Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.



ЖАНРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

 

программа дисциплины цикла СД по направлению

подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»

Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.

 

Пояснительная записка

 

I. Введение

Цель курса – воспитание грамотных, ориентирующихся в вопросах музыкальной эстетики специалистов.

Задачи курса – формирование ясного представления о категории музыкального жанра, его месте и значении в истории музыкального искусства, художественной культуры в целом. Среди существенных историко-познавательных задач курса – ознакомление с основными жанрами классической (а также, по необходимости, до- и постклассической) музыки, с их возникновением, развитием, принципами взаимодействия.

Жанр – одна из важнейших музыкально-эстетических категорий. Указывая на взаимосвязь между внемузыкальными факторами (состав исполнителей, жизненное предназначение, связь с другими видами искусства и пр.) и собственно музыкальным творчеством, жанр тем самым отражает одну из основных проблем музыковедения и шире – музыкальной эстетики. В системе музыкального образования курс «Жанры классической музыки» специфичен: он является связующим звеном между циклами исторических и теоретических дисциплин, опираясь вместе с тем на положения музыкальной эстетики. Это определило синтетический характер курса. Его основное – историческое – направление обогащено сведениями из области теории музыки, музыкальной формы. Предметом особого внимания является фактор взаимного влияния жанров, их перекрестного взаимодействия в историческом и конкретно – в стилистическом контексте.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма обучения – практические занятия. В результате обучения студенты должны научиться: свободно ориентироваться в сложной иерархии музыкальных жанров; понимать законы их возникновения и развития; уметь определять особенности жанра в конкретном произведении.

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке докладов и сообщений по темам курса, выполнении контрольных работ, прослушивании рекомендованных музыкальных произведений с последующим жанровым анализом и пр.

Контроль знаний студентов осуществляется путем текущего опроса на практических занятиях, проверки домашних заданий и иных самостоятельных работ, проведения контрольных занятий, итогового экзамена по окончании курса.

Семестр Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч Форма отчетности, ч
III       Зачет
IV       Экзамен
Всего, ч        

 

II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч
1. Категория жанра и ее место в музыкальной эстетике      
2. Светские жанры позднего Средневековья и раннего Возрождения. Светская музыкальная культура Западной Европы XII–XVI вв.      
3. Камерные вокальные жанры в классической и постклассической музыке. Судьба песенного жанра в творчестве композиторов после XVI в.      
4. Камерная инструментальная музыка      
5. Жанры симфонической музыки      
6. Крупные вокально-оркестровые жанры. Общая характеристика синтетических музыкальных жанров      
Всего, ч      

Программа курса

Тема 1. Категория жанра и ее место в музыкальной эстетике

Жанр – музыкально-эстетическая категория, в которой кристаллизуется и закрепляется практика общественного бытования музыки, собственно композиторского творчества, слушательского восприятия. Место жанра в иерархии музыкально-эстетических категорий. Разделение жанров на бытовые (первичные) и профессиональные; простые и сложные. Закономерности исторического взаимодействия различных жанровых групп. Противоположные тенденции в композиторской трактовке жанра; роль традиции в этом процессе. Основные жанрообразующие признаки: внемузыкальные (жизненное предназначение, условия исполнения и восприятия) и собственно музыкальные. Понимание поэтики музыкального жанра как комплекса эстетических и художественных средств. Введение понятий «жанровый стиль», «жанровый фонд эпохи». Семантика музыкального жанра в определенной общественной среде.

Эволюция музыкального жанра, его соотношение с музыкальным стилем в процессе развития музыкального искусства. Закон неравномерности развития музыкальных жанров. Тенденции жанров к дифференциации и интеграции. Основные типы жанрового взаимодействия в музыке: цитирование, переменность, модуляция, трансформация, синтез и др. Жанр как средство музыкальной выразительности. Обобщение через жанр.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое музыкальный жанр?

2. Назовите внемузыкальные признаки жанра.

3. Понятие поэтики музыкального жанра.

4. Охарактеризуйте наиболее общее разделение музыкальных жанров.

5. Назовите основные типы жанрового взаимодействия. Приведите примеры.

Тема 2. Светские жанры позднего Средневековья и раннего Возрождения. Светская музыкальная культура

Западной Европы XII–XVI вв.

Устная традиция в музыкальном искусстве Средневековья. Менестрели (жонглеры, шпильманы и др.), синкретический характер творчества. Роль импровизации в музыке и стихосложении. Начало формирования куплетной и рефренной структур. Множественность и условность жанровых определений: шансон, рондель, канцона, эстампи, карола и др.

Искусство миннезингеров (XII–XIII вв.) – образец средневековой рыцарской культуры.

