Блок 2 история искусств и графический дизайн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 2 история искусств и графический дизайн



Изобретение древнего Китая № 1 — бумага

Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань — Цай Лун в 105 году н.э. В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тысячелетием до н. э. (династия Шан).

Изобретение древнего Китая № 2 — книгопечатание

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок — это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618—907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м.

Изобретение древнего Китая № 3 — порох

Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули. Позже на рубеже 13—14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки.

Изобретение древнего Китая № 4 — компас

Изобретения древнего Китая: Модель китайского компаса периода династии Хань

К сведению: Помимо четырех великих изобретений древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, весло, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шелк, бумажные деньги, лак, зубную щетку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое.

32. Искусство, архитектура Древней Греции. Ордерная система. Ансамбль афинского Акрополя. Творчество Фидия.

Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и прочие территории, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

 

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский.

Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Архитектура

Архитектура Древнего Рима является логическим продолжением архитектуры Древних греков. Первые крупные постройки в Риме производились в этрусском стиле, поэтому Римская архитектура с самого начала усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, т. е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою.

Употребление этой архитектурной формы дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Для поддержки тяжелых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, римляне заменили их массивными стенами и пилястрами, а колонна получает декоративное значение. Хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание продолжает употребляться так же, как и в Греции.

Что касается до стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось четыре ордена: 1) римско-дорический, 2) римско-ионический, 3) римско-коринфский и 4) композит.

Кроме того, римляне придумали еще более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».

В период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (т. е. до 31 г. до Р. Х.), ознаменован появлением в Риме первых мраморных храмов. Храмы стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них. Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырехугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, т. е. до 138 г. нашей эры. (Пантеон, Палатинский холм, Мавзолей Августа, Колизей, Театр Марцелла)

При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима — сооружением, любопытным в особенности потому, что в нем мы впервые видим совершенно определившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок, которые строились и раньше, но не с такой соразмерностью частей и с меньшим убранством, а также потому, что полуколонны, украшающие собой эти ворота, представляют первый известный пример капителей стиля композита.

В последний период истории римской архитектуры (со 138 по 300 гг.) каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжелые, обремененные архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, еще более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них.

Технические изобретения

Понтонные мосты

Они являлись детищем императора Юлия Цезаря, который построил первый такой мост длиной около 400 метров в 55 году до нашей эры. Он дал возможность армии Цезаря пересечь Рейн – речку, которую считали своей гарантированной защитой от нападения римлян немецкие племена.. Инженеры решили установить опоры на дне реки специально под углом против течения Рейна, это придало мосту дополнительную прочность. Были установлены также и защитные сваи, целью которых было ликвидировать возможную угрозу, плывущую по реке. В конце концов, были собраны вместе все сваи, на вершине которых и был построен мост. При строительстве использовались только пиломатериалы, а весь процесс занял всего десять дней. Интересные сведенья дошли до нас и относительно строительства понтонного моста Калигулы, который по его приказу был сооружен через море между Бaйи и Пузуoли (Baiae аnd Puzzuоli). Длина моста составила примерно 4 километра.

Сeгментная арка

В этом случае, как и в большинстве других, римляне не придумывали саму арку, но они умело усовершенствовали ее. Нововведение римских инженеров заключалось в том, что они не стали строить арку «за один прием», они решили, что она не должна быть непрерывной. Сама конструкция арки может быть вполне разбита на несколько более мелких частей. Именно благодаря этому и появились так званые сегментарные арки. Новую форму арки отличали два значительных преимущества. В первую очередь новая конструкция позволила увеличить пространство пролетного моста в геометрической прогрессии. А во-вторых сегментарные арочные мосты стали податливыми, на их строительство требовалось меньшее количество материала

Гидроэнергия

Выдающийся римский инженер и архитектор Витрувий описал несколько технологий, позволивших жителям Древнего Рима использовать воду и ее энергию в свою пользу. Римляне объединили греческие технологии в этой области, такие как водяное колесо и зубчатые створки, это дало возможность создать уникальные для того времени лесопилки, турбины и мельницы. Другим важным римским изобретением стало колесо-перевертыш, которое заставляла вращаться не падающая, а текущая вода. На основе его были созданы плавающие водяные колеса, которые были использованы для помола зерна.

