Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернистские течения в искусстве

Поиск

Абстрактное искусство Абстрактный экспрессионизм Авангард Акмеизм Дадаизм Кубизм Постимпрессионизм Сюрреализм Фовизм Футуризм Экспрессионизм Символизм Примитивизм

Абстракционизм (от латинского abstractus – удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский иКазимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Акмеи́зм («Адами́зм») (от греч. άκμη — пик, максимум, цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», оппозиционной «Академии стиха», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова (была секретарём «Цеха») и Сергей Городецкий.

Кубизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

К выдающимся представителям Постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи.

Районизм (Лучизм) — направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм – обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм – направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм – направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Ташизм – течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

В архитектуре принципы К. были сформулированы в теоретических выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга; практически они впервые воплотились в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его четким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). Конструктивисты разработали т.н. функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Эстетика К. во многом способствовала становлению художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А.М. Родченко, А.М. Гана и др.) создавались рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники разрабатывали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова) и модели одежды (В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин).

К. сыграл значительную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г.Г. Клуциса, А.М. Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и др. наборных элементов в работах А.М. Гана, Л.М. Лисицкого и др.). В театре конструктивисты заменяли подчиненными задачам сценического действия «станками» для работы актеров (работы Л.С. Поповой, А.А. Веснина и др. над постановками В.Э. Мейерхольда, А.Я Таирова).

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.

Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича.

Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый.

Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.

Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).

Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»).

Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией» (Адольф Лус). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья».

Ар-деко́, также арт-деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны.

Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер, Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Теоретик и основоположник С-ма. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных.

В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм).

Дадаи́зм, или дада — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 годы.

В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом. Некоторые теоретики искусства считают, что из дадаизма берёт своё начало постмодернизм.

Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. «Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, вот формула символизма»

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

Примитиви́зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен. По мнению некоторых[кто?] искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под определение «примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе — стилизованную живопись профессионалов. Наиболее известные представители примитивизма: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Катя Медведева.

 

40. Становление дизайна как профессиональной деятельности. Термин и понятие дизайна. Виды дизайнерской деятельности. Основные формы организации дизайнерской деятельности. См медведя

41. Теоретические и концептуальные основы дизайна. Вклад П. Беренса, Макмердо в мировое развитие графического дизайна.

42. Тектоника архитектурно-дизайнерской формы. Античный ордер. Тектонические системы различных эпох. Тектоника и семантика объемной формы

ТЕКТОНИКА — это отражение в форме ее конструктивного начала. Она показывает, насколько объект надежен, устойчив, способен противостоять воздействию и, в конечном счете, насколько он способен создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом не придавить тяжестью стен.

Тектоника как архитектурный метод породила и свою противоположность — антитектонику. В какой-то момент архитекторам надоело следовать бесконечным правилам, и они стали их нарушать — разрушать тектонику: вместо стабильности и жесткости создавать ощущение неустойчивости и живости; вместо неподвижности — движения и трансформации; вместо надежности и уверенности — образ разрушенной архитектуры.

Понятия тектоника и антитектоника применимы не только в архитектуре, но и в живописи, графике, скульптуре и, конечно, дизайне.

Тектоничность в живописи — это использование особенности материала. Например, в акварели — ее прозрачности и водянистости, а в масле — плотности и непрозрачности. Акварель ложится на бумагу, не создавая выпуклый рельеф, масло может быть выпукло-рельефным. Кроме того, тектоничность и живописи — это еще строгое соответствие символике образа и ясность структуры композиции.

Тектоничность в графике — это максимальное использование возможностей графического материала. Например, прозрачность штриха карандаша, разнообразие толщин линии, фактурность тона пятна и т. д. в сочетании с конструктивностью анализа формы (в отличие от визуально-случайного метода работы —срисовываю то, что вижу

Тектоничность в скульптуре — использование особенностей и свойств материала в сочетании с художественной образностью. К примёру, глина — мягкая, податливая и пластичная — может сохранить полученные формы в результате обжига.

Для дизайна интерьера понятия тектоника и антитектоника очень важны, так как именно от них зависит, какие общие ощущения будет вызывать интерьер: стабильности или, наоборот, разрушенной архитектуры.

ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

- стеновые конструкции

- ордерные системы

- каркасные сооружения

- сводчатые конструкции

- современные пространственные конструкции

ТЕКТОНИКА СТЕНОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Стена- массивная конструкция, совмещающая функцию ограждения и расчленения пространства с функцией восприятия нагрузок, образуемых собственным весом, весом перекрытий и кровли, а также тех нагрузок, которые связаны с процессами, происходящими в здании. В русской архитектуре широко применялась кладка стен из кирпича.