Тематика творчества миннезингеров. Несовпадение структуры стиха и музыки.

Мейстерзингеры (XIV–XVI вв.) – первые ремесленники в музыке. Строгая регламентированность творчества. Религиозная (XIV–XV вв.) и светская (XV–XVI вв.) тематика песен. Необходимые ступени в овладении мастерством.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите наиболее известные жанры светской музыки позднего Средневековья и раннего Возрождения.

2. Каковы особенности соотношения стиха и музыки светских жанров Западной Европы XII–XVI вв.?

3. Назовите особенности творчества мейстерзингеров.

 

Музыка эпохи ars nova

Переломный характер эпохи, его отражение в теоретических трудах и в музыкальной практике. Новые эстетические принципы и их проекция на систему музыкальных жанров. Выдвижение на первый план музыкального творчества светских песенных жанров как следствие общего процесса демократизации искусства. Формирование индивидуальных композиторских стилей и национальных школ. Характеристика музыкальных жанров: рондо, баллада, виреле, лэ, баллата и др.

Мотет. Зарождение жанра (XII в.) путем введения подтекстовки верхнего голоса (duplum, motetus) над основным, литургическим напевом. Роль мотета как связующего звена между духовным и светским творчеством.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как изменилась система музыкальных жанров в эпоху ars nova?

2. Каковы особенности жанра мотета и его исторического развития?

 

Многоголосная песня в странах Западной Европы

Сhanson – светская хоровая песня, своего рода связующее звено между народным и профессиональным творчеством. Видоизменения жанра в истории музыкального искусства.

Lied – многоголосная полифоническая песня на немецкий текст. Истоки жанра. Роль Lied в формировании протестантского хорала; музыкально-творческая деятельность Мартина Лютера. Перспективы развития жанра в классической и постклассической музыке.

Quodlibet – уникальный жанр, основанный на смешении мелодий и текстов разных песен.

Итальянский мадригал – один из ведущих, высоко профессиональных жанров эпохи Возрождения. Мадригал в поэзии и в музыке. Многообразие возможных форм музыкального мадригала. Признаки аккордового письма внутри имитационно-полифонической ткани. Индивидуальность тематизма – существенное качество музыкального языка мадригала. Применение музыкально-риторических фигур (оборотов с закрепленной семантикой) разных произведений в сходных сюжетных ситуациях.

Мадригальная комедия – одна из прародительниц оперного жанра. Рождение сценического мадригала и оперы в творчестве К. Монтеверди.

Вопросы для самопроверки

1. Эволюция chanson.

2. Роль Lied в истории немецкой музыкальной культуры.

3. Особенности жанра мадригала.

4. Что такое мадригальная комедия? Какова ее роль в истории музыкальных жанров?

5. Что такое Quodlibet?

Вопросы для самопроверки

1. Какие жанры составляют группу камерных вокальных? Какие признаки их объединяют?

2. Песня и ее классификация.

3. Как проявилось влияние песни на другие жанры в истории музыкального искусства?

4. Чем отличается жанр романса от песни?

5. Расскажите об истории развития терминов «баллада» и «серенада».

Простые жанры

Характеристика некоторых простых (одночастных) жанров.

1. Прелюдия. Происхождение и развитие жанра в творчестве И.С. Баха, Ф. Шопена, русских композиторов XIX–XX вв.

2. Этюд. Зарождение жанра как инструктивной пьесы для совершенствования исполнительской техники. Новая художественная значимость этюда в музыке композиторов-романтиков, русских композиторов.

3. Токката. Возникновение жанра как специфического для органной и клавирной музыки (XVI в.); с XIX в. – как самостоятельного виртуозно-концертного в духе этюда.

4. Ноктюрн. В романтической музыке – небольшая лирическая пьеса; ранее род дивертисмента (многочастного инструментального произведения), исполняемого на открытом воздухе. Ноктюрн в творчестве Дж. Филда, Ф. Шопена, П.И. Чайковского и др.

5. Скерцо. Этапы развития жанра:

XVI–XVII вв. – музыкальное произведение на шутливые тексты;

XVIII в. – часть инструментальной сюиты;

с конца XVIII в. – часть сонатно-симфонического цикла;

в творчестве романтиков – самостоятельное одночастное произведение шутливого, юмористического, гротескного характера.

Знакомство с другими простыми жанрами – экспромтом, музыкальным моментом, баркаролой, каприччио, новеллеттой.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие жанры называются простыми камерными? Каково их происхождение?

2. Как исторически изменялись жанры прелюдии, этюда, токкаты, ноктюрна, скерцо?