Акведук

Особая водопроводная система, состоявшей из сети подземных труб, наземных каналов и мостов. Они-то и доставляли воду в разные точки города и его окрестностей Первый акведук был построен около 300 года дo нашей эры, и протяженность его составляла 11 километров. Но уже к концу ІІІ века нашей эры водой жителей Рима обеспечивали 11 акведуков, общая протяженность которых составляла 250 миль.

Полы с подогревом

Речь идет о гипокаусте, особом отопительном приспособлении, представлявшем собой систему труб и каналов, благодаря которым горячий воздух от отдельно стоящей печи мог поступать в разные помещения.От других способов отопления гипокаус отличали важные особенности, с помощью которых решались основные проблемы аналогичных приспособлений древнего мира – дым и огонь. Источником тепла в то время мог быть только огонь, однако он часто ставился причиной возгорания, а образующийся в результате этого дым приводил к гибели людей. А поскольку в системе гипoкaуста пол был приподнят с помощью колон, то горячий воздух никогда не контактировал непосредственно с комнатой, которую обогревал. Нагретый воздух поступал в комнату через полые плитки, расположенные в стенах помещения. Теплый воздух поглощался черепицами на выходе, что позволяло поддерживать тепло в помещении.

Канализация

Клоака Максима или при дословном переводе Крупнейшая Канализация предположительно должна была использоваться для слива некоторой части воды из местных болот. Началось строительство «клоаки» в 600 году до нашей эры, а в последующие годы все больше новых водных путей добавлялось к существующей системе. Поскольку каналы рылись регулярно, сложно сказать точно, когда именно дренажная канава стала превращаться в полноценную канализацию. Но у клоаки Максима существовал один значительный недостаток – выход она имела непосредственно в реку Тибр, в результате чего воды реки стали очень быстро загрязняться отходами. Правда, для питья или гигиенических процедур воду с Тибра римляне не использовали. Примечательно, что имелась у них даже специальная богиня, отвечавшая за работу системы канализации, которую звали Клоакина. Одним из величайших достижений древнеримской канализации был ее скрытый характер, она не была на виду у людей, не способствовала распространению инфекций и, соответственно, заболеваний.

Дороги

Когда речь идет об инженерных достижениях Древнего Рима, то невозможно не сказать о дорогах, построены которые были настолько качественно, что их вполне можно было бы использовать и сегодня. Лучшие примеры римских дорог были построены в несколько этапов. Начиналась работа с того, что на месте, где планировалось строительство дороги, вырывали котлован глубиной около одного метра. Затем на дно траншеи закладывались тяжелые и широкие каменные блоки, а оставшееся пространство заполнялось слоями гравия и грязи. В конце верхний слой вымащивали плитами со специальными выпуклостями в центре, которые служили для того, чтобы вода могла стекать, и на дорогах бы не образовались лужи. Согласно традиции древних римлян, инженеры стремились к созданию исключительно прямых дорог, которые должны преодолеть любое препятствие на своем пути во время строительства.. Этот тип дорожного строительства имел один существенный недостаток – он нуждался в колоссальном количестве рабочей силы, роль которой в то время выполняли рабы. На момент 200 года нашей эры около 85295 километров дорожных магистралей пересекали территорию величественной Римской империи.

Бетон

В области строительства римлянам принадлежит еще одно важнейшее изобретение – жидкий камень, который обладал необходимой прочностью, но был легче обычного камня.

