6 Решите педагогические задачи:

1 Какой принцип обучения характеризует правило: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному? Докажите.

2 Какой принцип обучения характеризует правило: «В методах преподавания отражайте методы познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»? Докажите.

 

7 По алгоритму охарактеризуйте словесный метод обучения:

- название метода обучения

- классификационная группа

- сущность метода

- примеры использования метода на уроке теоретического обучения.

 

8 По алгоритму охарактеризуйте наглядный метод обучения:

- название метода обучения;

- классификационная группа

- сущность метода

- примеры использования метода на уроке теоретического обучения.

 

9 Выберите методы обучения, необходимые для реализации дидактических задач:

- объяснение нового материала

- закрепление учебного материала

- формирование умений и навыков

 

Методы: упражнение, эксперимент, наблюдение, рассказ, выполнение письменных работ, беседа, работа с книгой, демонстрация, практическая работа, объяснение.

 

10 Определите типы уроков теоретического обучения по их структурным характеристикам:

1 - организационная часть;

- объяснение нового материала;

- закрепление нового материала;

- сообщение домашнего задания;

 

2 - организационная часть;

- проверка домашнего задания;

- объяснение нового материала;

- закрепление нового материала;

- сообщение домашнего задания;

 

11 Составьте психолого-педагогическую характеристику учебной группы.

12 Решите ситуацию:

Для проведения урока мастер начертил чертёж на доске. Для разъяснения чертежа мастер повернулся к доске и увидел, что чертёж перечерчен «верх ногами». Группа с интересом наблюдала: что будет? Как бы Вы поступили в этой ситуации:

а). Стали выяснять, кто это сделал;

б). Начали объяснять, не заметив «художества»;

в). Заменил плакатом изображение на доске.

 

13 На основании требований к мастеру как к специалисту, педагогу и личности составьте план своего профессионального развития.

 

Список литературы

1. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высш. образование, 2009. – 430 с.

2. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2007. – 572 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для СПО / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

4. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «МГТУ»

Многопрофильный колледж

 

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Направление подготовки «Профессиональное обучение, информационные

технологии и сервис»

 

  Согласовано: Председатель ПЦК «Психолого-педагогических дисциплин» _____________________» ____________ А.Н. Голуб Подпись расшифровка «______» _________ 20___ г.     Утверждаю: Заведующий отделением «Профессиональное обучение»   _________ Н.В. Курлянова Подпись расшифровка «______» _______ 20___ г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

для I этапа междисциплинарного экзамена итоговой государственной аттестации

 

Специальность 050501.52 Профессиональное обучение (по отраслям)

шифр, наименование

 

Вопросы:

1 Урок теоретического обучения: понятие, типы уроков, их структура

2 Методика профессионального обучения: объект, предмет, цели и задачи

3 Системы производственного обучения: понятие и характеристика

 

Экзаменаторы А.А.Александров, А.Н. Голуб

Дата _____________________

 

__________________________ Подпись

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «МГТУ»

Многопрофильный колледж

 

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Направление подготовки «Профессиональное обучение, информационные

технологии и сервис»

 

  Согласовано: Председатель ПЦК «Психолого-педагогических дисциплин» _____________________» ____________ А.Н. Голуб Подпись расшифровка «______» _________ 20__ г.     Утверждаю: Заведующий отделением «Профессиональное обучение»   _________ Н.В. Курлянова Подпись расшифровка «______» _______ 20__ г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

для II этапа междисциплинарного экзамена итоговой государственной аттестации

 

Специальность 050501.52 Профессиональное обучение (по отраслям)

шифр, наименование

 

Задание:

Выполните методический анализ темы программы производственного обучения: укажите наименование темы, количество часов на изучение, междисциплинарную и внутридисциплинарную связи темы

 

Экзаменаторы Александров А.А., Голуб А.Н.

Дата _____________________ __________________________

Подпись

 

 

Критерии оценивания результатов итогового междисциплинарного экзамена

 

При оценивании теоретического этапа итогового междисциплинарного экзамена учитывается:

- объём и систематизация знаний;

- самостоятельность суждений;

- убеждённость в изложении.

При оценивании практического этапа итогового междисциплинарного экзамена учитывается:

- правильность выполнения задания;

- объём выполненного задания.

Оценивание производится в 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»:

«Отлично» - студент глубоко изучил учебный материал и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, проявляет самостоятельность суждений и убедителен в изложении; практическое задание выполнено правильно и в полном объёме.

«Хорошо» - студент достаточно хорошо изучил учебный материал и отвечает без наводящих вопросов, но не проявляет самостоятельности суждений или недостаточно убедителен в изложении; практическое задание выполнено недостаточно точно или не в полном объёме.

«Удовлетворительно» - студент недостаточно изучил учебный материал и отвечает с помощью наводящих вопросов; практическое задание выполнено не в полном объёме.

«Неудовлетворительно» - студент не смог ответить на поставленные вопросы; практическое задание не выполнено

Список литературы

5. Вульфов, Б.З., Меняев, А.Ф., Иванов, В.Д. Педагогика: Учебное пособие - 2-е изд., испр. и доп. - ("Основы наук") (ГРИФ) / Б.З. Вульфов, А.Ф. Меняев, В.Д. Иванов. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

6. Кругликов,Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.

7. Кругликов,Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие / Г.И. Кругликов. – 2 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

8. Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Г. И. Кругликов, - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 272 с.

9. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие. / П.И. Пидкасистый. – М.: изд. Юрайт, 2009. – 430 с.

10. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник. / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, Высш.обр. 2010. – 574 с.

11. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие для среднего профессионального образования - М.: Издательство ФОРУМ ИНФРА - М, 2009. - 336с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.123 с.)