Сложные жанры

Трио-соната – один из основных камерных жанров западноевропейской музыки XVII в. – главный источник зарождения более поздних циклических жанров. Два вида трио-сонаты: sonata da kamera – путь к старинной сюите; sonata da chiesa – предтеча сонатно-симфонического цикла.

Старинная сюита. Простые бытовые жанры в основе сюиты. Особенности фактуры, объединяющей признаки полифонии и гомофонии. «Вставные» танцы; их роль в дальнейшем развитии циклических и нециклических форм и жанров.

Программная инструментальная сюита в музыке второй половины XIX – XX вв.

Соната – один из основных жанров камерной музыки. Формирование классической сонаты на базе более ранних жанров. Жанр сонаты в творчестве Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Соната в музыке романтиков, русских композиторов.

Камерные музыкальные ансамбли – трио, квартеты, квинтеты и др. Особенности их поэтики – лиричность, интимный характер высказывания, тонкая разработанность голосов фактуры.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое сложные камерные жанры?

2. В чем главная историческая роль трио-сонаты?

3. Сюита и ее виды.

4. Классическая соната и ее эволюция.

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие жанров симфонической музыки от камерной?

2. Что такое симфонизм? В каких жанрах и как проявляется симфоническое мышление?

3. Какие жанры подготовили появление классической симфонии?

4. Дайте характеристику основных типов симфонизма. Приведите примеры.

 

Опера

Опера – синтетический жанр, тесно связанный с литературой, музыкой, живописью, балетом и др. Музыка и драма – основа оперного жанра; изменение соотношения этих составляющих в процессе развития жанра.

Зарождение жанра в конце XVI – начале XVII вв. Деятельность Флорентийской камераты. Формирование национальных оперных школ во второй половине XVII в.: итальянской, французской, испанской, английской, германской.

Два основных типа оперы: опера, основанная на сплошном пении, со сквозным музыкальным развитием; опера, в которой музыкальные номера чередуются с разговорной речью.

Оперная драматургия и ее разновидности: opera seria и opera buffa (Италия), лирическая трагедия, героическая опера, «опера спасения», комическая опера (Франция), Singspiel (Германия).

Оперные реформы К. Глюка, В.А. Моцарта.

Романтическая опера XIX в. Влияние национальных литературных школ, фольклорного искусства. Большая героико-романтическая опера во Франции, немецкая романтическая опера; реформа Р. Вагнера. Реалистические особенности новой лирической оперы; итальянский «веризм». Русская опера и ее основные направления в связи с общеевропейскими процессами. Кризис оперного жанра в XX в.

Другие музыкально-театральные жанры: оперетта, мюзикл, балет, опера-балет.

 

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите виды искусства, причастные к образованию оперного жанра. Какие из них являются определяющими?

2. Назовите первые оперы в истории музыки.

3. Перечислите основные драматургические разновидности оперного жанра. Приведите примеры.

4. С чем связана необходимость оперных реформ? Перечислите и охарактеризуйте наиболее значительные из них.

Оратория. Кантата

Оратория – большое музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Зарождение оратории на рубеже XVI–XVII вв. на основе жанров итальянского мадригала, мессы, мотета. Развитие оратории в Италии (Дж. Кариссими, А. Скарлатти, А. Страделла).

Жанр оратории в Германии (Г. Шютц, С. Шейдт, Д. Букстехуде, И.С. Бах). Творчество Г.Ф. Генделя – вершина доклассической оратории.

Развитие жанра оратории в музыке венских классиков, романтиков, русских композиторов. Оратория в музыкальном творчестве XX в.

Кантата. Происхождение термина от антитезы «sonare – cantare». Подвижность жанровых признаков – кантаты одночастные и многочастные, сольные и хоровые, духовные и светские. Главное качество поэтики жанра кантаты – ее приветственная, гимническая основа. Возникновение и развитие кантаты в странах Западной Европы. Многообразие жанра в русской музыке. Предрасположенность кантаты к синтезу с другими жанрами – симфоническим, оперным.

Жанр кантаты в музыке XX в.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое оратория? Расскажите о происхождении жанра и его названия.

2. В чем отличие оратории от оперы? кантаты?

3. Расскажите о развитии жанров оратории и кантаты.

 

Вопросы к зачету

1. В чем особенности категории «жанр» в музыковедении?

2. Назовите внемузыкальные признаки жанра.

3. Назовите основные типы взаимодействия жанров в музыке. Приведите примеры.

4. Назовите основные светские жанры в музыке Средневековья и раннего Возрождения? В чем их специфика?

5. Расскажите об эволюции песенного жанра в странах Западной Европы.

