Особенности развития рекламы в Средневековой Европе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития рекламы в Средневековой Европе.



Средневековая культура Западной Европы заложила основы знаковой символики в сфере конфессиональной рекламы и трех направлений развития геральдики - политической, рыцарской и торгово-ремесленнической.

Средневековые ремесленнические знаки, эмблемы и гербы являлись средствами личной и социальной идентификации, а также способом утверждения права собственности на имущество. Ремесленнические гербы и эмблемы становились гарантией качества товаров и прообразами современных товарных знаков.

Геральдические изображения на вывесках средневековых городов служили целям идентификации владельцев лавок и продаваемого товара и средством ориентации в средневековых городах, где названия улиц никак не обозначались, а у домов не было номеров.

Типографические знаки и эмблемы явились следствием развития книгопечатания, возникшего в Средневековье в середине XV века.

Экслибрисы являлись знаком собственности и демонстрацией духовной и социальной ориентации книговладельцев.

Идентификационные символы и эмблемы ремесленников и лавочников XVII — начала XIX вв. послужили основой развития промышленной графики, а впоследствии систем корпоративного дизайна. К концу XIX века широкое развитие торговли в Западной Европе привело к появлению большого количества товарных знаков различной стилевой направленности — от простых монограмм до вычурных изображений с большим количеством текста; знаков, построенных на факсимиле или с включением портретов с личной подписью владельцев предприятий.

Эволюция западноевропейского товарного знака проходила от почти натуралистических изображений, показывающих профиль деятельности производств или суть оказываемых услуг, до современных, упрощенных и в ряде случаев схематизированных абстрактных форм, являющихся символами концептуальной стратегии деятельности различных компаний второй половины XX века.

 

48. Основные этапы развития письма. Эволюция шрифта. Изобретения Иоганна Гуттенберга. Его вклад в графический дизайн. Старый и Новый стили в книжной графике. Подвижный шрифт, модульная сетка и др.

Основные этапы письма.

Пи́сьменность —знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных(речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма —графемы.

Этапы формирования письменности

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

1. Предметное письмо как предшественник современного письма основано на использовании в качестве знаков различных предметов: палочек, камней, раковин, глиняных геометрических фигурок, нитей с узелками. Ими «записывали» количество скота, продуктов питания и прочих ценностей на ранних этапах исторического развития человека и общества.

2. Пиктографическое письмо- наскальные рисунки первобытных людей

3. Идеографическое письмо- Возникает в IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте. Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

4. Слоговое письмо- чрезвычайное достижение человеческой цивилизации, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э. В нем, в отличие от идеографии, каждый знак обозначает не слово, а отдельный слог.

5. Алфавитное письмо (буквенно-звуковое), когда отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Главным достоинством этого вида письма являлось то, что нужно было запомнить всего около 20-30 символов. Получался довольно простой алфавит. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

 

Шрифт (нем. Schrift – письмо) – рисунок знака, графически упорядоченное изображение знаков письма

Главные вехи в истории развития шрифта

• IV век до н.э. – образование законченной графической формы буквы в Древней Греции – греческие капиталы (лат. capitalis – главный)

• I век до н.э. – римская маюскула

• VIII век н.э. – полное завершение формирования графики строчных букв – каролингский минускул

• конец IX – начало X века – создание кириллицы – славяно-русской системы письма

• ХII – XV век – готическое письмо в Западной Европе

• XIV – XV век – возрождение в Западной Европе каролингского минускула, создание гуманистического письма – антиква

• XV – XVI век – создание печатных шрифтов типа ренессанс-антиква

• начало XVIII века – создание новой графики русского шрифта – гражданского – переход на латинскую графическую основу

• конец XVIII – начало ХIХ века – создание новой антиквы – классицистическая антиква • XIX век – возникновение шрифтов типа гротеск (без засечек), типа египетского (брускового)

• ХХ – дальнейшее развитие шрифтов типа гротеск, создание ленточной антиквы, антиквы-гротеск

 

Классификация шрифтов

• По начертанию: прямой, наклонный, курсивный

• По плотности: нормальный, широкий, узкий

• По насыщенности: светлый, полужирный, жирный

Шрифты делятся на 5 основных категорий: • с засечками (serif); • без засечек (sans serif); • рукописный (script); • декоративный (decorative); • символьный (symbol).

Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг (Гейнцфлейши) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Он был известным, причём потомственным, ювелиром, умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось бы, зарабатывай сколько сможешь и радуйся жизни. Но у Гутенберга была мечта. Он хотел печатать книги.

 

В 1440 году Гутенберг произвёл настоящую революцию в печатном деле, изобретя подвижный шрифт - отдельные литеры, позволявшие набирать самые разные тексты. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке), выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и на письмо. К тому же известие о новом способе изготовления книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Поэтому книги Гутенберга, как, впрочем, и все первые книги, имитировали готические рукописи, их даже выдавали за рукописные.

До 1456 года, практически не имея никакой материальной поддержки со стороны, он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и две Библии, 36-строчную, и 42-строчную.

Помимо шрифта Гутенбергу принадлежат и другие изобретения: пресс для печати литер; густая чёрная непрозрачная типографская краска, удобная для нанесения на десятки крошечных литер; сплав для отливки отдельных элементов шрифта - не слишком мягкий, но и не слишком твёрдый, благодаря чему шрифт получался не хрупким, но долговечным; словолитный ручной прибор, обеспечивший стандартность литеры и массовость её изготовления. Прибор представлял собой полый металлический стержень со съёмной нижней стенкой из мягкого металла, на которой с помощью твёрдого штампа - пунсона выбивался рисунок буквы. Шрифт вырезался с помощью мельчайших инструментов (вот где пригодилось Гутенбергу мастерство огранщика!). Изобретательный гений Гутенберга дал жизнь и сетке (с тех пор все модульные элементы шрифта размещались и ограничивались пространством рамки), и различным типам шрифта благодаря открывшейся возможности механического воспроизведения букв. Таким образом, сетка и шрифт, два основных слагаемых графического дизайна, применяются уже более 500 лет!

Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории м*ировой техники.

 

Подвижный шрифт (ручной набор, а также набор посредством подвижных литер) — способ набора текста, при котором строки подбираются вручную из металлических литер и пробельного материала.

Впервые подвижной шрифт изобрел китаец Би Шэн около 1040 г. во времена империи Сун. Подвижные литеры из металла впервые были применены в 1234 г. в Корее, во времена империи Корё. В 1377 г. в Корее была напечатана Чикчи — старейшая из существующих книг, напечатанных при помощи металлических подвижных литер. Однако распространение этих первых систем подвижных литер было ограниченным: они были дорогими и требовали больших трудовых затрат. Китайским печатникам приходилось иметь дело с тысячами керамических табличек, поскольку китайская иероглифическая система письма содержит тысячи знаков. В Корее металлические литеры распространились гораздо шире (в корейском алфавите изначально было всего 28 знаков), но за пределы страны изобретение, видимо, так и не вышло.

Около 1450 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный пресс и самостоятельно разработал европейскую систему подвижных литер, дополнив её такими новшествами, как изготовление шрифта при помощи пуансонов и матриц. Гутенберг был первым, кто начал делать литеры из сплава свинца, олова и сурьмы — те же компоненты использовались в течение последующих 400 лет.

В алфавитных системах письма набор посредством подвижных литер оказался более быстрым и надежным, чем ксилография. Металлические литеры были прочнее, а текст получался более единообразным, что привело к появлению типографики и шрифтового искусства. Высокое качество и относительно низкая цена Библии Гутенберга (1455) доказали превосходство использования подвижных литер в Европе. Считается, что печатный станок и подвижные литеры стали одним из ключевых факторов, ускоривших наступление Ренессанса. Изобретения Гутенберга очень скоро распространились по всей Европе, а потом — и по всему миру.

Только после того, как в XIX веке был изобретен метод горячего набора, набор подвижными литерами пошел на спад, а в XX веке почти исчез.