ТЕКТОНИКА ОРДЕРНЫХ СИСТЕМ

Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система. Она возникла ещё в эпоху неолита. Но в архитектурно-композиционном плане сооружения того времени (жилища) не были ещё архитектурой как результатом художественного осмысления действительности. Последовательное развитие и эстетическое осмысление этой системы привели к чёткому расчленению несомых и несущих частей конструкции - опорных столбов и балок. В Древнем Египте из дерева делались стойки и балки, а сырцовый кирпич служил заполнением промежутков каркаса. Так возникла форма колонны. В древнегреческой архитектуре стоечно-балочная конструкция нашла своё выражение в ордере, основными частями которого являются колонна и архитравное перекрытие. В греческой архитектуре сложились 3 ордере: дорический, ионический и коринфский. Все три ордера имеют одни и те же составные части-колоны, антаблемент (система венчания), стилобат (ступенчатое основание). Колонны - это опоры, поддерживающие антаблемент, они завершаются капителями. Верхняя часть капители покрыта плоской плитой-абакой, которая и принимает тяжесть перекрытия. Капитель, являющаяся переходом от ствола колонны к антаблементу, служит для организации конструктивной и зрительной связи между ними. В эпоху Возрождения построение ордера было канонизировано.

ТЕКТОНИКА КАРКАСНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Стоечно-балочная конструкция послужила основой для новой выразительной тектонической архитектурной формы. Сюда относится деревянное зодчество стран Юго-Восточной Азии и Японии, фахверковые постройки западноевропейского средневековья. Различные системы стоек, балок, ригелей и подкосов, характер их соединения становятся основой выразительных средств фахверковой (стоечно-стеновой)архитектуры.

ТЕКТОНИКА СВОДЧАТЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Трибуны Колизея (75-80 гг.), поднимающиеся вокруг эллиптической арены, образуют замкнутую арочную систему и являются примером стоечно-сводчатых конструкций.

ТЕКТОНИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Простота и эффективность складчатых конструкций позволяют применять их для покрытий больших пролётов, а также в рамных и стеновых конструкциях, когда для них необходимы особая лёгкость и прочность. Примером может служить большой зал ЮНЕСКО в Париже (1958г.)

 

СЕМАНТИКА - в переводе с греческого - обозначающий. В основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форма предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов. Сочетания бывают трех видов:

1) Пассивные соединения, когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента. (Гантель - два шара и ручка).

2) Активные соединения, когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. (Коробка и крышка).

3) Агрессивные соединения. Агрессивное, видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как-бы врезается в другой.

Кроме сочетаний различают:

- семантику переносной формы (шахматная фигура, штемпель...)

- семантику тянущейся формы, когда предмет данной формы хочется перетянуть из одного места стола в другое (имеет форму салазок)

- семантику вращающейся формы (цилиндр, винт самолета)

- семантику обтекаемой формы, например форма падающей капли или шар. Причём форма капли является динамичной, а форма шара - статичной. Однако форма шара является малоустойчивой например по сравнению с формой куба.

43. Рационализм в искусстве и архитектуре. Творческое наследие Буахауза.

РАЦИОНАЛИЗМ — авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.

 

БАУХАУЗ - высшая школа строительства и художественного конструирования - художественное учебное заведение и художественное объединение (1919-1933). Основана в 1919 в Веймаре (Германия), дала искусству ХХ в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. В 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, Х. Мейер (вводит принцип экспериментов.) Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств. Студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции, разделение объема по фу-ям, отрицание орнамента и декоративности. Работа с новейшими конструкциями и материалами.

ВАЛЬТЕР ГРОПИУС (1883-1969) немецкий архитектор, один из основоположников функционализма- новый архитектурный язык железобетона и металла. Творческое кредо: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».

МЕЙЕР ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы.

ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕ РОЭ - американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. Постройки архитектора, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей. Людвиг Мис ван дер Роэ стремился к предельной простоте своих сооружений.

Голландец Геррит РИТВЕЛЬД (1888 - 1964). Получив профессию мастера- мебельщика, он начал свою карьеру в русле движения «Стиль» (De Stjil - Де Стейл), которое возглавляли Тео ван Дусбург и Пит Мондриан. Создал: Красно- синий стул (1918/1923) и Дом Шрёдера (1924). Первоначально его художественная цель состояла в том, чтобы найти новые формы сочетания

плоскостей, линий и объемов. До конца 1930х гг. Ритвельд экспериментировал с разнообразными материалами, такими как ламинированное дерево и алюминий: стул Zig-Zag. Работал в неопластицизме.

Василий Васильевич КАНДИНСКИЙ - выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса.

Марианна БРАНДТ - возглавляла мастерскую для работ по металлу Баухауза. Стиль Брандт — четкие геометрические формы, конструктивизм. Создавала лампы, пепельницы и чайники, считаются предвестниками современного промышленного дизайна.