Бетон, созданный римлянами, являлся смесью щебня, песка, извести, вулканического пепла и пуццолана. Его отличительной особенностью было то, что материал этот можно было заливать практически в любые формы при создании различных сооружений. При этом он был чрезвычайно крепким. Изначально римские архитекторы пользовались им при создании мощных оснований для алтарей, но со ІІ века до нaшей эры с бетоном начали экспериментировать, создавая из него автономные формы. Уже более две тысячи лет стоит Пантеон – самая известная конструкция из бетона. До сегодняшнего дня строение это является крупнейшим неармированным сооружением в мире.Это нововведение можно считать значительным усовершенствованием старого этруccкого и греческого прямоугольного архитектурного стилей, в которых требовалось по всему периметру здания располагать колонны и тяжелые стены. У бетона были и другие преимущества – он был пожаробезопасным и недорогим. При этом он обладал некоторой гибкостью, что позволило ему пережить землетрясения, которые совсем не были редкостью для вулканического полуострова.

Оружие

Римское осадное оружие, как и многие другие технологии, были разработаны изначально греками, но позднее значительно усовершенствованы именно римлянами. Баллист, являвшийся, по сути, гигантским арбалетом, мог стрелять крупными камнями во время осады. Римляне сконструировали его на основе греческого оружие, которое попало к ним в руки. Баллисты, используя сухожилия животных, работали по аналогии с пружинами в мышеловках огромного размера. Они способны были отбрасывать снаряды на достаточно большое расстояние – 457 метров. Оружие это было точным и при этом легким, поэтому его оснащали стрелами и копьями, что позволяло его использовать как противопехотное. Римлянами были изобретены и собственные «двигатели осады», которых называли дикими ослами из-за способности этих животных наносить очень сильные удары. «Дикие ослы» были мощными мини-катапультами, стрелявшие целыми ведрами камней большого размера и огненными шарами. Они были не настолько точными как баллисты, но зато гораздо более мощными. Это и делало их прекрасным оружием для поджогов и подрыва стен во время осад вражеских городов.

Купол

Римские купола были открытыми и просторными, создавали ощущение реального внутреннего пространства. И это произошло впервые за всю историю архитектуры. Основываясь на убеждении, что принципы арки можно «вращать» в трех измерениях для создания формы, которой характерна такая же крепкая и надежная поддерживающая сила, но применена она на большой площади, новую технологию смогли воплотить в жизнь в первую очередь благодаря бетону.

Погребальная маска

маска Агамемнона

фаюмский портрет

посмертная маска

восковые маски предков

 

Архитектура

Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространен­ных сооружений Х – Х II вв. становится античная римская базили­ка, положившая начало так называемому романскому стилю архи­тектуры.

В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (XI – X II вв.) и готический (X II I-XV вв.).

Франческо Гриффо.

Франческо Griffo был одним из самых революционных людей своего времени. Работа с известным Альд Мануций, пара революцию, как люди думают о шрифтах и ​​книжного дизайна. Я хотел бы воспользоваться моментом и немного рассказать о его истории, а также один из самых известных его творений, Шрифт Bembo.

Франческо Griffo часто приводится в качестве одного из величайших авторов в типографии и книжного дизайна в истории. Он был родом из Болоньи, но переехал в Венецию, Италия воспользоваться взрыва проектных взносов там происходит.

Во время печати началась в Германии, он путешествовал по Европе и в 1470 в Венеции стал центром полиграфической промышленности. Город быстро стал домом для более чем ста различных полиграфических предприятий1. Франческо Griffo встретил человека по имени Альд Мануций там и быстро стали близкими партнерами.

Франческо Griffo часто приводится в качестве одного из величайших авторов в типографии и книжного дизайна в истории. Он был родом из Болоньи, но переехал в Венецию, Италия воспользоваться взрыва проектных взносов там происходит.

Во время печати началась в Германии, он путешествовал по Европе и в 1470 в Венеции стал центром полиграфической промышленности. Город быстро стал домом для более чем ста различных полиграфических предприятий1. Франческо Griffo встретил человека по имени Альд Мануций там и быстро стали близкими партнерами.

 

Шрифт Bembo. Впервые прототип этого шрифта появился в книге кардинала Пьетро Бембо De Aetna (Об Этне), напечатанной в 1495 году знаменитым венецианским издателем и печатником Альдом Мануцием и был назван по имени автора трактата, а не разработчика шрифта. Нарисован и вырезан мастером Франческо Гриффо да Болонья.

