Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг.



"Алая роза" -- объединение московских живописцев символического направления. Во главе стояли уроженцы города Саратова П. В. Кузнецов и П. С. Уткин. Первая выставка состоялась в мае--июне 1904 г. в Саратове по инициативе учащихся МУЖВЗ. На ней были показаны работы Е. В. Александрова, А. А. Арапова, М. В. Волгина (Кузнецова), И. А. Кнабе, П. В. Кузнецова, Н. Н. Нордосского, В. П. Половинкина, Е. С. Потехина, Н. Н. Сапунова, М. С. Сарьяна, С. Д. Симпол, С. Ю. Судейкина, П. С. Уткина, К. Л. Фельден, Н. П. Феофилактова.

"Башня" -- художественная студия с таким названием существовала в Москве в 1910-е гг. Это была типичная для тех лет свободная мастерская, в которой художники могли рисовать натуру; здесь обсуждались темы, связанные с современным искусством. Студию посещали Н. С. Гончарова,

М. Ф. Ларионов, Л. С. Попова, Л. А. Прудковская, А. И. Трояновская, Н. А. Удальцова и др. Состав посетителей часто менялся.

"Бубновый валет" -- объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910 г. Его членами были В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Н. Кульбин, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский и др.

Название принадлежит М. Ф. Ларионову, который, по-видимому, имел в виду негативную трактовку образа в духе старинного французского толкования игральной карты: "бубновый валет -- мошенник, плут". Поясняя свой выбор, художник говорил: “Слишком много претенциозных названий … как протест мы решили, чем хуже, тем лучше … что может быть нелепее "Бубнового валета"?”.

Для художников объединения характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма. Бубнововалетцы выработали своеобразную живописно-пластическую систему (так называемый русский сезаннизм), где принципы кубизма и фовизма претворены с учетом влияния русского народного искусства -- лубка, росписи по дереву и керамике а также росписей подносов и вывесок. Из всех жанров живописи они отдали предпочтение натюрморту, пейзажу и портрету, решая задачи построения объемной формы на плоскости с помощью цвета, передачи "вещественности" натуры, ее фактурной осязаемости. Они организовали самостоятельную выставку под эпатажным названием "Ослиный хвост".

"Венок" -- кратковременное выставочное объединение, в которое входили петербургские и московские художники, близкие к символизму, в том числе участники "Голубой розы" и выставки "Стефанос", прошедшей в Москве зимой 1907/08 г. В группу входили: Б. И. Анисфельд, А. Ф. Гауш, А. Е. Карев, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов, В. Н. Масютин, Н. Д. Милиоти и др. Одноименная выставка состоялась в Петербурге весной 1908 г.

"Гилея" -- литературно-художественное объединение кубофутуристов, возникло в мае 1910 г. Начало ему положило содружество братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюков и Б. К. Лившица, сложившееся в имении Чернянка Таврической губ., где в 1907-14 гг. жила семья Бурлюков. Само слово "Гилея" -- в переводе с древнегреческого "Лесная" -- название области в Скифии. В "Гилею", помимо ее основателей, входили Е. Г. Гуро, А. Гей (С. М. Городецкий), В. В. Каменский, А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский и др. Их также называли "будетлянами" и кубофутуристами. "Гилею" считают самой ранней и самой радикальной футуристической группировкой в России. В марте 1913 г. литературное объединение "Гилея" вошло в состав "Союза молодежи", однако название "Гилея" еще долго использовалось участниками группы.

"Голубая роза " -- объединение художников символистской направленности, возникшее в 1907 г. в Москве. Получило название от одноименной выставки, организованной в 1907 г. журналом "Золотое руно". Вокруг журнала группировались московские поэты-симолисты во главе с В. Я. Брюсовым, которому, предположительно, принадлежит и идея названия выставки. В объединение входили живописцы и графики П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, братья В. Д. и Н. Д. Милиоти, А. В.