44. Опыт ведущих центров дизайн-образования XX века. Конструктивизм. Творческое наследие ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (А.Родченко, В.Степановой, Л.Поповой, А.Экстер, др.)

КОНСТРУКТИВИЗМ — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР.

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально- оформительскому искусству. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с авангардистскими течениями изобразительного искусства (супрематизм, футуризм), на основе которого выросли формально-эстетические поиски главных представителей течения – А.Родченко, Э.Лисицкого, В.Татлина

1920 году ВХУТЕМАС - (Высшие художественно-технические мастерские) основанные на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.

Факультеты:- (архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерева и железо обработки.) В 1927 году был реорганизован во ВХУТЕИН - (Высший государственный художественно-технический институт).

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры. Место, где практически возникло искусство XX века; место, где утвердили чистую суровость. Переход от плавных форм частного строительства эпохи модерн к футуристическим идеям и ритмичным общественным постройкам 20-х. Поверхность, объем, вертикали и горизонтали вышли на первый план. Студенты цвет, объем, пропорции, ритм, динамику.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Иван Леонидов, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Константин Мельников, Лазарь Маркович.

ЛИСИЦКИЙ преподавал дизайн интерьеров. Отличие состоит в том, что у Лисицкого не было четко выраженной оригинальной концепции формообразования

 

РОДЧЕНКО Александр Михайлович (1891-1956), российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства дизайна. В 1920-30 преподавал на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина. Работал совместно с Маяковским,- фотодизайн. РАБОТЫ: (рекламных плакатов, «Моссельпрома», «Резинотреста», часового

магазина «Мозер» в ГУМе, широко известная реклама книг «Ленгиза» с фотографией Лили Брик.)

ТАТЛИН -Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе В.Татлина, преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь,

функция и материал, различные материалы в процессе создания «систематической, жизненно необходимой вещи». РАБОТЫ:- (Матрос (Автопортрет), 1911; «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина» 1919—1920

СТЕПАНОВА - художница, одна из «амазонок русского авангарда», представитель футуризма, конструктивизма, производственного искусства. Автор новаторских рисунков для тканей, женского костюма. Занималась также книжным и журнальным оформлением. Жена и соратница А. М. Родченко. Работала художественным редактором: «Кинофот» (1922), «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ» (1923-1927)

ПОПОВА -крупнейших мастеров русского авангарда. Попова увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус. В начале 1920-х Попова сблизилась с конструктивистами, писала «ЖИВОПИСНЫЕ КОНСТРУКЦИИ». Попова вместе с В.Ф. Степановой работала в области промышленного дизайна. художник-оформитель двух спектаклей Театра им. Мейерхольда в стиле «сценического конструктивизма» — «Великодушный рогоносец» и «Земля дыбом».

ЭКСТЕР - представительница русского авангарда, 1 из основоположников стиля «арт-деко»

1 директор - В. ФАВОРСКИЙ 1923-1926

2 директор - П. НОВИЦКИЙ 1926-1930

45. Рационализм в искусстве и архитектуре. Творческое наследие Ульмской школы.

Рационализм — авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития.

Черты стиля

Рационализм, как представитель архитектурного модернизма, имел большинство характерных черт развивающихся параллельно стилей. Слишком многим новаторам по всему миру пришло в голову принести архитектуру предыдущих поколений в жертву техническому прогрессу. Сложно назвать особенности рационалистического стиля уникальными. Вот главные из них:

· Техницизм. Стремительное развитие механизмов интересно повлияло на понятие эстетичности у общества. Роль техники возросла, в крайних случаях её даже прославляли. Впервые бытовые приборы обрели еще и декоративную роль.

· Отказ от декора. Помпезные украшения не вписывались в новаторское понятие функциональности. Более того, сознательное отрицание многих архитектурных элементов позволило по-новому взглянуть на простые формы.

· Психологическое восприятие. Попытка оспорить необходимость фундамента, привязанного к земле, вызвала фурор. Идея была раскритикована и оспорена, но получила благодушное звание «нового слова в науке». Рационалисты обыгрывали геометрические фигуры, придавали асимметричность строениям.

· Утопическая подоплека. Рационализм не преследовал модные тенденции. Архитекторы вовсю увлеклись идеей организации пространства, выдвигали реформистские предложения по упразднению стандартной структуры города. Земля в их понимании выступала площадью для земледелия, передвижения и досуга. В то время как жилплощадь можно было вознести в небесную высь.