Гриффо был, может быть, первым шрифтовым дизайнером, который постарался избежать слишком прямого влияния форм рукописного гуманистического минускула. Благодаря возможностям гравировальных инструментов и своей высокой квалификации гравера-пуансониста, Гриффо сумел сделать свои шрифты более гармоничными, с утонченными засечками, по сравнению со шрифтами его предшественников. Форма прописных знаков шрифтов Гриффо основана на форме знаков римских монументальных надписей

Шрифт являл собой значительный шаг вперед. Его несколько утяжеленные, но сбалансированные пропорции оказали влияние на всю европейскую типографику. По сути, Бембо явился эталоном традиционной классической антиквы, из которого “выросли” десятки новых гарнитур. В частности, форма шрифтов Гриффо оказала большое влияние на Клода Гарамона.

Тем не менее основное отличие шрифтов Гриффо от более ранней венецианской антиквы--это то, что верхние выносные элементы строчных по размеру выше, чем рост прописных знаков.

Бембо отличается крайне небольшой высотой строчных знаков, а верхние выносные элементы строчных букв поднимаются выше прописных. Многое в гарнитуре кажется уменьшенным, миниатюрным: очко сточных a и e, общая ширина букв, изящные засечки. Однако, такие моменты, как высокие выносные элементы, опущенное за базовую линиюJ и своеобразная “рука” у K придают шрифту характер и узнаваемость.

35. Искусство и архитектура Древней Руси периода централизованного государства. Ансамбль Московского Кремля XV - XVI вв.

Искусство

Иконопись

Искусство не могло не отражать главных моментов русской истории. Поэтому, естественно, во многом развитие русской живописи второй половины XV–XVI столетия определялось таким важнейшим историческим процессом, как создание централизованного государства.

В конце XV ведущую роль еще играло рублевское направление.

Крупнейшим художником этого направления был Дионисий (30–40-е годы XV в. – между 1503–1508 гг.) Художник возглавлял большую артель, выполнял как княжеские, так и монастырские и митрополичьи заказы, вместе с ним работали его сыновья Владимир и Феодосии. Дионисий работал для Пафнутьево-Боровского монастыря, Успенского собора Московского Кремля, Павлова-Обнорского монастыря, из иконостаса которого до нас дошли две иконы – «Спас в силах» с надписью на обороте, свидетельствующей об авторстве Дионисия и с указанием даты исполнения –1500 г., и «Распятие» (обе в ГТГ). С именем Дионисия называют также две житейные иконы – митрополитов Петра и Алексея (обе из Успенского собора Московского Кремля). Но самым замечательным памятником Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря, расположенного далеко на севере, в Вологодских землях, работа над которыми была исполнена Дионисием вместе с сыновьями летом 1502 г., о чем свидетельствует надпись на храме.. Роспись посвящена теме Богородицы (около 25 композиций). Изображаются сцены «Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Покров Богородицы», «Акафист Богородице» В изображениях ни разу не встречается сцена смерти, Успения Богородицы.

Ничто не омрачает праздничного, торжественного настроения, создающегося прежде всего колоритом – поразительной колористической гармонией нежных полутонов, которые исследователи справедливо сравнивают с акварелью: в основном бирюзовых, бледно-зеленых, лиловатых, сиреневых, светло-розовых, палевых, белых или темно-вишневых (последними обычно окрашен плащ Богоматери). Все это объединено ярко-лазурным фоном. Насыщенные светлые краски, свободная многофигурная композиция (Дионисий часто отходит от привычных композиционно-иконографических схем), узорные одежды, роскошь пиршественных столов (в сценах евангельских притч), пейзаж с далекими светлыми горками и тонкими деревьями – все производит впечатление радостного, ликующего славословия в красках. Особенно совершенна фреска на портале храма – «Рождество Богородицы», принадлежащая несомненно самому Дионисию. Повышенная декоративность и торжественность многофигурных композиций Дионисия, а также некоторая стандартизация ликов – черты, в которых прослеживается уже отступление от гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева. Но появление всех этих качеств характерно именно для искусства времени создания централизованного государства. Вместе с учениками и помощниками Дионисий создал также и иконостас Рождественского собора (ГРМ, ГТГ, Музей Кирилло-Белозерского монастыря), из которого самому Дионисию принадлежит икона «Богоматерь Одигитрия» (иконографический тип особой торжественности, с благословляющим младенцем Христом). Влияние искусства Дионисия сказалось на всем XVI веке.