"Изограф" -- профессиональный союз московских художников, основанный 14 мая 1917 г. Инициаторами создания союза выступили бывшие члены Профессионального союза художников-живописцев Москвы. Кроме того, в "Изограф" вошли представители других художественных объединений -- ТПХВ, СРХ, "Мира искусства". Среди членов союза немало известных имен: А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, А. М. и В. М. Васнецовы, С. Ю. Жуковский, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, В. Д. Поленов, Л. В. Тружанский, Д. А. Щербиновский, К. Ф. Юон, М. Н. Яковлев и др.

Члены "Изографа" ставили своей целью защищать профессиональные интересы художников и охранять памятники искусства. Объединившись в сложный период, когда в России шла ожесточенная политическая борьба, члены союза встали перед необходимостью определить свою гражданскую позицию. Сначала они объявили о политическом нейтралитете, но уже в декабре 1917 г. активно поддержали Советскую власть. В полном соответствии со своими задачами союз в феврале 1918 г. стал коллективным членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и солдатских депутатов. В сентябре 1919 г. "Изограф" вошел в Профсоюз работников искусств и тем самым прекратил свое самостоятельное существование.

"Мишень" -- крупная выставка группы московских художников, прошедшая в марте--апреле 1913 г. в Художественном салоне на Большой Дмитровке. Организована М. Ф. Ларионовым, который считал ее завершающей в ряду выставок "Бубновый валет" (1910-11) и "Ослиный хвост" (1912). Открытию экспозиции предшествовал диспут в Политехническом музее на тему "Восток, национальность и Запад", где с докладами выступили М. Ф. Ларионов ("Лучизм Ларионова"), И. Зданевич ("Футуризм Маринетти") и А. В. Шевченко. На выставке были показаны работы художников-авангардистов Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, М. Ле-Дантю, К. С. Малевича, М. З. Шагала, А. В. Шевченко и др.

В каталоге выставки, написанном самим Ларионовым, сформулированы программные положения его группы: “…Признание всех стилей, которые были до нас и созданы теперь, как то -- кубизма, футуризма, орфеизма; провозглашаем всевозможные комбинации и смешение стилей. Нами создан собственный стиль "лучизм", имеющий в виду пространственные формы … Мы стремимся к Востоку и обращаем внимание на национальное искусство … Мы протестуем против рабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные формы в опошленном виде и все нивелирующему…”.

"Московский салон" -- общество художников, организованное в 1910 г. выпускниками МУЖВЗ.

"Новая художественная мастерская" -- учебно-творческая студия, организованная в 1911 г. в Петербурге по инициативе "мирискусников" А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского и Е. Е. Лансере.

"Ноль-десять" -- объединение художников кубо-футуристов, существовавшее в 1917 г. в Петрограде. Созданию объединения предшествовала выставка под названием "Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0, 10", состоявшаяся в декабре 1915 -- январе 1916 г. в Петрограде. Инициатором ее был И. А. Пуни, участниками -- Н. И. Альтман, К. Л. Богуславская, М. М. Васильева, В. В. Каменский, А. М. Кириллова, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова и др. На выставке были широко представлены супрематические работы К. С. Малевича (около сорока, в том числе знаменитый "Черный квадрат") и его последователей.

Общество имени А. И. Куинджи -- объединение художников, основанное в 1909 г. в Петербурге по инициативе и на средства А. И. Куинджи его учениками. Важным направлением в деятельности общества стала благотворительность. Был учрежден Конкурс им. А. И. Куинджи для поощрения выдающихся талантов.

Общество молодых художников (Обмоху) -- производственно-творческое объединение, основанное в 1919 г. в Москве группой художников, учившихся в ГСХМ (Н. Ф. Денисовский, А. И. Замошкин, В. А. и Г. А. Стенберги и др). В выставках объединения участвовали также А. В. Лентулов, А. М. Родченко, Г. Б. Якулов и др. Для членов Обмоху были характерны абстрактно-технические, фактурные и цветовые эксперименты с разнородными материалами (дерево, железо, холст, стекло и т. п.).

Община художников -- объединение, основанное в 1908 г. в Петербурге выпускниками АХ. Первоначально называлось "Новый союз передвижных выставок". Главной целью объединения было содействие развитию искусства в провинции.