6. Назовите и охарактеризуйте основные камерно-инструментальные жанры западноевропейской музыки.

 

Вопросы к экзамену

1. Жанр сhanson в истории музыкальной культуры.

2. История немецкой Lied.

3. Итальянский мадригал – прародитель оперного и кантатного жанров.

4. Мотет – жанр «между мессой и песней».

5. Романс и песня: происхождение и история жанров.

6. Жанр баллады в литературе и в музыке.

7. Жанр серенады в музыке.

8. Простые камерные инструментальные жанры классической музыки.

9. Трио-соната – источник циклических инструментальных жанров.

10. Возникновение и исторические изменения сюитного жанра.

11. Теория и история инструментальной сонаты.

12. Жанр камерного инструментального ансамбля.

13. Симфонизм как новый тип музыкального мышления, возникшего на рубеже XVIII–XIX вв.

14. Истоки жанра классической симфонии.

15. Типы симфонизма в классической музыке.

16. Новые жанровые разновидности симфонии в романтической и в русской музыке.

17. Взаимодействие жанров в романтическом творчестве.

18. Крупные вокально-инструментальные жанры. Общая характеристика.

19. Опера. Характеристика жанра и его генезис.

20. Типы оперной драматургии.

21. Оперные реформы в истории музыки.

22. Оперный жанр во второй половине XIX – XX в.

23. Оратория и кантата. Специфика жанров; их возникновение и развитие.

24. Категория жанра в музыкальной эстетике.

Литература

Основная

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

2. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003.

3. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М., 1954.

4. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных жанров и форм. М., 1971.

5. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968.

6. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999.

7. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964.

Дополнительная

1. Асафьев Б.В. Русская музыка. М., 1964.

2. Асафьев Б.В. Симфонизм как проблема современного музыкознания // Пауль Беккер. Симфония от Бетховена до Малера. Л., 1926.

3. Асафьев Б.В. Избранные труды. В 4 т. М., 1952–1955.

4. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.

5. Конен В.Д. Театр и симфония. М., 1968.

6. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.

 

ЖАНРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

 

программа дисциплины цикла СД по направлению

подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»

Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.

 

Пояснительная записка

 

I. Введение

Цель курса – воспитание грамотных, ориентирующихся в вопросах музыкальной эстетики специалистов.

Задачи курса – формирование ясного представления о категории музыкального жанра, его месте и значении в истории музыкального искусства, художественной культуры в целом. Среди существенных историко-познавательных задач курса – ознакомление с основными жанрами классической (а также, по необходимости, до- и постклассической) музыки, с их возникновением, развитием, принципами взаимодействия.

Жанр – одна из важнейших музыкально-эстетических категорий. Указывая на взаимосвязь между внемузыкальными факторами (состав исполнителей, жизненное предназначение, связь с другими видами искусства и пр.) и собственно музыкальным творчеством, жанр тем самым отражает одну из основных проблем музыковедения и шире – музыкальной эстетики. В системе музыкального образования курс «Жанры классической музыки» специфичен: он является связующим звеном между циклами исторических и теоретических дисциплин, опираясь вместе с тем на положения музыкальной эстетики. Это определило синтетический характер курса. Его основное – историческое – направление обогащено сведениями из области теории музыки, музыкальной формы. Предметом особого внимания является фактор взаимного влияния жанров, их перекрестного взаимодействия в историческом и конкретно – в стилистическом контексте.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма обучения – практические занятия. В результате обучения студенты должны научиться: свободно ориентироваться в сложной иерархии музыкальных жанров; понимать законы их возникновения и развития; уметь определять особенности жанра в конкретном произведении.

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке докладов и сообщений по темам курса, выполнении контрольных работ, прослушивании рекомендованных музыкальных произведений с последующим жанровым анализом и пр.

Контроль знаний студентов осуществляется путем текущего опроса на практических занятиях, проверки домашних заданий и иных самостоятельных работ, проведения контрольных занятий, итогового экзамена по окончании курса.

Семестр Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч Форма отчетности, ч
III       Зачет
IV       Экзамен
Всего, ч        

 

II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч
1. Категория жанра и ее место в музыкальной эстетике      
2. Светские жанры позднего Средневековья и раннего Возрождения. Светская музыкальная культура Западной Европы XII–XVI вв.      
3. Камерные вокальные жанры в классической и постклассической музыке. Судьба песенного жанра в творчестве композиторов после XVI в.      
4. Камерная инструментальная музыка      
5. Жанры симфонической музыки      
6. Крупные вокально-оркестровые жанры. Общая характеристика синтетических музыкальных жанров      
Всего, ч      

Программа курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.092 с.)