Церковь и государь устанавливали каноны иконописания, на церковных соборах выносились специальные решения, разъяснявшие, как нужно изображать то или иное событие или тот или иной персонаж, издавались иконописные подлинники, лицевые и толковые, в которых часто указывалось (или показывалось), что надлежит брать за образец

В искусстве стали часто обращаться к историческому жанру. Этому способствовало составление летописных сводов, «Степенной книги», «Хронографа», в котором события уже собственно русской, а не мировой истории занимают основное место.

В живописи XVI в. удивительно уживаются жанровые, бытовые моменты с несомненным тяготением к сложным богословским сюжетам, к отвлеченному толкованию церковных догматов. Три иконы из ГРМ – «Притча о слепце и хромце», «Видение Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» – первые примеры таких произведений. В них еще есть композиционная стройность, но изображения «многолюдны», композиции перегружены

От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний. Прекрасная иллюстрация этому –знаменитая икона «Благословенно воинство небесного царя»

В XVI в. изменяется и внешний облик икон, обязательно обложенных серебряным басменным или чеканным окладом.

Живопись

Те же изменения, что и в иконописи, происходят и в монументальной живописи. близко по стилю к ферапонтовским исполнены росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля артелью во главе с сыном Дионисия Феодосием (1508). Но появляется и новое –используется необычайно много сцен из Апокалипсиса: тема возмездия не случайна в пору "строй борьбы с еретиками. В росписях XVI в. часто воплощается также тема преемственности власти. В языке росписи появляется подробная повествовательность сложных дидактических композиций, заданное изображение «предков» московских князей начиная от византийских императоров. Царя Ивана IV прославляло письмо Золотой царицыной палаты Кремлевского дворца (1547–1552) с ее легендарными историческими сюжетами, сценами средневековой космогонии и изображениями времен года (роспись не сохранилась). «Родословное древо» московских князей было изображено в Архангельском соборе (фрески переписаны). В сложной композиции фресок Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске под Казанью (1561) мы уже находим лик Ивана Грозного, он участник «Великого выхода», изображение которого заменило в алтаре привычную композицию Евхаристии. Так в тенденциозных зрительных образах нашел выражение богословский догмат о воплощении.

Книга

Русская книга и книжная миниатюра во второй половине XV в. претерпели большие изменения в связи с заменой пергамена бумагой. Это сказалось в первую очередь на технике и особенно на колорите миниатюр, больше похожих уже не на эмаль или мозаику, а на акварель. Евангелие 1507 г., исполненное по заказу боярина Третьякова и украшенное сыном Дионисия Феодосием, еще сохранило в миниатюрах густой цвет. Изящество рисунка, колористическое богатство, изысканный золотой орнамент принесли роскошно иллюстрированному Евангелию огромный успех и вызвали ряд подражаний (Евангелие Исаака Бирева 1531 г., РГБ). Но уже в Житии Бориса и Глеба (Архив ЛОИИ) 20-х годов XVI в. рисунки выполнены легким контуром, прозрачными, похожими на акварель красками и мало напоминают те, что были в рукописях XV столетия. Рукописные книги наполняются огромным количеством иллюстраций, например: «Великие Четьи-Минеи» –сводный многотомный труд художников, организованных митрополитом Макарием (в один из томов вошла «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, ГИМ), или Лицевой летописный свод с его 16 000 миниатюр на темы исторические, жанровые, военные и т. д. В 1564 г. дьяконом кремлевской церкви Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол», ему предшествовала анонимная первая русская печатная книга –Евангелие 1556 г. Печатные книги вызвали к жизни гравюру на дереве – ксилографию – и способствовали развитию различных стилей орнамента и разного характера инициалов и заставок. Неовизантийский, балканский, старопечатный орнамент – во всех стилях проявилась народная фантазия, в которой еще живы были отзвуки полуязыческих представлений.