"Ослиный хвост" -- группировка молодых художников, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 г. в Москве совместно с членами "Союза молодежи" одноименную выставку. Среди ее участников -- М. Ф. Ларионов, Н. С. Ночарова, К. С. Малевич, В. С. Барт, А. В. Шевченко и др.

Название выставки связано с известным эпизодом художественной жизни Парижа: в 1910 г. в "Салоне независимых" группа мистификаторов выставили картину, якобы написанную ослом посредством хвоста. Воскрешая память об этом скандальном происшествии, Ларионов и его единомышленники провозгласили: “Теперь мы поднимаем перчатку. Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом”. Картины лидеров группы отличались нарочитым огрублением форм, стилизацией под живопись примитивов. Выставка оправдала ожидания устроителей, произведя впечатление близкое к скандалу.

Пролеткульт ("Пролетарская культура") -- массовая культурно-просветительская организация, созданная в сентябре 1917 г. в Петрограде на I Всероссийской конференции культурно-просветительских рабочих организаций. Ставила задачу формирования пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности.

Профессиональный союз художников-живописцев Москвы -- образован в апреле 1917 г. по инициативе ряда московских художественных обществ с целью объединения всех выставочных организаций. Временный совет союза включал таких художников как К. А. Коровин, П. В. Кузнецов, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк и др. В задачи союза входило устройство выставок, аукционов, лекций и т. п. В декабре 1917 г. состоялся первый аукцион картин.

"Союз молодежи" -- общество художников, возникшее в ноябре 1909 г. в Петербурге. Инициаторами создания стали Е. Г. Гуро, М. В. Матюшин, И. С. Школьник, Ц. Я. Шлейфер, Э. К. Спандиков. Главной целью Союз провозглашал "ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством".

Союз провел пять выставок в Петербурге (1910-13), а также организовал выставку в Риге (1910). По приглашению М. Ф. Ларионова члены Союза участвовали на выставке "Ослиный хвост" (1912, Москва), где были представлены в виде отдельной группы с каталогом. Выставки Союза демонстрировали весь спектр направлений живописи того времени (от постимпрессионизма до беспредметного искусства).

Союз русских художников (СРХ) -- объединение художников Петербурга и Москвы, возникшее в феврале 1903 г. В него вошли члены двух выставочных групп -- "36 художников" и "Мир искусства". Учредителями выступили московские живописцы А. Е. Архипов, Ап. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. А. Клодт, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, А. А. Рылов и др.

Своей главной целью СРХ считал содействие "распространению произведений русского искусства" и "обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений". Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге.

"36 художников" -- выставочное объединение, образованное в 1901 г. в Москве по инициативе А. М. Васнецова, С. А. Виноградова, В. В. Переплетчикова, Н. В. Досекина. Состоялось две выставки объединения -- зимой 1901-02 гг. и 1902-03 гг. Участие в выставках было свободным, без отборочного жюри. В число экспонентов входили М. Х. Аладжалов, А. Е. Архипов, А. М. и В. М. Васнецовы, С. А. Виноградов, М. А. Врубель, А. Я. Головин, А. С. Голубкина, К. А. Коровин, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, К. Ф. Юон, М. В. Якунчикова и др. Выставки, на которых большое место занимал пейзаж, были хорошо встречены публикой.

В 1903 г. группа "36 художников" совместно с петербургским объединением "Мир искусства" организовала "Союз русских художников", тем самым завершив самостоятельную деятельность.

39. Модернизм и его влияние на развитие дизайна. Направления модернизма в ИЗО и архитектуре (фовизм, кубизм, экспрессионизм, сюр, конструктивизм и т. д.).

От экспрессионизма - к дисциплине форм

В начале XX в. в Европе существовали четыре крупных центра нового стиля: Франция, Германия, Россия и Голландия. Но лишь в России и Германии возникли совершенно новые типы учебных заведений — школы универсального дизайнерского профиля с оригинальными и в чем-то похожими принципами построения учебных программ.