 

модульная сетка – это разметка вашей работы, способ систематизации и выравнивания элементов. Она является остовом композиционного решения и служит средством организации не только составных частей работы, но и свободного пространства.

Сетка может как помогать нам решать поставленные задачи, так и являться частью решения. Наиболее ярким примером может послужить интерфейс windows phone:

 

49. Международные выставки научно-технических достижений середины ХIХ – начала XX вв.

Промышленная революция конца XVIII – начала XIX в. сформировала машинно-фабричное производство, ставшее господствующим в развитых странах. В этот период были изобретены различные машины, которые стоили дорого и потому были доступны только крупным предпринимателям. На этих машинах изготавливали товары дешевле и лучше, чем могли это сделать ремесленники. Техническое перевооружение постепенно охватывало все новые и новые отрасли. После текстильной промышленности были технически перевооружены транспорт, связь и сельское хозяйство. Анализ формирования и развития промышленности показывает, что под влиянием роста международных экономических, научно-технических и культурных связей, обусловленных образованием мирового рынка, возникает потребность в организации всемирных выставок, которые и появляются в середине XIX века.

XIX век, отмеченный в истории материальной культуры великими достижениями в техническом прогрессе, навсегда будет памятен также установлением широких международных, экономических и научных контактов, в чем немалая заслуга принадлежит всемирным выставкам. Неоспоримо их значение в деле сближения народов и взаимного ознакомления с опытом развития науки и техники. Публичные демонстрации промышленной продукции, предметов искусства отражали общую картину состояния экономики и культуры, побуждали к открытому соревнованию. Они привлекали большие массы посетителей, оставлявших в стране-устроительнице значительные суммы в виде платы за проезд, помещения, увеселения. Обычно на выставках совершались выгодные сделки. Предприниматели покупали патенты на изобретения и научные открытия, способствуя тем самым внедрению их в экономику своих стран.

Начало организации всемирных выставок по времени совпадает с началом процесса превращения науки в непосредственную производительную силу, что вытекало из самой сущности крупного фабрично-заводского производства. Растущее сближение теории с практикой и развитие опытного знания отражались на творчестве изобретателей и новаторов, создававших новую технику, представленную на выставках. Здесь широкий круг посетителей знакомился с образцами новых изделий и машин. На первой всемирной выставке 1851 г. в Лондоне была показана швейная машина «Зингер», в 1867 г. (Париж) посетители впервые увидели уран, в1876 г. (Филадельфия) познакомились с пишущей машинкой, в 1889 г. (Париж) демонстрировались ткани, изготовленные из нитроцеллюлозного волокна, на выставке1900 г. (Париж) специалисты услышали о быстрорежущей стали. Открытия и изобретения русских ученых таким путем тоже вышли на мировую арену. Именно через экспозиции 1862 г. (Лондон) и 1876 г. (Филадельфия) стало известно анилиновое производство, созданное на основе знаменитой «реакции Зинина». В 1878 г. в Париже русский электротехник П.Н. Яблочков «своей очень остроумной электрической свечой популяризовал электрическое освещение».

Со второй половины XIX века начали меняться экономические условия, технический уровень и потенциал, но эстетический фон эпохи менялся медленно, почти незаметно. В выставочных экспозициях, как в зеркале, отразилась вся пестрота европейской архитектуры, и во всем – безудержный эклектизм. Начиная с «Хрустального дворца», всем выставочным павильонам дальнейших выставок придавали вид «дворцов». Они так и назывались – «Дворец сельского хозяйства», «Дворец электричества» и т.д., дворцы всех видов, всех эпох, в любом материале – от металла и стекла, до злаков и овощей.

Первые экспонаты промышленных выставок представляли собой любопытное зрелище. Инженеры, создавая опытные выставочные образцы паровозов, котлов локомобилей, насосов и сенокосилок, пытались придавать им те или иные архитектурные формы в стиле барокко, готики, предназначенные для иных функций и возникшие совсем в иные времена, обильно покрывали их орнаментикой методом литья, чеканки и т.д. Экспозиция выставок делалась по фирмам, как и ныне, но с той разницей, что выставки не были специализированными. Один и тот же завод производил разные товары, и на одном стенде оказывались колокола, пушки и всякая бытовая мелочь.