Кризис рационализма

Основные идеи рационализма были сформулированы в 1933 году на одном из архитектурных конгрессов в «Афинской хартии». Архитекторами ставилась глобальная цель – внедрение единых градостроительных идей в городах по всему миру, без учета национальных и исторических черт. В итоге сложился так называемый международный стиль, присущий многим современным архитекторам. После 1950 года международный стиль подвергся критике за его однообразие, догматизм, отсутствие интереса к традициям.

Архитектура

На фото: модель.05 от фабрики Vitra, дизайн Van Severen Maarten.

 

Аксиомой рациональной архитектуры стал принцип продвижения на первый план значимости композиции здания.

Архитекторы боролись за упразднение бесполезных элементов, скрывающих истинное назначение искусства возведения строений.

Были выработаны некоторые принципы, которых старались придерживаться лидеры и последователи рационализма.

· Простота форм. Понятие красоты было переработано в сторону эстетического превосходства прямых линий над вычурностью декораций неостилей. Декоративный элемент заключался, прежде всего, в грамотном обыгрывании пространства и цвета. Примитивные геометрические фигуры легли в основу архитектуры, стимулируя деятелей того времени делать акцент на функциональном и композиционном превосходстве построек.

· Свет. Окна максимально пропускали солнечные лучи, имели квадратную либо прямоугольную форму, тонкие рамы и большие размеры. В моду вошли балконы и лоджии, двери создавались из однородных материалов, утеряли витражные вставки и рельеф.

· Гармония конструкции и художественной отделки. Применяемые материалы являлись важным дополнением композиции. Только правильное сочетание технических характеристик и функционального назначения могло придать завершенность возведенному зданию.

Интерьер

На фото: фасад тумбы-комода декорирован в стиле работ нидерландского художника Пита Мондриана (Piet Mondrian), один из основоположников de Stijl.

Фасад декорирован в стиле работ нидерландского художника Пита Мондриана (Piet Mondrian), одного из основоположников de Stijl.

Панорамные окна появились именно в период развития рационализма.

В интерьере царил подчеркнутый минимализм. Предметы же интерьера имели строгое функциональное назначение, не захламляли комнату. Главным в помещении стало обилие света и пространства, мебель была отодвинута на второй план.

Отделка стен и полов

Узорам и рисункам не было места на отделочных поверхностях. Обои и краска однотонные, часто неярких светлых цветов. Напольное покрытие также без излишеств, более тёмное, обычно представляло собой линолеум или ламинат, который появился позже, реже плитку с неброским геометрическим орнаментом.

 

Наполнение комнат

Небольших размеров и правильных форм, мебельные гарнитуры группировались по функциональному назначению. Каждый предмет мебели визуально можно было вписать в один или несколько квадратов. Бытовые приборы вписывались в общий интерьер, строго подбирались по цвету и форме.

Картины и статуэтки были редкостью. Их популярность развилась уже после периода царствования рационализма. Прогрессивная Европа подхватывала и развивала заложенные идеи, художники и скульпторы находили применение авангардизму в своём искусстве.

В отделке широко применяли детали из новейших материалов, таких как хромированный металл. Ванная и кухня были сугубо функциональны и невелики по площади. Оформление интерьеров, как и фасадов домов, было предельно лаконичным. Стены покрывали штукатуркой неярких цветов или оклеивали светлыми бумажными обоями. Полы выстилали простым по рисунку паркетом или кафельной плиткой.

 

На фото: модель Jason chair от фабрики Walter Knoll, дизайн EOOS.

 

Мебель также была лишена каких-либо декоративных элементов. Конструкция предмета полностью соответствовала его функции. Для изготовления мебели использовали как традиционные (фанерованное дерево), так и новоизобретенные (хромированные металлические трубки) материалы.

 

На фото: модель L bed от фабрики Interluebke, дизайн For Use.

 

Деятели

А.К. Красовский. Орденоносный преподаватель учебных заведений по десятку дисциплин, передовой инженер, член строительной конторы министерства стал родоначальником рационального стиля. Он предложил новую основу для истин науки архитектуры:

1. Цель строительства здания – потребности, которое оно призвано удовлетворять.

2. Свойства используемых материалов – способ достижения цели.

3. Экономия – возможность удовлетворения потребностей.

· АСНОВА. Первая творческая организация в советском градостроительстве возникла на идее синтеза архитектуры и прочих видов искусства. Члены «ассоциации новых архитекторов» противопоставляли себя конструктивистам. По их мнению, архитектурные элементы должны были не только рационально обосновываться. Важную роль играло эстетическое восприятие этих элементов.

· Н.А. Ладовский. Творческий лидер АСНОВА очень интересно подходил к системе образования. Он запрещал своим ученикам смотреть примеры работ, на консультациях поправлял и комментировал эскизы, не беря в руки карандаш. Идеи его подопечных должны были основываться исключительно на воображении. Среди сохранившихся работ Ладовского жилой к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.015 с.)