Школа Баухауз (Государственный Баухауз) была образована в Веймаре 25 апреля 1919 года в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) создан декретом Совнаркома от 19 декабря 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных государственных художественных мастерских (возникших в 1918 г. на основе Училища живописи, ваяния и зодчества и Императорского Строгановского училища) с целью подготовки «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности» и педагогов для художественно-технического образования'.

Графический дизайн, реклама и торговля

Полиграфия, графика, книжный дизайн, графический дизайн в целом оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Именно издательское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства.

Мебель

Первые конкурсы на разработку массовой мебели для рабочих были объявлены в начале 1920-х гг. В журнале «Искусство и промышленность» в 1924 г. был опубликован ряд конкурсных проектов тяжеловесной, перегруженной декором и эмблематикой мебели.

От кубизма - к функционализму

Стиль 1930-х гг. в европейском дизайне и архитектуре иногда определяют словом «точность», имея в виду соединение простоты, изящества формы и технически совершенного исполнения1. Действительно, в произведениях дизайна этого периода — рафинированной и утонченной по формам фарфоровой посуде Эббе Салолин, зданиях Ша-роуна или кресле «Барселона» Мис ван дер Роэ, фотографиях моды Джорджа Хойнингена-Хюне для журнала «Vogue» — доминируют чистые линии, стремление к максимальной законченности, своеобразный классицизм. Такое же ощущение совершенства красоты есть и в бездекоративных столовых приборах из металла, и в корпусах автомобилей, и в форме самолетов. Этот элитный стиль дизайна был частью общего стилистического направления, получившего название «ар деко».

Промышленный дизайн

Во Франции 1920-х гг. общественный транспорт быстро воспринял все инновации дизайна. Как только инженер Рауль Дотри возглавил управление государственными железными дорогами, он тут же заказал архитектору Анри Пакону разработку проекта нового подвижного состава. После создания обтекаемого локомотива 241-101 Etat Пакон спроектировал новые вагоны и типы железнодорожных станций. Дотри и Пакон старались создать целостную систему железнодорожных услуг и пригласили для разработки визуальных коммуникаций известного плакатиста Кассандра (Адольфа Мурона). Внедрение этой системы было приостановлено в связи с началом Второй мировой войны.

В 1930-е гг. резко меняется стилистика автомобильных кузовов. Обтекаемость становится основным признаком современности.

Дизайн и общество

Сложившаяся в 1920-е гг. сфера дизайна претерпела изменения. К предметной среде предъявлялись высокие идеологические требования — она должна была воспитывать классовое чувство, побуждать к действию, создавать ощущение радости и приподнятости, т.е. выполнять агитационно-политические функции. Требования эти стали реализовываться на основе классического наследия ордерной архитектуры и орнаментики.

В начале 1930-х гг. завершалось строительство некоторых зданий по проектам 1920-х гг. В это время в дизайне еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функционализма и конструктивизма, основанная на обыгрывании простой геометрии, структурности, контрастных соотношений цветов и фактур. Пример такого рода — оборудование для здания редакционного и полиграфического комбината газеты «Правда», построенного по проекту П.А. Голосова к 1934 г.

Метро

В 1930-е гг. разрабатывалось несколько крупных проектов, к которым привлекались многие художники, архитекторы, оформители и дизайнеры. Прежде всего это строительство Московского метрополитена, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проектирование Дворца Советов.

Транспортный дизайн и аэродинамика

Московское метро оказало влияние не только на мировую практику проектирования подземного транспорта, но и на характер и облик

Уникальные объекты: самолет «Максим Горький» и Глиссер-катамаран ОСГА-25 "Экспресс"

В 1934 г. газеты опубликовали призыв писателей материально помочь строительству гигантского агитсамолета «Максим Горький». Гонорары и сбережения предлагалось перечислять на специальный счет.

Быт и городской дизайн

В довоенных художественных фильмах часть действия обязательно происходила на улицах, в основном летом, чтобы показать, насколько прекрасен облик социалистических городов, насколько они удобны для жизни. Городская среда в идеале представлялась парком — с белыми деревянными эстрадами и беседками в форме классической архитектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.022 с.)