На первой всемирной выставке 1851 года в Лондоне возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии развлечений, что совпадало с желанием устроителей возместить огромные расходы и, как тогда говорили, «не сыграть в плачевный дефицит». Появляются театры, рестораны, а также различные аттракционы, доходные зрелища. В индустрии выставочных развлечений широко использовались «оптические дворцы» с лабиринтами зеркал (превратившиеся позднее в комнаты смеха), мареорамы, изображавшие кругосветное путешествие – (движущаяся панорама), мизансцены со статистами в национальных костюмах разных стран, глобусы Галерона (гигантская вращающаяся модель небосвода с волшебным фонарем-стереоскопом). На Чикагской выставке демонстрировались целлулоидные шарики, чудесным образом держащиеся в воздухе (их поддерживает струя воздуха из пневмотормозов фирмы «Вестингауз»), фонтан из зерна, приводимый в движение электромотором, мы видим первые примеры динамического показа промышленного изделия. Все эти научно-технические изобретения впоследствии расширили диапазон выразительных средств рекламы.

Всемирные промышленные выставки стали своеобразной творческой лабораторией, способствовали дальнейшему прогрессу строительной техники. Многие выставочные сооружения и павильоны принадлежат к лучшим образцам новаторской архитектуры. Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона в Лондоне и Эйфелева башня инженера Александра Гюстава Эйфеля в Париже, построенная для Всемирной выставки 1889 года (высотой 123 метра) стали символами Всемирных выставок, символами достижений техники конца XIX – начала XX века.

50. Влияние искусства периода Арт-деко на развитие дизайна. Особенности стилевого направления. Творчество А. Касандра, Т. де Лимпицки и др.

Стиль арт деко возник на рубеже 19 и 20 столетий. Его расцвет пришелся на 1900 год, а угас он в период между двумя мировыми войнами. Утонченная элегантная роскошь в каждой плавной детали до сих пор служит вдохновением для художников, дизайнеров и архитекторов.

Новый стиль

В США и Европе арт деко возник после всеобщего увлечения эклектикой — смешивания и цитирования предыдущих стилей — ситуация, в которой поиск нового стиля просто необходим. Интерес к искусству древних цивилизаций (Египта, Японии, Китая и других) непосредственно повлиял на арт деко. На рубеже веков часто проводились международные выставки прикладных искусств и инженерных достижений. На такой выставке в Париже 1900года мебель, посуда, текстиль и архитектура в стиле арт деко произвела настоящий фурор, но уже к 1910му году популярность стиля начала утихать.

Уникальность арт деко в его синтетичности — это стиль, который проявляется в каждой детали. Период арт деко характерный появлением новых технологий в строительстве (железобетонные конструкции) и архитектуре (построение архитектуры здания по принципу изнутри наружу) и значительного влияния прикладных искусств.

Арт деко в архитектуре

Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди – представитель арт деко в архитектуре. Католический храм Святого семейства в Барселоне и Дворец Гуэля — знаковые работы автора, воплощают в себе архитектурные традиции стиля. Они настолько органичные, что кажутся творениями природы.

Чарльз Макинтош — дизайнер и архитектор, яркий представитель стиля в Великобритании. Известен не только спроектированными зданиями, но и разработанной им мебелью. Творчество Макинтоша типично для мастеров и художников периода арт ново — он разрабатывал все: от проектов зданий до узоров для обоев.

Во Франции арт ново в архитектуре представлял Эктор Гимар, в Бельгии — Виктор Орта и Анри ван Де Велдэ, в США — Луис Салливан, И. Лэвынський в Украине.

Планировка здания начиналась от обратного — с разработки интерьера: он определял внешний вид здания. Этот принцип положил начало рациональной планировке, центрической, а не коридорной. В период арт ново (модерна) появился свободный план. И рационализм, и стремление к комфортной организации пространства создали неповторимый симбиоз архитектуры и дизайна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.022 с.)