Декоративно прикладное искусство и скульптура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декоративно прикладное искусство и скульптура



Лучшие мастера, объединенные в царских и митрополичьих мастерских, работали также в области декоративно-прикладного искусства и в скульптуре, создавая и здесь произведения, прославляющие величие московского князя. В скульптуре этого времени впервые решаются проблемы статуарной пластики [В. Ермолин, фрагмент конной статуи Георгия-змееборца, исполненной в 1462– 1469 гг. в белом камне для украшения Фроловских (теперь Спасских) ворот Кремля]. Это не ослабляло традиционных успехов русской резьбы, о чем свидетельствует такой памятник, как Царское место (или Мономахов трон, 1551) Ивана Грозного в Успенском соборе. Сохранилось много памятников деревянной резьбы XVI в. – царские врата, резные иконостасы, что само по себе достойно самостоятельного исследования. Мелкая пластика достигает ювелирной тонкости, для нее характерно использование самых разнообразных материалов.

В шитье помимо шелковых нитей используются металлические – золотые и серебряные. Широко применяется жемчуг, драгоценные камни. Сложные узоры, подчеркнутая роскошь характерны для изделий мастерской царицы Анастасии Романовны, но еще более – для мастериц Евфросиньи Старицкой. Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.

В Оружейной палате, в царских мастерских, работают лучшие ювелиры, эмальеры, чеканщики, в чьих произведениях мы ощущаем связь с народными традициями прошлых эпох (см.: Золотой оклад напрестольного Евангелия –дар Ивана Грозного в Благовещенский собор в 1571 г., золотое блюдо 1561 г. царицы Марии Темрюковны, потир с изображением Деисуса – вклад Ирины и Бориса Годуновых в Архангельский собор Московского Кремля и т. д.; все в собр. Оружейной палаты).

 

Архитектура

Ансамбль московского кремля

При Иване 3 в 1485-1516 гг. возводятся новые кирпичные стены московского Кремля. Работами руководили итальянские мастера Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз. Иван 3 стремился использовать новейшие европейские фортификационные достижения, но в основе всего ансамбля стен и башен - исконно русские традиции. Строители почти в целости сохранили расположение стен, возведённых при Д.Донском, а также сохранили и центр Кремля с группой соборов и княжеским дворцом. Воздвигнутый из кирпича Кремль стал более величественным и торжественным. Стены и башни стали выше и представительнее (шатры башен были возведены в 17 в.). В к. 15 в. Кремль занимал площадь 27 га, имел форму треугольника. Высота стен составляла от 6 до 17 м., толщина - от 3 до 5 м. Углы и стены укреплялись 18 башнями, несколько выступающими из толщи стен. Расстояние между башнями было обусловлено дальностью фланкирующего огня с 2 соседних башен.

Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого - колокольня, высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окрестности на 24-30 км. Первые этажи были построены в 1505-1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г., предположительно под руководством Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Внутренняя лестница башни насчитывает 329 ступенек, а пирамидальный фундамент колокольни имеет глубину почти 10 м. Колокольня считается шедевром архитектуры Московской Руси 16 в. Рядом с колокольней Ивана Великого расположена Успенская звонница и Филаретова пристройка.

Успенский собор -центральное сооружение Кремля. Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера от возведения собора отказались, тогда Иван III пригласил архитектора и инженера Аристотеля Фиорованти из Болоньи.

Фиорованти за образец взял Успенский собор во Владимире, существенно переработав и изменив прототип. Построенный им 5-купольный белокаменный храм с пятью апсидами отличает ясность и большая чёткость членений. В основу композиции фасада положены пропорции золотого сечения. Не глядя на большие размеры, собор компактен. Мощное пятиглавие Успенского собора становиться примером для русских храмов 16-17 вв. Разделённое на три нефа внутреннее пространство собора, отличается большим единством и просторностью благодаря относительной тонкости столбов, а также небольшой толщине стен. Неподалеку от Успенского собора псковскими мастерами был сооружён Благовещенский собор (1484 - 1489). Он производит праздничное впечатление благодаря 9 позолоченным главам-луковицам, обилию декоративных деталей (аркатурный фриз апсид, украшения окон и барабанов куполов), а также причудливому ритму килевидных завершений фасадов. Над росписями Благовещенского собора работали А.Рублёв и Ф.Грек, они же создали и некоторые иконы его иконостаса.