Архитектура

Ансамбль московского кремля

При Иване 3 в 1485-1516 гг. возводятся новые кирпичные стены московского Кремля. Работами руководили итальянские мастера Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз. Иван 3 стремился использовать новейшие европейские фортификационные достижения, но в основе всего ансамбля стен и башен - исконно русские традиции. Строители почти в целости сохранили расположение стен, возведённых при Д.Донском, а также сохранили и центр Кремля с группой соборов и княжеским дворцом. Воздвигнутый из кирпича Кремль стал более величественным и торжественным. Стены и башни стали выше и представительнее (шатры башен были возведены в 17 в.). В к. 15 в. Кремль занимал площадь 27 га, имел форму треугольника. Высота стен составляла от 6 до 17 м., толщина - от 3 до 5 м. Углы и стены укреплялись 18 башнями, несколько выступающими из толщи стен. Расстояние между башнями было обусловлено дальностью фланкирующего огня с 2 соседних башен.

Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого - колокольня, высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окрестности на 24-30 км. Первые этажи были построены в 1505-1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г., предположительно под руководством Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Внутренняя лестница башни насчитывает 329 ступенек, а пирамидальный фундамент колокольни имеет глубину почти 10 м. Колокольня считается шедевром архитектуры Московской Руси 16 в. Рядом с колокольней Ивана Великого расположена Успенская звонница и Филаретова пристройка.

Успенский собор -центральное сооружение Кремля. Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера от возведения собора отказались, тогда Иван III пригласил архитектора и инженера Аристотеля Фиорованти из Болоньи.

Фиорованти за образец взял Успенский собор во Владимире, существенно переработав и изменив прототип. Построенный им 5-купольный белокаменный храм с пятью апсидами отличает ясность и большая чёткость членений. В основу композиции фасада положены пропорции золотого сечения. Не глядя на большие размеры, собор компактен. Мощное пятиглавие Успенского собора становиться примером для русских храмов 16-17 вв. Разделённое на три нефа внутреннее пространство собора, отличается большим единством и просторностью благодаря относительной тонкости столбов, а также небольшой толщине стен. Неподалеку от Успенского собора псковскими мастерами был сооружён Благовещенский собор (1484 - 1489). Он производит праздничное впечатление благодаря 9 позолоченным главам-луковицам, обилию декоративных деталей (аркатурный фриз апсид, украшения окон и барабанов куполов), а также причудливому ритму килевидных завершений фасадов. Над росписями Благовещенского собора работали А.Рублёв и Ф.Грек, они же создали и некоторые иконы его иконостаса.

Благовещенский собор хорошо гармонирует с Грановитой палатой, которая была построена Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным в 1487-1491 гг. Двухэтажное здание состояло из двух помещений: сеней-вестибюля и парадного зала на 2 этаже. Парадный зал имел площадь ок. 500 м2 и был самым большим в то время залом в Московской Руси. Он был перекрыт системой из 4 крестовых сводов, опирающихся на мощный квадратный столб в центре. Стены и своды Грановитой палаты были расписаны фресками, белокаменный пол покрыт плоской резьбой. Вдоль стен стояли скамьи, в правом углу от входа - трон Великого князя. Своё название Грановитая палата получила от гранёного руста, которым облицована её восточная часть.

Третий собор, определяющий ансамбль Кремля - Архангельский (Архангела Михаила), был возведён Алевизом Новым в 1505-1508 гг. В его основе лежит традиционная композиция характерная для древнерусского храма имеющего кубическую форму, увенчанного пятью куполами. Алевиз, в оформлении фасадов, использовал ренессансные детали, которые органично сочетаются с исконно русскими формами. Собор имеет ярко выраженным поэтажным членением фасадов карнизами, вместо лопаток использованы коринфские пилястры. Закомары украсились раковинами, излюбленным мотивом в венецианской архитектуре, и получили декоративную функцию.

Архитектура общие черты

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольныйчетырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[1].

 

Грановитая палата

Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построенБлаговещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531),Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.066 с.)