Благовещенский собор хорошо гармонирует с Грановитой палатой, которая была построена Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным в 1487-1491 гг. Двухэтажное здание состояло из двух помещений: сеней-вестибюля и парадного зала на 2 этаже. Парадный зал имел площадь ок. 500 м2 и был самым большим в то время залом в Московской Руси. Он был перекрыт системой из 4 крестовых сводов, опирающихся на мощный квадратный столб в центре. Стены и своды Грановитой палаты были расписаны фресками, белокаменный пол покрыт плоской резьбой. Вдоль стен стояли скамьи, в правом углу от входа - трон Великого князя. Своё название Грановитая палата получила от гранёного руста, которым облицована её восточная часть.

Третий собор, определяющий ансамбль Кремля - Архангельский (Архангела Михаила), был возведён Алевизом Новым в 1505-1508 гг. В его основе лежит традиционная композиция характерная для древнерусского храма имеющего кубическую форму, увенчанного пятью куполами. Алевиз, в оформлении фасадов, использовал ренессансные детали, которые органично сочетаются с исконно русскими формами. Собор имеет ярко выраженным поэтажным членением фасадов карнизами, вместо лопаток использованы коринфские пилястры. Закомары украсились раковинами, излюбленным мотивом в венецианской архитектуре, и получили декоративную функцию.

Архитектура общие черты

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольныйчетырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[1].

 

Грановитая палата

Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построенБлаговещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531),Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчийПостник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

 

Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598)

Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559—1585).

36.Научно-теоретическая основа творчества в эпоху Возрождения. Учение о перспективе и пропорциях да Винчи, Ф. Брунеллески, Л. Альберти, А. Дюрера.

Научность > интерес к познанию законов природы и их отражению в искусстве, открытие перспективы линейной и воздушной, изучение анатомии, открытие техники масляной живописи, интерес к пропорциям. Основные черты культуры Возрождения и их проявление в искусстве: Гуманизм, героизация человека >интерес к пропорциям, появление новых типов зданий, станковой картины, новых жанров, изменение отношений заказчика с художником и зодчим. Обращение к Античности > интерес к ордерной системе и классическим пропорциям. Научность > интерес к познанию законов природы и их отражению в искусстве, открытие перспективы линейной и воздушной, изучение анатомии, открытие техники масляной живописи. Стремление к достижению всеобщей гармонии > интерес к центрально-купольным композициям, созданию городских ансамблей, синтезу искусств. перспективы - линейная, обратная, воздушная, панорамная, купольная, сферическая. "Перспектива" (от латинского "perspicere") в переводе означает "смотреть сквозь, правильно видеть". Леонардо да Винчи осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции. Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. Открыл прямую перспективу. Леон Баттиста Альбе́рти — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра. Основной закон перспективы согласно учению Альберти заключается в том, что предметы, имеющие одинаковые размеры и удаленные от зрителя на разное расстояние, изображаются неодинаковыми, чем дальше находится предмет, тем меньше будет на картине его изображение. А́льбрехт Дю́рер (нем. 1471, Нюрнберг —1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр, изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. Дюрер ставится в один ряд с известными учёными своего времени и считается одним из основателей теории кривых и начертательной геометрии.

37. Характерные стилевые черты модерна. Специфика развития рекламного дизайна. Плакат. Творчество О. Бердслея, А. Мухи, Т.Лотрека, Г. Климта и др

Модерн

Модерн (фр. Art Nouveau — новое искусство, нем. Jugendstil — молодежный стиль, англ. Stile Liberty — стиль свободы) — международное движение и стиль в искусстве, архитектуре и особенно декоративно-прикладном искусстве, который достиг пика своей популярности на рубеже 20-го века (1890-1905)

Само название стиля «модерн» во многих странах разное. Русскоязычное название «Модерн» в других языках не встречается. На Западе самым распространенным названием стиля можно считать «Ар-Нуво» (Art Nouveau). Так же широко известны названия стиля — «Тиффани» в США, «Югендстиль» в Германии, «Сецессион» в Автсрии, «Модерн Стайл» в Британии.

Стиль Модерн имел несколько основных направлений:

Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.

Неоклассицизм

Рационализм, направление с преобладанием более простых форм

Иррационализм

Кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича.

Модерн венский, берлинский, парижский, в России и Восточной Европе — московский, петербургский, рижский, провинциальный и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.022 с.)